ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская страна в 50-70-е гг.: от реформ до «застоя»



После смерти И.В. Сталина 5 марта 1953 г. началась борьба за властьмежду его соратниками. Наибольшую активность проявлял Л.П. Берия, бывший тогда заместителем председателя Совета Министров СССР и куратором силовых органов. Хотя формально речь шла о "коллективном руководстве", но именно Л. Берия начал своеобразную десталинизацию. Из руководства стали удалять сторонников Сталина, заменять руководителей республик. Была проведена амнистия уголовным преступникам. Началось осуждение злоупотреблений прежних лет.

Однако претензии Л. Берии на руководство страной встревожили других руководителей страны, которые справедливо видели в этом угрозу для себя лично. Летом 1953 г. Н.С. Хрущёв сумел организовать своеобразный заговор и при поддержке других членов Политбюро с помощью военных арестовать Л. Берию. Он был обвинён в шпионаже и расстрелян. Но борьба за власть продолжалась. С лета 1953 г. по февраль 1955 г. на вершине власти оказались Г.М. Маленков (руководитель правительства) и Н.С. Хрущёв (первый секретарь ЦК). Но Н.С. Хрущёв сумел оттеснить Г.М. Маленков, в том числе и инкриминируя ему организацию «Ленинградского дела». Постепенно от власти были отстранены и другие сталинские ветераны - Л.М. Каганович, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов и др.

Переломным моментом в политической жизни страны, определившим другое развитие страны, стал XX съезд партии,состоявшийся в феврале 1956 г.На этом съезде был дан совершенно иной анализ и международной обстановки, и перспектив развития страны. Впервые заговорили о реальном построении коммунизма. На съезде подчёркивалось, что в отношении с капиталистическими странами должна преобладать политика «мирного сосуществования». Осуждалась политика конфронтации. Были намечены пути повышения материального и культурного уровня населения. Уже после закрытия официальных заседаний съезда Н.С. Хрущёв сделал доклад, разоблачающий культ личности И. Сталина. В докладе говорилось о многочисленных нарушениях Сталиным ленинской политики, и содержался призыв

С.282

эрозию. Уже с конца 50-х гг. сборы хлеба на целинных землях стали резко падать.

По инициативе Н. Хрущёва начал внедряться принцип планирования сельскохозяйственного производства снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учётом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам, им стали выдавать паспорта, что ликвидировало их прежнее полукрепостное состояние. В конце 50-х гг. изменился порядок материально-технического обеспечения сельского хозяйства. Были ликвидированы МТС, а вся техника была продана колхозам. Эта мера, в принципе правильная и давно назревшая, привела к тому, что колхозы залезли в долги и ряд лет ничего не могли покупать. Кроме того, в колхозах не было базы для обслуживания этой техники, её только начали создавать. Однако все эти и другие меры в целом благоприятно сказались на развитии сельского хозяйства. За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов роста село не знало со времён НЭПа. Но в конце 50-х - начале 60-х гг. были осуществлены сомнительные мероприятия, которые нанесли вред развитию сельского хозяйства. Это гонения на личное подсобное хозяйство и отрезание «излишков» земли в подсобном хозяйстве колхозника; это кукурузная эпопея - насильственное и очень значительное расширение посевов кукурузы во всех районах страны. Бурный подъём сельского хозяйства сменился значительным спадом в начале 60-х гг. Дело дошло до закупки зерна за границей. В 1962 г. правительство «временно», но значительно повысило цены на мясо (на 30%) и масло (на 25%). Это вызвало не только недовольство, но даже открытые выступления трудящихся. В Новочеркасске многотысячный митинг был расстрелян. Авторитет Н. Хрущёва упал.

Развитие промышленноститакже было весьма успешным. Но уже тогда был заложен тот перекос, который позднее привёл к негативным последствиям. Н. Хрущёв настоял на продолжении курса на первоочередное развитие тяжёлой индустрии, что привело к тому, что доля производства средств производства увеличилась с 70% (в 1953 г.) до 75% (в 1961 г.). Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, производство стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. За 1950-1965 гг. производство в этих отраслях выросло в 5 раз! В то же время объём производства в отраслях, выпускающих товары народного потребления, вырос всего в 2 раза. В целом промышленность развивалась очень быстро, но экстенсивным путём, т. е. за счёт роста производственных мощностей.

В 1957 г.была проведена реформа управления промышленностью.Вместо отраслевого был введён территориально-отраслевой принцип управления народным хозяйством. Были упразднены большинство отраслевых министерств, и руководство предприятиями перешло к местным Советам народного хозяйства (Совнархозам). Но в результате этих преобразований нарушились хозяйственные связи, стало проявляться местничество. И опять появились элементы централизации управления промышленностью - республиканские Совнархозы и Высший Совет Народного Хозяйства (как в первые годы советской власти). Успехи были частного порядка, но решительных сдвигов не произошло. С начала 60-х гг. начали снижаться темпы роста промышленного производства. Не помогло и изменение сроков планирования - с 1959 по 1965 гг. выполнялся семилетний план.

В послесталинский период правительство провело ряд мероприятий для повышения благосостояния народа.Был введён новый закон о пенсиях несколько расширявший круг пенсионеров. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Рабочих тяжёлой промышленности перевели на сокращённый рабочий день, не уменьшая зарплату. Рабочий день по стране был сокращён до 6-7 часов, введена 42-часовая рабочая неделя. Все рабочие и служащие имели право на отпуск, который был увеличен. Население стало получать различные денежные пособия. Этому способствовало снижение цен на товары народного потребления: отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т.п. Большую роль в повышении материального благосостояния стали играть общественные фонды потребления, из которых выплачивались различные пособия, стипендии, обеспечивалась бесплатная медицина и образование. С 1 октября 1962 г. были отменены все налоги с зарплаты рабочих и служащих. С конца 50-х гг. была введена продажа товаров в кредит.

Одним из наиболее значимых завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкомасштабного жилищного строительства. Городской жилищный фонд в период с 1955 по 1964 г. увеличился на 80%. Это дало возможность справить новоселье 54 млн. жителей страны (каждому четвёртому). Укрепилась материальная база образования, науки, здравоохранения, культуры. Была радиофицирована вся страна. Стали вестись регулярные телепередачи, хотя и не на всей территории страны. Все эти и многие другие меры, безусловно, способствовали росту материального благосостояния населения. Однако уровень жизни в СССР был значительно ниже, чем в развитых странах, сохранялись и различия в уровне материального обеспечения между городом и деревней. На потребительском рынке сохранялся постоянный дефицит многих продовольственных и промышленных товаров.

Духовная атмосферав период «оттепели» была достаточно либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессий. Но установка партии на показ героизма советских людей, наделение их лучшими моральными качествами продолжала действовать. Относительная свобода появилась и в киноискусстве. Если раньше кино часто напоминало агитплакат с заранее заданной направленностью, то теперь от этого можно было и отказаться. Героями кинопроизведений стали обычные люди, показывались обычные жизненные коллизии. Однако это не означало полной свободы киноискусства; финансируя кинопроизводство, государство требовало в фильмах и соответствующей идеологии. В это время получили широкое распространение вечера поэзии, диспуты, встречи с поэтами и писателями - кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали. На них часто бывал сам Н.С. Хрущёв и другие руководители государства. Однако реакция их на авангардистское искусство была резко отрицательной с соответствующими выводами.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проповедовалась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».

Заметные успехи посеяли иллюзию у Н.С. Хрущёва и всего советского руководства о возможности построения коммунизма в близком будущем. На XXII съезде КПССв октябре 1961 г. была принята новая программа партии, в которой прямо ставилась задача построения коммунизма,как он виделся теоретикам партии того времени. Программа давала обоснование идеи мирного сосуществования стран с различными социальными системами, подробно характеризовалась эпоха перехода от социализма к коммунизму. Была дана также характеристика политической организации общества в период строительства коммунизма, раскрывались задачи формирования у человека марксистско-ленинского мировоззрения. Программа называла и конкретные сроки достижения того или иного уровня (через 10 лет, через 20 лет). Утверждалось, что материально-техническая база коммунизма может быть построена к началу 80-х гг. Это была утопическая задача, но, тем не менее, эта эфемерная программа сыграла свою мобилизующую роль, позволила видеть «свет в конце туннеля». Пропаганда постоянно подчёркивала - «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Но в начале 60-х гг. всё более стали проявляться негативные тенденции в экономике, особенно в сельском хозяйстве. Многие сомнительные эксперименты, чрезмерное увлечение администрированием привели к замедлению темпов роста промышленности. Определилась тенденция решать все возникающие проблемы за счёт трудящихся. В результате перестал расти уровень жизни населения, в 1963-1964 гг. наблюдался кризис в снабжении населения хлебом. Выросли цены на продукты первой необходимости. В стране начало расти недовольство политикой Н.С. Хрущёва. Этим воспользовались его соратники, которые решили сместить его. В октябре 1964 г.на пленуме ЦК КПСС он был смещён с поста первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР. Бывшего главу партии и государства обвинили в "волюнтаризме" и "субъективизме". Первым секретарём ЦК был избран Л.И. Брежнев, бывший до этого председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Провалы в развитии экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде руководителей страны породили сомнения в эффективности административного диктата. Основой советской экономики по-прежнему был военно-промышленный комплекс, в котором были заняты лучшие специалисты, концентрировалась лучшая технология и в развитие которого вкладывались большие средства. В остальные отрасли производства средства вкладывались по остаточному принципу. Поэтому ещё при Н.С. Хрущёве началась разработка более глубоких экономических реформ, предусматривающих изменения принципов функционирования всех секторов экономики. И после смещения Н.С. Хрущёва продолжались попытки реформирования экономики.

Реформа в сельском хозяйственачалась в марте 1965 г.Для улучшения положения в деревне было решено установить более обоснованные цены на сельхозпродукцию, упорядочить налоговую политику, поднять материальную заинтересованность колхозников. Было введено пенсионное обеспечение колхозников, смягчался паспортный режим. Все эти и другие меры позволили резко увеличить доходы колхозов, оживили хозяйственную деятельность в деревне. В результате, уже в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного - 34%.

Было осуществлено хозяйственное переоснащение колхозов, развернулось строительство жилья и социально-культурных объектов. Изменилась практика планирования и заготовки сельхозпродукции. Теперь она закупалась по твёрдым ценам, составленным с учётом особенностей отдельных зон и районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась 5-процентная надбавка, аналогичная надбавка была и при реализации скота. С экономически слабых колхозов списывалась задолженность Госбанку, заготовительным организациям и МТС за приобретённую у них ещё в 1958 г. технику и оборудование. Снижены были налоги с подсобных хозяйств колхозников.

Но в осуществлении реформы по-прежнему главный упор делался на административные рычаги. Руководящая роль Центра (Министерства сельского хозяйства) даже возрастала, о хозяйственной самостоятельности сельхозпроизводителей речи не шло. Огромные средства (за 1966-1980 гг. почти 400 млрд. руб.) использовались крайне неэффективно. Отдача от вложений в мелиорацию, химизацию, от гигантских животноводческих комплексов была не велика. Даже важнейшее социальное достижение -введение стабильных окладов в колхозах - привело в ряде случаев к иждивенчеству. Наблюдалась малая заинтересованность работников сельского хозяйства в результатах труда и хозяйственной деятельности колхоза или совхоза. Тревожным явлением было сокращение пашни - за 25 лет (1964-1980 гг.) она сократилась на 22 млн. га. Велики и постоянны были потери произведённой сельхозпродукции (от 20 до 40%). Страна, обладавшая самыми богатыми в мире чернозёмами, оказалась самым крупным в мире импортёром зерна. Было очевидно, что надо не столько обеспечивать финансовые вливания в деревню, сколько менять весь механизм работы аграрного сектора.

В сентябре 1965г. началась реформа в промышленности.Хотя она и не предусматривала радикальной ломки экономических отношений, но это была наиболее радикальная реформа, начиная с 30-х гг. Было решено кардинально изменить систему оценки работы предприятий и дать им некоторую хозяйственную самостоятельность. Было сокращено до минимума число директивно планируемых показателей. Главным показателем стало не валовое (количественное) производство, а объём реализованной продукции- по сути, рыночный показатель. Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять предприятию часть дохода, который делился на 3 фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд модернизации производства.

Была ликвидирована система территориально-отраслевого управления промышленностью - упразднены Совнархозы. Было восстановлено управление промышленностью через министерства, которые предполагалось сделать партнёрами, консультантами по организации производства в условиях хозрасчёта. Были созданы единые Госснаб, Госплан и Госкомитет цен СССР для регулирования производства, снабжения и ценообразования в масштабах страны. В результате создавалась противоречивая экономическая система -сочетание жёсткого централизма и элементов самостоятельности товаропроизводителя. В ней было заложено непримиримое противоречие, приведшее, в конечном счете, к победе государственного централизма и ликвидации всяких рыночных явлений. Реформа захлебнулась уже в 70-е гг. Одной из главных причин этого было нежелание большинства тогдашнего руководства (прежде всего Л.И. Брежнева) проводить глубокие экономические реформы и вообще что-либо менять в стране.

Реформирование промышленности означало также перестройку структуры топливного комплекса. Если раньше в топливной промышленности чаще использовался уголь, то теперь всё шире стали применяться нефть и газ. В 60-е гг. добыча нефти и газа значительно выросла, нефтедобыча стала ведущей отраслью. Началась всевозрастающая продажа нефти и газа за рубеж, что давало государству значительную прибыль. В некоторых областях, а также в городах, основой теплоснабжения становился газ. Промышленность постепенно отказывалась от использования угля.

При всех недостатках и издержках реформа дала в первые годы очень хорошие результаты. В годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) объём промышленного производства вырос в полтора раза, среднегодовой национальный доход рос в среднем на 7,7%. Ежегодный рост производительности труда составлял 6,8%. Было построено 1900 новых современных предприятий, в том числе знаменитый Волжский автозавод.

Однако уже в конце 60-х гг. (особенно после чехословацких событий 1968 г.) реформа постепенно стала сворачиваться. В результате ухудшились плановые показатели, стали снижаться темы промышленного производства. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985 гг.) национальный доход в среднем рос всего на 3,5%, производительность труда - на 3%. Главной причиной спада, наметившегося уже в начале 70-х гг., было нежелание тогдашнего руководства страны продолжать и углублять экономическую реформу. Директивная модель экономики, отвергающая всё новое, отсутствие свободы хозяйственной деятельности производителя - вот главные причины перманентных экономических проблем.

Частные успехи и стратегические просчёты.В 70-е - первой половине 80-х гг. СССР достиг несомненных результатов во многих сферах экономики и в социальных вопросах. В частности, в 70-е гг. наша страна догнала наиболее развитые страны Запада по объёму

С.289

С.290.Чтобы закупать такие огромные объемы продовольствия СССР резко увеличил продажу нефти и газа. За 1960-1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта увеличилась с 16,2% до 54,4%. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в начале 80-х гг. только 77-е место в мире. Все эти и другие явления указывали, что статус великой державы не соответствовал реальному внутреннему положению в стране.

В середине 60-х гг., явно под воздействием «оттепели», возникло диссидентское движение,в которое постепенно влились правозащитные, национальные, религиозные организации и движения. С самого начала диссидентское движение не представляло собой единого целого, оно было слабо организационно оформлено. Формальный отсчёт появлению неорганизованной оппозиции принято считать 1965 г., когда были арестованы и приговорены к 7 и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей. В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация -Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалёв, Л. Плющ, П. Якир и др.). Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. Своеобразным признанием со стороны властей нового явления общественно-политической жизни -диссидентства - стало создание в структуре КГБ специализированного управления по борьбе с «идеологическими диверсиями». В конце 1979 -начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Но полностью вырвать корни инакомыслия было невозможно.

В общем, советскому руководству не удалось поставить духовную жизнь общества под тотальный цензурный контроль. В 70-е гг. отчётливо проявилось два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, другими словами, поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Влияние официальной пропаганды подрывалось самиздатовской литературой, которая выходила, несмотря на все преследования властей. Основным самиздатовским периодическим изданием была «Хроника текущих события». Кроме того, в 1971 г. начал выходить машинописный «русский патриотический» журнал «Вече» под редакцией В.Н. Осипова, ориентированный на продолжение традиций русского славянофильства. В 1978 г. появилось самодеятельное издание литературно-художественного альманаха «Метрополь» с участием писателей В. Аксёнова, А. Битова, Ф. Искандера, В. Ерофеева и др. Огромную роль в духовной жизни страны играли запрещённые властями произведения А. Солженицына, и прежде всего «Архипелаг ГУЛАГ».





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.01 с.)