Страны Западной Европы в раннее Средневековье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страны Западной Европы в раннее Средневековье



Западноевропейские государства раннего средневековья возникли в результате распада родоплеменного строя и синтеза варварских и античных элементов. В письменном законодательстве VI в. («Салическая правда») люди, как правило, разделялись на свободных и несвободных в национальном отношении на франков (бургундцев, лангобардов и. т.п.) и «римлян» (местное покорённое население). Постепенно завоеватели и завоёванные слились друг с другом, образовав новые этносы. С IX по XI вв. в Западной Европе сложились три сословные группы: дворянство, духовенство, крестьянство.

В VI-IX вв. наиболее крупным государством в Западной Европе было Франкское. Оно включало в себя территории современной Франции,

Бельгии, Швейцарии и юго-западной Германии. Раннефеодальные отношения складываются в нём в так называемый «период Меровингов»— первой королевской династии (конец V - начало VIII в.) Феодализация началась первоначально в гало-римской среде, где развивались новые формы зависимости колонов и рабов. Колоны занимали промежуточное положение между рабами и свободными. Шёл процесс формирования крупной землевладельческой знати, претендующей и на политическую власть.

В королевстве Меровингов существовали крупные землевладельцы, потомки римских сенаторов, а также епископы, обычно жившие в прежних римских поселениях, перераставших в города с торгово-ремесленным населением. Земли, которые принадлежали вассалам короля, - это прежде всего более или менее свободные, либо заново возникшие деревни-общины, марки, где привычные отношения колоната трансформировались в феодальную зависимость от высокопоставленного сеньора. Королевство делилось на графства. Графам подчинялись должностные лица, руководившие более мелкими административными подразделениями -сотнями. Сотники контролировали деятельность народных собраний. В середине VIII в. крупные земельные владения стали даваться за службу -бенефиции (условные держания).

На этапе становления зрелого феодализма (VIII - середина IX в.) («период Каролингов») формируется вассалитет. Обязанности вассала служить королю оформлялись договором и клятвой верности. Одновременно проводится бенефициальная реформа. Бенефиций -условное срочное пожалование за выполнение военной или административной службы. Со временем из пожизненного владения бенефиций превращается в наследственное владение. Идёт процесс формирования крупной феодальной собственности; свободные крестьяне превращаются в зависимых.

Высшей властью был признан король, превратившийся в выразителя интересов феодальной знати. Главную роль в управлении на местах играли графы и маркграфы. В их руках была сосредоточена судебная, административная и военная власть в графствах. В системе центрального аппарата были канцлер (управляющей делами), архикапеллан (управляющий духовными делами) и пфальцграф (управляющий дворцовым хозяйством). При Карле Великом практиковались иммунитеты, когда отдельные лица освобождались от надзора со стороны должностных лиц и от налогов.

Раннее Средневековье знало государственные образования вестготов, остготов, бургундов, лангобардов, франков. Во главе их, как правило, стояли короли. Короли выступали не столько как военные предводители племён, а скорее как главы военно-землевладельческой верхушки, производящей в своих интересах перераспределение земельной собственности. Королевская власть зависела от феодальной аристократии. От собрания магнатов зависело издание законов, разрешение вопросов о нойне и мире, назначение налогов, раздача привилегий.

Народное ополчение, прежде представлявшее основную силу германских племён, после перехода к прочной оседлости и превращения свободного воина в крестьянина, отходит на второй план перед феодальными дружинами, перед профессиональными конными воинами-рыцарями, которые начинают представлять главное ядро военных сил в нарварских королевствах. Как короли, так и магнаты стремятся иметь в своём распоряжении как можно больше дружинников - рыцарей, обязанных нести военную службу и обеспеченных земельными пожалованиями и трудом подвластного населения.

Феодальное королевство - это союз сеньорий, как система договорных отношений. Крупные сеньоры были непосредственными вассалами короля; у них были свои вассалы, у которых, в свою очередь, могли быть свои вассалы.

Западноевропейские города находились в феодальной зависимости от сеньоров. Они несли в их пользу денежные и натуральные повинности. Иногда власть над городом находилась в руках нескольких феодальных сеньоров. Они делили между собой внутри города дома, жителей, сбор повинностей. Так, Париж был поделён между королём и епископом. 1 орода представляли феодальную собственность сеньоров, которую можно было продавать, дарить, давать в приданое, передавать по наследству, делить между несколькими наследниками. Население городов складывалось из лиц, находившихся в различных формах феодальной зависимости от местных сеньоров, и из пришельцев. Это разнородное население было в некоторых отношениях объединено. В нём складывались союзы, основанные на единстве хозяйственных интересов. В корпорации объединялись не только купцы и ремесленники, но и врачи, учёные и другие представители городской общественности. В городах появились ремесленные организации. Они также объединялись в цехи. Цехи пользовались известным самоуправлением. На общих собраниях мастеров выбирались старшины. Цехи располагали известной юрисдикцией по делам цеха. В них существовал надзор и контроль над работой своих членов, а также полицейская власть. Цех пользовался монополией на свою отрасль производства. Члены цеха должны были оказывать друг другу поддержку в работе. Цех определял число учеников и подмастерьев, которых мог держать каждый из его членов. Цех устанавливал цены на товары и тем самым регулировал заработок своих членов. Цех образовывал особый отряд для защиты города.

Сеньоры имели право контроля над цехами. Цех должен был участвовать в уплате сеньору рент и отбывании в его пользу тех или иных повинностей.

Города боролись за свою независимость. В результате получения прав и привилегий разрозненная масса горожан образовывала корпорацию, являющуюся носительницей этих привилегий. Горожане составляли особое привилегированное сословие, отличающееся своими «вольностями» от народной массы. Все горожане считались лично свободными. Крепостной, если ему дозволялось прожить в городе определённый срок (например, один год и один день), становился свободным. Городские жители имели свои суды, в которых заседали выборные. Город мог выкупать у сеньора пошлины на торговлю, право постоя, реквизиции. Права гражданства тесно связывались с уплатой налогов. Во главе городского управления стоял городской совет, сохранявший в большей или меньшей мере выборный характер. Позднее во главе совета становился выборный мэр или бургомистр.

Древнерусское государство

Образование Древнерусского государства органично вписывалось в контекст европейского развития; но имелись и свои особенности. Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со шторой половины IX до начала XII в.

На перном этапе формирования древнерусской государственности (с середины IX до конца X в.) при князе Олеге (882-911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточнославянских племён, введена выплата дани - «полюдье», которая составила одну из экономических основ государства. За счёт дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега князю Игорю (912-945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945-964) стремилась укрепить великокняжескую власть: она упорядочила размеры взимаемой дани, определила место её сбора (погост), провела отдельные реформы в системе административного управления. При сыне Ольги князе Святославе (964-972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны. Славу Руси в этот период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата. Именно в этот период западноевропейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов).

На втором этапе (конец X - первая половина XI в.) Русь достигла расцвета. За тридцать пять лет правления Владимира (980-1015) продолжался процесс территориального расширения. Особое значение имело принятие христианства. К IX в., когда европейские государства по большей части были христианскими, восточные славяне ещё поклонялись силам и объектам природы. Владимир решительно заменил язычество христианством, которое принял после захвата греческой колонии Херсонес и женитьбы на сестре византийского императора Анне. Так языческий князь Владимир Красное Солнышко стал Владимиром Святым. Массовое крещение дружины и населения в короткие сроки создало ту духовную основу, благодаря которой географическая близость Руси к Византии и их геополитическое сходство закрепились идеологически. Принятие христианства определило дальнейшую судьбу Руси, её исторический путь. Христианство было государственной религией в Византии. То же и на Руси: государственная религия (христианство) соединила княжескую власть с основной массой населения. Русь вышла из международной изоляции.

Введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Оценивая поистине великое значение христианства для становления русской государственности, формирования единого этноса и его культуры, необходимо обратить внимание на следующие особенности. На Руси долгое время сохранялось двоеверие - язычество и христианство. Языческие традиции особенно долго сохранялись на севере страны и в более удалённых от центра регионах.

Христианство утверждалось на Руси в виде православия, которое и стало духовно-религиозной основой нашего общества. В православии слабее, чем в западном (римском) христианстве выражена идея прогресса. В православии речь идёт о духовном преображении человека и устремлённости его, вследствие этого, не вперёд, а скорее вверх. Русское православие ориентируется прежде всего на Новый Завет с его проповедью любви к ближнему, а идея прогресса наиболее ярко выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому русскому православию, постоянно подчёркивали это различие.

Международное положение Руси значительно упрочилось при великом князе Ярославе Мудром (1019-1054).

Третий этап (вторая половина XI - начало XII в.) отмечен попытками предотвращения надвигающегося распада. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом (1113-1125). При нём был создан новый юридический свод - так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII вв. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярославичей» и др.).

В Древней Руси несколько иной была роль городов. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла, корпораций, то на Руси - это скорее общинные и волостные центры. Каждый город - это центр городской волости, одновременно и государственное образование, т. е. город-государство. Структура политической власти в нём была очень похожа на то, что было в древности, например, в древнегреческих городах-государствах (полисах). Там существовало народное собрание - вече, верховный правитель - князь, избиравшийся вечем, и совет знати.

Древнерусское государство можно определить как раннефеодальную монархию. Феодальные отношения только зарождались в процессе перехода от племенных, родовых. В Западной Европе этот процесс начался раньше. Во главе государства на Руси стоял наследственный князь. Существовало два права наследования: родовое и семейное. Родовое -наследство переходит от старшего сына главы рода к младшему. Семейное - наследство переходит от старшего сына главы рода к его сыновьям. Земля принадлежала всему княжескому роду, поэтому весь княжеский род оставался носителем верховной власти в русской земле. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод (предводителей различных по численности и назначению военных отрядов), то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов-мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. п. Из состава дружинников выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны, огнищане и др. Дружинные отношения строились на личных договорных отношениях.

Среди простых людей выделялись категории: смерды, холопы, рабы-пленники, изгои, рядовичи, закупы. На ранних этапах становления древнерусского государства большинство населения были свободными людьми.

Большую роль играло вече. Князь заключал с вече договор. Вече могло и не принять князя (такие случаи были довольно частыми). Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения вече. С помощью веча народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении. По мере становления древнерусских городов-государств и освобождения их из под власти Киева возрастала и активность вечевых собраний. Вечу подчинялось и народное ополчение. Вооружённый народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно народные ополчения решали исход сражения. Влияние княжеской дружины было существенным, но не определяющим. Дружина представляла собой отборное ядро княжьих воинов-телохранителей, своеобразный «штаб», который во время войны давал народному ополчению командиров.

Одновременно шёл процесс расслоения общины. Создаётся, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. Их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину. С течением времени правители стали жаловать местным князьям, боярам права на сбор дани с тех или иных земель, право суда. Постепенно стала складываться система вассалитета, когда населённые земли попадали под полное влияние своих господ-вассалов великого князя, которые, в свою очередь, жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам.

В IX - первой половине XI в. князья собирали дань со свободных общинников. Сбор дани осуществлялся во время полюдья, когда князь со своей дружиной приезжал в определённый центр, где и получал дань с местного населения. Размер дани первоначально был не фиксирован. Княгиня Ольга установила фиксированный размер дани. Дань явилась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Земли превращались в даннические, а жившие на них люди - в данников. Происходило так называемое окняжение подвластных земель великому князю, государству, так как получаемая дань шла на нужды не только князя, но и всего складывающегося государства. Государство, тем самым, утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли. По сравнению с Европой в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а коллективное землевладение свободных крестьян-общинников. Некоторые авторы возникновение феодального землевладения относят к IX-X вв., но большинство полагает, что в X в.существовали лишь отдельные княжеские сёла, а уже во второй половине XI - первой половине XII в. образуется феодальная вотчина. По мнению российского учёного Л.В. Черепнина, для периода X-XI вв. господствовавшей формой собственности на Руси была государственная. А уже к XII в. складывалось землевладение княжеское, боярское, церковное и др.

Имеющиеся сведения об общественном строе Руси IX-X вв. позволяют говорить, что общественная элита состояла из князей и военно-дружинной знати. Она существовала за счёт получения от населения прибавочного продукта в виде дани - поземельной подати и судебных штрафов. Что касается частного крупного землевладения, то можно говорить лишь о первых шагах его формирования, при этом только с середины X в. и только в отношении киевских князей.

Сбор государственных податей осуществлялся в пределах «волости». Волость - это княжеское владение со стольным городом, территориальная единица в пределах государства, управляемая князем из рода Рюриковичей под верховной властью киевского князя.

В IX-X вв. на Руси формируется общество, в котором в роли элиты выступал военно-служилый слой во главе с князьями. Его представители получали доход тремя способами: 1) через распределение в их среде государственных доходов; 2) благодаря отправлению должностей в государственном аппарате; 3) от собственных земельных владений, жалуемых князем за службу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 4036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.012 с.)