Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как всечеловеческое явление↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют разные определения понятия «религия» – с точки зрения философии, социологии, психологии, этнографии, богословия. Это связанно с тем, что религия – явление сложное и многогранное. Религия (от лат. religio – восстановление или воспроизводство лиги, связи) – стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, субстанцией и т.д.). Важнейшая особенность религии – вера, с которой человек приходит с помощью разума, чувства, желания, практики. Вера в существование сверхъестественных личных и безличных сил, от которых человек чувствует себя зависимым и которые он стремится расположить к себе, была присуща человечеству всегда. С точки зрения социологии, религия – это система взглядов и поступков, вдохновленных Высшим Разумом (существом), с помощью которой разрешаются основные вопросы человеческой жизни. Это отказ человека смириться со смертью, предаться отчаянию, позволить вражде разрушить его общение с людьми. Религия может подтолкнуть человека к поиску отношений с Божественным, утолить желание иметь ответы на многие вопросы и найти выход из серьезных жизненных затруднений, которые ежедневно возникают в его жизни. В религиоведческой литературе наиболее распространены следующие определения религии: − вера в сверхъестественное (Плотин); − особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлейермахер); − символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер); − вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор); − фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс); − система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед) и другие. Религия во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь с Абсолютом: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем прервалась и ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную и т.д. Всякая религиозная доктрина вырастает из ответов на три взаимосвязанных вопроса: а) есть ли Бог; б) как Его познать; в) как к Нему практически относиться? В зависимости от характера ответов на эти вопросы возможны различные трактовки сущности религии. В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические, философские, социологические, биологические, психологические и иные, различающиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны, влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи, корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками. Религиоведение как относительно самостоятельная отрасль знания сложилось в XIX веке, включив в себя религиоведческие знания из философии, теологии, истории, психологии и других самостоятельных наук. Религиоведческое знание вычленялось на стыке онтологии и теории познания, социальной философии и философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. История религии как научная дисциплина вобрала в себя результаты многовекового развития исторических знаний о религии. Данная наука изучает происхождение религии, ранние формы верований и культа, обрисовывает движущийся во времени и сосуществующий в пространстве мир явлений и религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Наша дисциплина предусматривает знакомство с понятием религия, с существующими мировыми и национальными религиями, историей религий, с основами христианского понимания мира, с православием, как духовным стержнем нашей истории и культуры, с русской святостью и благочестием, с влиянием православия на формирование русской государственности, древнерусской литературы, живописи, архитектуры и т.д. Программа курса умышленно исключает такой религиозный плюрализм мнений, в котором тысячелетняя духовная традиция русского народа объявляется равноценной и равночестной с чуждыми культами и оккультными заблуждениями духовно необразованных, но гордых мыслителей. Без знания азов, основ религии нельзя понять и мировую культуру (картины, архитектуру, музыку, литературу и т.д.). Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители про-шлого. Она имеет онтологические основы, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами. С точки зрения теологии (богословия) религия есть результат взаимосвязи между Богом и человеком. Теологи считают, что религия дана человеку Богом в момент творения и будет существовать на земле, пока на ней будут жить люди. В богословии рассматриваются различные доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, физико-теологи-ческое, нравственное, историческое, а также общее понятие о Боге, Его творении и промысле. Одна из первых попыток создать систему рационального доказательства бытия Бога принадлежит средневековому схоласту Фоме Аквинскому (1226–1274). В его сочинении «Сумма теологии» дается пять таких доказательств: − все движущиеся и движимые вещи должны иметь неподвижный перводвигатель, каким и является Бог; − все многообразие причин обусловлено первопричиной, которая является не чем иным, как Богом; − все многообразие случайностей обусловлено необходимостью, в цепи случайностей должно быть абсолютно необходимое существо, или Бог; − в мире имеются различные степени совершенства, источником которых должно быть абсолютно совершенное, или Бог; − наличие в природе целесообразности, особенно целесообразности неживых вещей, свидетельствует о наличии силы, обусловливающей эту целесообразность. Философские трактовки религии многообразны, они рознятся в зависимости исходных принципов и методов. Так, немецкий философ И. Кант (1724-1804) одним из первых выделил в рамках философии специальный раздел, посвященный религии. Он пришел к выводу, что научное теоретическое знание о Боге невозможно, и подверг критике традиционные доказательства бытия Бога – онтологическое, космологическое, физико-теоло-гическое. Однако в своей этической концепции обосновал необходимость практического применения идей души и Бога, то есть обосновал моральный аргумент или моральное доказательство бытия Бога. Понятие религии И. Кант рассматривает в сочинении «Религия в пределах только разума». Он выявляет сущность религии и находит ее в моральном образе мыслей, скрытом внутри, но выражающемся в соответствующем образе жизни. Немецкий философ-идеалист Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) конструировал и развивал понятие религии по образцу христианства. По мнению философа, постижение религии включает познание Бога, анализ религиозного отношения, исследование культа. Гегель дает свою интерпретацию христианской идеи Бога: Бог – это Абсолютная идея, Дух. Бог представляет собой абсолютно истинное, из которого все исходит и к которому все возвращается. Бог есть в Себе и для Себя всеобщее, всеохватывающее, всесодержащее и придающее всему устойчивость. Бог как всеобщее есть единый и не противопоставлен многим богам: он есть единое и единственное, Бог. К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) базировали характеристику религии на диалектико-материалистическом понимании природы, общества, человека. Они полагали, что у религии нет «собственной» истории, «особой не от мира сего» сущности и «особого» содержания. Религия развивается в контексте истории общества, и ее эволюция происходит в зависимости от движения материального производства и системы общественных отношений. По мнению классиков марксизма, религия представляет собой обще-ственный феномен, возникновение и существование которого обусловлено ограниченностью способа материальной жизнедеятельности людей и вытекающими отсюда ограниченными общественными отношениями. Ф. Энгельс писал, что всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы приобретают форму неземных. В ходе истории объекты отражения меняются. На ранних стадиях развития человеческого общества, когда природа господствовала над человеком как внешняя сила, еще не познанная им, объектами такого фантастического отражения являлись силы природы. По мере развития общества наряду с силами природы объектами такого отражения становятся и общественные силы, господствующие над человеком и также непонятные ему. Таким образом, Маркс и Энгельс, опираясь на ма-териалистическое понимание общественной жизни, объясняли религию из реального процесса развития человеческого общества. Существуют также биологические и психологические концепции религии. Первые ищут основу религии в биологических и биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляет религиозный инстинкт, религиозное чувство и т.д. Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Так, философ, социолог и психолог Э. Фромм (1900–1980) под религией понимал любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-нибудь группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Он усматривал религиозность в любом служении идеалам независимо от того, чему поклоняется человек: идолам, богам, вождям, партии, успеху, богатству и т.д. Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции – это способы действия религии в обществе, а роль – это суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Выделяется несколько функций религии: − мировоззренческая, − компенсаторная, − коммуникативная, − регулятивная, − интегрирующе-дезинтегрирующая, − культуро-транслирующая, − лигитимирующе-разлигитимирующая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и мировосприятии), мироощущение (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и др. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей – в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Большое значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация и т.д. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами, святыми, которые выступают в качестве посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации и т.д. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (примеров для подражания), контроля (слежения за выполнением предписаний), поощрений и наказаний (воздаяний действительных и обещаемых в посмертном существовании). Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет (в пределах более или менее единого, общего вероисповедания), а в другом – разъединяет (различные религии и конфессии) индивидов, группы, институты. Являясь составной частью культуры, религия выполняет культуро-транслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства. Она обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Лигитимирующе-разлигитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных отношений и норм как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максимуму (от лат. maxima – высший принцип), в соответствии с которой дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих её миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком. Религия – явление всечеловеческое и всемирное. Нигде на нашей планете мы не найдем общества, в котором не было бы, пусть самой примитивной, но религии. История не знает безрелигиозных обществ. Если же общество декларирует свою безрелигиозность, то оно приходит к тому, что на деле, люди все же находят в себе различные заменители, суррогаты религии. Так, например, советское общество – квазирелигиозное («непогрешимые» вожди, утопические идеалы и цели, общественные традиции, носящие ритуальный характер, символы и места, которым воздается поклонение). Многие считают религию средством для освящения только этой, повседневной земной жизни. Люди хотят, чтобы Бог помогал им в их нуждах (исцеление, сбор урожая, избавление от врагов и т.д.). С другой стороны, у человека есть потребность в том, чтобы его жизнь в главнейших моментах (рождение, брак, смерть) приобретала высший смысл и соотносилась с вечностью. Главной целью религии является спасение человека. Это явление можно рассматривать с двух разнополярных сторон: − с отрицательной стороны спасение понимается как избавление от плохого состояния, в котором находится человек. − с положительной стороны это достижение того блаженного состояния, к которому стремятся верующие. Спасение с точки зрения христианской Церкви – это воссоздание целостности человека, избавление от греха и смерти, обретение своей жизни во Христе. В спасении человек вновь находит утраченное из-за своего эгоизма единство с Богом, с людьми, с миром, с самим собой. Все это осуществляется верой во Христа и жизнью в Церкви, иными словами, всей полнотой общения человека с Богом. Протоиерей Александр Шмеман писал: «В длинной, смутной истории религии много было явлено истин о Боге, истин в полноте своей раскрывшихся и вечно раскрывающихся во Христе…». Однако в глубочайшем смысле христианство означает конец религии. Примером может служить евангельский рассказ о Самарянке у колодца: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 19-23). Самарянка задала вопрос о культе, т.е. о религии, а Иисус, отвечая ей, коренным образом изменил саму постановку вопроса. Ибо во Христе был явлен конец религии, потому что Он Сам был ответом на всякую религию и исполнением ее, утолением всей человеческой жажды Бога, потому что в Нем жизнь, утраченная человеком, была возвращена ему (человеку). В прошлом существовало и в наши дни существует множество религий и верований (их насчитывают более пяти тысяч). Для систематизации этого многообразия выделяют типы религий. Типы отражают общие для некоторых религий признаки, позволяющие объединять религии в соответствующие группы. Типология характеризует определенные историко-религиозные тенденции; она выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Бытуют разные типологические схемы и, соответственно, различают религии «языческие и откровенные», «естественные и богодухновенные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, генотеистические и монотеистические» и т.д. Выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии. Одной из самых ранних форм религии был фетишизм. Он проявлялся как почитание неодушевленных материальных предметов, наделенных, по мнению древних, таинственными свойствами. В числе ранних форм религии были анимизм – вера в существование души и тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими родами и животными. Они были типичными для первобытнообщинного уклада и входили в состав той культуры, которая соответствовала этой стадии. По мере развития общества возникали политеизм, народностно-национальные религии. Классический пример политеизма – древнегреческие и древнеримские религии с многочисленными пантеонами богов. К народностно-национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и другие. Носителями таких религий являются, как правило, представители одного этноса. Народностно-националь-ным религиям свойственны детальная ритуализация обыденного поведения (прием пищи, соблюдение гигиенических правил), специфическая обрядность, строгая система религиозных правил и запретов, моральных норм, ценностных ориентаций в обществе. Религии мирового уровня (мировые), т.е. наиболее распространенные и объединяющие многие народы – буддизм, христианство, ислам – исторически сформировались вместе с феодальным обществом.
Рис. 1. Мировые религии и их основные конфессии
Существуют также религиозные секты, типы которых можно разделить на христианские, псевдохристианские, восточные и синкретические. Атеизм – тоже своеобразное религиозное мировоззрение, то есть мировоззрение, отрицающее Бога, но строящееся также на вере, но вере в отсутствие Бога. Вера – это самое таинственное явление души и нашего мира. Вера – это не воображение и не самогипноз, она превосходит любые понятия нашей внутренней жизни. Вера значительно выше, шире и сильнее наших мыслей, она значительно сложнее и содержательнее каждого чувства и сама включает в себя чувства любви, смирения, страха, почитания, благоволения. Веру нельзя считать волевым движением, потому что, например, христиане, отказываясь от своей воли, предают себя в волю Божию. Обращение в качестве примера к христианству связано с тем, что исторически именно под его влиянием сформировались великая русская культура и полноценная русская государственность. Безусловно, христианство связано и с умственным, интеллектуальным знанием, оно вырабатывает определенное мировоззрение. Но, оставаясь всего лишь мировоззрением, христианство потеряло бы свою движущую силу, без веры оно перестало бы быть живой связью неба и земли. Образно выражаясь, можно сказать, что Православная Церковь стоит на вере, как на скале: «Верою святые побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от помощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужие» (Евр. 11, 34). Православие есть не только философия, это образ жизни. Лекция № 2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.012 с.) |