Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СССР в послевоенные годы: проблемы социально-экономического и политического развития (1945-1953)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В условиях гонки вооружений и развернувшейся «холодной войны» Советский Союз преодолевал тяжелое наследие войны. Способность СССР противостоять капиталистическому миру могла быть обеспечена быстрым восстановлением экономики страны и созданием более высокого военно-жономического потенциала. Политическим руководством страны было принято решение осуществить новый скачок в развитии производительных сил с резким усилением военной мощи за счет создания ядерного оружия, реактивной авиации, ракетного оружия и сильного ВМФ. Восстанавливать разрушенное хозяйство и решать задачи нового жономического подъема начали, используя опыт, полученный в период «социалистического наступления», с помощью военно-административного метода управления обществом. Сохранялась централизация государственного управления военного времени, партийная демократия была подавлена (съезды партии не проводились с 1939 г. по 1952 г., пленумы ЦК - с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г.). Государственные решения принимались лишь Сталиным в узком кругу соратников. В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение, упразднен ГКО. Осуществлялся перевод предприятий на выпуск гражданской продукции. Легкая промышленность полностью перешла на выпуск товаров народного потребления. Восстановлены 8-часовой рабочий день, регулярные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы. Решалась трудная проблема демобилизации армии. К 1948 г. Вооруженные силы Советского государства сократились с 11,5 млн. до 2,9 млн. человек. В 1946 г. завершилась, в основном, перестройка народного хозяйства применительно к условиям мирного времени. Восстановление и развитие народного хозяйства спланировано четвертым пятилетним планом на 1946-1950 гг. Была сформулирована задача приоритетного воссоздания отраслей тяжелой промышленности. До 25% ежегодного бюджета выделялось на непосредственные военные нужды. К 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а через два года превысил его на 73%. При этом тяжелая промышленность выросла в два раза, в то время как легкая и пищевая -менее чем на четверть. Определяющую роль сыграли усиление международной конфронтации, начавшаяся «холодная война». Летом 1949 г. прошло первое испытание атомной бомбы. США лишились монополии на ядерное оружие. В 1953 г. СССР впервые в мире создал водородную (термоядерную) бомбу. Значительные капиталовложения в экономику позволили резко ускорить развитие производительных сил страны. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Средней Азии и Закавказья. Всего было восстановлено и построено 6200 промышленных объектов. При этом важнейшей задачей было наращивание оборонного потенциала, развертывание военно-промышленного комплекса. В 1950 г. досрочно выполнена четвертая пятилетка, и страна приступила к выполнению пятого пятилетнего плана на 1951-1955 гг., предусматривавшего еще более высокие темпы промышленного производства. В послевоенный период еще значительнее увеличились диспропорции в народном хозяйстве. Успехи в промышленности происходили на фоне все углублявшегося кризиса в сельском хозяйстве, оно по техническому оснащению уступало предвоенному уровню. За пять лет его рост составил 20%. Только к началу 50-х гг. удалось приблизиться к предвоенному уровню. Тяжелая ситуация осложнялась неурожаем и рядом засушливых лет. В среднем по стране собирали по 4,6 ц зерна с гектара. В целом, к середине 50-х гг. в СССР завершилась индустриализация страны на передовой производственной базе. Промышленное производство составило более 60% всего валового национального продукта. СССР прочно удерживал после войны второе место в мире по промышленному производству и ускорял темпы экономического развития. Первые послевоенные пятилетки стали важным рубежом в укреплении обороноспособности страны и наращивании ее военного потенциала. Все это сопровождалось ужесточением командной экономики - основы советского общества. В послевоенное десятилетие руководство страны продолжало социальную и культурную политику 30-х гг. Сверхконцентрация средств на развитие тяжелой промышленности существенно замедлила рост благосостояния людей. В 1946 г. обострился продовольственный кризис, в ряде регионов фактически начался голод. Резко снизился уровень потребления продуктов. Материальное неблагополучие привело к резким демографическим потерям, смертность превышала рождаемость. Из-за экономических трудностей обострилась социальная напряженность. Процветала теневая экономика, расширялась сфера неконтролируемого подпольного рынка. Выполнение четвертого пятилетнего плана сопровождалось ростом инфляции, болезненными процессами в денежном обращении. В этих условиях советское правительство готовило денежную реформу, которая еще больше усугубила и без того тяжелое социально-экономическое положение общества. В декабре 1947 г. были отменены карточки (в капиталистических странах Европы в это время карточная система сохранялась), довоенный уровень потребления был достигнут лишь в 1951 г. Проведенная в 1947 г. денежная реформа, при всех ее достоинствах, нанесла немалый ущерб населению. После реформы, носившей конфискационный характер, многие товары стали продаваться свободно, но по коммерческим ценам, недоступным для большинства населения. В таких условиях руководство страны вынуждено было проводить ежегодное снижение розничных цен, все более отрывая их от уровня цен закупочных. Последнее становилось одним из факторов неэффективности крестьянского труда. Крестьянство сокращалось численно и продолжало оставаться в трудных социальных условиях, доходы колхозников были в четыре раза ниже, чем доходы рабочих и служащих. Государство без учета материального состояния сельских тружеников облагало их завышенными налогами. В чрезвычайно сложных условиях находились колхозы и совхозы, их бедственное положение было связано прежде всего с нарушением закона планомерного и пропорционального развития народного хозяйства, в результате чего происходила неконтролируемая урбанизация, сопряженная с ростом социальных проблем. Тяжелый труд, низкий жизненный уровень и слабая социально-культурная сфера деревни вызывали отток молодежи в город. Для регулирования миграции сохранялась жесткая паспортная система - прописка в городах и отсутствие паспортов в сельских районах. Была большая нужда в жилье, трудности с продовольствием и промышленными товарами. В целом, качество жизни, набор жизненных благ, особенно ассортимент продуктов, потребляемых советским человеком, по количественным и качественным параметрам не выдерживал западного стандарта. В первые послевоенные пятилетки (1945-1955 гг.) все ощутимее давало себя знать противоречие между потребностями демократического развития нашей страны и прежними методами руководства. Ужесточился режим личной власти И. Сталина, который сконцентрировал в своих руках всю государственную и партийную власть, являясь одновременно и председателем Совета Министров СССР (в 1941 г. Сталин стал председателем СНК СССР), и Генеральным секретарем ЦК партии. Достигла своего апогея и командно-административная система. Это объяснялось не только консервативностью режима, но и уровнем политической культуры общества в это время. Послевоенный период характеризуется новой волной грубых нарушений законности, произвола и репрессий - настоящих преступлений на почве злоупотребления властью. Продолжает стремительно расти население ГУЛАГа. В 1945 г. оно составляло 0,7 млн. человек, в 1950 г. -уже 2,5 млн. Фабрикуются политические процессы, направленные против попыток либерализации общественной жизни. В 1946 г. прошли несколько судебных разбирательств над группами молодежи, обвинявшейся в антисоветизме и террористической деятельности. Затем репрессивный вал нарастает, весной - летом 1946 г. было сфабриковано так называемое «дело авиаторов», подвергался преследованиям и дискредитации маршал Г.К. Жуков, в 1949 г. появляются и так называемое «Ленинградское дело», направленное против «вольнодумства» в аппарате ВКП(б) (после 1952 г. партия стала именоваться КПСС), и «Мингрельское дело», и печально известное «дело врачей-отравителей», и «дело космополитов», ряд других репрессивных акций. «Безродные космополиты» были объявлены новыми «врагами народа» и обвинены в низкопоклонстве перед Западом. Усилились антисемитские настроения. Был уничтожен Еврейский антифашистский комитет, завоевавший в годы войны авторитет во всем мире. «Дело космополитов» было усилено в январе 1953 г. «делом врачей-убийц», в основном евреев, действовавших якобы по заданию американских спецслужб. В августе 1953 г. все арестованные врачи были реабилитированы и освобождены из-под стражи. Усилился тоталитарный диктат в сфере науки. В области естествознания господствовала школа академика Т.Д. Лысенко, которая монополизировала право на развитие научной мысли. Многие перспективные науки, такие как генетика, кибернетика, были объявлены буржуазными лженауками. В конце 40-х - начале 50-х гг. прошли дискуссии по проблемам биологии, экономики, философии, языкознания. Почти все они вышли за рамки своего предмета, обратившись к анализу общих социально-экономических и политических проблем. Усиливалась волна критических выступлений. Однако поиск новых подходов ограничивался рамками авторитаризма. Имя Сталина использовалось как непререкаемый аргумент, который ставил последнюю точку в любой дискуссии. Гонениям со стороны политического режима подвергались культура и искусство. Задаче пресечения любых проявлений инакомыслия были посвящены постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам (о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драмтеатров, о кинофильме «Большая жизнь» и опере Мурадели «Великая дружба», нападки на «формалистов» С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича и др.). Впоследствии эти постановления были отменены как ошибочные. Но в первые послевоенные годы печальная участь постигла многих ученых, представителей ряда областей культуры, особенно литературы, кино, музыки, и партийно-советских, в том числе и военных, кадров, осмелившихся усомниться в правильности сталинских доктрин, проявлявших инакомыслие. Эти годы напоминали политические процессы 30-х гг. Доктринальные основы политической системы СССР остались неизменными. Мобилизация усилий народа, как и в 30-е гг., велась административно-командными методами государственного давления на общество и возвеличиванием роли Сталина его окружением до степени культа личности, особенно в связи с празднованием 70-летия вождя (1949 г.). В стране активизировалась деятельность карательных органов. В районах, бывших под немецкой оккупацией, в республиках Прибалтики, в Западной Украине и Западной Белоруссии, где проводилась ускоренная коллективизация, развернулись репрессии - были выселены многие тысячи жителей, заподозренных в антисоветской деятельности. Ужесточение дисциплины, усиление борьбы с преступностью, расследование военных преступлений вызвали рост числа заключенных. Вокруг Сталина и его режима личной власти обострилась борьба за власть группировок в высшем эшелоне руководства страны. Жестко централизованная, связанная с авторитаризмом, командно-административная система управления не соответствовала возросшим масштабам современного производства, достигнутому уровню развития советского общества в целом. В обществе назревали кардинальные перемены. Их необходимость осознавалась обществом и создавала обстановку ожидания преобразований уже в начале 50-х гг. В то же время правящая тоталитарно-бюрократическая система сдерживала творческий потенциал страны, подавляла любые проявления свободомыслия. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин, находившийся у власти более тридцати лет. Окончилась сталинская эпоха в жизни советского общества и мировой истории. После смерти Сталина начался новый период в истории страны - период зарождения демократических основ развития нашего общества. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте содержание международного кризиса второй половины 30-х гг. 2. Укажите причины Второй мировой войны. 3. Назовите организационно-политические и военные мероприятия в начальный период Великой Отечественной войны. Что изменилось в управлении страной в военное время? 4. Определите особенности начального периода Великой Отечественной войны. В чем состоят причины неудач Красной Армии в начале войны? 5. Дайте определение «коренного перелома» в ходе Великой Отечественной войны. Определите место и значение в нем битв за Москву, за Сталинград, сражения на Курской дуге, форсирования Днепра. 6. Какую роль в ходе войны сыграло развертывание в тылу врага партизанского движения и подполья? Можно ли назвать этодвижение одним из стратегических факторов победы? 7. Охарактеризуйте роль Сталина в управлении страной в период войны. 8. Укажите причины победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какое значение для судеб страны и мира имела эта победа? 9. Количество погибших советских граждан определяется в 27 млн. жизней. Потери же Германии оцениваются примерно в 10 млн. С чем связана такая колоссальная разница в потерях протиоположных сторон? Почему советский народ понес такие огромные человеческие потери? 10. Расскажите о деятельности «антигитлеровской коалиции». Какую роль сыграла помощь союзников по ленд-лизу в упрочении военной мощи СССР? 11. Какие договоренности были достигнуты на переговорах «большой тройки» в Ялте и Потсдаме? Как они воплощались в жизнь? 12. Что мы имеем в виду, когда используем понятие «холодная война»? Кто виноват в развязывании «холодной войны»? 13. Охарактеризуйте послевоенное устройство мира. 14. Была ли альтернатива избранному в СССР варианту форсированного восстановления народного хозяйства в первые послевоенные годы? Какие факторы позволили достичь довоенногоуровня производства уже к 1948-1949 гг.? 15. Каковы основные особенности советского политического режима после войны? С чем связан размах послевоенных репрессий встране? 16. В чем выражалось окончательное оформление тоталитарно-бюрокра-тической системы в стране в послевоенные годы?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.009 с.) |