Ислам. История взаимоотношений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ислам. История взаимоотношений



С христианством

 

Спустя шесть столетий после начала евангельской проповеди о Христе и возникновения христианской Церкви, на территории Аравии зародилось новое религиозное учение, полное такого внутреннего напряжения, что оно некоторое время угрожало совершенно поглотить страны, заселенные исповедниками наиболее могущественных религиозных систем – христианами, иудеями, персами и индуистами. Это было учение Мухаммеда – ислам (в переводе с арабского – «покорность»), часто называемое по имени основателя магометанством или мусульманством.

Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в двадцатых годах VII века в среде арабских кочевых племен. Жестокость и резкость кочевников, специфика кочевой среды окажут впоследствии свое влияние на формирование исламского менталитета. Именно оттуда берут начало такие черты, как фанатизм, нетерпимость к инакомыслию, жесткость в отношениях с миром и фатализм.

Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570–632). В возрасте 40 лет (около 610 г.) Мухаммед объявил себя посланником (пророком) единого Бога (Аллаха), открывшего ему свою волю посредством откровений, которые вместе с изречениями самого Мухаммеда позже были записаны в Коране – главной священной книге мусульман.

Основой ислама является восстановление веры Авраама, которую, как считал Мухаммед, исказили иудеи. Согласно Корану каждый мусульманин должен следовать пяти основным «столпам» и обязанностям религии:

1) исповедание веры, которое выражается и в завоевании неверных;

2) пятикратная молитва (намаз);

3) милостыня (закят);

4) пост (саум), совершаемый в предписанное время и в предписанном порядке;

5) путешествие в Мекку (хадж) на поклонение святыням ислама.

С момента своего возникновения ислам сразу резко противопоставил себя всем остальным религиям и особенно христианству, так как учение Мухаммеда отрицало всю основу христианской веры, а именно: не признавало Иисуса Христа Богом, отрицало Троичность Бога: Отца, Сына и Святого Духа, не признавало Священное Писание, все христианские таинства. Основные принципы и догматы ислама почти во всем противоречили христианским. Так, не признавая посредничества между Богом и человеком, ислам не создал организации типа Церкви. У мусульман нет духовенства, классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», то есть духовного и светского, мирского.

В конечном итоге эти и многие другие различия между исламом и христианством послужили к их взаимному и, порой, абсолютному неприятию друг друга.

Коран (с арабского – чтение вслух, речитатив, декламация) – главная священная книга мусульман, в которой зафиксированы проповеди пророка Мухаммеда, произнесенные в форме «божественных откровений». Согласно исламской традиции, Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухаммеду осуществлялось посредством архангела Гавриила (Джибраила). В свою очередь пророк посредством проповедей знакомил с содержанием откровений широкий круг людей. При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно изустно, хотя имелись записи отдельных откровений.

После смерти пророка, а также из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хранивших в памяти пространные отрывки его проповедей, встала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Во избежание разночтений по указанию халифа Османа (правил с 644 по 656 гг.) группа авторитетных сподвижников пророка во главе с Зайдом ибн Сабитом создала сводный текст Корана. За основу была принята одна из прежних версий и при этом учтены дополнительные записи и свидетельства современников Мухаммеда, знавших наизусть его проповеди. Дошедшие до наших дней старейшие списки Корана датируются VII–VIII вв. Текст общепринятой Османовой редакции Корана состоит из 114 частей (сур),расположенных по формальному признаку, в основном в порядке убывающей долготы, таким образом, в Коране отсутствует композиционное единство. Суры в свою очередь включают определенное количество смысловых отрывков – айятов(араб. «чудо», «знамение»). Первая сура «Фатиха» («Открывающая») объединяет 7 стихов. Вторая сура («Корова») – самая длинная, состоит из 286 айятов. Всего Коран включает 6204 (6236) айятов (по различным вариантам счета), которые разделяются для удобства пользования и в связи с потребностями культа на 30 частей – джузови 60 разделов – хизбов.

После того как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже в 30-х годах VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства – Арабского Халифата. Мухаммед и его последователи, «четыре праведных халифа» сосредоточили в своих руках всю религиозную и светскую власть и создали небывалых размеров теократическую державу.

Силой меча и красноречия Мухаммед сумел склонить почти все аравийские племена идолопоклонников к принятию ислама. Проповедуя себя как ниспосланного Богом пророка, он объединил эти племена под своей верховной властью. Но, не оставив сыновей и не установив закона преемственности, Мухаммед умер, и вскоре после его кончины (в 632 г.) начались кровавые раздоры. Первым его преемником был избран Абу Бекр, умерший спустя два года, затем ему наследовал Омар, правивший народом двенадцать лет. Далее, до 655 г., правил Осман, потом верховное руководство перешло к зятю пророка Али, к тому из «наследников» Мухаммеда, или халифов, который с самого начала имел наибольшие права на верховную власть.

Уже первый из халифов считал священным долгом, согласно предписанию пророка, насильно обращать «неверных» в «истинную веру». С этой целью при своем воцарении (около 632 г.) он отправил войска в поход против Персии и, еще не закончив войну в этой стране, начал поход против сирийцев. Привыкшие ко всяким лишениям выносливые сыны пустыни с неслыханной быстротой победили утопавших в неге противников. В своем победоносном шествии они год спустя овладели Иерусалимом, а в следующем году – исстари знаменитыми своим богатством укрепленными городами Алеппо, Антиохией и Кесарией. Затем арабы вторглись в Египет и овладели Александрией. Все усилия византийцев вернуть назад этот главный торговый город империи оказались безуспешны перед натиском завоевателей. Известие о падении в 641 г. Александрии насмерть поразило византийского императора Ираклия. Между тем победители без промедления выступили на северо-запад Африки. Осман, со своим войском проникший в самую глубь Африки, занявший остров Родос и обративший в своего данника Кипр, пал от руки убийцы. Наследовавший ему, последний из «четырех праведных халифов», зять Мухаммеда Али стал повелителем государства, охватившего помимо Аравии Персию, Сирию, Египет и значительную часть севера Африки.

Однако в 655 г. был убит в результате дворцового переворота, после чего Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов в 661 г. завладел упраздненным халифатом и провозгласил наследником своего старшего сына Иезида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов, царствовавшей без перерыва с 661 до 750 гг. Позднее Омейядов сменили Аббасиды (750–1258).

В 711 г. арабы (мавры, т.е. «темные») под предводительством Тарика ибн Зияда и Мусы высадились на Пиренейском полуострове, в течение пяти лет завоевали вестготскую Испанию и продолжили двигаться дальше на север и во Францию. Но были остановлены франкским майордомом Карлом Мартеллом, одержавшим победу над ними при Пуатье в 732 г. На многие столетия вся Португалия и вся Испания, кроме самой северной ее части, Астурии, оказались под властью арабских завоевателей. Некоторое время испанские владения входили в состав единого Арабского Халифата, но с 780 г. фактически отделились от него.

Мавры во многом благоустроили полуостров. Используя египетские и римские знания об ирригации и использовании тающих снегов, они «напоили» жаркий засушливый полуостров водой, усадили его садами и парками, населили животными и птицами. Они застроили города Испании красивыми дворцами и замками, осветили улицы, провели водопроводы. Каждый крупный город имел библиотеку с тысячами драгоценных рукописных фолиантов. Мавры привезли в Испанию и приспособили к местным условиям шелковичных червей, овец и хлопчатник. В скором времени здесь возникли все соответствующие промыслы.

Арабы также умели составлять особую массу для производства фарфора. Они замечательно владели искусством обработки металлов, используя различные способы орнаментовки. Произведения испанских мастеров отличались великолепными арабесковыми украшениями и продавались по высоким ценам.

Мавры отличались некоторой веротерпимостью и уживались с покорными христианами, и с евреями. В целом, где поселились арабы, наблюдался экономический и культурный подъем, но духовная жизнь была насильственно загнана в душные рамки исламских представлений. Христианство выдавливалось из общественной и культурной жизни Пиренейского полуострова.

В Астурии, единственной области Испании, оставшейся свободной, началась Реконкиста – национально-религиозное освободительное движение испанцев и португальцев, возвращение занятых маврами земель. Реконкиста с переменным успехом длилась восемь столетий до полного освобождения от мавров всего полуострова.

Начало Реконкисты знаменует битва при Кавадонге 772 г., когда небольшая армия вестготского короля Пелайо нанесла маврам первое символическое поражение. Пелайо и его приемники создали небольшое, но крепкое королевство, в задачу которого вначале входило удерживать мавританцев, а затем – теснить их дальше на юг.

К XI в. происходит распад мавританского государства на изолированные княжества (в 1031 году прекратил свое существование Кордовский халифат). Отчасти этому способствовала война с христианами, отчасти – внутренние распри. Но когда в 1085 г. королем Леона и Кастилии Альфонсо VI был взят Толедо, мавры вынуждены были просить военной помощи в Северной Африке. Помощь пришла: племя Альморавидов вновь захватило огромную часть Андалузии и утвердилось в ней до 1144 г. Позже Альморавидов сменили Альмохеды, правившие до 1212 г.

Переломным в истории Испании стал 1212 год. Кастильские войска разгромили мавров в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Мавры уже не смогли оправиться от этого поражения. Вскоре были отбиты Кордова, Севилья, освобождена Португалия. У мавров оставался последний оплот на Пиренейском полуострове – самая южная его территория – Гренадский эмират.

Гренадский эмират пал в 1492 г., власть мусульман-мавров была ликвидирована, и Реконкиста закончилась. К тому времени, с 1478 г., в Испании уже действовала Священная инквизиция.

Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалузии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Строительное искусство мавров использовалось при сооружении новых христианских храмов. В Испании сложился неповторимый мавританский архитектурный стиль – мудехар, сочетающий в себе лучшие черты исламской и христианской культур. В этом стиле построены, например, многие церкви Толедо: церковь Сантьяго дель Аррабаль, церковь Сан Андрес и другие.

До VIII века Арабский халифат существовал в виде единого государства. Сменялись правящие династии, несколько раз переносилась столица государства: первоначально (656–661) – это Куфа, во время правления династии Омейядов – Дамаск (Сирия), во время правления Аббасидов – Багдад (специально построенный столичный город в Ираке).

Однако постепенно происходит политический распад Халифата с образованием фактически самостоятельных государств. Первым в 884 г. отделился назначенный халифом наместник в Египте, Ахмед-ибн-Талун, турок по происхождению. Позднее стали отделяться и другие роды, основавшие отдельные династии. Между тем над халифатом сгустились тучи – с запада пришли крестоносцы, посланные Папой Римским Урбаном II отвоевывать у мусульман Священную землю. Иерусалим был взят крестоносцами в 1096 году, и в самом центре земель халифата было создано христианское Иерусалимское королевство, просуществовавшее почти столетие.

Когда мусульманское государство в лице Салах-эд-Дина (Саладина) между 1171 и 1192 годами вновь обрело храброго и удачливого в войнах правителя (в 1187 г. Саладин выбил христиан из Иерусалима), на него надвинулось сокрушительное нашествие монголов. Из степей, простирающихся от китайской и сибирской границ до Каспийского моря, двинулись дикие полчища монголов Чингисхана. Они, тогда еще язычники, подобно потоку лавы разлились по цветущему Хорезму, опустошили Хорасан и за несколько лет подчинили себе почти всю Персию.

Первой из христианских церквей с исламом встретилась Православная Церковь Востока, оплотом которой была Византийская империя, так как религия ислама зародилась недалеко от того географического района, где процветало православие, и позднее захватила те регионы, в которых развивалась православная вера (то есть Палестину, Египет, Сирию, Малую Азию и т.д.).

До начала VIII в. византийская богословская литература не содержит никаких сведений об учении ислама. Известно, что духовная и интеллектуальная встреча Мухаммеда и первых поколений его последователей с христианством была встречей не с государственной православной Церковью Византийской империи, а с монофизитскими и несторианскими общинами, которые составляли большинство христианского населения в Аравии‚ Египте‚ Сирии и Месопотамии.

Первая встреча ислама с православным христианством состоялась на поле битвы, во время войн‚ в которых, начиная с VII в.‚ арабы противостояли греческим императорам. Обе цивилизации в своем противостоянии основывались каждая на своей религиозной идеологии, и каждая из сторон истолковывала отношения и действия другой как обусловленные религией. Так, если Коран призывал к священной войне против «тех, кто приписывает Богу неких сотоварищей» (то есть христиан‚ верующих в Пресвятую Троицу), то византийцы‚ вслед за св. Иоанном Дамаскиным‚ отплатили пониманием ислама как ереси и «предвестника Антихриста».

С течением времени, однако, взаимоотношения христианства и ислама приобрели форму полемического диалога и позднее трансформировались в продолжительное молчаливое сосуществование двух религий.

Столкнувшись с агрессивными устремлениями новой религии – ислама, христианская Византия создала целую оборонительную систему в политической и социальной действительности. В рамках этой оборонительной тенденции появился ряд богословских произведений, которые являли собой внешнюю форму диалога, «беседы» между представителями ислама и христианства. Некоторые из этих сочинений, по-видимому, суммировали действительные диспуты между христианами и мусульманами.

Излагая в общих чертах теоретическую позицию византийцев против ислама, можно проследить некую ее эволюцию и разделить на три временных фазы.

В первой фазе, которая охватывает период с середины VIII до IX вв., их позиция была скорее иронической и пренебрежительной. Это в основном объяснялось случайным и поверхностным характером ознакомления авторов с Кораном и исламом, как с новой довольно жесткой и непримиримой ересью, а также являлось ответной адекватной реакцией на многочисленные осуждения мусульманами христианской веры. Святой Иоанн Дамаскин был одним из первых христианских авторов, чье имя обычно возглавляет список христианской антимусульманской литературы. Другое имя достойно особого упоминания в истории ранневизантийской полемики против ислама: Феодор, епископ Фарана или Карраи в Месопотамии по прозвищу Абу-Курра (750–825 гг.).

Во второй фазе (середина IX — середина XIV вв.) центр антиисламской литературы переносится в столицу Византийской империи – Константинополь. Поразительные успехи ислама, но прежде всего его распространение, начали становиться кошмаром византийцев. Они видели, что эта религия, при всех ее логических и моральных недостатках, представляет для империи огромную опасность. Таким образом, формируется решительная оборонительная тактика, публикуется много полемических сочинений (преп. Феофан Исповедник, преп. Григорий Декаполит, святой Константин (Кирилл) Философ, святой Николай Мистик).

Третья фаза византийского противостояния исламу (середина XIV – середина XV вв.) отличается тем, что становится более умеренной и объективной и, несмотря на некоторое сохранение прежней напряженности, ее можно назвать периодом трезвого христианско-мусульманского диалога. К этому периоду следует отнести полемические сочинения святителя Григория Паламы и святого Симеона Фессалоникийского, считающегося последним византийским полемистом против ислама.

Во времена существования Византии между христианством и исламом была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире до тех пор, пока одна из сторон, в конце концов, не перестала существовать. После падения Византии в 1453 г. богословские дебаты и полемика между двумя религиями не прекращались, но перешли в более умеренное русло.

Острые разногласия между христианством и исламом не утихают и в наше время, что подчас приводит к масштабным вооруженным столкновениям и террористическим актам, одной из причин которых является смешение мусульманами своих религиозных воззрений и политики. Разногласия эти усугубляются тем, что и в наше время христиане и мусульмане, как правило, не знают священные писания друг друга, и интерпретация Корана и Нового Завета верующими этих двух религий не всегда находится на том уровне информированности и понимания, который мог бы предотвратить противоречия и неприятие.

В целом же можно утверждать, что из-за своих колоссальных различий и практического отсутствия точек соприкосновения, христианство и ислам вряд ли когда-нибудь обретут долгожданное богословское примирение. Потому сторонникам этих двух религий остается проявлять взаимную терпимость, сосуществуя и развиваясь мирно.

Лекция № 6

 

История христианской Церкви, III период:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.028 с.)