Россия при первых Романовых. Особенности эволюции государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия при первых Романовых. Особенности эволюции государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму



Избранный Земским Собором в феврале 1613 г. 16-летний Михаил Романов получил Русское государство как единое национальное целое, а не как сумму земель-княжений, великокняжеских вотчин. В результате событий Смутного времени понятие семейного владения князей окончательно умерло. Отныне Романовы не будут наделять младших членов фамилии хотя бы незначительными частями территории государства, как это делал Иван IV, назначая в своем завещании уделы сыновьям Федору и Дмитрию. Парадигма поведения первых Романовых была определена не только пошатнувшимся авторитетом царской власти и особыми условиями вступления на престол. После Смуты государь уже не представлялся единственным воплощением и носителем идеи государства, царства. Государство - это еще и «вся земля», люди Московского государства. По образному выражению В.О. Ключевского, «из-за лица проглянула идея».

Однако страна, представлявшая единое национальное целое, находилась в условиях жесточайшего кризиса власти и финансов. Боярской думы фактически не существовало. Вместо нее высшим органом управления являлся Совет ополчения во главе с князьями Трубецким и Пожарским.

Вторая наиболее важная проблема, остро вставшая перед новым правительством, касалась финансов. Попытки возобновить поступление старых обычных платежей, взыскивая их за прошлые годы, были неэффективны: большинство приказных книг и документов погибли во время Смуты, а значительная часть населения страны была неплатежеспособна. Шаг за шагом правительство, опираясь на Земские соборы, выводило Россию из кризиса. Одним из первых совместных действий царя и Земского собора была рассылка грамот к торговым людям о взятии сполна денежных доходов за прошлые годы и за 1613 г. по описям и книгам, с просьбой «помочь, не огорчаясь» ратным людям займом денег и хлеба, соли, сукон и других товаров. От займов по доброй воле правительство уже в следующем, 1614г., с одобрения Земского собора перешло к новому налогу (так называемой «Пятой деньги») с торговых людей (т.е. 1/5 часть с доходов). В 1616г. верховная власть превращает «пятую деньгу» в чрезвычайный налог со всего населения и специально собирает для его одобрения Земский собор.

Земские соборыв первое десятилетие царствования новой династии, собиравшиеся почти непрерывно, к 20-м гг. XVIIв. имели более чем полувековую историю. Деятельность Земских соборов связана с появлением новых слоев в среде господствующего класса - поместного дворянства (детей боярских и дворян). Кроме Боярской думы и высшего духовенства («освященный собор») Земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

Появление Земских соборов означало, как известно, установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства государств Европы. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее. Земские соборы в России в отличие от парламента в Англии, кортесов в Испании, Генеральных штатов во Франции не ограничивали, а укрепляли власть монарха.

В средневековых государствах Европы сословный строй имел свои отличия. Как правило, в представительных учреждениях заседали три сословия: духовенство, дворянство, горожане («третье сословие»). Крестьяне правом представительства, за редкими исключениями (Швеция, Англия, Кастилия) не пользовались. Заседания сословий происходили по палатам, которые формировались по-разному. Так, в английском парламенте было две палаты (одна - для высшего духовенства и высшего дворянства, другая - для низшего дворянства и горожан). Французские Генеральные штаты состояли из трех палат: в одну входило высшее духовенство, в другую - среднее и местное дворянство (светская знать оставалась вне палат), в третью - представители городов (городская верхушка).

Сословный строй в России отличался сравнительно большей пестротой, наличием значительного числа сословных группировок. Не было устойчивых, сложившихся палат, хотя деление участников земских соборов на группы отдаленно напоминает палатную систему. Всегда отдельно выступали высшие духовные лица («Освященный собор»), бояре. Особо упоминаются дворяне и дети боярские. Участниками ряда соборов (но далеко не всех) являлись торговые люди (как и в других странах, обычно зажиточные верхи горожан). Таким образом, основная схема сословного строя в России была та же, что и в других государствах Европы. Роднит с ними Россию и то, что крестьяне на соборы (за редкими исключениями) не допускались. Аграрный характер экономики страны и слабость русских городов и городского строя ограничивали роль «третьего сословия» в политической жизни России.

В первой половине XVII в. Земские соборы собирались очень часто, а их продолжительность длилась от нескольких часов (1645) и дней (1642) до нескольких месяцев (1648-1649) и даже лет (1613-1615; 1615-1619); (1620-1622). Основными вопросами, обсуждавшимися на Земских соборах, были внешнеполитические проблемы и изыскание финансовых средств для пополнения казны. Решения Земских соборов оформлялись в особый акт -протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов Боярской думы и крестоцелованием чинов низшего ранга.

После 1622 г. в деятельности Земских соборов наступает перерыв примерно на десятилетие. Это обстоятельство объясняется тем, что правительство, укрепив свои позиции, перестало испытывать потребность в Земских соборах как постоянно действующем органе.

Ухудшение внешнеполитического положения России (война с Польшей в 1632 г.) заставила правительство снова прибегнуть к созыву Земских соборов. К этому времени в стране резко возросла политическая активность торговых людей и жителей городских посадов. В 30-40-е гг. XVII в. торговые и служилые люди начинают подавать на имя царя коллективные челобитные с изложением своих просьб, причем эти челобитные или приурочиваются ко времени Земских соборов или же служат толчком к их созыву.

По авторитетному мнению крупнейшего исследователя сословно-представительной монархии Л.В. Черепнина, в это время происходит известная консолидация сословий, их требования приобретают более четкий и осознанный характер, и роль Земских соборов как органа сословного представительства повышается и выступает рельефнее.

Земский собор 1648-1649 гг. закрепил закрепощение крестьянства, но в то же время провел посадскую реформу, открывшую новые возможности для развития городов. Таким образом, требования дворянства и посадского населения были в основном удовлетворены, а централизованный аппарат власти за счет консолидации этих сословии еще более укрепился. Это обстоятельство дало основания Л.В. Черепнину утверждать, что «роль Земского собора 1648/1649 гг. в эволюции самодержавия столь же значительна, что и роль собора 1549 г. Последний стоит у начальной стадии абсолютизма, первый знаменует завершившиеся формы централизации».

Итак, конец 40-х - начало 50-х гг. XVIIв. - решающая грань в истории Земских соборов как сословно-представительных учреждений. Во второй половине столетия уже идет их отмирание в связи с переходом государственного строя России от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Земские соборы отныне уже не играют прежней роли в общественно-политической жизни страны и правительство обходится без них при решении важнейших внутриполитических вопросов (характерно, что даже такое крупное потрясение, как крестьянская война под предводительством С. Разина, правительство подавило, не прибегая к опоре на Земские соборы). Отмирание Земских соборов было одним из проявлений перехода страны от сословно-представительной монархии к абсолютизму. С 60-х гг. XVIIв. Земские соборы стали заменяться нерегулярными совещаниями царя с представителями определенных сословий.

XVII в. был временем расцвета и кризиса приказной системы управления. Приказная системабыла призвана выполнять функции централизованного управления Русским государством. Анализ приказного строя показывает, что в создании приказов не было строго продуманной и логически стройной системы. Приказы создавались по мере надобности, когда же она отпадала, то прекращали свое существование. Однако взятый в целом приказной строй значительно способствовал централизации управления России. При первых Романовых приказная система постепенно внедряется во все области управления. Характерно, что процесс этот шел одновременно с расцветом деятельности Земских соборов и усилением Боярской думы.

В первой четверти XVII в. происходит восстановление всех звеньев системы государственного управления, разрушенного бурными событиями начала века. Уже в первые годы династии Романовых начали функционировать около 22 прежних центральных учреждений. Из них восемнадцать относились к государственным, три - к дворцовым и один -Патриарший двор - к церковному управлению. К концу же XVII в.число приказов возросло почти вчетверо.

В середине XVIIв. стремление правительства придать русскому государственному строю черты абсолютизма ярко проявилось в создании

Приказа великого государя тайных дел, или приказа Тайных дел, руководимого непосредственно самим царем (1654 г.). Это была личная канцелярия царя, орган, позволяющий освободиться от Боярской думы. Просуществовав до смерти царя Алексея Михайловича (1676 г.), приказ осуществлял функции самого различного характера: от политических процессов (дела патриарха Никона и С. Разина) до личной переписки царя.

Появление Монастырского приказа также свидетельствует о развитии монархии по пути абсолютизма. Он был создан по Соборному уложению 1649 г. для управления хозяйственными делами монастырей и кафедр высшего духовенства, а также для разбора судебных дел. Создание Монастырского приказа свидетельствовало о подчинении церковных корпораций общей системе государственной централизации. Этот приказ также был упразднен после смерти царя Алексея Михайловича.

Во главе каждого приказа стоял начальник-судья. Судьи приказов назначались из высших чинов Боярской думы: бояр и окольничих. Шел интенсивный процесс бюрократизации верхушки феодального класса -думных чинов. В 1613 г. думные чины возглавляли треть приказов, а в 80-е гг. XVII в. - уже четыре пятых. В приказах существовало обширное бумажное делопроизводство. Внутри в приказах выделялись столы, которые в свою очередь делились на повытья. Так, в Поместном приказе к концу XVII в. было 9 столов и 40 повытий.

Усилению централизации власти в значительной мере также способствовало введение при царе Михаиле Федоровиче института воевод.По росписи городов и уездов в 1625 г. воеводы были назначены уже в 146 городах. Следует отметить, что в XVII в.в ряде местностей России наряду с воеводским правлением продолжали существовать обе формы самоуправления - губная и земская. Однако воеводы, назначаемые Разрядным приказом и утвержденные царем и Боярской думой, становились основным звеном местного управления. Воеводы имели свой аппарат (приказные и съезжие избы), что усиливало их возможности для произвола. Из выборного представителя местного общества губные старосты постепенно превращались в приказных людей. По определению известного историка А.А. Кизеветтера, «период воеводского управления в московском государстве XVII в. можно считать первою, начальною ступенью бюрократизации местного управления».

Вторая четверть века была важным периодом для развития русской государственности с точки зрения дальнейшей эволюции формы правления. По существу, именно в это время решался вопрос - по какому пути пойдет Россия: развития и совершенствования сословно-представительной монархии или утверждения абсолютизма в стране.


Отдельные представители столичного и местного дворянства в челобитных II на заседаниях Земских соборов этого времени одновременно с требованием оформления дворянских прав и привилегий выступали за усиление сословно-представительного характера всего аппарата управления и противопоставляли его приказному. Так, в челобитной стряпчего И.А. Бутурлина предлагалось превратить Земские соборы из временного органа в постоянно действующее учреждение небюрократического типа. В ряде дворянских челобитных предлагалось провести реорганизацию судебных приказов в духе созданных в середине XVI в. сословно-выборных учреждений. Эти предложения совпали с резкой критикой в адрес верхушки приказной группы.

Однако правительство, удовлетворив основные социально-экономические требования дворянства изданием Уложения 1649 г., не пошло по предлагаемому частью дворянства пути реорганизации центрального государственного аппарата и сохранило приказы. В дальнейшем дворянство убедилось, что приказная система надежно гарантирует проведение в жизнь основной «дворянской» линии законодательства. К середине XVII в. разруха и разорение Смутного времени были в основном преодолены. Происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся в форме поместного землевладения. Интенсивно идет углубление специализации сельского хозяйства, его связь с рынком. Ремесло (изготовление на заказ) перерастает в мелкотоварное производство (изготовление на рынок). Увеличивается количество мануфактур; растет число городов - к концу века оно достигает 300. Указанные факторы дали широкий простор для развития рыночных связей. Значительно расширяется обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны. Тенденции перехода к абсолютизму отразил новый свод законов - Уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.) (любопытно отметить, что он оставался действующим до 1832 г.).

Середина и вторая половина XVII в. были наполнены социальными взрывами. Социальные движения этого времени свидетельствовали о том, что еще оставалась возможность развития сословно-представительной монархии, опирающейся на земские учреждения. Восстания XVII в. по своей организации и структуре были достаточно сложны: они включали элементы вечевых порядков, а также опирались на традиции городского и казацкого самоуправления.

 

 

названием г -V М°СКВС ВСПЫХНУЛО восстание, известное под

азванием Соляной бунт. Стремясь увеличить поступления доходов в

ГИТеЛЬСТВ° В Ш6 °бЛ0ЖИЛ0 Дополнительной пошлиной соль.

о ^ И РеЗКОе C0KP-™ покупки соли отменить соляной налог уже в 1647 г., но образовавшиеся бреши московок П°П0ЛНЯТЬ Увеличе™ем прямых налогов с населения. Эхо восстаниТ В°ССТаНИЯ Пр°КатИЛОСЬ " "о другим городам: в 1650 г. ПР°Ю0ШЛИ " ^^ " ПСК°Ве' В резулЬтате КОТОРЫ* было б
" ^^ " ПСК°Ве' В резулЬтат ВНОе УПРаВЛ6НИе б : °Т

влаСтГ УРЛ6НИе В °б0ИХ Г°Р0ДаХ: °Т ПРИ

власть перешла к органу земского самоуправления - земской избе

сентябГ^я буНТ' пРавительство Алексея Михайловича в

больший Г" СР°ЧН0 С03ЫВаеТ 3еМСКИЙ соб°Р' состоявший в

купечествГ ^^ пРедставителей дворянства, духовенства и
На расе"' Т " TЛЮДИ П0СЗДа На нем не были представлены.

подготоГе К0Г° С°б0Ра бЫЛ ПРе^~ проект Уложения,

подготовленный комиссией князя Одоевского

y7Zll7 о честь Го РаВ6: В НИХ orPa^^cb православие, личность царя и

ко°й °РГе УЛ°ЖеНИе С°СТ0ЯЛ° Ю 25 ГЛаВ' Релейных на 967 статей

и

поои,^ п излагали законы судоустройства и судо-

право и Г" ГЛаВ (16'20) Ф°РМ^Р— вогч^ое и поместное

ЛаВ УЛ~ - , регулировали положение стрельцов и казаков Окрепшее^ "^ С°ГЛаСН° Улож™' значительно усиливалась. ДеРЖаВИе ПеРеСТаЛ° НуЖДаТЬСЯ
<С^сч;татГсБо Р' ™-0 местного Тп РСК°И ДУМ°Й- Изменения произошли и в организации местного управления: вся власть в уездах сосредоточивалась в руках 3ДаТеЛЬН°Й Н°РМОЙ Соборного уложения 1649 г. беССР°ЧН0Г0 ™ беглых крестьян (Глава 11) 3аПРСТ

ПРаВО Ш Х0Л0П°В П°СЛеДН У

ден .

рД КР6СТЬЯН в ЮРьев ден . НаСЛеДСТВенность дворян владения крепостными и право

ИМУЩеСТВ0М и бРа—. Крестьяне лишались права

ZBblCTynaTb в суде со своими исками-э™ -ры

оформление крепостного права наказанияеНИе П°Л°ЖеНИЯ HaP°«Hbix масс, несмотря на жестокие

совдГьные <<УМЫШЛеНИе КРа~> против царя, вызвали массовые социальные движения во второй половине XVII в


В 1662 г.в Москве произошло новое восстание - Медный бунт.

Население оказалось неплатежеспособным из-за чеканки обесцененной медной монеты, которой выдавалось жалованье стрельцам и посадским людям, в то время как налоги собирались серебром. За один серебряный рубль брали двадцать медных. Восстание было жестоко подавлено, однако правительство было вынуждено прекратить чеканку медной монеты.-

В 1670-1671гг. разрозненные социальные движения в южных районах России переросли в крестьянскую войну под руководством СТ. Разина.Первые походы Степана Разина «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем и в Персию (1668-1669) ничем не отличались от многих прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов. Однако новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крупномасштабную крестьянскую войну, в которой участвовали казаки, русские крестьяне и народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. Весной 1670 г. отряды восставших овладели Царицыным, в начале лета - Астраханью. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Без боя сдались Саратов и Самара. По всему Поволжью расходились «прелестные письма» Разина с призывами истреблять бояр, воевод, приказных людей. Крепостные крестьяне, холопы, посадские люди, старообрядцы, страдавшие от поборов и притеснений, видели в Разине «доброго царя». После неудачной попытки осады Симбирска в сентябре 1670 г., повстанцы были разбиты правительственными войсками; Разин ушел на Дон, где в апреле 1671 г. был схвачен богатыми казаками и выдан правительству. После его казни в Москве в июне 1671 г. восстание было подавлено.

Мощными социальными потрясениями сопровождалась и церковная реформа,инициатором которой выступил патриарх Никон.

Важным институтом, выполнявшим функции социального контроля Руси, была православная церковь. Она имела определенную автономию в системе Российского государства: свои административное устройство и суд и особую систему налогов для духовенства. Политическое значение Русской православной церкви основывалось, как известно, на ее идеологическом господстве, а экономическое - на крупных земельных владениях. Уже в XVI и особенно в XVII вв. намечается тенденция к ограничению влияния духовенства на царскую власть и практику управления. Однако открытый конфликт церкви и государства произошёл как следствие Смутного времени во второй половине XVII в.

К этому времени после бурных событий Смуты участие церкви и особенно ее главы - патриарха в государственных делах возросло. Отец основателя династии Романовых - царя Михаила Федоровича – патриарх Филарет был в течение ряда лет (1619-1633) не только патриархом Руси, но фактически - главой государства. В результате наметилась определенная тенденция восприятия патриарха как «согосударя», занимавшего самостоятельное положение в стране. В годы правления Алексея Михайловича большое влияние приобрел патриарх Никон, носивший, как и Филарет, титул «великого государя». В приговорах Боярской думы возникает даже специальная формула - «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

В 1652 г. умный, властолюбивый Никон стал патриархом. Он начал проводить церковную реформу, которая была вызвана рядом причин. Усиление церковно-политических связей России с южнославянскими странами требовало унификации обрядов. Существовали многочисленные разночтения в церковной литературе, связанные с местными особенностями. В 1653 г. Никон распорядился привести иконы и богослужебные книги в полное соответствие с греческими образцами, внести изменения в обряды православной церкви (заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя перстами вместо двух и др.). Однако большое количество людей восприняли изменение церковных обрядов как измену православию.

В 1656 г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви. Религиозное движение раскола приобрело социальную окраску. Преследования правительства и церкви вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, Сибирь. Многие из них погибли в кострах массовых «гарей» (самосожжений).

Во второй половине XVII в. государство попыталось ограничить независимость церкви. Первая попытка ограничения влияния церкви была произведена в 1649 г. - в период становления абсолютизма в России, путем учреждения Монастырского приказа, но она оказалась неудачной -церковь решительно выступила в защиту своего особого положения в системе Российского государства. Однако на Соборе вселенских патриархов 1666/67 гг. светской власти удалось провести решения, приведшие к прекращению роста влияния патриаршей власти и способствовавшие ее дельнейшему сокращению.

Основной вопрос, стоявший на Соборе, был о соотношении «царства и священства». Собор осудил Никона, лишил его звания патриарха и отправил в заточение в далекий Ферапонтов монастырь. Потеря церковью значительной части своей автономии также свидетельствует о начале становления абсолютной монархии в России.

Таким образом, вторая половина XVII в. стала важным этапом в истории развития русского общества, подготовившим почву для прошникновения и распространения новых идей в управлении государством. И это время в основных чертах определился дальнейший путь России: и место сословно-представительной монархии наметилось движение к монархии абсолютной, вместо органов самоуправления с избираемой местной администрацией вводится практика назначения воевод.

К середине XVII в. в России окончательно сложилось самодержавие. 11ервые Романовы в своей внутренней политике, опираясь на дворянство, организовали высшее управление страной и развили широкую законодательную деятельность в Земских соборах, усилили центральное управление через приказы, реорганизовали финансовую систему, окончательно отменили местничество. Исчерпав возможности для развития самодержавия, Россия пошла по пути становления абсолютной монархии, что явилось закономерным результатом социально-экономического и политического развития страны. В конце XVII в. в стране сложились основные предпосылки для петровских преобразований.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.013 с.)