Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византия и западная Европа в средние века: два пути культурного развития. Католицизм и православие

Поиск

Духовной основой средневековой культуры стало христианство, однако в различных этногеографических, политических, социально-экономических условиях возникали региональные варианты средневековых христианских культур. Наиболее выдающимися стали культуры Византии и средневекового Запада.

Уже с III в. н. э. различия между Восточной и Западной Римской империей становились всё более заметными: Запад переживал упадок, а положение Востока было благоприятным, так как её территории не подвергались вторжениям варваров, стремившихся в Рим – «вечный город». В 330 г. император Константин I перенес столицу в город Константинополь, «Новый Рим». В 395 г. Римская империя окончательно распалась. Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом (папой) от восточных церквей во главе с патриархами – константинопольским, антиохийским, иерусалимским. Соперничество за влияние между этими церквами завершилось в 1054 г. расколом – «Великой схизмой».

Оба направления – католицизм и православие – имеют ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, отразив специфику экономического и политического развития феодальных отношений обоих регионов. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан (в Риме), являющийся резиденцией папы римского. В католицизме папа считается наместником Иисуса Христа на земле и преемником апостола Петра. Он непогрешим в делах веры и нравственности, его власть выше светской власти и вселенских соборов. Светской власти в лице императора отводилась забота о земном благосостояния и политическом единстве общества. Светский правитель – лишь орудие в руках церкви, и только папское благословение ставит его над другими людьми. Более того, папа имеет право не только короновать, но и смещать императора.

Возвышению папства способствовали варвары, захватившие империю и унаследовавшие религию побеждённых. Они считались не с императором, а с папой римским, закрепив за ним право направлять и вести христианский мир к высшей цели – вечному спасению. В VIII в. образовалось уже целое Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Теократические притязания папства были в немалой степени вдохновлены идейными установками Августина Блаженного (354–430). В главном своем труде «О граде Божьем» Августин изложил свое видение истории и форм правления. Используя метафору о двух градах – небесном и земном – он представил концепцию церкви – града Божьего – как иерархической, строго дисциплинированной организации, обладающий исключительным правом быть посредником между Богом и людьми, высшим судьей в делах духовных и мирских.

Источником католического вероучения считается не только Священное Писание, но и Священное Предание – суждения пап в вопросах веры и постановления вселенских соборов католической церкви. Духовенство даёт обет безбрачия (целибат). Особенностью католичества является также культ Богоматери – Святой Девы Марии, признание догматов о её непорочном зачатии, телесном вознесении. Католицизму свойственен пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий.

Католицизм отличался крайней нетерпимостью по отношению к «вероотступникам». Это выражалось не только в полемике с еретическими богословами, но и физических расправах над еретиками. Тот же Августин разработал целый ряд рекомендаций по применению к инакомыслящим разного рода репрессий, включая пытки и казни. Затем родилась инквизиция – священный трибунал, жертвами которого на долгое время стали свободомыслие, научное знание, принадлежность к другой вере.

Православие получило распространение главным образом на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Восточной Европе. Основу этого вероучения составляют Библия и Священное предание. Оно исходит из признания триединого Бога – творца и управителя вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

Центром православия стала Византия. Характер отношений между светской властью и церковью отличался здесь значительным своеобразием по сравнению с Западом. Союз церкви с государством строился на руководящей роли императорской власти, которая обладала сакральными функциями и имела право участвовать в решении церковных вопросов. Политическая и идеологическая поддержка церкви со стороны государства способствовала тому, что епископы и монастыри превращались в крупных земельных собственников. В Византии им принадлежали не только земельные угодья, но позднее и ремесленные мастерские (эргастерии). Служители церкви были освобождены от налогов, торговых пошлин, военной службы и получали десятину – одну десятую часть от государственных доходов. Киевская Русь в 988 г. переняла именно эту модель христианства, что имело важные последствия в истории России, отразившись, прежде всего, на развитии государственности, национальном самосознании, культуре и международном престиже.

В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквами. Эти различия имели не только религиозно-догматический, но и социально-экономический и политический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения. Западной религиозности свойственна глубокая экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом.

Серьезный удар по византийской цивилизации нанесли так называемые Крестовые походы – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с «неверными» (мусульманами) и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы направили свой четвертый поход против Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к ее распаду и образованию Латинской империи (1204–1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей. Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV в. византийское искусство пережило новый и последний период подъема. И все же заключительные столетия существования империи характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, нескончаемыми феодальными усобицами и нарастающим турецким натиском. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии – предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического.

Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннего гуманизма в Италии. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Термин «византийский гуманизм» обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный, психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых.

В XV в. Византия пала под натиском турок. Однако вклад этой цивилизации в мировую культуру оценивается по достоинству. Прежде всего, следует отметить, что Византия стала своего рода мостом между западной и восточной культурами. Она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние сказалось в тех странах, где утвердилось православие. В первую очередь это касается России.

При подготовке данного вопроса необходимо осмысление терминологии (христианство, православие, католицизм, церковь, богословие, храм, духовенство, литургия) и категорий, имеющих отношение к религиозной жизни Восточной Римской империи и средневекового Запада. Следует подумать над тем, почему развитие христианства в Византии существенно отличалось от западного пути: какие причины способствовали этому? Можно ли считать византийский вариант христианства принципиально отличающимся от римско-католического, или же это различие иллюзорно и опирается на нерелигиозные факторы? Подумайте и осветите следующие вопросы: Вселенские Соборы и их роль в формировании христианских догматов; специфика византийского православия (восточного христианства); развитие православного богословия в трудах «отцов церкви»; феномен иконоборчества; теократическая концепция императорской власти, союз императора и церкви; структура и организация византийской церкви; особенности византийского православного культа; византийское монашество и его роль в общественно-политической жизни империи.

В завершении анализа данного комплекса проблем следует подумать над тем, в какой степени жизнь империи оказалась под воздействием религиозного сознания, как религиозная сфера взаимодействовала со светскими проявлениями жизни, разрешились ли противоречия православного понимания мира и языческих представлений, бытовавших в обыденном сознании жителей Византии.

По проблеме раскола в христианстве и в вопросе о возникновении двух его ветвей – католицизма и православия – следует обратить внимание на следующие моменты: в чем заключались причины раскола христианской церкви; какой путь религиозного спасения предлагали римско-католическая и православная церкви; каковы наиболее существенные различия между этими двумя конфессиями; какие функции выполняла церковь в эпоху распада Римской империи и образования варварских государств; что позволило католической церкви стать мощной политической силой; что такое теократия; как воплощался идеал теократии в теории Августина о «двух градах».

Важны и следующие вопросы: когда в Западной Европе появилось папство; что способствовало его усилению; почему духовный авторитет папства со временем стал падать; какую роль в религии играл институт монашества; в чем состояли главные задачи организуемых церковью монастырей и монашеских орденов; что такое ересь; в чем причина длительного существования многочисленных ересей в Средние века; как христианская церковь относилась к «лжеучениям»? В заключение подведите итоги и сделайте выводы относительно того, в чем же заключено коренное различие в развитии культур средневекового Запада и Византии. Необходимо также выделить и аспект единства, общности этих культур во всемирном историко-культурном процессе.

 

 

Вопрос № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.007 с.)