Ислам и культура арабского мира в Средние века. Мусульманское искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ислам и культура арабского мира в Средние века. Мусульманское искусство



 

При изучении данной темы следует иметь в виду, что арабо-исламская культура, складываясь в VII–X вв., своими корнями уходит в предшествующую историю аравийских кочевников-бедуинов. В основе средневековой арабской культуры лежит самая молодая мировая религия – ислам, возникший в VII в. н. э. в городах Мекка и Медина области Хиджаз на Аравийском полуострове, вобрав в себя традиции таких монотеистических религий, как иудаизм и христианство, восприняв многие их положения и догмы, синтезируя элементы греческой философии, римского права, восточных верований.

Общими чертами всех монотеистических религий, и в том числе ислама, является вера в единого Бога – творца и управителя вселенной. В исламе идея монотеизма доведена до предела. Мусульмане, как и христиане, верят в страшный суд, рай и ад. Теория происхождения мира в Коране – священной книге мусульман – несет на себе следы влияния Библии. Вместе с тем необходимо учитывать, что как в теоретическом, так и в практическом плане ислам представляет собой самостоятельное явление. В отличие от христианства, ислам возник не как «религия угнетенных», а как идеология политического союза арабских племен, способствовавшая их объединению. Характерная черта исламской государственности – неразделенность светской и религиозной сфер (сочетание монархии и теократии: эмирата – светской власти и имамата – власти духовной). Это не могло не повлиять на культуру. Ислам – не просто религия, которая служит удовлетворению духовных потребностей людей: пронизывая все сферы жизни мусульманина, определяя сознание, быт людей, эта религия формирует их образ жизни.

Ни одна религия не детерминирует жизнь человека в такой степени, как ислам. Его самобытность в данном аспекте настолько велика, что он определил даже тип цивилизации, исламской, сформировав «мир ислама». Особенностью данной религии является фатализм и покорность – прежде всего, в почитании Аллаха (одно из 99 имен Бога) и его Пророка Мухаммеда (более точное произношение – Мухаммад). Для мусульманина принципиальное значение имеет соблюдение ряда обязанностей, в частности, «пяти столпов» ислама:

1. исповедание веры (шахада), выражаемое в торжественном произнесении главной формулы мусульманской веры (шахады): «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его»;

2. молитва (салят, или – по-персидски – намаз) – ежедневная пятикратная молитва, совершаемая на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном;

3. обязательный налог (закят) – обязанность, предписывающая состоятельным людям отчислять часть своих доходов в пользу малоимущих, вдов, сирот, новообращенных, путников и т. д.; составлял в среднем 2–3 % годового дохода;

4. пост (саум) – воздержание от пищи, питья, развлечений и удовольствий в течение светового дня на протяжении священного месяца «рамадан» (девятый месяц по мусульманскому календарю); во время поста предписывается уделять особое внимание духовному совершенствованию;

5. паломничество (хаджж) – путешествие в Мекку, совершаемое хотя бы один раз в жизни; это наименее обязательное из пяти столпов веры, в силу сложности исполнения, или по причине слабого здоровья и отсутствия финансовых возможностей.

Помимо перечисленных ценностей, этика ислама предписывает человеку быть справедливым, воздавать добром за добро и злом за зло, быть щедрым, помогать бедным; также следует быть скромным и терпеливым, мужественно сносить все земные невзгоды, уповая на спасение и блаженство в загробной жизни. Основными направлениями ислама становятся суннизм (подавляющее большинство мусульман), шиизм и суфизм (мистическое направление).

Священная книга мусульман – Коран. Согласно преданию, Коран был прочитан избраннику Бога Мухаммеду архангелом Джебраилом по вечному оригиналу, находящемуся на небе. В нем изложены основы вероучения, нравственности, законодательства, а также обрядовые наставления. Коран не структурирован. В нем 114 сур (глав), не связанных единым содержанием. Каждая сура состоит из стихов – аятов.

Наряду с Кораном, важным источником знаний и особенно нравственных норм является Сунна – сборник хадисов (рассказов, преданий) о пророке Мухаммеде, его деяниях и поступках, особенно в решении нравственных, правовых и житейских вопросов. Шариат – это свод законов, правовых норм, правил поведения мусульман, который опирается на авторитет Корана. Ни одна мировая религия не имеет ничего подобного. Вместе Коран, Сунна и Шариат образуют четкую систему норм и требований, жестко регулирующих и определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

Что касается мусульманского искусства, то следует иметь в виду, что это – условно-обобщающее название различных историко-региональных типов искусства, развивающихся на основе различных этнических традиций, но объединенных единой религиозной идеологией ислама. Мусульманское искусство близко к арабскому искусству как историческому типу, хотя и не совпадает с ним. Кроме того, как арабизм, так и ислам включают немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков арабское и исламское начала взаимодействовали, образуя особую арабо-исламскую культуру. Арабское искусство складывалось в V–VII вв., мусульманское же, охватывая более обширные территории, достигает апогея в XIV–XVI вв. Главная особенность мусульманского искусства – запрет изображать Бога и всех живых существ. Это, безусловно, сказалось на развитии изобразительности в искусстве. Вместе с тем, запрет на передачу образов не носит абсолютного характера, поскольку он не прописан в священных книгах. Изображения как элемент светского искусства иногда допускались во дворцах (например, дворец Тимура в Самарканде). Сюжетная живопись была возможна и в книжной миниатюре.

Поскольку священным в исламе считается «слово Божье», наибольших успехов достигли направления, виды и жанры искусства слова, в частности, литература и каллиграфия (разработана система шести классических почерков). Именно каллиграфически исполненными высказываниями из Корана и орнаментами украшаются мечети, общественные сооружения и дома мусульман. Каллиграфия со временем превратилась в один из типов орнамента, наряду с геометрическим и растительным узорами. Математически просчитанным орнаментом стремились заполнить все украшаемое пространство.

Для исламского искусства, как и для религиозного искусства вообще, характерны символичность, аллегоричность и метафоричность. К концу XVI в. мусульманское искусство сформировало две традиции. Одну выражает графическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее состояние космоса начертаниями магических фраз (аскетическое суннитское искусство). Вторую – живописное пейзажное искусство, представленное в основном мастерами неарабского происхождения, которые изображали красоту земли, а также Гюлистана – райского сада (шиитское отношение к искусству).

При изучении исламской архитектуры следует заметить, что Коран не поощряет затрат на строительство, тем более что молиться мусульманину можно в любом месте (по пятницам – предпочтительно в мечети). Вместе с тем, уже с первых лет возникновения Арабского Халифата – исламского государства арабов – большой размах получило гражданское и культовое строительство. Как правило, при этом использовались архитектурные достижения покоренных арабами народов, однако формировались и новые типы монументальных построек: мечети, минареты (башни, с которых верующих призывали к молитве), медресе (здания мусульманских учебных заведений), крытые рынки, караван-сараи, дворцы и пр. Были созданы разнообразные формы арок, изобретены особые системы перекрытий. Впечатляющих результатов мусульманские архитекторы добились в искусстве украшения интерьеров.

Большими успехами отмечено развитие и мусульманской философии, воспринявшей достижения античности. Именно благодаря арабским переводам европейцы Запада познакомились со многими произведениями античности. Об этом, как и о многих других достижениях мусульманской культуры (например, науки) следует почерпнуть более подробную информацию в соответствующих разделах учебников и пособий по культурологии. В целом следует отметить, что арабо-исламская культура достигла блестящих результатов, во многом превзойдя культуру средневекового Запада. Используя материал учебных пособий и дополнительную литературу, необходимо разобраться в том, какие факторы и причины сделали это возможным, и почему в дальнейшем мусульманская культура стала отставать от европейской.

 

 

Вопрос № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.007 с.)