Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От конфронтации к разрядке международной напряжённости (1945-1990 гг.)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перемены, произошедшие в СССР после смерти Сталина не могли не отразиться на внешней политике нового советского руководства. В ней проявились два альтернативных подхода. Внешне они во многом совпадали, но по сути опирались на принципиально разные внешнеполитические доктрины. Первый из них (представленный в руководстве В. Молотовым) сводился к тому, что необходим своего рода «перерыв» в «холодной войне», но общее жесткое противостояние двух систем при этом должно быть сохранено. Молотов отрицал принцип мирного сосуществования государств с различным общественным устройством, заявляя, что «Ленин никогда его не употреблял» и при нём в программе партии такие взгляды осуждались как пацифистские. Второй подход (его представляли Г. Маленков, а позже Н. Хрущёв) основывался на иной общей оценке ситуации в мире. Его представители считали, что после Второй мировой войны расстановка сил в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, на стороне которых выступали также народы колониальных стран и рабочий класс западных держав. Исходя из этого, а также с учётом наличия термоядерного оружия в руках СССР и США, эта группа лидеров не только признавала мирное сосуществование, но и считала его основой межгосударственных отношений в послевоенном мире. По мере утверждения у власти представителей этого направления происходило и относительное смягчение международной обстановки. Новое политическое руководство СССР (Н.С. Хрущёв и др.) изменило некоторые методы и направления внешней политики, трансформировались и её принципы. Эти новые принципы внешней политики обосновал XX съезд КПСС. Это тезисы о мирном сосуществовании государств с различными общественными системами, о возможности предотвращения войн в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. Внешняя политика стала более открытой, предсказуемой и гибкой. Для смягчения международного климата в Европе Советский Союз пошёл на вывод войск из Австрии, который был осуществлён в 1955 г. Были установлены дипломатические отношения с ФРГ и Японией, восстановлены связи с Израилем. В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО и МОТ (Международная организация труда). Советская дипломатия активно добивалась установления самых разнообразных связей со всеми государствами. Особенно большие успехи, у СССР были в отношениях с так называемыми «странами третьего мира» или «развивающимися странами», по советской терминологии. В конце 50-х - в 60-е гг. происходил распад колониальной системы, и СССР немало этому содействовал. Стремясь ослабить Запад, СССР оказывал материальную и моральную поддержку национальным движениям в колониях и добившимся независимости странам. Подобная деятельность рассматривалась советским руководством как один из аспектов мирного соревнования. Дружественные, почти союзнические отношения СССР установил с Индией, Индонезией, Египтом, Сирией, Алжиром и многими другими азиатскими и африканскими государствами, именовавшимися в советской прессе прогрессивными. Советское руководство во главе с Н. Хрущёвым предпринимало настойчивые усилия, чтобы сделать Западный Берлин частью ГДР. Но дипломатическим путём добиться вывода войск США, Англии и Франции из Западного Берлина не удалось. Тогда Н. Хрущёв пригрозил перекрыть дороги и воздушное пространство, обеспечивающие связь города с ФРГ. Но переговоры по урегулированию берлинского конфликта, назначенные на середину мая 1960 г., были сорваны из-за провокационного полёта американского самолёта-разведчика У-2, сбитого 1 мая близ Свердловска (Екатеринбурга). Тогда было решено физически отгородить Западный Берлин от остальной части города. 13 августа 1961 г. по распоряжению правительства ГДР и с санкции советского руководства на границе между Западным и Восточным Берлином за одну ночь была сооружена бетонная стена. Она стала символом раскола Европы и мира. Но и стена не остановила бегства многих жителей Восточной Германии в ФРГ. За период с 1949 по 1961 г. туда бежали около 1,5 млн. жителей ГДР. С именем Н. Хрущёва связана политика публичной дипломатии. В период 1954-1964 гг. советские руководители посетили многие западные страны. Демонстрировалась приверженность политике мира, но осуществлялась твёрдая линия на защиту интересов СССР. 5 августа 1963 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Англией о запрете испытаний ядерного оружия. Наряду с политикой «публичной дипломатии» Н. Хрущёв проводил и политику «кризисной дипломатии». Примером такой политики является Карибский кризис 1962 г. Он был вызван тем, что в ответ на усиление ракетно-ядерного присутствия США в Европе советское правительство разместило на Кубе 42 атомных ракеты. Это чуть было не привело к ядерной войне, так как США установили морскую блокаду Кубы и начали устраивать провокации против российских кораблей. Но у обоих руководителей (Д. Кеннеди и Н. Хрущёва) хватило мужества пойти навстречу друг другу, и кризис был ликвидирован. Советские ракеты были демонтированы, а США оставили Кубу в покое. СССР был одним из активных сторонников политики разоружения. Он внёс предложения сократить вооружённые силы держав на одну треть, запретить ядерное и термоядерное оружие. В 1955 г. было принято предложение западных держав о сокращении вооружённых сил до определённого уровня и предложение о начале ядерного разоружения. СССР в одностороннем порядке сократил армию. Но не все западные страны стали на путь реального разоружения. Отношения с социалистическими странами были главнейшим направлением внешней политики СССР все послевоенные годы. К началу 50-х гг. советскому руководству удалось создать блок государств Восточной Европы с идентичным, созданном по образцу СССР, строем. В социалистическое содружество вошли Польша, Чехословакия, Румыния, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР в Европе и Монголия, Китай в Азии. Югославия, даже в условиях изменившегося к ней отношения советских лидеров после смерти Сталина, держалась особняком и строила свой социализм, к тому же не зависимый от Советского Союза. Первый и достаточно серьёзный кризис социалистической системы произошёл в 1956 г. под влиянием решений XX съезда КПСС. Летом 1956 г. волнения разразились в Польше. Советское руководство пошло на уступки польской общественности и согласилось на избрание первым секретарём ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) В. Гомулки, отсидевшего до этого три года в тюрьме. Смирились также со смещением маршала К. Рокоссовского с поста министра обороны Польши и с высылкой из страны советских военных советников. Но Польша осталась в социалистическом содружестве. Суровым испытанием стали венгерские события 1956 г. Здесь произошло восстание против советской модели социализма, которое было подавлено советскими войсками. Не обошлось и без подстрекательской деятельности спецслужб ряда стран НАТО. В боях погибли 2502 венгра и 720 советских военнослужащих. Тем самым западным оппонентам было продемонстрировано, что советский лагерь неделим. Венгрию возглавил Я. Кадар, который сумел вести достаточно самостоятельную внутреннюю политику и одновременно дружить с СССР. Он более 30 лет управлял страной. Проверкой на прочность социалистического лагеря стали также события 1968 г. в Чехословакии, где новое чехословацкое руководство попыталось построить «социализм с человеческим лицом». Но решительные изменения общественного устройства в Чехословакии вызвали очень резкую оценку советского руководства. В Чехословакию были введены войска Варшавского договора (СССР, Польши, Болгарии, Венгрии и ГДР). Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер взаимоотношений с союзниками по блоку. Все 70-80-е гг. идёт упорная работа по усилению экономической и военной интеграции стран социализма. Целая серия межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, создание почти 30 межгосударственных учреждений увеличили влияние СССР на соцстраны, способствовали концентрации их экономик. Но перманентной проблемой социалистического содружества начиная с конца 50-х гг. было обострение отношений с социалистическим Китаем. Китайский лидер Мао Цзэдун совершил в стране «культурную революцию», наподобие «большого скачка» в СССР в 30-е гг. Пекин усилил претензии на руководство мировым революционным процессом. В китайских кругах стали предъявлять свои права на некоторые советские территории, что вылилось в локальное военное столкновение на границе в районе острова Даманский. Попытки Н. Хрущёва апеллировать в споре за лидерство к мировому коммунистическому и рабочему движению привели к открытому противостоянию двух центров - КПСС и КПК. Все послевоенные 45 лет существовал биполярный мир: две великие державы - СССР и США - определяли глобальные международные процессы. Восточная Европа находилась под контролем СССР, а Западная - в военно-политическом и экономическом союзе с США. Долгие годы основным объектом борьбы СССР и США были «страны третьего мира» или развивающиеся страны. Другим направлением противостояния была гонка вооружений, которая усиливалась год от года и самым негативным образом сказывалась на развитии советской экономике и уровне жизни населения. Но благодаря значительным усилиям и перекачке средств в военно-промышленный комплекс СССР удалось в начале 70-х гг. достичь стратегического паритета с США. СССР и США избегали прямого военного столкновения, но соперничество было достаточно острым и перманентным. Небольшие военные конфликты под влиянием двух стран возникали в различных районах мира. В рассматриваемые годы противостояние двух великих держав проявлялось в перманентных военных конфликтах в ряде стран в Азии и Африке. Поддерживая ту или другую сторону, СССР и США пытались утвердить своё влияние в этих странах, преследуя стратегические интересы. В течение более 10 лет (1964-1975 гг.) США осуществляли агрессию во Вьетнаме, который благодаря поддержке СССР и ряда стран социализма сумел победить столь могучего агрессора. Американцы с позором ушли из Вьетнама. С июня 1967 г. после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и своих специалистов. СССР решительно выступал на стороне Индии в ряде индийско-пакистанских конфликтов в середине 60-х и в 70-е гг. В Африке СССР поддержал просоветские антиколониальные движения в Анголе, Гвинее (Бисау) и Мозамбике, которые заявили о построении социализма. В полуфеодальной Эфиопии СССР поддержал режим М. Мариама, который также провозгласил построение социализма и слепо пытался копировать советскую модель. Многолетняя поддержка Кубы обеспечила существование и развитие антиамериканского режима Ф. Кастро. В Никарагуа победили сандинисты, ориентирующиеся на СССР и получившие огромную помощь из нашей страны. Все эти локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США, а территории указанных, а также и других стран становились полигонами и идеологических доктрин, и оружия этих стран. В начале 70-х гг. после целого ряда политических кризисов началась постепенная нормализация взаимоотношений между Востоком и Западом. Берлинский узел противоречий между великими державами был урегулирован в 1971 г. подписанием четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину, которое исходило из положения о неприменении силы. Понимание необходимости создания нормальных взаимоотношений между странами и опасность распространения ядерного оружия привели к созыву в 1975 г. Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемуся в Хельсинки. 35 стран участниц Совещания подписали заключительный акт, в котором декларировались следующие принципы взаимоотношений стран участниц: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод и др. Но противоборствующие страны попытались извлечь каждая свои выгоды из этих решений и трактовали договорённости по-своему. Это и объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолговечной. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это рассматривалось на Западе как дополнительная угроза и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и в мире. Реакция на Западе была крайне негативной. Окончательный удар по разрядке был нанесён вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Война в Афганистане, продолжавшаяся 10 лет, унесла жизни более 14 тыс. советских солдат, были ранены 35 тыс. чел., около 300 пропали без вести. Афганистан потерял около 1 млн. человек. Афганская акция резко ухудшила отношения между СССР и США, которые развязали против СССР настоящую идеологическую войну. США создали в 1979 г. «силы быстрого развёртывания», провозгласили очередную ядерную стратегию, создавая систему противоракетного оружия (ПРО). Но в эти годы и положение в соцстранах было не всегда стабильным. В 1970 г. произошли массовые выступления рабочих в Польше, возник независимый профсоюз «Солидарность». Через 10 лет это объединение трудящихся стало реальной оппозицией власти. Второй кризис в Польше в 1981 г. привёл к падению старого режима и лидер профсоюза Л. Валенса был избран новым президентом Польши. От СССР дистанцировались Китай, Югославия, Албания, Румыния. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном их большей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики. В отношении с КНР в конце 60-х гг. отношения обострились настолько, что начались вооружённые провокации на границе. А в 1979 г. вспыхнула война Китая и Вьетнама, на стороне последнего выступал СССР. С годами становилось очевидным, что «мир социализма» проигрывает в соревновании с ведущими капиталистическими странами. В период перестройки внешняя политика претерпела решительные изменения. СССР отказался от поддержки одиозных режимов в Ираке и Ливии, он не вмешался в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Пойдя на значительные уступки, СССР нормализовал отношения с Западом (особенно с США) и Китаем, вывел в 1989 г. войска из Афганистана. В 1989 г. начался слишком поспешный вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы. В это время усилились антисоветские настроения в этих странах. Горбачёв согласился с давно предлагавшимся американцами так называемым «нулевым вариантом», т.е. полным уничтожением ракет средней и меньшей дальности. Эти ракеты были размещены в Европе на рубеже 70-80-х гг. Соответствующий договор, подписанный в 1987 г., был первым соглашением о разоружении, заключённым в послевоенные годы. В 1991 г. Горбачёв и новый президент США Дж. Буш заключили договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Новое советское руководство предприняло значительные усилия для уменьшения конфронтации между двумя военными блокам - НАТО и Варшавским договором. С этой целью в мае 1987 г. по инициативе СССР от имени Варшавского договора оно выступило с предложением одновременного роспуска названных военно-политических союзов. Но члены Североатлантического альянса никак на него не прореагировали. Тем не менее «мирные наступления» советской дипломатии продолжалась. В международный лексикон внедряется концепция «нового политического мышления», выдвинутая М. Горбачёвым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.161 (0.016 с.) |