Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.



Византия: на перекрёстке культур и цивилизаций.

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя, который был заложен императором Константином в 324 году на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Сами поданные называли свою цивилизацию раммейской, а себя раммеями. Лишь в эпоху возрождения придумали название византийская цивилизация, Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен. С одной стороны подступало мраморное море, с другой золотой рог. Константинополь занимал важное военно-стратегическое положение. Которое обеспечивало Византии господство над проливами. Здесь же пересекались главные торговые пути, которые шли в Европу с востока.

Экономическое развитие областей входивших в Византию не одинаково. Регионы Греции переживали в это время упадок, житница империи была Фракия и Египет малая. Азия представляла собой район, где было развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Приморские районы, долины рек и равнины Византии специализировались на выращивание зерновых культур оливковых и другие плодовых деревьях.

По уровню развития ремесла Византия опережала страны западной Европы. Особенно было развито горное дело. На добыче железной руды специализировался Кавказ. Меди и серебра Армения. Предметы роскоши производил Константинополь. На первом месте стояло производство различных тканей. Внутренняя жизнь Византии была относительно устойчива, В отличие от западной Европы, Крупнейшими городами Византии были Александрия, Антиофия, Сирия, Эдесса, Кирт, Хесолонике.

Население Византии было многонационально. Большая часть населения это греки.

В ранний период формируется византийское государство, христианство превращается в главенствующем) религию. В средний период оформилась симфония церкви и государства. Произошло разделение западной и восточной церквей. Завершилось кодификация права. Греческий язык стал официальным. Это период расцвета византийской цивилизации. В поздний период обнаруживаются черты стагнации и наступает закат цивилизации.

Византия формировалась в условиях варварских вторжений. Имели место две волны вторжений которые пережила Византия. Первая это вторжение готов и гутов. Вторая волна это вторжение славян. Вторжение славян закончилось образованием первого болгарского царства. Это произошло в 7 веке. И болгарское царство надолго стало первым врагом Византии. Император Юстиниан правивший в 6 веке предпринял попытку воссоздания римской империи. Опасным врагом империи на востоке оставалось новое персидское царство. Это царство было единственным достойным противником у Византии равным ей по своей силе по экономическому и военному развитию. В состав новоперсидского царства входила территория нынешнего Ирана, Ирака, Афганистана, Новоперсидское царство приняло попытку захвата территорий Византии (5-6 век), в результате которой Византия потерял часть своих земель.

В 7 веке серьезными соперниками Византии выступали арабы, к оторые к этому времени создали мощное государство.

Века для Византии обозначены как походы на Константинополь неоднократно предпринимавшиеся князьями киевской Руси Олегом Игорем Святославом и Ярославом мудрым.

В конце II века пришедшие из приоралья турки сельджуки совсем вытеснили Византию из малой Азии.

В 13 веке в результате 4 крестового похода Византия распалась на 4 части. Латинская империя, Никсийская, Трапезундская и Эфирское царство. Вскоре империя была восстановлена но это уже было феодально раздробленное государство со слабой центральной властью. И в экономическом отношение Византия попала под власть итальянских городов республик Венеции и Гении.

В 15 веке вокруг Византии прочно сомкнулось кольцо владений турок-османов. В 1453 г турки осадили Константинополь, Осада продолжалась 53 дня. Вход кораблям в бухту был перегорожен цепями, но турки намазав доски салом протащили корабли посуше. После падения Константинополя он стал центром османской империи и получил название Стамбул.

Византийская модель феодализма

Византия сумела сохранить все основные элементы наследства доставшегося от римской империи. А именно:

-крупные города (где преобладало ремесло и торговля).

-рабовладение в сочетание с общинным земледелием.

-развитая культура.

Византия получила сильное государство с развитым римским правом.

Переход Византии к феодальной цивилизации был менее болезненным, чем на западе.

Византия империя - роммеев.Во главе Византийской империи стоял император. Императором Византии назывался Василевс. Василевс обладал почти не ограниченной властью. Наряду с императором важное место в жизни Византии занимал сенат, который назывался симклид. Конечно, он не играл такую роль в Византии, как римский сенат в римской империи. Членов сената называли семклидики. Сенат был совещательным органом при императоре.Идею империи укрепляло христианство. Именно оно придавало ей священный характер.

Роль религии в византийской цивилизации.Одним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в сё религиозной форме становится доминирующим фактором развития общества.

В Византии господствующей идеологией являлось христианство, которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:

-мир земной (греховный)

-мир небесный (идеальный, чистый)

В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии.

Основные ереси возникли в это время. Основная ересь - арианство. Ей были подвержены многие варварские, германские народы. Ориане считали, что Христос является человеком. А его божественность была передана ему Богом Отцом.

Монофилия. Монофилиты утверждали, что природа Христа божественна. Византийская церковь утверждала, что Христос совмещает в себе 2 сущности: и человеческую, и божественную. В этом была основа надежды на спасение. И византийцы получили возможность открыть в себе божественное начало.

Именно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).

В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей, который называется схизма (1054г раскол церквей). Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ веры. На западе церковь решала свои дела по вопросам спасения души человека. Она отпускала грехи, оценивала добродетель и недостатки человека.

Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация. Основными её достижениями можно считать следующие: доминирующим фактором в обществе становится религия. Православие выступает идеологической основой Византийской религии " исключительное сочетание жизни Византии с христианской религией, эллинистической культурой и римской государственностью сделали Византийскую цивилизацию не похожей ни на одну другую. " Византийская цивилизация оказала влияние на развитие русских, формирование русской идеи. Идеи всеединства, идеи государственности.

Творцы новой техники

Используя научно-технические достижения, капиталисты, как правило, мало интересовались развитием науки, предоставляя это дело нанятым на службу фирмой или субсидируемым ею ученым, инженерам и мастерам.

Среди хозяев капиталистических предприятий встречались и прогрессивные деятели, стремившиеся содействовать научно-техническому прогрессу.

С 1785 по 1800 г. в английской текстильной промышленности было установлены паровые машины системы Уатта,. Началось распространение паровых машин и на континенте Европы, от Франции и Бельгии до России, а также в США.

В эти десятилетия наблюдались также важнейшие технические сдвиги в области металлургии и металлообработки. Доменный процесс (выплавка чугуна из руды) в Англии, а затем и на континенте все более переводился на минеральное топливо.

Промышленный переворот в Англии завершился в первой половине XIX в., когда крупная промышленность стала производить машины машинами.

Последствия научно-промышленной революции:Социальные последствия промышленного переворота,Рост городов,Идейно-политические течения,Профсоюзное движение и образование политических партий

Российские колонии

С 1808 года столицей русской Америки становится Ново-Архангельск. Фактически управление американскими территориями ведется Российско-американской компанией, главный штаб которой находился в Иркутске, официально Русская Америка включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, позже (в 1822 г.) в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Население всех русских колоний в Америке достигло 40000 человек, среди них преобладали алеуты. Самой южной точкой в Америке, где обосновались русские колонисты, был Форт-Росс в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии. Дальнейшему продвижению на юг помешали испанские, а затем и мексиканские колонисты. В 1867 году США выкупили Аляску за 7200000 долларов.

Война за независимость

Война за независимость США в американской литературе чаще называется Американской Революционной Войной (1775—1783 гг.) - война между Великобританией и лоялистами (приверженцами британской короны) с одной стороны и революционерами 13 английских колоний (патриотами) - с другой, которые провозгласили свою независимость от Великобритании, как самостоятельное союзное государство, в 1776 году. Значительные политические и социальные изменения в жизни жителей Северной Америки, вызванные войной и победой в ней сторонников независимости. В 1773 году группа заговорщиков из ячейки Сыны свободы, переоделись индейцами и забралась на три судна в Бостонской гавани и побросали в воду 342 ящика с чаем. Это событие стали называть Бостонским чаепитием. Правительство ответило репрессиями против Массачусетса: в Бостоне запрещалась морская торговля, отменялась партия Массачусетса, распускалось ее законодательное собрание. Но за Массачусетсом стояла вся Америка, поэтому пришлось распустить и другие законодательные собрания. Рабство в США - система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в США в 1619-1865 гг.. Большинство рабов были африканцами и их потомками, насильно вывезенными из мест проживания. Впервые африканские невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокие прибыли. Рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861 - 1865 гг. между северными и южными штатами. На Индейской территории, которая формально не входила в состав США и где проживали выселенные в 1830-е года из южных штатов пять цивилизованных племен, рабство в отдельных случаях сохранялось до 1870-х годов. При этом положение рабов у индейцев было лучше по сравнению с южными штатами, а значительную часть племени семинолов составляли афроамериканцы и потомки смешанных индейско-афроамериканских браков. Война 1812 года - явилась результатом стремления Великобритании к подрыву экономики и торговли США в период наполеоновских войн. Военные действия начались в июне 1812 года, шли в районах американо - канадской границы, Чесапикского и Мексиканского заливов с переменным успехом и закончились 1815 году. В войне с обеих сторон участвовали индейцы. В ходе кампаний 1812 и 1813 гг. проявилась неподготовленность американцев к войне, тем самым закончились неудачей попытки США оккупировать территорию Канады.

Культура США XVII-XIX веков

Начало формирования культуры США восходит еще к колониальному периоду и особенно ко времени Войны за независимость 1775—1783 гг. Освобождение от господства Англии, сопровождавшееся патриотическим подъемом и ростом национального самосознания, способствовало развитию общественной и научной мысли, национального искусства — поэзии, музыки, живописи, формированию национального стиля архитектуры, созданию американского театра. Национальная культура США складывалась главным образом из трех источников: европейской культуры, прежде всего английской, принесенной в Америку европейскими поселенцами; самобытной культуры индейских племен, которая сохранилась, несмотря на безжалостное уничтожение и расхищение колонизаторами драгоценных исторических памятников и сокровищ искусства; культуры негритянского народа, сумевшего, несмотря на условия рабства, сохранить и развить принесенную им в Америку африканскую культуру.

В колониальной Америке в сфере идеологии господствовало протестантское христианство, нетерпимое ко всем проявлениям независимой мысли. Философия первоначально появилась в Америке как «служанка» богословия, единственным назначением которой было укрепление религиозных догматов протестантизма. Войне американского народа за национальную независимость (1775—1783) сопутствовал крутой подъем всей идейно-политической жизни страны. Идеологи национально-освободительного движения в острой борьбе с церковным догматизмом отстаивали революционные буржуазно-демократические идеи, принципы свободолюбивого мировоззрения, созданного на убеждении в мощи человеческого разума и проникнутого стремлением к социальному прогрессу и общественной справедливости.

Вторая половина XVIII в. прошла под знаком американской идеи просвещения. Т. Джефферсон (1743-1826), Т. Пейн (1737-1809), И. Аллен (1737-1789) заложили прогрессивные традиции американской общественной мысли. «Разум — единственный оракул человека» Аллена (1784) и «Век разума» Пейна (1794) — самые яркие философские памятники этого периода.

Появление литературы на английском языке в Америке относится к XVII в. и связано с английской колонизацией. На протяжении почти полутора веков литература облекалась главным образом в религиозную форму. Начало формирования американской национальной литературы связано с борьбой за независимость, против владычества английской монархии, когда на общественно-политической и литературной арене выдвинулись американские просветители-демократы. Они обосновали необходимость свержения монархии и установления республики, выступали против узости и ограниченности пуританства, осуждали рабство.

История изобразительного искусства США берет начало с середины XVII в. Но этому предшествовало многовековое искусство индейских племен, населявших территорию задолго до появления первых поселений европейских колонистов. Это народное искусство, обладавшее древней традицией большого и совершенного мастерства, погибло вместе со всей индейской культурой в результате постепенного истребления индейцев и оттеснения их на бесплодные земли дальнего Запада. Искусство индейцев давно уже стало лишь достоянием музеев.

Переселенцы из Европы — англичане, голландцы, французы — привезли с собой упрощенные схемы парадного портрета конца XVI—XVII вв.Война за независимость вызвала высокий расцвет американского искусства. Крупнейший американский живописец этого периода, лучший портретист своего времени Ч. Стюарт (1755—1828) в своих реалистических портретах сочетал объективность характеристики с поэтичностью и романтикой образа (портреты Дж. Вашингтона и др.). Дж. Трамбулл (1756—1843), участник Войны за независимость, создал серию исторических полотен, изображающих боевые действия 1775—1793 («Битва при Банкерс.

В создании музыкального фольклора США участвовали многие народы мира. Еще задолго до прихода первых поселенцев из Европы многочисленные племена индейцев — коренных обитаталей страны — обладали разнообразным песенным фольклором. Однако в силу особых социальных условий существования индейских племен их музыкальный фольклор оказался в стороне от процессов слияния различных художественных культур народов Европы и Африки, участвовавших в создании музыки американского народа. Важную роль в становлении национального фольклора страны сыграло негритянское музыкальное искусство. Оно оказало большое воздействие на композиторское творчество, на бытовое музицирование, его характер. Другим важным источником формирования национального музыкального фольклора было песенное богатство английского, шотландского и ирландского народов, привезенное в Америку первыми поселенцами. В становление национального искусства США свою долю внесли также и другие народы Европы. Жесткие установки пуританской церкви ограничивали все музыкальные проявления пением религиозных гимнов и псалмов. Инструментальная музыка была в загоне.

В 1775—1783 гг. в связи с войной североамериканских колоний за независимость все театральные представления были запрещены. В эти же годы были написаны первые американские драматические произведения, проникнутые духом гражданственности и патриотизма.

Здания колониального периода характеризуются простым планом, почти полным отсутствием украшений, крутой двускатной кровлей и нависающим вторым этажом. Дома строились из дерева, кирпича или камня.

 

Южная Корея.

Успех или неудача культурной, социальной и политической модернизации в странах «третьего мира» во многом обусловлены спецификой местной политической традиции. В Дальневосточном регионе она определяется сохраняющимся влиянием конфуцианской системы. Её идеи и принципы сформировали менталитет современной корейской нации, отразившись на базовых чертах национального характера. Конфуцианские установки продолжают играть весомую роль в местной политической культуре, южнокорейское руководство опирается на некоторые принципы конфуцианства, активно используя их для потребностей современного развития и демонстрируя не только стремление к совершенствованию демократического режима, но и преемственность политической традиции. В современной поэзии были попытки представить современные методы, такие как имажизм, в основном в виде переводов таких американских поэтов, как Эзра Паунд и Томас Элиот в начале XX века. Во время начала республиканского периода популярными были патриотические работы. Начиная с 1970-х, доминируют лирические стихи. Поэзия довольно популярна в современной Южной Корее. одновременно и по числу опубликованных и по числу написанных произведений. В последние годы Южная Корея ощущает сильное влияние со стороны других стран, в основном со стороны США. Множество людей с удовольствием смотрят американские фильмы.

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился. Со времени своего основания Южная Корея прошла большой путь в развитии своего образования, экономики и культуры. В 1960-х годах страна была одной из беднейших в регионе, тогда как сейчас — это развитое промышленное государство. Начиная с 1990-х годов корейская популярная музыка, телевизионные сериалы и кинематограф становятся всё более популярными в других странах мира, особенно в Юго-Восточной Азии — феномен, известный как «корейская волна».

 

 

Воззрения на культуру в Западной Европе эпохи Средневековья.

В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в. Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственному культурно-цивилизационному пути, который обрек ее на своеобразную замедленную архаизацию и стагнацию. Но, несмотря на разные пути формирования общественно-политических систем, между средневековой Западной Европой и Византией существовало бесспорное сходство, основанное на господстве феодальных отношений и христианства. Последнее, однако, внутренне раскололось на восточное православие и западный католицизм (формально раскол был закреплен в 1054 г.).

Появление двух христианских конфессий углубило экономическое, политическое и духовное размежевание между Византией и Западом. В новой Европе в течение средних веков быстрее шел процесс образования народностей, формировались разнообразные мировоззрения, складывались отдельные (суб)культуры и культурные центры, художественные школы, направления, стили. Борьба между стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности стала отличительной особенностью западной культуры средних веков. Византия находилась как бы в стороне от этой борьбы.

В истории культурного развития средневековой Западной Европы принято выделять периоды раннего средневековья (V–X вв.), зрелого средневековья (XI–XIII вв.) и позднего средневековья (XIV–XV вв.). В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.

 

12. Художественная культура цивилизаций Древнего мира (кроме Античности)

Древневосточные цивилизации оставили не только ценные научные знания, но и уникальную художественную культуру: памятники архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Особое место в этом ряду, несомненно, занимают египетские пирамиды. Всего в Египте сохранилось около 80 пирамид. В пригороде Каира Гизе находятся три крупнейшие пирамиды (фараонов Хеопса, Хафры и Менкаура), отнесенные греками к семи чудесам света.

Искусство Древнего Египта было прочно связано с культом и выражало основные идеи религии: беспредельное могущество богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и дальнейшее загробное существование.

Скульпторы воплощали свои идеи в канонических формах. Их статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. Среди древнеегипетских скульптур особенно известен большой сфинкс – существо с телом льва и головой человека, имеющего портретное сходство с фараоном Хафрой. Сфинкс высотой 20 м и длиной 57 м, высеченный из целой скалы, охранял покой мира мертвых.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в Древнем Египте высокого уровня развития достигла архитектура, ярко проявлявшаяся в монументальных храмовых постройках. Наиболее известными памятниками архитектуры этого периода являются величественные храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. От Луксора к Карнаку вела знаменитая аллея сфинксов длиной почти 2 км.

Наряду с архитектурой высокого развития достигло изобразительное искусство. В XV в. до н.э. в период правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона) появляются изящные рельефы, изображения бытовых сцен, скульптурные портреты, поражающие своей психологической достоверностью. Таковы портреты фараона Эхнатона и его супруги Нефертити в высоком головном уборе. Они отличаются от традиционного египетского канона, так как пронизаны светскими мотивами и жизнелюбием.

В отличие от египетской скульптура древних государств Двуречья менее известна. В основном сохранились небольшие статуэтки, выполненные из различных пород камня. Скульптурные изображения не имеют портретного сходства с оригиналом: для шумерской скульптуры характерны преувеличенно укороченные, а для аккадской – вытянутые пропорции фигур. У шумерских статуэток подчеркнуто большие уши, которые считались вместилищем мудрости. Часто встречаются статуэтки с подчеркнуто женскими, а также материнскими формами, воплощающие понятие земного плодородия.

В шумерском искусстве ведущее место занимала расписная керамика с геометрическим рисунком и глиптика. Глиптика – это пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого или глубокого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине.

Особого расцвета пластическое искусство достигает в новоассирийскую эпоху (VIII-VII вв. до н.э.). В этот период появляются знаменитые ассирийские рельефы, которыми отделаны царские покои. Рельефы запечатлели с большой тонкостью и детальной отделкой сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты.

К наивысшим достижениям культуры Древней Месопотамии этого периода следует отнести успехи в сооружении дворцовых и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип храмового зодчества, связанный с применением искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие храмовые башни – зиккураты были в каждом шумерском городе. Шумерские зиккураты состояли из трех ступеней-платформ в соответствии с триадой божеств (Ану– Энке–Энлиль) и строились из сырцового кирпича. Этот архитектурный прием у шумеров переняли аккадцы и вавилоняне. Знаменитая вавилонская башня – это семиступенчатый зиккурат, на вершине которого располагалось святилище верховного бога Мардука. А знаменитые висячие сады, еще в древности названные чудом света, представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными экзотическими деревьями. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов. Еще в древнейших городах Шумера – Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки. Одна из самых больших библиотек того периода – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек в каждой серии текстов.

Итак, культурное наследие древних цивилизаций Востока чрезвычайно многообразно и обширно. Мы рассмотрели только небольшую его часть. Но даже такое краткое и фрагментарное знакомство с культурой Древнего Египта и Месопотамии поражает уникальностью, художественным совершенством, глубиной содержания. Здесь, на Востоке, были накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, строительной техники, архитектуры, искусства задолго до того, как они стали известны европейцам.

Достижения древних египтян, ассирийцев, вавилонян были восприняты, переработаны и усвоены другими народами, в том числе греками и римлянами, создавшими античную цивилизацию.

Таким образом, трансформируясь и переплавляясь, наследие древних «доосевых цивилизаций» Востока смогло сохраниться до наших дней, являясь неотъемлемой частью мировой культуры.

Разноплеменная культура Передней Азии вместе с тем не была однородной. Сменявшие друг друга народы, несшие с собой новые веяния, зачастую безжалостно уничтожали то, что было создано их предшественниками. И, тем не менее, в своем развитии они неизбежно опирались на опыт прошлого.

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь также играла монументальная архитектура. В государствах Двуречья важная роль принадлежала круглой скульптуре, рельефу, мелкой пластике, ювелирному искусству.

Но многие черты заметно отличают искусство Передней Азии от египетского. Иные природные условия определили особенности архитектуры Двуречья. Разливы рек вызвали потребность возведения зданий на возвышенных местах. Отсутствие камня привело к строительству из менее долговечного материала – сырцового кирпича. Вследствие этого сложились не только особенности архитектурной формы с ее простыми кубическими объемами, отсутствием криволинейных очертаний, но и иное осмысление орнаментации. Введение вертикального членения плоскостей стен нишами и выступами, применение звучных цветовых акцентов способствовали не только уничтожению монотонности кирпичной кладки, но и обогащению архитектурного образа.

В связи с неразвитостью заупокойного культа в Двуречье не получила столь интенсивного развития, как в Египте, монументальная пластика крупных форм.

 

 

13. Этапы развития и выдающиеся достижения культуры Древней Греции.

Цивилизации Древнего Востока - это цивилизации "первой волны". Народы этих культур первыми вступили на путь строительства государства, классового общества, городского хозяйства. Народы, создавшие культуру Древней Греции, приступили к строительству своей цивилизации позже.

Цивилизация на греческой земле возникала дважды. Первый раз она появляется в III тысячелетии до н. э. Затем следует большой разрыв во времени, вслед за которым вновь наблюдаются цивилизационные процессы.

Поэтому историю культуры древней Греции принято делить на три периода.

Первый период охватывает время с XXX в. до н. э. вплоть до ХII в. до н. э. Это эпоха так называемой эгейской культуры, для которой была характерна дворцовая цивилизация. В своём развитии она проходит три этапа:

1. "ранний" (3000-2300 гг. до н. э.);

2. "средний" (2300-1600 гг. до н. э.);

3. "поздний" (1600-1200 гг. до н. э.).

В свою очередь, вся эгейская культура делится на три локальных (региональных) типа:

1. Критская (минойская) с центром на острове Крите;

2. Кикладская (располагалась там, где сейчас разбросаны острова Циклады);

3. Микенская (с центром в городе Микены, расположенном в материковой Греции).

Наиболее пышных форм эгейская культура достигает на острове Крите. Её ещё называют миносская (или минойская, или крито-минойская)..

На рубеже XXX в. до н. э. на Балканы вторглись племена предков древних греков. Очутившись в иных условиях, они вынуждены были создавать иную культуру, отражающую жизнь в условиях цивилизации. Характерными для этой культуры были монументальные дворцы, ставшие первыми общественными сооружениями в этом месте, а также фресковая роспись. Культура Крита в этом далеко обогнала кикладскую и микенскую культуры. Для минойских дворцов характерно было обилие колонн, широкие лестничные подъёмы, просторные проходы, проёмы в стенах, позволяющие потокам света проникать внутрь помещений - всё это отличает архитектуру Крита от приёмов строительства, применявшихся в соседнем Египте.

Стены дворцов были покрыты фресками. Их отличает ряд особенностей: полихромность, многоцветие. Позднее её заменит монохромная красно-коричневая или чёрно-белая вазовая роспись периода архаики. Многообразие сюжетов, в которых отсутствует деление на "низкие" и "высокие" темы. Фрески отличаются и по времени написания. Выделяют стиль "первых дворцов". Для них характерно изображение дворцовой жизни, природы, растений, морских животных. Мотивы, рисунки не повторяются. Творчество художника - свободное, не сдерживаемое канонами или идеологическими предписаниями. При изображении дворцовых сцен подчёркивается молодость, красота тел. На портретах придворных дам изображения подчёркивают их изящество, ловкость, они нарисованы в декольтированных костюмах, богато украшенных драгоценными камнями. По соседству присутствует изображения сцен хозяйственного двора: куриного поголовья, петуха, кота, готового его схватить. Всюду господствует реализм, стремление показать предмет во всей его красоте, привлекательности. Это период, когда дворцы строились без укреплений. По всей вероятности, общество этого периода ещё не знало классовой борьбы, а значит, знати нечего было опасаться "низов", отгораживаться от них крепостными стенами. Критская культура этого периода достигла такого могущества, что могла не опасаться и внешнего врага. В мифах говорится о морском могуществе Крита, его господстве на водных дорогах Средиземного моря, - "таласократии". В обществе ещё не были изжиты остатки родоплеменных отношений, былой свободы и социального равенства. На одной из фресок мы видим молодого человека, юношу - "царя-жреца", то есть правителя, соединяющего и светскую, и религиозную функции. В руке у него - бронзовый серп. Перед ним - несжатые колосья, которые он намеревается срезать. В обществах, приступивших к созданию цивилизации, было характерно, что правитель даёт сигнал к началу и окончанию аграрных работ, приступая сам, подчас чисто символически, к пахоте, севу или уборке урожая. Это воспоминание о прошлом, когда функция распоряжения не была отделена от производительного труда, и труд представлял синкретичное целое.

Около 1450 г. до н. э. на Крит вторгаются с материка более примитивные племена ахейцев, которые уничтожают минойскую культуру. Период цивилизаций "бронзового века" закончился, наступил "век железа" и государства-полиса.

Второй период в развитии древнегреческой культуры охватывает время с XII в. до н. э. по VIII в. до н. э. Его нередко называют " тёмными веками", или "гомеровской Грецией ". Археологические материалы свидетельствуют, что в этот период происходит резкое снижение жизненного уровня населения, материальная культура бедна.

По сути дела, общество было отброшено глубоко назад, в эпоху "варварской" культуры с профессиональным делением населения, с возродившимися родоплеменными традициями. Лишь постепенно начинает проявляться социально-экономическая дифференциация и набирать силу цивилизационный процесс.

Третий период в развитии культуры цивилизации Древней Греции охватывает время с VIII в. до н. э. и продолжается вплоть до I в. до н. э. В этом периоде различают три этапа. Первый этап (VIII-VI в. до н. э.) получил название "архаический" (первоначальный). Второй этап (V-IV в. до н. э.) называется " классический". Третий этап в развитии культуры (III-I в. до н. э.) носит название "эллинизм".

Для всего этого периода развития цивилизации были характерны:

Переход от "бронзы" к железу в качестве основного материала культуры.

Переход от профессионального деления общества к классовому. В частности, становление общества, разделённого на основные классы - рабовладельцев и рабов, которых становилось все больше.

Переход от первобытнообщинного строя с общественной собственностью на систему отношений с господством частной собственности на землю, скот, орудия труда и людей.

Следует отметить, что все эти процессы происходили очень интенсивно и заняли немного времени. Поэтому не случайно, что архаический период отождествляют с культурным переворотом в Древней Греции.

 

 

14. Художественная культура Античного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.061 с.)