Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные проблемы современной культуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «современность» весьма неоднозначно. Гуманитарная мысль оказалась не в силах сформулировать ее критерии, которые получили бы всеобщее признание. Поэтому сегодня одни включают в «современность» рационализм Нового времени, другие начинают с иррационализма XIX в., а третьи считают точкой отсчета социально-культурные катастрофы 1-й половины XX в. Отдельно стоят те, кто утверждает, что «современность» уже в прошлом, и говорит о том, что мы живем в эпоху «постмодерна». Но как бы мы ни определяли границы «современности», очевидно, что она теснейшим образом связана с судьбами Запада. Экспансия европейской культуры не имеет прецедентов в истории. Нынешняя степень вестернизации человечества позволяет говорить о том, что культура Запада доминирует в мире. Западное общество сегодня позиционирует себя как «постиндустриальное» – термин, предложенный американским социологом Дэниэлом Бэллом. Основные признаки постиндустриального общества были сформулированы им в 1965 г.: преобладание сферы услуг, слоя научно-технических специалистов и теоретического знания как источника инноваций и основы для политических решений, а также возможность самоподдерживающегося технологического роста и создания новой «интеллектуальной» техники. Различные концепции постиндустриального общества разрабатывали также З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер, А. Турен, Ю. Хабермас и др. В эпоху компьютерной революции постиндустриальность все больше связывают с информационными технологиями. Появляется концепция информационного общества. Главным фактором общественного развития в ней является производство и использование научно-технической и иной информации. Само это развитие в перспективе должно привести к возникновению «глобальной электронной цивилизации». Однако подобный технический оптимизм разделяют далеко не все. На кризисные явления в европейской культуре начали обращать внимание уже в XIX в. (Ф. Ницше, К. Леонтьев). А с 1918 г., когда вышел в свет 1-й том знаменитой книги Освальда Шпенглера (1880–1936) «Закат Европы», апокалиптическое предчувствие близкого конца европейской культуры уже не является уделом маргиналов. С легкой руки Шпенглера период старости культуры теперь принято называть периодом цивилизации. Цивилизация – неизбежная судьба культуры, ее завершение и исход. Цивилизация – это окончание интенсивного развития. Культура сжимается до одного или нескольких «мировых городов», существование которых питает «провинция». Население «мирового города» – это «масса» (а не «народ» культуры), объединенная в «общество» (а не в «государство»). «Масса» иррелигиозна и космополитична. Экстенсивный характер цивилизации и иссякание жизненных сил провинции побуждают мировой город к экспансии вовне, такова природа присущего всякой цивилизации империализма. Во 2-й половине XX в. все больше начинают говорить не о закате западной культуры, а о конце «современности» вообще. Статус понятия, соответствующий термину «постмодерн», был обретен благодаря работам французского философа Жана-Франсуа Лиотара. В ситуации постмодерна теряет свою актуальность традиционная система бинарных оппозиций, на которой более тысячи лет базировалась великая культура Запада. Уже в XIX в. европеец пытается встать «по ту сторону» добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного. Давно стерлись границы между «научным» и «обыденным», «высоким искусством» и «китчем». Последний удар по оппозиции между реальным и воображаемым наносит виртуальная реальность, в которую все больше погружается человек XXI в. При подготовке к ответу на данный экзаменационный вопрос следует обратить внимание на то, что к странам, вступающим в постиндустриальное общество, как правило, относят лишь США и Японию. Соответствует ли это реалиям сегодняшнего дня? Дайте характеристику постиндустриальному развитию западной цивилизации, назовите признаки постиндустриального общества. Чем оно отличается от общества индустриального на материальном, технологическом, социально-политическом и духовном уровне? Какую роль для постиндустриального развития играют научно-технические достижения? Что происходит в сфере художественной культуры? Постарайтесь дать краткую характеристику определяющим критериям информационного общества. При этом надо иметь в виду, что само информационное общество пока является скорее изящной гипотезой, нежели реальностью. Как изменилась роль человека в постиндустриальном обществе и что представляет собой культурная среда его обитания? Почему расширяется спектр человеческих потребностей как материальных, так и нематериальных? Какую роль играет Интернет – «всемирная паутина» в жизни отдельного человека и общества? Подумайте над вопросами: что такое «креативная корпорация»; как изменяется мотивация человеческой деятельности; какие сдвиги претерпевают религиозные, нравственные, семейные, сексуальные традиции и нормы? Обратите внимание, что в условиях массового распространения компьютерной техники человек создает новую искусственную среду обитания – коммуникативную среду, где важнейшее место занимает компьютер как вид биотехники, который функционирует не по принципам механизма, а по принципам живого организма. Тесная связь человека с компьютером, его зависимость от «электронного мозга» порождают по определению некоторых авторов новый тип человека – человека-имитатора, который не творит новое, а лишь играет в творчество, создавая мир подделок. Обосновано ли такое мнение? Как вы считаете, способен ли человек информационного общества на личное творчество? Почему выход из глобальных противоречий современной цивилизации следует искать на пути возрождения высокой культуры и гуманизации общества как главного условия выживания человечества? Анализируя кризисные явления в культуре XX в., обратите внимание, что название книги Шпенглера «Der Untergang des Abendlandes» на русский язык дословно переводится как «Закат Запада», а не «Закат Европы». Постарайтесь разобраться, почему Шпенглер избегал называть западную культуру европейской и в чем автор видел проявления ее кризиса. Не только Шпенглер, но и многие другие мыслители ХХ в. (Н. Бердяев, А. Тойнби, М. Вебер и др.) в своих концепциях культурного развития ставили проблему глобального кризиса современной цивилизации и современного человека. Проанализируйте, какие противоречия в культуре порождает постиндустриальная эпоха? Рассмотрите, какие признаки отличают постмодерн в культуре, имеет ли постмодерн национальное проявление. Обоснуйте свой ответ. Обратите внимание на термин «деконструкция» и «бинарная оппозиция». Приведите примеры преодоления традиционных бинарных оппозиций. Обратите внимание, что вопрос о будущем индустриально-технологической цивилизации, прежде всего, связывается с угрозой экологической катастрофы и делает необходимым качественные изменения в сфере общественного производства и потребления, в выработке новых жизненных приоритетов. Истоки угрожающей экологической ситуации лежат не в отдельных ошибках и просчетах, а коренятся в способе бытия самого человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ. Какие пути сохранения и поступательного развития современной цивилизации вам представляются наиболее реальными? СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ По курсу «культурология»
Абстракционизм – художественное направление в изобразительном искусстве XX в., основанное на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации композиции. Авангардизм – тенденция отрицания традиций и экспериментального поиска новых форм, проявляющаяся в искусстве различных направлений, школ и творчестве отдельных художников, главным образом XX в. Академизм – художественное направление, основанное на догматическом следовании канонам и классическим образцам, признаваемым как идеальные и непревзойденные. Исторически связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI – начала XVII вв., подготовка в которых была ориентирована на закрепление великих достижений мастеров Античности и Возрождения. Аккультурация – процессы взаимовлияния культур, в результате которых культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. А. рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и структуре ценностного мира. Основной вопрос а. – «Что есть благо?» – впервые был поставлен Сократом. А. изучает исторически обусловленные ценности в их взаимосвязи, а также в отношении к социально-культурной среде и структуре личности. Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект (например, произведение искусства) вызывает у человека противоположные чувства – удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию и т. д. А. определяет и противоречивость процесса развития производительных сил, взаимодействия человека и техники. Одно из конкретных проявлений а. – раздвоение следствий научно-технических достижений человека на положительные и отрицательные в смысле их влияния на условия существования людей и функционирование производства. Ампир – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. и распространившийся в других странах. Ориентирован на римскую античность, и потому прозван «стилем империи». В искусстве ампира копировались как образцы римского декора, так и предметы искусства Древнего Египта. После вступления русской армии в Париж (1814) получил распространение в России. Анимизм – вера в существование души и духов, неотъемлемая составляющая первобытных верований и обязательный элемент всякой религии. Античность – греко-римская древность, а также совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Возрождения считаются классическими, т. е. образцовыми для всей европейской культуры. Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, а также животных и мифических существ. Антропоцентризм – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Архаика – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля; данный термин в основном применяется к раннему периоду развития античного искусства. Для Древней Греции период а. – с конца IX по конец VI в. до н. э. А. характеризуется синкретизмом, т. е. слитностью художественной деятельности и ее видов с прочими формами творческой активности человека. Архетип – прообраз, или первообраз; а. составляет основу общечеловеческой символики. Архетипы служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, играют особую роль в искусстве. Аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Цель аскетизма – достижение свободы от желаний и привязанностей, духовное самосозерцание.
Барокко (от итал. barocco – «странный», «причудливый») – ведущий стиль в искусстве Европы XVI – середины XVII вв. Б. связано с развитием дворянско-церковной культуры зрелого абсолютизма, тяготевшего к торжественному «большому стилю». Оно отразило кризис идеалов культуры Возрождения, драматизм человеческого бытия. Для б. характерны динамизм, сложность, напряженность, контрастность, монументальность, синтез искусств. Библия – книги, почитаемые как «священные» в иудаизме и христианстве. По своей структуре б. – это сборник разновременных и разножанровых сочинений, созданных с X в. до н. э. по II в. н. э. Отражает разнообразные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого и Нового Заветов. Богословие (тж. теология) – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности Бога, его действии в отношении к миру и человеку. Бронзовый век – исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием бронзы (сплава меди и олова) и распространением бронзовых изделий. Эпоха бронзы – с III по I тыс. до н. э. Датировка колеблется в зависимости от географического региона. Буддизм – одна из трех мировых религий, основателем которой считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Возникнув в Древней Индии в VI–V вв. до н. э., б. распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В б. нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет понятия Бога как творца и абсолютно высшего существа.
Византийский стиль – архитектурный стиль, характерный для культового зодчества Византийской империи. Типичным его проявлением было строительство крестово-купольных храмов, отличающихся особой парадностью и торжественностью внешних и внутренних архитектурных форм. Главная задача этого стиля – разрушение обыденного представления о пространстве. Особое внимание уделялось организации внутреннего пространства храма, производящего впечатление неземного: парящий купол, двухъярусные аркады, украшения из ажурной каменной резьбы, мозаичные панно. Преобладающие цвета византийского стиля – изумрудный и золотой. Возрождение (тж. Ренессанс)– период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии – XIV–XVI вв., в других странах – XV–XVI вв.), переходный от Средневековья к Новому времени, основной чертой которого стало стремление актуализировать античные художественные идеалы и духовные ценности. Эстетический идеал эпохи Возрождения заключается в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности.
Гармония – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одухотворенную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой. Гедонизм – этический принцип, согласно которому высшей целью и основанием поведения человека является наслаждение, удовольствие. В г. источником наслаждения для человека считается добру, а зло рассматривается как источник страдания. Геометрический стиль – художественный стиль, присущий, как правило, архаическому периоду развития той или иной этнической культуры. Впервые проявился в орнаментации орудий труда и предметов быта в эпоху неолита. В целом для г. с. характерно использование простых геометрических форм для конструирования орнамента. Готика – художественный стиль в западноевропейском искусстве XII–XV вв. Возник на основе народных традиций германцев, достижений арабской архитектуры («мавританский стиль») и христианского мировоззрения. Проявился в строительстве кафедральных соборов со стрельчатой кровлей. Для г. характерно искусство каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей. Широкое распространение г. получила и в живописи. Гуманизм (от лат. humanus – «человеческий», «человечный») – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – интеллектуальное течение эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви и нацеленное на изучение произведений литературы и искусства античности.
Декадентство (тж. декаданс) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Постоянными темами д. являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Д. получило широкое распространение в России, особенно в революционную эпоху. Декоративно-прикладное искусство – искусство украшения; охватывает ряд отраслей творчества, нацеленных на создание художественных изделий, используемых, главным образом, в быту. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, оружие и пр. изделия, приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Своими эстетическими достоинствами, образным строем и характером произведения д.-п. и. активно воздействуют на душевное состояние человека. Дизайн – художественное конструирование объектов материальной культуры, проектирование эстетического облика изделий и эстетических качеств предметов, предназначенных для непосредственного использования человеком, а также рациональное формирование целостной предметной среды. Дорический ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров, который сложился в Греции в период перехода к каменному строительству (около 600 г. до н. э.). Колонна д. о. не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками, капитель состоит из круглой подушки и толстой квадратной плиты. Д. о. – важнейший элемент монументальных композиций и главное средство художественной выразительности зодчества поздней архаики и ранней классики. Духовность – социально-культурный феномен, свойственный человеку, группе людей или обществу в целом, основанный на единстве высоких нравственных, интеллектуальных и эстетических сущностных качеств человека. Духовная культура – совокупность духовных ценностей, которые включают в себя нормы морали, права, знания, умения, навыки, достижения интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, а также способы и формы общения людей.
Евразийство – направление в русской социальной и культурологической мысли 20–30-х гг. XX в., возникшее в среде эмигрантской интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей е. (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий. Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский и др.) заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России: русская культура есть по своей сути евразийская, объединившая элементы различных культур. Создание культуры является обязательной задачей каждого субъекта (Л. П. Карсавин). Е. признает сферами культуры политику, духовное творчество и материально-техническое производство.
Железный век – период в технологической истории человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Сменил бронзовый век в начале I тыс. до н. э. Применение железа дало мощный импульс развитию производства и ускорило общественное развитие. В ж. в. у большинства народов Евразии происходило разложение первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу. Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение в искусстве. Принципы разделения на ж. специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные ж. определяются, прежде всего, по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и др., в литературе – поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому ж. присущи определенные, характерные только для него, средства художественной выразительности. Это единство специфических свойств формы и содержания.
Западный индивидуализм – тип мировоззрения, в основе которого нередко лежит противопоставление индивида обществу. Моральная ориентация з. и. – интересы и потребности отдельного человека. Золотое сечение – принцип наиболее гармоничной пропорциональности, при котором отношение частей целого между собой равно отношению каждой отдельной части к целому.
Икона – в православии и католицизме живописное изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, служащие культовым целям и передающие с помощью образно-символических средств основные теологические доктрины. Иконоборчество – социально-политическое и религиозное движение в Византии VIII–IX вв., направленное против культа икон. В VIII в. использовалось провинциальной византийской знатью в ее борьбе со столичной аристократией за политическое влияние. Иконоборчество возглавлялось первыми императорами Исаврийской династии, которые одновременно с запретом иконопочитания конфисковывали церковное имущество. Народные массы под знаменем иконоборчества вели борьбу против феодалов. Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв., представители которого стремились к наиболее естественному отражению реального мира в его подвижности и изменчивости. Художники-импрессионисты работали на пленэре (т. е. на открытом воздухе). Индуизм – одна из крупнейших религий мира. Сформировалась в I тыс. н. э. как результат развития ведизма и брахманизма и ассимиляции народных верований. Основа и. – учение о перевоплощении душ в соответствии с законом воздаяния (т. е. кармой) за добродетельное или дурное поведение, определяемое как почитанием верховных божеств или их воплощений, так и соблюдением кастовых предписаний. Инквизиция – полицейское учреждение для борьбы с ересью в Католической церкви XIII–XIX вв. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики приговаривались обычно к сожжению на костре. Особенно жестоко свирепствовала инквизиция в Испании. Интеллигентность – свойство личности, выражающееся в обостренном чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении, готовности к общественно-личному историческому подвигу во имя соблюдения интересов общечеловеческого благоденствия. Ионический ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой, стволом, прорезанным вертикальными желобками (каннелюрами), а также капитель, состоящую из 2-х завитков (волют). Антаблемент иногда без фриза, архитрав – их трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь покрывался рельефом. Исихазм (от греч. hesychia – «покой», «безмолвие», «отрешенность») – византийское религиозно-мистическое течение в православии. В широком смысле – учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца», созерцание и самососредоточение сознания. Ислам, мусульманство – одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед (Мухаммад), которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», или пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм, признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и конец света, соблюдение молитвы, поста и обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо, не признает разделения духовных и светских функций религии, политики и государства. Иудаизм – монотеистическая религия, основанная на культе бога Яхве. Возникла в I тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. Основные положения иудаизма систематизированы в Талмуде. Является государственной религией Израиля.
Кальвинизм – направление в протестантизме. Основоположник – Жан Кальвин. Главное его сочинение «Наставления в христианской вере». Кальвинизм как религия в наибольшей степени соответствовал интересам буржуазии. Зародился в Швейцарии. Для кальвинизма характерны: доктрина абсолютного предопределения, проповедь «мирского аскетизма», республиканское устройство церкви. Кальвинизм распространился также во Франции (гугеноты), Нидерландах, Англии и Шотландии (пуритане). Каменный век – древнейший период технологической истории человечества, для которого характерно изготовление орудий из камня, дерева и кости. Хронологические границы каменного века – от 2 млн. до 8 тыс. лет назад. К. в. делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения прошли путь от «первобытного человеческого стада» к родовой общине. Канон – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций в художественном произведении, а также иконографию данного типа изображения. К. называют также произведения, служащие нормативным образцом. В расширительном смысле к. – это все, что твердо установлено, стало общепринятым. Католицизм – направление в христианстве. Разделение христианской церкви на православие и католицизм произошло в 1054 г. Католическая церковь отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Ее управленческим центром является папство. Глава – Римский папа, резиденция которого находится в Ватикане. Источники вероучения – Священное писание и Священное предание. Особенность католицизма, в отличие от православия, состоит в добавлении к Символу веры слова filioque («и от Сына»), согласно чему Святой Дух (Третье Лицо Святой Троицы) исходит не только от Бога Отца (Первого Лица), но и от Сына (Второго Лица). Кроме того, спецификой католицизма является наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и о ее телесном вознесении, о непогрешимости папы, резкое разграничение между клиром и мирянами, обязательность безбрачия духовенства (целибат). Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к эстетическому эталону. К. стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов, выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей долгу, разуму и верховным интересам общества. Конструктивизм – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов, воспроизведение производственных ритмов поэзии и т. д. Контрреформация – католическое движение в Европе XVI–XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы к. легли решения Тридентского собора (1543–1563). Главными инструментами к. стали инквизиция и монашеский орден Иезуитов. Конформизм – социально-психологическая ориентация личности, складывающаяся не в результате самостоятельного выбора культурных ценностей, а как пассивное, приспособительное принятие существующего порядка вещей. Конфуцианство – этико-философское учение в Китае, основанное в VI в. до н. э. Конфуцием. Основой социального устройства в к. считалось нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета («ли»). Со II в. до н. э. и до 1913 г. к. – официальная государственная идеология Китая. Коринфский ордер – один из трех основных античных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта (род травянистых растений) и небольших волют (завитков). Сложился во 2-й половине V в. до н. э. Пышный и торжественный коринфский ордер получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. Коран – главная священная книга в исламе, собрание религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов, а также проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Выдающийся памятник мировой культуры. В Коране приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол опирается на четыре столба в центре здания, откуда образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространства ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Крито-микенская культура – средиземноморская культура эпохи бронзы (XXX–XII вв. до н. э.); более широкое название – Эгейская культура. К.-м. к. развивалась в основном на островах Эгейского моря (о. Крит, Кикладский архипелаг), а также на полуострове Пелопоннес. По сравнению с культурами Древнего Востока она отличается более светским, жизнерадостным характером. Большое внимание в искусстве уделялось человеку и природе, тяготело к устойчивым монументальным симметричным формам и обобщениям. Кубизм – модернистское течение в изобразительном искусстве. К. знаменовал собой разрыв с традициями реалистического искусства. Предметный мир изображался в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Кубизм тяготел к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др.). Геометризм подчеркивает устойчивость, предметность мира. Культ (лат. cultus – «почитание») – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо (чем-либо), почитание кого-либо (чего-либо), чрезмерное возвеличение (например, культ личности). Культура (лат. cultura – «возделывание», «воспитание», «обработка» и т. п.). Первоначально данный термин употреблялся применительно к сельскому хозяйству. В настоящее время он передает понятие, отражающее исторически определенный уровень развития общества, сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культурная антропология (тж. культурантропология) – одна из разновидностей философской антропологии (учения о человеке), ориентирующаяся на построение теории человека как творца и носителя культуры. Виднейшие представители: Э. Ротхаккер, М. Ландман и др. В рамках к. а. учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опираться при анализе человека культуры не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствознание и другие социальные и гуманитарные дисциплины. Как правило, в к. а. человеческая деятельность сводится лишь к духовной составляющей и ставится в зависимость от «судьбы», т. е. некой иррациональной ситуации. Куртуазность – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII–XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами. Куртуазная литература прославляла воинские подвиги, поклонение «прекрасной даме», отражала ритуал рыцарской чести, противостояла клерикальной литературе.
Лад – система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Звуки лада в порядке их высоты образуют гамму. Литургия – христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (Причащения). Включает чтение библейских текстов, песнопения, молитвы, вкушение хлеба и вина как символов плоти и крови Христа. В просторечии у православных – обедня, у католиков – месса. Лютеранство – крупнейшее по численности направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в германских землях. Начало было положено его выступлением с «95-ю тезисами» против продажи индульгенций (1517). В период Реформации Лютер – идеолог консервативного бюргерства.
Магия – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; магия является составной частью всех религиозных культов. Маньеризм – художественное течение, проявившееся в различных видах искусства Западной Европы XVI в. М. отразил нарастание кризисных явлений в позднем Возрождении, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и ученой манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. Главным эстетическим критерием м. было выражение субъективной идеи художественного образца, рождающегося в душе художника. Манкурт (имя собственное) – человек, утративший историческую память, нравственные и духовные ценности и ориентиры, духовную связь со своим народом. Материальная культура – совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии исторического развития. Матриархат – одна из форм общественного устройства в период первобытнообщинного строя; у некоторых народов предшествовал патриархату, иногда сохранялся в период перехода от родового строя к классовому обществу. Характеризуется доминирующим положением женщины, матрилинейностью рода и наследования имущества, социального положения, матрилокальностью или дислокальностью брачных поселений. Массовая культура – разновидность культуры современного общества (синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения м. к. служат средства многотиражной коммуникационной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). Термин «м. к.» объективно носит маскировочный характер, поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной степени формируются содержанием и художественным качеством тиражируемых произведений, что, в свою очередь, обусловливается интересами социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной и государственной собственности средствами их производства и распространения. По преимуществу товарная и утилитарно-развлекательная по направленности, м. к. не исключает, однако, возможностей использования ее как мощного средства воздействия на общественное сознание не только для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, но и для охранительных целей – идеализация существующих институтов и порядков, пропаганды определенного
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.014 с.) |