ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая экономическая политика (НЭП)



В начале 1921 г. в стране был серьёзный экономический и политический кризис. Экономика страны оказалась полностью разрушенной: промышленное производство сократилось в 7 раз, а валовая продукция сельского хозяйства в 1920 г. составила 2/3 довоенного уровня. Хозяйственные связи между городом и деревней были нарушены, крестьянское производство всё больше приобретало натуральный, потребительский характер. Крестьяне отказывали в доверии Советскому правительству, росли антибольшевистские настроения. В разных местах страны вспыхивали антисоветские мятежи различной силы. В Тамбовской губернии на стороне восставших было большинство крестьян, Советская власть в губернии была свергнута. К февралю 1921 г. численность повстанческой армии достигла 40 тыс. человек. Повстанческое движение имело место и на Украине, и в Западной Сибири. Существовали крестьянские отряды, которые срывали проведение продразвёрстки, убивали партийных и советских работников, милиционеров. Жестокостью сопровождались действия в советском тылу отрядов повстанческой армии Н.И. Махно.

Особенно впечатляющим был Кронштадтский мятеж (март 1921 г.) - выступление моряков под антикоммунистическими лозунгами. И хотя восстание было жестоко подавлено, но само выступление имело огромный политический резонанс. В этой ситуации В.И. Ленин делает вывод: «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах».

Нестабильной была ситуация и в городах. Из-за нехватки сырья и топлива закрылось много заводов, только в Петрограде в феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода, в том числе и знаменитый Путиловский завод. Разбежавшихся рабочих власть собирает с помощью

трудовых мобилизаций. В разряд «трудовых дезертиров» попали сотни тысяч рабочих. Но даже у тех, кто остался работать в нетопленых цехах, была очень низкая производительность - в среднем 20% от уровня довоенной. Многие рабочие за 4 года голода и лишений разуверились в способности советской власти наладить нормальную жизнь в стране. Отсюда возникала поддержка всяких оппозиционных власти течений, в том числе и в самой партии.

Кризис переживала и сама правящая партия. В ней всё больше проявлялись разногласия, наметился раскол. Многие большевики были разочарованы провалом политики «военного коммунизма». В первые годы советской власти в правящую партию вступило много людей, которых привлекали не идеи социализма, а сама возможность быть во власти. Они были далеки от революционных идеалов. Следствием этих изменений в партии стала бюрократизация, отрыв партийной элиты от масс. В марте 1921 г. рабочие составляли только 40% членов партии, и только 2% имели дореволюционный партийный стаж.

Необходимость принятия радикальных мер в экономической политике (особенно в отношении к продразвёрстке) диктовалась и страшным голодом,который поразил страну в 1921-1922 гг. Он был спровоцирован не только сильной засухой, сколько тем, что после конфискации излишков продукции осенью у крестьян не осталось ни зерна для посева, ни желания засевать и обрабатывать землю. От голода тогда погибло до 5 млн. человек.

Для спасения советской власти нужно было принимать решительные, экстраординарные меры. Такие меры и были приняты на X съезде партиибольшевиков в марте 1921 г.Было решено заменить продовольственную развёрстку продналогом, что стало первым шагом начала новой экономической политики (НЭПа). Отныне государство уже не забирало все излишки у крестьян, лишая их всякого стимула к расширению производства, а установило твёрдый налог. Он исчислялся как процентное отчисление от урожая. Методы голого принуждения начинают заменяться материальным интересом. Государство допускало и аренду земли, и наём рабочей силы. Это позволяло укрепиться в деревне частному мелкотоварному сектору. Основным рычагом новой экономической политики признавался товарообмен. В начале предполагалось разрешить торговлю только «в рамках местного оборота», т.е. неподалёку от места жительства крестьянина. Однако на практике торговля практически сразу вышла из под опеки государства. Уже осенью того же года государство встало на путь раскрепощения товарно-денежных отношений.

Главным мотором НЭПа стало индивидуальное крестьянское хозяйство. Являясь монопольным производителем продовольствия и сырья, крестьянин распоряжался теперь выращенной продукцией по собственному усмотрению. Единственной серьезной обязанностью перед государством был сельскохозяйственный налог, который уплачивался с 1924 г. деньгами. Крестьянин сам планировал, сколько ему сеять, сколько оставить в амбаре, а сколько продать.

Восстанавливающееся крестьянское хозяйство выступало залогом благополучия города. Крестьянский рынок являлся главным поставщиков продуктов для горожан. Восстановление товарно-денежных отношений повлекло за собой возрождение всероссийского внутреннего рынка. В октябре 1921 г. создаётся Государственный банк РСФСР. Он должен был посредством кредита и других банковских операций способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота. Наряду с Госбанком появляются отраслевые банки, создаваемые на общественных началах. К концу 20-х гг., помимо Госбанка, функционировали 6 коммерческих, 2 кооперативных и 45 коммунальных банков.

В сфере промышленности частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия. Всеобщая национализация была остановлена. В 1921 г. государство переуступило частным лицам 10 тыс. мелких предприятий. Для привлечения иностранного капитала были разрешены концессии (временная аренда на условиях капвложений в производство). Отменялось жёсткое регулирование и централизация в снабжении предприятий сырьём и в распределении готовой продукции. Предприятия нацеливались на достижение большей самостоятельности, вводилось самофинансирование и хозрасчёт.

НЭП должен был решить также важнейшие социальные и политические задачи - установить тесные взаимоотношения между пролетариатом и крестьянством, сбить волну антибольшевистских повстанческих движений, победить голод, сократить безработицу, пресечь разгул преступности и бандитизма в стране. В конечном счёте речь шла об укреплении советской власти, которая в начале 20-х гг. была очень слаба и не авторитетна в стране.

Эти перемены потребовали изменений в структуре и вообще в принципах управления промышленностью. Нужно было отказаться от абсолютного централизма и обеспечить некоторую экономическую свободу товаропроизводителю. Вместо отраслевого принципа управления был введён территориально-отраслевой.Главным субъектом хозяйствования стали тресты - объединения предприятий, выпускающих одинаковую продукцию. Они получили почти полную хозяйственную самостоятельность. Государство уже не отвечало за результаты их хозяйственно-финансовой деятельности.

Восстановление хозяйства на рыночных основах невозможно было без твёрдой валюты. Поэтому в 1922-1923 гг. была проведена денежная реформана основе введения золотого паритета рубля - червонца. По своему номиналу советский червонец 20-х гг. был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. Денежная реформа стабилизировала финансово-кредитную систему, позволила преодолеть бюджетный дефицит. Правда, червонец недолго оставался конвертируемой валютой. Уже в 1926 г. спрос частного рынка на золото и иностранную валюту настолько превысил предложение, что Госбанк прекратил размен.

В общем, речь шла уже не о частном и кратковременном маневре, а об изменении взглядов на социализм в переходный период. Советское руководство пришло к необходимости использования рыночных механизмов для развития экономики. В.И. Ленин складывающийся строй называл «госкапитализмом в пролетарском государстве». Новая экономическая политика предусматривала воссоздание многоукладной экономики, использование организационно-технического опыта капитализма. Но часть членов партии и её руководителей опасались возможности реставрации капиталистических порядков. В.И. Ленин и его сторонники убеждали, что гарантией от реставрации являются сохранение командных высот в руках партии, её политическое и иное полновластие в стране, наличие государственного сектора в экономике, монополия внешней торговли. То есть советская власть имела все рычаги и возможности, чтобы в нужное время прекратить этот рыночный эксперимент, что и произошло всего через 9 лет после начала НЭПа.

НЭП имел также и социально-политические задачи: он был призван установить нарушенный союз рабочих и крестьян, как социальной опоры власти, и, в конечном счёте, укрепить саму власть большевиков. Но сущность и необходимость такого крутого поворота в политике часть коммунистов и функционеров партии не поняли и не приняли, они считали эту политику, как минимум, ошибкой. Это, естественно, влияло на практику проведения НЭПа.

НЭП привёл к очень быстрому развитию мелкотоварного производства и росту торговли. Уже в 1923 г. в стране было достаточно хлеба и других продуктов питания, выросло и количество промышленных товаров. Более медленными темпами восстанавливалась крупная промышленность, но хозрасчет и прибыль всё же давали свои результаты. Прирост промышленной продукциирос огромными темпами, хотя и очень неравномерно: в 1921 г. - 42,1%, в 1922 г. - 30,7%, в 1923 г. - 52,9%, в 1924 г. - 16,4%, в 1925 г. - 66,1%, в 1926 г. - 43,2%, в 1927 г. - 14,2%. Возможно, эти цифры завышены из-за инфляционной составляющей, но, тем не менее, рост был значительный. К 1928 г. страна по основным жономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла уровня 1913 г. Это создало условия для некоторого улучшения материального положения населения страны. Реальная заработная плата рабочих в 1925/26 г. в среднем составляла 93,7 % довоенного уровня. И это при том, что продолжительность рабочего дня сократилась и равнялась 7 часам при 6-дневной рабочей неделе. Потребление пищевых продуктов основной массой населения в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России.

Однако оставалась ещё масса социальных проблем, которые решались довольно медленно. Это высокий уровень безработицы (до 2 млн. чел. в 1927/28 г.) и, как следствие, низкий уровень жизни этих людей. 11е решена была жилищная проблема - она постоянно усугублялась вследствие незначительного жилищного строительства и быстрого роста юродского населения. Наблюдался постоянный дефицит многих промышленных товаров, они, как правило, было дороги и недоступны многим слоям населения.

Наибольших успехов в годы НЭПа достигло сельское хозяйство. Уже в 1923 г. были восстановлены довоенные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой уровень благоприятных 1909-1913 гг. В 1927 г. довоенный уровень был достигнут и в животноводстве. Быстрый рост сельскохозяйственного производства и соответствующая политика государства в деревне привели к изменению социальной структуры крестьянства. Преобладающей частью были середняки - свыше 60%, кулаков насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-23%, батраков- 10-11%.

Однако в деревне происходили процессы, которые тормозили развитие экономики страны в целом. Это дробление крестьянских хозяйств и, как следствие, уменьшение товарности аграрного сектора. Многие крестьянские семьи кормили только себя и почти ничего не продавали. Разделение дворов богатые крестьяне использовали для того, чтобы уйти от повышенного налогообложения. В результате размер хлебного экспорта не соответствовал потребностям и возможностям страны. Например, жспорт хлеба в 1925 г. составлял лишь 21,7% среднего объёма экспорта 1909-1913 гг., в 1926 г. - 27,1%. В 1928 г. страна смогла ввезти лишь половину оборудования по сравнению с 1913 г. И это в условиях начавшейся форсированной индустриализации. Слабая товарность аграрного сектора стала одной из причин массовой коллективизации. Социально-экономические итоги НЭПа следующие:

- восстановление сельского хозяйства и промышленности;

- возрождение торговли и рынка;

- рост численности городского населения;

- повышение уровня жизни населения;

- появление «новой буржуазии» - нэпманов;

- медленно уменьшающаяся безработица.

В результате осуществления НЭПа страна успешно решила задачи восстановления народного хозяйства. К началу 1926 г. перед промышленностью встала значительно более сложная задача, чем в восстановительный период. Необходимо было кардинальное обновление промышленного оборудования, повышение товарности крестьянских хозяйств. Возрастали масштабы стоявших перед страной задач. Рыночные основания экономики, усиление стихийного фактора, активизация частного капитала требовали более гибких методов государственного управления. В середине 20-х гг. в стране происходит ряд экономических кризисов (1923-1924 гг. - «кризис сбыта», 1927-1928 гг. - «кризис хлебозаготовок»).

Одним из итогов НЭПа в социально-политической сфере было формирование политической системы,которую сегодня часто называют «сталинской». Но её правильнее будет назвать «административно-командной».Основными чертами этой системы являлись:

- принудительное внедрение в массовое сознание марксистской
идеологии;

- возникновение слоя людей, лишённых избирательных и других
гражданских прав (так называемые «бывшие»);

- активизация антирелигиозной кампании;

- ужесточение идеологического контроля;

- введение в Уголовный кодекс статей об ответственности за убеждения (в 1927 г. принято положение о государственных преступлениях с печально знаменитой 58-й статьёй);

- усиление борьбы с неграмотностью.

В начале 20-х гг. произошли значительные изменения в государственном устройстве страны - был образован СССР.На территории бывшей Российской империи существовало несколько самостоятельных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская и др. В каждой республике действовала своя конституция, органы государственной власти и управления. В период Гражданской войны республики заключили между собой военно-политический союз, а позже и единый хозяйственный союз. К 1922 г. были созданы реальные предпосылки для окончательного объединения. По проекту народного комиссара по делам национальностей И.В. Сталина республики должны были входить в состав РСФСР на правах автономии. По проекту главы государства В.И. Ленина республики объединялись в союзное государство на федеративных началах. В обоих проектах обязательным условием являлась руководящая роль коммунистической партии.

Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) произошло 30 декабря 1922 г.I съезд Советов СССР одобрил ленинский проект. Были приняты Декларация и Договор об образовании СССР. Договор подписали РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация. На его основании значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет. Эти положения были закреплены в принятой 31 января 1924 г. первой Конституции СССР. Согласно ей высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами - ЦИК СССР. Он состоял из двух палат -Совета Союза и Совета национальностей и имел свой руководящий орган -Президиум ЦИК. Высшим органом государственного управления стал Совет Народных Комиссаров СССР.

Однако, по существу, с момента своего образования в 1922 г. Советский Союз был унитарным государством, а не федеративным. Можно утверждать, что СССР — федеративное государство по форме и унитарное по содержанию (по существу). Национально-территориальные образования (союзные и автономные республики, автономные и национальные области и округа) располагали в основном культурно-национальной автономией. Ключевые политические и экономические решения принимались центральными партийными органами в Москве и являлись обязательными для всех партийно-советских учреждений, включая республиканские. Вместе с тем образование СССР стало определённым шагом вперёд по сравнению с государственным устройством дореволюционной России. В 20-е гг. создаётся сеть национальных школ, открываются театры, издаются газеты и литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учёными письменность. Практически во всех союзных республиках в 20-30-е гг. строятся промышленные предприятия, создаются национальные кадры, меняется экономический и культурный облик многих народов.

Культура 20-30-х гг.

Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Строительство новой культуры получило название культурной революции. Её главной задачей было обеспечить торжество социалистической идеологии, воспитание народа в духе идей социализма.Социалистические ценности в интерпретации вождей и идеологов советской страны объявлялись высшими достижениями мировой культуры. Сразу после революции некоторое время пользовалась относительной популярностью идея создания некой "пролетарской культуры". Этим занималась общественная организация Пролеткульт.В период своего расцвета (1920 г.) она насчитывала до 400 тыс. членов. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата. У лидеров Пролеткульта наблюдались и левацкие замашки. Некоторые хотели "выбросить на свалку истории" всю старую культуру, считая её буржуазной и поэтому вредной. Но в их деятельности были и позитивные начала - благодаря студиям и кружкам Пролеткульта выдвинулись многие талантливые самородки из народа (И.А. Пырьев, СМ. Эйзенштейн, М.М. Штраух, Э.П. Гарин и др.). В начале 20-х гг., лишившись поддержки партийного руководства, Пролеткульт, как идеология, сошёл со сцены.

Произошли кардинальные изменения и в духовной жизни страны.В связи с глубоким экономическим кризисом в начале 20-х гг. резко сократилось финансирование культуры и образования. И в дальнейшем они финансировались по остаточному принципу. Безработица среди творческой интеллигенции приняла значительные размеры. Государство ужесточило контроль над творческими организациями. Для них устанавливался не разрешительный, а регистрационный порядок создания. Ни одно общественное объединение, кроме профсоюзов, не могло начинать свою деятельность без регистрации в наркомате внутренних дел РСФСР (СССР) и его местных органов. В феврале 1923 г. был создан Комитет по контролю за репертуаром (Главрепертком) как орган цензуры за зрелищными предприятиями. Главрепертком давал разрешения на постановку драматических, музыкальных и кинематографических произведений. Нарушения указаний Комитета карались в уголовном порядке. Сценарии всех новых отечественных фильмов сначала поступали в Комитет, и только в случае их одобрения начиналась работа над фильмом. Готовую киноленту сначала просматривал цензор, который иыдавал разрешительное удостоверение на прокат фильма.

Первым и самым важным шагом культурной революции была борьба за всеобщую грамотность.Ещё в декабре 1919 г. был издан декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Задача всеобщей грамотности состояла не столько в том, чтобы научить всех читать и писать, сколько в том, чтобы через чтение приобщить к новой идеологии, облегчить воздействие на умы людей. Первоначально предполагалось обеспечить всеобщую грамотность к 10-летию революции, г. е. в 1927 г. Но даже очень значительные усилия в этом направлении не позволили решить эту задачу к указанному сроку, хотя за время после революции неграмотность ликвидировали минимум 5 млн. человек. Велось широкое школьное строительство. Только в течение 1933-1937 гг. было построено более 20 тыс. новых школ, почти столько же, сколько за 200 лет и царской России. Для ликвидации неграмотности по всей стране были созданы школы ликбеза для взрослых, все дети должны были получать начальное образование. Образование было бесплатным. Несмотря на жёсткую идеологическую направленность, новая советская школа имела ряд преимуществ: она поощряла педагогическое новаторство, в ней широко внедрялись элементы самоуправления, культивировалось уважение к ребёнку. Но были и крайности, от которых достаточно быстро избавлялись. Задачу ликвидации неграмотности удалось решить к концу 30-х гг.

Произошла демократизация высшей школы.Высшее образование стало доступно почти всем, за исключением представителей бывших господствующих классов. И здесь работал принцип социальных приоритетов. Для приобщения рабочей молодёжи к высшему образованию в 1919 г. стали открываться "Рабочие факультеты" при вузах. Они должны были подтягивать малограмотных рабочих до уровня, достаточного для получения высшего образования. В 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов. Студенты обеспечивались небольшими стипендиями и общежитиями. Бурно росло число технических вузов, что диктовалось индустриализацией страны. Была создана обширная сеть профессионально-технического образования, проблема профессиональных рабочих кадров в основном была решена. К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Рост грамотности привёл к большому спросу на литературу и периодическую печать.Тираж книг к концу 30-х гг. приближался к 700 млн. экземплярам, книги выходили на НО языках народов СССР. Работало более 90 тыс. библиотек. Книга стала доступна всем. Однако и печать, и книгоиздательство находились под постоянным контролем цензуры. К середине 20-х гг. влитературе вновь стал лидирующим жанр романа. Талантливая молодёжь, прошедшая фронты Гражданской войны, приходила в литературу и искусство: Д. Фурманов - «Чапаев», А. Фадеев -«Разгром», М. Булгаков - «Белая гвардия», Ф. Гладков - «Цемент», Л. Леонов - «Барсуки» и многие другие. К этому времени относится зарождение советской драматургии, оказавшей сильное влияние на развитие театрального искусства. Событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали пьесы «Шторм» В. Билля-Белоцирковского и «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре; «Разлом» Б. Лавренёва в театре им. Евг. Вахтангова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Дни Турбиных» М. Булгакова во МХАТе и др.

В эти годы в театре работала целая плеяда талантливых режиссёров: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.Я. Таиров и др. С огромным успехом продолжали выступать актёры старшего дореволюционного поколения: А.И. Южин, И.М. Москвин, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова. В театральное искусство пришла группа талантливых молодых актёров: Н.П. Хмелёв, А.К. Тарасова, М.М. Яншин, Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева и др.

Важной чертой советской культуры было приобщение населения к искусству. Это достигалось за счёт увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, а также за счёт низкой цены на билеты. Кроме того, по всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества. Устраивались смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ, широко была распространена художественная самодеятельность. Изобразительное искусствотех лет представляло собой противоречивое явление. Сталкивались различные, порой взаимоисключающие, творческие направления - наиболее авангардистские левые течения (беспредметничество, кубофутуризм и т. п.) и те, что опирались на опыт бытовой реалистической живописи. Непонимание первых новым советским зрителем выявилось быстро. Испытав горечь непонятности, некоторые художники русского авангарда обратились к полиграфии, к текстильному орнаменту. Но и у художников-реалистов преобладало внешне протокольное изображение бытовых сцен и лишь немногие из них смогли отобразить на полотне новые явления человеческих отношений. Среди этих живописцев можно назвать А.А. Дейнеку, К.С. Петрова-Водкина, П.П. Кончаловского, В.В. Мешкова, М.С. Сарьяна.

Российская наукав те годы пострадала не только из-за Гражданской войны, но вследствие того, что многие учёные-гуманитарии не разделяли идеологию большевиков и поэтому подвергались гонениям. Известна трагическая история «философского парохода», когда в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших учёных и философов. В числе высланных были Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, Л. Изгоев, И. Ильин, С. Булгаков и др. В то же время Советское государство создавало свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию. Оно активно поддерживало многих учёных-естествоиспытателей независимо от их идейных воззрений. В России остались и активно работали на благо Родины такие учёные, как Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Бах, К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, И.В. Мичурин, К.А. Тимирязев и др. Этим учёным обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Для И.П. Павлова - Нобелевского лауреата, физиолога, но верующего человека был построен специальный научный городок с большим штатом сотрудников.

В стране создавались научно-исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геохимии, ряд научных лабораторий, главным образом прикладного характера. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Незадолго до начала войны под руководством А.П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Правительство ориентировало науку на более тесную связь с производством. Активно развивалась ядерная физика, где наибольших успехов достигли учёные Н.Н. Семёнов, Д.В. Скобельцин, Л.И. Мандельштам, И.В. Курчатов. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит учёным СВ. Лебедеву и А.Е. Фаворскому.

Свёртывание НЭПа в конце 20-х гг. обусловило очередной виток сфальсифицированных репрессий против интеллигенции. В марте 1928 г. периодическая печать сообщила о раскрытии в Шахтинском округе Донбасса вредительской организации, занимающейся экономической контрреволюцией. Более полусотни инженерно-технических работников из числа старых специалистов оказались на скамье подсудимых. Бесхозяйственность, износ оборудования, техническая неграмотность, небрежность шахтёров вменялись в вину спецам как их диверсионная деятельность. Шахтинское дело «помогло» власти сформулировать тезис об Взаимосвязь чрезвычайных мер в экономике и общественно-политической жизни получила своё обоснование. Шахтинский процесс развязал вакханалию борьбы с «вредителями» во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства. В 1929 г., например, была арестована группа крупнейших учёных-историков - С.Ф. Платонов, В.Г. Дружинин, Е.В. Тарле и др., в 1930 г. - группа микробиологов, физиологов, авиаконструкторов и т д.

Желая иметь полный контроль над писателями и вообще деятелями искусства, советское правительство в начале 30-х гг. начало создавать объединения творческой интеллигенции.Были созданы союзы: писателей, композиторов, художников. Членство в этих союзах было демонстрацией лояльности творческих работников к советской власти. За эту «духовную» поддержку власть предоставляла членам союзов различные льготы - обеспечение хорошим жильём, возможность творческих командировок, получение авансов, пребывание в Домах творчества и т.п. Сознательное отклонение художника от партийной линии каралось исключением из Союза и, как следствие, лишения всех материальных благ, возможности публиковаться или выставляться (для художников), снимать фильмы, играть в театре и кино. Имена особенно «неисправимых» подвергались травле, их произведения не печатались. В период «большого террора» многие деятели культуры были репрессированы: О. Мандельштам, С. Третьяков, И. Бабель, Н. Клюев, С. Клычков, В. Наседкин и многие другие.

Важнейшим элементом культуры, способом мощного идеологического воздействия стало кино.Буквально расцвело документальное кино. Это связано с тем, что в стране, где большинство людей не умели ещё читать, где люди слабо разбирались в политике, но стремились что-то узнать, кино стало своеобразным «духовным наркотиком». Они воспринимали окружающую жизнь не только как жизнь зримую и жестокую, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Великолепные мастера документального кино - Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди - создавали некий героический образ страны. Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Кино не столько отражало реальную жизнь, сколько обслуживало государственные политические и экономические кампании. В период репрессий кино должно было формировать образ врага народа и создавать атмосферу всеобщей подозрительности. А в фильмы любого жанра, если только они не носили исторического характера, должны были вкрапливаться сюжеты о борьбе с троцкистами, бухаринцами, врагами народа, вредителями, диверсантами и саботажниками. Кинематограф конца 30-х гг. внедрял в массовое сознание мысль о неизбежном нападении на СССР. На экране культивировалась атмосфера триумфальной победы Красной Армии над всеми врагами в самый короткий срок. В период форсированной индустриализации главным стало показать «пафос созидания», ударный труд советских людей. Фильмы о коллективизации показывали борьбу за новый колхозный строй и зверский облик кулака. Строгая цензура выверяла каждый шаг и жест артиста и режиссёра.

Своеобразный и однобокий расцвет наблюдался в музыкальном искусстве.Здесь в полной мере был реализован принцип политики партии в вопросах культуры - «искусство принадлежит народу!». Государство решительно пресекало всякие новаторские поиски иных музыкантов и оценивало музыку с точки зрения, «а будет ли она понята простыми тружениками». Имел значение и вкус и представления вождей, особенно И. Сталина. Поэтому композиторы, пишущие симфонии, оперы и вообще достаточно сложные музыкальные произведения, не были поняты и поддержаны государством (Д. Шостакович). Но это было время подлинного расцвета песенного искусства. На этом поприще творили талантливые композиторы - И.О. Дунаевский, Б.А. Мокроусов и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии звучали по всей стране, они мобилизовывали, воспевали, прославляли и труд людей, и мудрость тов. Сталина, и просторы Родины, и свободу, которой не было, и многое другое. Песня стала могучим и очень эффективным инструментом идеологического воздействия.

Литература,особенно в 30-е гг., развивалась в жёстких рамках цензуры и партийного контроля. Это, естественно, отразилось на содержании литературных произведений и стиле изложения. Создаётся много произведений на злобу дня, имеющих мало отношения к литературе и напоминающих газетную агитацию. Но и в эти годы талантливые литераторы создают ряд замечательных произведений. A.M. Горький, бывший долгие годы символом советской литературы, закончил свою эпопею «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычёв и другие», «Достигаев и другие». А.Н. Толстой, обласканный вождём, завершил создание трилогии «Хождение по мукам», написал роман «Пётр I» и другие произведения. Взошла звезда писателя из народа, будущего лауреата Нобелевской премии М.А. Шолохова. Его романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отражают реальные события огромной исторической значимости - Гражданской войны и коллективизации. Именно тогда М.А. Булгаков создал свой шедевр «Мастер и Маргарита», хотя народ и не прочёл это произведение, осуждённое системой. Прекрасные и вполне реалистические произведения создали Л. Леонов, Б. Пильняк, С. Маршак, Л. Пантелеев, Б. Житков, А. Платонов, К. Паустовский, П. Бажов; поэты М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.011 с.)