Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ислам и культура арабского мира в Средние века. Мусульманское искусствоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При изучении данной темы следует иметь в виду, что арабо-исламская культура, складываясь в VII–X вв., своими корнями уходит в предшествующую историю аравийских кочевников-бедуинов. В основе средневековой арабской культуры лежит самая молодая мировая религия – ислам, возникший в VII в. н. э. в городах Мекка и Медина области Хиджаз на Аравийском полуострове, вобрав в себя традиции таких монотеистических религий, как иудаизм и христианство, восприняв многие их положения и догмы, синтезируя элементы греческой философии, римского права, восточных верований. Общими чертами всех монотеистических религий, и в том числе ислама, является вера в единого Бога – творца и управителя вселенной. В исламе идея монотеизма доведена до предела. Мусульмане, как и христиане, верят в страшный суд, рай и ад. Теория происхождения мира в Коране – священной книге мусульман – несет на себе следы влияния Библии. Вместе с тем необходимо учитывать, что как в теоретическом, так и в практическом плане ислам представляет собой самостоятельное явление. В отличие от христианства, ислам возник не как «религия угнетенных», а как идеология политического союза арабских племен, способствовавшая их объединению. Характерная черта исламской государственности – неразделенность светской и религиозной сфер (сочетание монархии и теократии: эмирата – светской власти и имамата – власти духовной). Это не могло не повлиять на культуру. Ислам – не просто религия, которая служит удовлетворению духовных потребностей людей: пронизывая все сферы жизни мусульманина, определяя сознание, быт людей, эта религия формирует их образ жизни. Ни одна религия не детерминирует жизнь человека в такой степени, как ислам. Его самобытность в данном аспекте настолько велика, что он определил даже тип цивилизации, исламской, сформировав «мир ислама». Особенностью данной религии является фатализм и покорность – прежде всего, в почитании Аллаха (одно из 99 имен Бога) и его Пророка Мухаммеда (более точное произношение – Мухаммад). Для мусульманина принципиальное значение имеет соблюдение ряда обязанностей, в частности, «пяти столпов» ислама: 1. исповедание веры (шахада), выражаемое в торжественном произнесении главной формулы мусульманской веры (шахады): «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его»; 2. молитва (салят, или – по-персидски – намаз) – ежедневная пятикратная молитва, совершаемая на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном; 3. обязательный налог (закят) – обязанность, предписывающая состоятельным людям отчислять часть своих доходов в пользу малоимущих, вдов, сирот, новообращенных, путников и т. д.; составлял в среднем 2–3 % годового дохода; 4. пост (саум) – воздержание от пищи, питья, развлечений и удовольствий в течение светового дня на протяжении священного месяца «рамадан» (девятый месяц по мусульманскому календарю); во время поста предписывается уделять особое внимание духовному совершенствованию; 5. паломничество (хаджж) – путешествие в Мекку, совершаемое хотя бы один раз в жизни; это наименее обязательное из пяти столпов веры, в силу сложности исполнения, или по причине слабого здоровья и отсутствия финансовых возможностей. Помимо перечисленных ценностей, этика ислама предписывает человеку быть справедливым, воздавать добром за добро и злом за зло, быть щедрым, помогать бедным; также следует быть скромным и терпеливым, мужественно сносить все земные невзгоды, уповая на спасение и блаженство в загробной жизни. Основными направлениями ислама становятся суннизм (подавляющее большинство мусульман), шиизм и суфизм (мистическое направление). Священная книга мусульман – Коран. Согласно преданию, Коран был прочитан избраннику Бога Мухаммеду архангелом Джебраилом по вечному оригиналу, находящемуся на небе. В нем изложены основы вероучения, нравственности, законодательства, а также обрядовые наставления. Коран не структурирован. В нем 114 сур (глав), не связанных единым содержанием. Каждая сура состоит из стихов – аятов. Наряду с Кораном, важным источником знаний и особенно нравственных норм является Сунна – сборник хадисов (рассказов, преданий) о пророке Мухаммеде, его деяниях и поступках, особенно в решении нравственных, правовых и житейских вопросов. Шариат – это свод законов, правовых норм, правил поведения мусульман, который опирается на авторитет Корана. Ни одна мировая религия не имеет ничего подобного. Вместе Коран, Сунна и Шариат образуют четкую систему норм и требований, жестко регулирующих и определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти. Что касается мусульманского искусства, то следует иметь в виду, что это – условно-обобщающее название различных историко-региональных типов искусства, развивающихся на основе различных этнических традиций, но объединенных единой религиозной идеологией ислама. Мусульманское искусство близко к арабскому искусству как историческому типу, хотя и не совпадает с ним. Кроме того, как арабизм, так и ислам включают немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков арабское и исламское начала взаимодействовали, образуя особую арабо-исламскую культуру. Арабское искусство складывалось в V–VII вв., мусульманское же, охватывая более обширные территории, достигает апогея в XIV–XVI вв. Главная особенность мусульманского искусства – запрет изображать Бога и всех живых существ. Это, безусловно, сказалось на развитии изобразительности в искусстве. Вместе с тем, запрет на передачу образов не носит абсолютного характера, поскольку он не прописан в священных книгах. Изображения как элемент светского искусства иногда допускались во дворцах (например, дворец Тимура в Самарканде). Сюжетная живопись была возможна и в книжной миниатюре. Поскольку священным в исламе считается «слово Божье», наибольших успехов достигли направления, виды и жанры искусства слова, в частности, литература и каллиграфия (разработана система шести классических почерков). Именно каллиграфически исполненными высказываниями из Корана и орнаментами украшаются мечети, общественные сооружения и дома мусульман. Каллиграфия со временем превратилась в один из типов орнамента, наряду с геометрическим и растительным узорами. Математически просчитанным орнаментом стремились заполнить все украшаемое пространство. Для исламского искусства, как и для религиозного искусства вообще, характерны символичность, аллегоричность и метафоричность. К концу XVI в. мусульманское искусство сформировало две традиции. Одну выражает графическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее состояние космоса начертаниями магических фраз (аскетическое суннитское искусство). Вторую – живописное пейзажное искусство, представленное в основном мастерами неарабского происхождения, которые изображали красоту земли, а также Гюлистана – райского сада (шиитское отношение к искусству). При изучении исламской архитектуры следует заметить, что Коран не поощряет затрат на строительство, тем более что молиться мусульманину можно в любом месте (по пятницам – предпочтительно в мечети). Вместе с тем, уже с первых лет возникновения Арабского Халифата – исламского государства арабов – большой размах получило гражданское и культовое строительство. Как правило, при этом использовались архитектурные достижения покоренных арабами народов, однако формировались и новые типы монументальных построек: мечети, минареты (башни, с которых верующих призывали к молитве), медресе (здания мусульманских учебных заведений), крытые рынки, караван-сараи, дворцы и пр. Были созданы разнообразные формы арок, изобретены особые системы перекрытий. Впечатляющих результатов мусульманские архитекторы добились в искусстве украшения интерьеров. Большими успехами отмечено развитие и мусульманской философии, воспринявшей достижения античности. Именно благодаря арабским переводам европейцы Запада познакомились со многими произведениями античности. Об этом, как и о многих других достижениях мусульманской культуры (например, науки) следует почерпнуть более подробную информацию в соответствующих разделах учебников и пособий по культурологии. В целом следует отметить, что арабо-исламская культура достигла блестящих результатов, во многом превзойдя культуру средневекового Запада. Используя материал учебных пособий и дополнительную литературу, необходимо разобраться в том, какие факторы и причины сделали это возможным, и почему в дальнейшем мусульманская культура стала отставать от европейской.
Вопрос № 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.007 с.) |