Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периоды истории византийского искусства и их характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
· раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века); · ранневизантийский период, "золотой век" императора Юстиниана I (527—565), архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (IV-VII века); · иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы; · период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались изБиблии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации; · период консерватизма при императорах династии Комнины (1081—1185); · период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453). · 1.Цивилизация Византии: социо-культурное своеобразие. · Восточная римская империя. Название «Византия» (18 век). Ромея и ромеи. Латинский и греческий (с 7 в.) языки. Василевсы (20 династий, 107 правителей, только 30 умерли своей смертью). Деспотизм и авантюризм власти, слияние государственной власти и церкви, отсутствие монархии. Высокая социальная мобильность. Византинизм во внутренней и внешней политике. Этническое разнообразие. Византия как христианская империя (Л.Н.Гумилев). Римское право и Кодекс Юстиниана. · 2.Этапы развития искусства Византии: (395—1453 гг., самая долгая империя в истории -1123 г.): · 4-7 вв. - первый период (Золотой век-6 в. время правления императора Юстиниана); · 8-9 вв. - период иконоборчества; 9-11 вв. (в том числе завоевание Болгарии); · 12-13 вв. - войны с крестоносцами (1204 г.- взятие Константинополя); · 13-15 вв. - палеологовское возрождение. · 3.Православие и искусство: восточное христианство (православие) и своеобразие его принципов веры и церковной организации, Никео-Цареградский символ веры, церковные Священное Писание и Священное Предание, патрология и восточные Отцы церкви (Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин), исихазм как православная мистика (Григорий Палама), иконопочитание и его богословская аргументация (Иоанн Дамаскин); доминирующие виды искусства: архитектура и иконопись. · 4.Основные черты византийского искусства: религиозность, символичность, каноничность,
· · ПЕРСОНАЛИИ: · Филон Александрийский, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин. · ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ в ИЗУЧЕМУЮ ЭПОХУ (ВИЗАНТИЯ): · 1. Что такое символ? · 2. Как возможно иконопочитание? · 3. ………………………………………………………………………………………… · · СОВРЕМЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ · 1.Социокультурная обусловленность византийского искусства. · 2.Религиозная обусловленность доминирующих видов византийского искусства. · 3.Влияние восточного христианства на стилистику художественных образов · византийского искусства. · 4.Место византийского искусства в истории культуры. · 5……………………………………………………………………………………………. · ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ · Прекрасное, прекрасное земное и прекрасное божественное, символ, икона, свет, цвет. · Образ -передача знания от Бога к Человеку. Существуют три вида образов: · образы-знаки, миметические образы, образы-аллегории (символы). · Икона (eikon – образ) ·
13. Народная культура Средних веков. Оппозиции «официального»/ «неофициального», «серьезного»/ «смехового», «верха»/ «низа». Карнавальная культура Средних веков (По книге М.М.Бахтина «Творчество Рабле и проблема народной культуры средневековья и Ренессанса»). НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА собирательное понятие, не имеющее четко опр. границ и включающее культурные пласты разных эпохот глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена Н.к. в этнич.сооб-ве или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности кнароду. Самоидентификация с народом, нар. традициями в стереотипах социального поведения и действия,обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях наопределенные формы досуга, любительской художественно-творч. практики — проявления Н.к. В нашевремя ее общая особенность — внепрофессиональный статус в сфере совр. многослойной культуры,неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровнямастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Традиционность — важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативноеи смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственномобщении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Н.к. в истор. прошлом в значит, мере совпадает с этнической, затем обретает выраженный социальный,национальный компонент, смыкается с субкультурными образованиями и даже элементами идеологии ( напр ., в советское время ). Традиционная Н.к. определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельностиобщины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальныхвзаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, освоениеокружающего пространства, тип одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования,поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символич. выражение традиции, — все эти проявления Н.к.изучаются широким кругом гуманитарных дисциплин: этнологией, культурной антропологией,фольклористикой, этнолингвистикой, искусствоведением, историей культуры. Задача культуролога заключается в вычленении нек-рого инвариантного содержания, пронизывающеговсе указанные компоненты традиц. культур и имеющего в значит, мере надэтнич. характер. Это, в частности,такие идеи — ценности — смыслы, как представления о природе, космосе, месте человека в мире,религиозно-мифол. понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами,представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах “правильного” и“неправильного” социального поведения и устроения жизни, о служении людям, родине и др. Конкр. формы традиц. культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, носят историческипреходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадаетсяна фрагменты, к-рые со временем теряют функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общиеидеи и предельные ценности Н.к. остаются актуальными и переходят в область профессиональнойдеятельности специалистов разного профиля. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознаниеи в видоизмененном виде опять стать частью Н.к. Так в значит, мере происходит в наст. время, когда вРоссии, как и в других странах, активизировался интерес к традиционным культурам, включая их ранниеформы. Ориентация на постмодернизм в культуре и постиндустриальные формы цивилизации связана спереосмыслением обширных пластов истории и опр. движением в сторону консерватизма итрадиционализма, что отмечается нек-рыми учеными. Вторая ( по нек - рьш определениям, вторичная ) жизньнародных традиции, социальное проигрывание разных моделей включения культурных архетипов прошлогов совр. жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологич. подхода к кругу явлений,объектов, процессов, связанных с Н.к. “ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРАСРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” “ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” “ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА” (М., 1965) — монография М. М. Бахтина. Существовало несколько авторских редакций — 1940, 1949/50 (вскоре послезащиты в 1946 диссертации “Рабле в истории реализма”) и текст, изданный в 1965. К монографиипримыкают статьи “Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)” (1940, 1970) и“Дополнения и изменения к “Рабле”” (1944). Теоретические положения книги тесно связаны с идеямиБахтина 1930-х гг., посвященными романному многоголосию, пародированию, хронотопу (статью “Формывремени и хронотопа в романе”, 1937—38, автор намеревался включить в монографию). Бахтин говорилтакже о “раблезианском цикле”, в который должны были войти статьи “К вопросам теории стиха”, “Кфилософским основам гуманитарных наук” и др., а также статья “Сатира”, написанная для 10-го тома“Литературной энциклопедии”. Роман Рабле рассматривается Бахтиным в контексте не только предшествующей тысячелетней и древнейкультуры, но и последующей европейской культуры Нового времени. Выделяются три формы народнойсмеховой культуры, к которым восходит роман: а) обрядово-зрелищные, б) словесно-смеховые, устные иписьменные, в) жанры фамильярно-площадной речи. Смех, по Бахтину, миросозерцателен, он стремитсяобъять бытийное целое и выступает в трех ипостасях: 1) праздничный, 2) универсальный, при которомсмеющийся находится не вне осмеиваемого мира, как это станет характерным для сатиры Нового времени,а внутри него, 3) амбивалентный: в нем слиты ликование, приятие неминуемой смены (рождение — смерть)и насмешка, издевка, похвала и брань; карнавальная стихия подобного смеха ломает все социальныеперегородки, снижает и возвышает одновременно. Научный резонанс получила концепция карнавала, гротескного родового тела, взаимосвязи ивзаимопереходы “верха” и “низа”, противопоставление эстетики классического канона и гротескного, “неканонического канона”, готового и незавершенного бытия, а также смеха в его утверждающем,возрождающем и эвристическом смысле (в противоположность концепции А. Бергсона). Для Бахтина смех—- это зона контакта, общения. Карнавальной смеховой стихии, по Бахтину, противостоит, с одной стороны, официально-серьезнаякультура, с другой — критико-отрицающее начало сатиры последних четырех веков европейской культуры, вкоторых гротеск, образы страшилищ, маски, мотивы безумия и т. п. утрачивают амбивалентный характер,претерпевая крен от солнечного бесстрашия к ночной, мрачной тональности. Из текста монографии ясно,что смех противопоставляется не всякой серьезности, а лишь угрожающей, авторитарной, догматической.Подлинная же, открытая серьезность очищается, восполняется посредством смеха, не боясь ни пародии, нииронии, а почтительность в ней может соседствовать с веселостью. Смеховой аспект бытия, как признает Бахтин, может вступать в конфликт с христианскиммиросозерцанием: у Гоголя этот конфликт приобрел трагический характер. Бахтин отмечает всю сложностьподобного конфликта, фиксирует исторические попытки его преодоления, “понимая, вместе с тем,утопичность надежд на его окончательное разрешение как в опыте религиозной жизни, так и в эстетическомопыте” (Собр. соч., т. 5, с. 422; комментарий И. Л. Поповой).
14. Символизм и аллегоризм западного христианского искусства и теологичность эстетики. Символ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта[1]; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений[2]. Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение[2][3]. Можно сравнить государственную символику со знаками препинания. Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями, как художественный образ,аллегория и сравнение. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства[4][ неавторитетный источник? ]. В новейшее время свастика стала символом национал-социализма. Ранее ещё Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер Что же такое «символ»? С греческого языка это слово переводится как знак, опознавательная примета. Художники прошедших эпох часто пользовались символами для передачи идеи произведения, и это было вполне понятно. Атеизм привел к тому, что авторский замысел стал рассматриваться исключительно через сюжет. Символическое значение образа не раскрывалось более во всей его полноте. Между тем, хотя символ – это всегда определенный предмет, он интересен, прежде всего, скрытым в нем содержанием, которое раскрывается лишь в контексте конкретного художественного произведения и эпохи, когда оно было создано. Один и тот же символ в разные эпохи и у разных народов приобретал иногда прямо противоположное значение. Ветхий Завет, как известно, строжайше запрещал всякое изображение Бога. Тем не менее, Ковчег Завета украшали изображения двух золотых Херувимов. В Библии есть описание скинии: все материалы, из которых она и ковчег должны быть сделаны, их цвет, все детали в мельчайших подробностях оговорены Господом на горе Синай. Все цвета, материалы и формы символичны. Вочеловечение Иисуса Христа сделало возможным изображение Бога. Римские катакомбы ошеломляют нас радостными и тоже символичными рисунками. Христиане, собравшись на первые богослужения в подземных многоэтажных кладбищах, украшали эти суровые стены удивительными рисунками. Это еще не иконы – это символы Иисуса Христа, условный язык которых прост и трогателен. Корабль (Иисус Христос ведет Свой народ в Царство Небесное), якорь (символ надежды), виноградная лоза (символ Евхаристии), гирлянды цветов (символ Царствия Небесного), бабочки (символ воскресения человеческой души, радости, способности к превращениям – из гусеницы в бабочку) и даже вполне реалистическая дверь («Я есмь дверь…»). Еще не создан язык, адекватный духовному смыслу Евангелия, и первые христиане охотно используют язык античности, изображая Христа, Марию, Апостолов в виде античных героев. Так, Христос изображается как Орфей, усмирявший животных пением, или как Гермес, Добрый Пастырь. Одиссей, привязавший себя к мачте, проплывая мимо острова с поющими сиренами, тоже символизирует Христа на кресте. Конечно, эти изображения — больше, чем символы. Радость о спасении переполняла наших праотцев по вере. Их не пугали ни мрачные стены подземных кладбищ, ни опасности быть брошенными на арены Колизея. Они видели небо отверстым и по-детски славили Бога. Использование символов активно началось с распространением христианства в языческом мире. Это было вызвано необходимостью узнавать единомышленников, а также скрывать от язычников тайны культовых обрядов. Постепенно христианское искусство наработало целую систему символов, причем в этот круг вошли не только античные сюжеты, но и различные образы из Ветхого и Нового Заветов. Со временем круг символичных предметов, связанных с христианским искусством, значительно расширился. Так в картинах, изображающих страсти Христовы, буквально каждый предмет несет символическую: прутья терновника, из которых был сплетен венец, обломок копья, которым пронзили Его сердце, крест, клещи, чаша (потир) и т.д. В картине нидерландского художника Иоса ван Клеве, изображающей Святое Семейство, событие раскрывается через предметы, образующие целый натюрморт: Иисус-Младенец стоит на виноградной лозе, здесь означающей грядущую смерть, разрезанный апельсин и нож символизируют предстоящую трагедию. Иосиф держит в руках раскрытую книгу, Богоматерь – красную гвоздику, символ страданий Христа. В иконах и картинах Дева Мария иногда изображается с прялкой, веретеном в руках – символом зарождающейся в Ней новой жизни. Средние века выковали великий язык иконы, вполне адекватный духу христианской веры, язык, в котором символично все, но наша тема иная. Так называемое «светское» искусство тоже глубоко символично, так как все жанры искусства вышли из иконы: пейзаж – это воспоминание о двух садах – Эдеме и Гефсимании. Портрет также родился из понятия «Лик», превратившись сначала в «лицо», а затем и в «личину», маску. Особенно увлекались символами голландцы.
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное сравнение идей(понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Аллегория — художественное обособление отвлеченных понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях обособлению, напр. обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времен года — посредством соответствующих им цветов, плодов или же занятий, справедливость — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.73 (0.015 с.) |