Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Византия и западная Европа в средние века: два пути культурного развития. Католицизм и православиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Духовной основой средневековой культуры стало христианство, однако в различных этногеографических, политических, социально-экономических условиях возникали региональные варианты средневековых христианских культур. Наиболее выдающимися стали культуры Византии и средневекового Запада. Уже с III в. н. э. различия между Восточной и Западной Римской империей становились всё более заметными: Запад переживал упадок, а положение Востока было благоприятным, так как её территории не подвергались вторжениям варваров, стремившихся в Рим – «вечный город». В 330 г. император Константин I перенес столицу в город Константинополь, «Новый Рим». В 395 г. Римская империя окончательно распалась. Это способствовало обособлению западной церкви во главе с римским епископом (папой) от восточных церквей во главе с патриархами – константинопольским, антиохийским, иерусалимским. Соперничество за влияние между этими церквами завершилось в 1054 г. расколом – «Великой схизмой». Оба направления – католицизм и православие – имеют ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, отразив специфику экономического и политического развития феодальных отношений обоих регионов. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр – Ватикан (в Риме), являющийся резиденцией папы римского. В католицизме папа считается наместником Иисуса Христа на земле и преемником апостола Петра. Он непогрешим в делах веры и нравственности, его власть выше светской власти и вселенских соборов. Светской власти в лице императора отводилась забота о земном благосостояния и политическом единстве общества. Светский правитель – лишь орудие в руках церкви, и только папское благословение ставит его над другими людьми. Более того, папа имеет право не только короновать, но и смещать императора. Возвышению папства способствовали варвары, захватившие империю и унаследовавшие религию побеждённых. Они считались не с императором, а с папой римским, закрепив за ним право направлять и вести христианский мир к высшей цели – вечному спасению. В VIII в. образовалось уже целое Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Теократические притязания папства были в немалой степени вдохновлены идейными установками Августина Блаженного (354–430). В главном своем труде «О граде Божьем» Августин изложил свое видение истории и форм правления. Используя метафору о двух градах – небесном и земном – он представил концепцию церкви – града Божьего – как иерархической, строго дисциплинированной организации, обладающий исключительным правом быть посредником между Богом и людьми, высшим судьей в делах духовных и мирских. Источником католического вероучения считается не только Священное Писание, но и Священное Предание – суждения пап в вопросах веры и постановления вселенских соборов католической церкви. Духовенство даёт обет безбрачия (целибат). Особенностью католичества является также культ Богоматери – Святой Девы Марии, признание догматов о её непорочном зачатии, телесном вознесении. Католицизму свойственен пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий. Католицизм отличался крайней нетерпимостью по отношению к «вероотступникам». Это выражалось не только в полемике с еретическими богословами, но и физических расправах над еретиками. Тот же Августин разработал целый ряд рекомендаций по применению к инакомыслящим разного рода репрессий, включая пытки и казни. Затем родилась инквизиция – священный трибунал, жертвами которого на долгое время стали свободомыслие, научное знание, принадлежность к другой вере. Православие получило распространение главным образом на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Восточной Европе. Основу этого вероучения составляют Библия и Священное предание. Оно исходит из признания триединого Бога – творца и управителя вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Центром православия стала Византия. Характер отношений между светской властью и церковью отличался здесь значительным своеобразием по сравнению с Западом. Союз церкви с государством строился на руководящей роли императорской власти, которая обладала сакральными функциями и имела право участвовать в решении церковных вопросов. Политическая и идеологическая поддержка церкви со стороны государства способствовала тому, что епископы и монастыри превращались в крупных земельных собственников. В Византии им принадлежали не только земельные угодья, но позднее и ремесленные мастерские (эргастерии). Служители церкви были освобождены от налогов, торговых пошлин, военной службы и получали десятину – одну десятую часть от государственных доходов. Киевская Русь в 988 г. переняла именно эту модель христианства, что имело важные последствия в истории России, отразившись, прежде всего, на развитии государственности, национальном самосознании, культуре и международном престиже. В XI в. окончательно формируются различия между православной и католической церквами. Эти различия имели не только религиозно-догматический, но и социально-экономический и политический характер, не только отражали различия в общественной структуре и культуре Византии и Запада, но и демонстрировали устойчивые социально-психологические расхождения. Западной религиозности свойственна глубокая экзальтация. Для верований греков была характерна отвлеченная философская рассудочность, приверженность к трансцендентным идеям. Взволнованное воображение латинян постоянно устремлялось к крестным страданиям Христа, страшным мукам грешников в аду. В православной церкви на первый план выдвигались радостно-просветленные моменты жизни Христа, его преображение и воскрешение; души верующих устремлялись к божественному свету, к победе добра над злом. Серьезный удар по византийской цивилизации нанесли так называемые Крестовые походы – походы на Восток, организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью. Объявив целью походов на Ближний Восток борьбу с «неверными» (мусульманами) и освобождение Гроба Господня и Святой земли (Палестины), крестоносцы направили свой четвертый поход против Византии. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к ее распаду и образованию Латинской империи (1204–1261). Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков католического вероучения. Но одновременно византийская культура стала оказывать влияние на просвещенных людей с Запада. Среди средневековых западноевропейских интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского самосознания. На Запад перекочевало множество византийских сокровищ и художественных ценностей. Византийские императоры из династии Палеологов восстановили империю. В XIV в. византийское искусство пережило новый и последний период подъема. И все же заключительные столетия существования империи характеризовались нестабильностью экономики, территориальными потерями, нескончаемыми феодальными усобицами и нарастающим турецким натиском. Произошла четкая поляризация двух основных течений в византийской идеологии – предренессансного, связанного с зарождением идей гуманизма, и религиозно-мистического. Общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами оказало влияние на формирование раннего гуманизма в Италии. Именно византийским мыслителям суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Термин «византийский гуманизм» обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный, психологический и эстетический комплекс, который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Широчайшие познания византийских философов, богословов, филологов, риторов вызывали безграничное восхищение итальянских гуманистов, многие из которых стали учениками и последователями византийских ученых. В XV в. Византия пала под натиском турок. Однако вклад этой цивилизации в мировую культуру оценивается по достоинству. Прежде всего, следует отметить, что Византия стала своего рода мостом между западной и восточной культурами. Она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние сказалось в тех странах, где утвердилось православие. В первую очередь это касается России. При подготовке данного вопроса необходимо осмысление терминологии (христианство, православие, католицизм, церковь, богословие, храм, духовенство, литургия) и категорий, имеющих отношение к религиозной жизни Восточной Римской империи и средневекового Запада. Следует подумать над тем, почему развитие христианства в Византии существенно отличалось от западного пути: какие причины способствовали этому? Можно ли считать византийский вариант христианства принципиально отличающимся от римско-католического, или же это различие иллюзорно и опирается на нерелигиозные факторы? Подумайте и осветите следующие вопросы: Вселенские Соборы и их роль в формировании христианских догматов; специфика византийского православия (восточного христианства); развитие православного богословия в трудах «отцов церкви»; феномен иконоборчества; теократическая концепция императорской власти, союз императора и церкви; структура и организация византийской церкви; особенности византийского православного культа; византийское монашество и его роль в общественно-политической жизни империи. В завершении анализа данного комплекса проблем следует подумать над тем, в какой степени жизнь империи оказалась под воздействием религиозного сознания, как религиозная сфера взаимодействовала со светскими проявлениями жизни, разрешились ли противоречия православного понимания мира и языческих представлений, бытовавших в обыденном сознании жителей Византии. По проблеме раскола в христианстве и в вопросе о возникновении двух его ветвей – католицизма и православия – следует обратить внимание на следующие моменты: в чем заключались причины раскола христианской церкви; какой путь религиозного спасения предлагали римско-католическая и православная церкви; каковы наиболее существенные различия между этими двумя конфессиями; какие функции выполняла церковь в эпоху распада Римской империи и образования варварских государств; что позволило католической церкви стать мощной политической силой; что такое теократия; как воплощался идеал теократии в теории Августина о «двух градах». Важны и следующие вопросы: когда в Западной Европе появилось папство; что способствовало его усилению; почему духовный авторитет папства со временем стал падать; какую роль в религии играл институт монашества; в чем состояли главные задачи организуемых церковью монастырей и монашеских орденов; что такое ересь; в чем причина длительного существования многочисленных ересей в Средние века; как христианская церковь относилась к «лжеучениям»? В заключение подведите итоги и сделайте выводы относительно того, в чем же заключено коренное различие в развитии культур средневекового Запада и Византии. Необходимо также выделить и аспект единства, общности этих культур во всемирном историко-культурном процессе.
Вопрос № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.007 с.) |