Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности русского национального менталитета. Характерные черты русской культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При изучении данного вопроса необходимо иметь в виду, что в современной литературе термин «менталитет», или «ментальность», используется довольно часто. Принято говорить о ментальности разных эпох, культур, народов, социальных групп. Понятие менталитета происходит от латинского mens – «ум», «образ мыслей», «душевный склад». Таким образом, менталитет предполагает определенный тип мышления, осознания окружающего мира, устойчивые мыслительные схемы. Мотивируя поведение человека, ментальность обнаруживает сходство с идеологией, хотя и не предполагает жестких схем поведения. Включая в себя ценностные ориентиры, ментальность тем самым определяет выбор духовных ценностей, святынь народа, характеризуя глубинный уровень сознания. Менталитет связан и с коллективным бессознательным человека, поэтому понятие менталитета позволяет соединить аналитическое сознание с полуосознанными культурными шифрами. Как отмечает культуролог П. С. Гуревич, внутри ментальности находят себя различные оппозиции – природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, индивидуальное и общественное. Чрезвычайно широкая трактовка этого термина в литературе позволяет с его помощью характеризовать культурные традиции, образ мысли и душевный склад различных общностей. Принято говорить о западном и восточном менталитете, о европейском и американском, западном и африканском. При характеристике европейской культуры говорят об античной и средневековой ментальности, о ментальности Нового времени и современности. Находит свое осмысление ментальность тотальная, бюрократическая, национальная, детская и пр. Менталитет народа, его национальный характер формируется, как правило, на ранних стадиях исторического развития под воздействием природно-географических условий, геополитического положения, доминирующей религии, социально-экономических факторов. Сформировавшись, менталитет народа и его характер сами становятся определяющими для развития национальной культуры. Все это верно и в отношении русской культуры. Поэтому так важно в процессе изучения русской ментальности попытаться выделить основные факторы, обусловившие ее специфику. Начнем с географического фактора. Колыбелью и «месторазвитием» (в терминологии П. Н. Милюкова) русской культуры является Восточно-Европейская (Русская) равнина, характеризующаяся разнообразием ландшафтов – от холодной тундры и тайги до жарких степей и безводных пустынь. Рельеф равнины определяет ее климат, создавая условия для свободного обмена воздушными массами, что влечет за собой частую смену типов погоды. Колебания климата доходят до катастрофических засух в степной полосе, порождающих неурожаи. Зона холодного климата в России занимает более 70 % территории (для сравнения: в США – 21 %). Отечественные исследователи, изучавшие сообщения летописей о стихийных бедствиях, насчитали Х–XIII вв. около 200 голодных лет, связанных с климатическими колебаниями. Хорошо известна мысль В. О. Ключевского о том, что никто в Европе не может сравниться с великороссом по невероятно мощному кратковременному напряжению сил, позволявшему за три месяца произвести огромный объем работ, хотя и с результатом, не обеспечивавшим сверхсытой жизни. В то же время, нигде в Европе нет такой нелюбви к размеренному труду. Вместе с напряжением вырабатывалась наблюдательность и изобретательность, изощренность решений, неприхотливость. Именно с особенностями климата Ключевский связывал крайности русского характера, его противоречивость, страстность, экстремизм. По всей вероятности с этим можно согласиться. Но можно, учитывая характеристику В. Соловьева и И. Солоневича, отметить, что климат не определяет черты национального характера, а лишь усиливает национальные черты, что также немаловажно. По мнению ряда исследователей, противоречивость характера русского человека, не умеющего держаться «середины» и во всем тяготеющего к взаимоисключающим крайностям («эффект маятника»), связана с евразийской пограничностью русской культуры. Но именно двусоставность русского менталитета, порождая амбивалентность русской культуры, открывала перед ней огромные возможности гибкого и быстрого приспособления к резким изменениям в развитии страны (революциям, войнам, террору, деспотизму, международным и национальным конфликтам, религиозному и атеистическому фанатизму и пр.). Этим определяется ее динамизм, внутренняя напряженность, энергичность, самокритичность, способность к самоотрицанию, радикализм, стремление к конфронтации и расколам и в то же самое время – еще более сильная тенденция к единству (соборность, коллективная солидарность, единомыслие и т. д.). Отсюда берет свое начало и «всемирная отзывчивость» русской культуры, пролетарский интернационализм, мессианские притязания на «всемирность», а также сверхцентрализм, приводивший к тоталитаризму. Важнейшим фактором складывания русской ментальности стало расширение территории российского государства на протяжении всей ее истории. Постоянная колонизация и переселение требовали огромных усилий и людских ресурсов, которых и так постоянно не хватало в силу практически не прекращавшейся внешней агрессии, набегов, войн. Уже в 1-й половине I тысячелетия внешний натиск был так силен, что восточные славяне воздвигли громадные «Змиевы валы» протяженностью 2,5 тыс. км. По своей трудоемкости эту работу можно сравнить с постройкой Великой Китайской стены, помня при этом о малочисленности славян. В 1-й половине II тысячелетия внешнеполитическая угроза сохранялась. Только с 1228 по 1462 гг. произошло около 160 внешних войн. Можно вспомнить и более близкую историю XIX столетия: войны с турками, персами, Кавказская война, покорение Средней Азии, нашествие Наполеона, борьба с англо-франко-турецкой агрессией в ходе Крымской войны. Впечатляет и ХХ столетие… В битвах и тяжких испытаниях укреплялся дух русского народа, его любовь к Отечеству – к земле «отич и дедич», как говорили в старину. Все это обусловило и такие важные черты национального характера, как патриотизм, мужество, стойкость, энтузиазм, терпение. Масштабы войн и битв России во все времена были несоизмеримы с европейскими, как несоизмеримы были и людские потери. Приходилось биться насмерть за выживание, за спасение народа. Воодушевляла, как правило, не слава, а отчаяние. На этом фоне становится понятной сверхцентрализация русского государства и невероятная концентрация его ресурсов, что также оказало свое воздействие на русскую культуру. В ряду факторов, влияющих на русскую ментальность, одно из первостепенных мест принадлежит православию. Пушкин писал, что греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особый национальный характер. При этом многие отмечают, что православие исповедуют психологически разные народы: русские, румыны, греки, армяне и др. Однако и те, кто утверждает независимость национального характера от религии, в конце концов, говорят о православии как о национальной религии русского народа. Все-таки русские люди выбрали православие сами. И как заметил известный русский филолог А. Потебня, национальный выбор усугубляет национальный дух так же, как колесо, идущее по избранной колее, углубляет колею. Христианство выбирали не только как учение, выбирали, прежде всего, учителей. Поэтому целый ряд аспектов православной идеологии приобрели «русский» характер. Именно от Византии Русь взяла созвучные ее национальному мироощущению любовь к мудрости, благоговение перед красотой, восхищение природой, преданное и смиренное движение по «пути Божию», монашество, идеал справедливости и культ правды, которая рано или поздно «возьмет свое». Популярным на Руси становится исихазм как метод духовного созерцания. В отличие от католицизма, православие взывает не к воле человека, а к его сердцу, пробуждая любовь и совесть, терпимость и терпение, внушает, по мысли Н. Бердяева, идею обязанности, а не идею права. Право, как и богатство, на Руси не считалось добродетелью. Коммерческая деятельность, тяга к материальному благосостоянию никогда не пользовались в России таким же уважением, как на Западе. Эта «небуржуазность» мироощущения – одна из характерных черт русского менталитета. Отсюда – интерес к социальным проблемам, стремление к праведному устройству общества, стремление идти «до конца и края». С этими чертами характера связаны и добродетели наши, и опасности – падения, ярость народных бунтов, неистовость ревнителей старой веры, самоотречение революционеров, страстные искания Ф. Достоевского и Л. Толстого. О важнейшей роли православия в формировании русской культуры говорит факт постепенной контаминация (слияния) категорий «русский» и «православный». В России, чтобы восприниматься русским человеком, достаточно было любому инородцу принять православие. Изменение характера российской национальной идентичности произошло только при Петре I, когда основным признаком русского человека стало «служение Отечеству». Говоря о христианизации культуры и о влиянии этого процесса на русскую ментальность, надо иметь в виду, что одновременно происходила и паганизация («объязычивание») христианства, обусловленная взаимодействием двух мировоззренческих систем, что, впрочем, было характерно и для других культур. Но своеобразие древнерусской, а в дальнейшем и русской культуры, заключалось в том, что ни один из этих процессов не завершился, и в отношениях между ними установился драматический параллелизм двоеверия, который сохранился и до настоящего времени, стал долговременным фактором амбивалентности менталитета и культуры в целом.
Вопросы №№ 7, 8, 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.122 (0.007 с.) |