Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монгольская империя. Золотая ОрдаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
XIII в. оказался временем потрясений и катастроф для народов Азии и Европы. Из глубины Центральной Азии на них обрушились кочевники -монголы. Они создали колоссальную империю (Еке Монгол улус), под властью которой оказались страны от Средиземного до Желтого моря. На огромных просторах Монголии в XI — XII вв. кочевали многочисленные скотоводские племена - собственно монголы, из среды которых и вышел Чингисхан, меркиты, кэрэиты, ойраты, найманы, татары и другие. Они занимали довольно обширные пространства в бассейнах рек Орхона, Керулена, Толы, Селенги, Онона, близ озер Хубсугур на западе и Буир-Нур и Кулун-Нур на востоке. Основным элементом монгольского общества был род, находившийся на стадии разложения. Во главе родов стояла аристократия. Представители ее носили почетные звания: бахадур (богатырь), нойон (господин). Бахадуры и нойоны обычно возглавляли походы для приобретения рабов (богол). Рабы использовались чаще как домашняя прислуга, и рабство не влияло существенно на характер производственных отношений. Прочими слоями рода были нукеры (дружинники) и харачу (члены рода низшего происхождения, черная кость). Управление семейными, производственными и другими общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе: род - племя во главе со старейшинами и вождями. С возникновением частной собственности прежде всего на скот происходит расслоение общества. Оно разделилось на родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные дружины -нукеров, и простой народ - харачу, находившийся в разных формах зависимости. Процесс этот сопровождался бесконечными разорительными междоусобицами вождей и военных предводителей отдельных племен, племенных групп и родов. Ожесточенная борьба велась за обладание наиболее удобными зимними стойбищами, пастбищами, за подчинения слабых племен наиболее сильным, воинственным. В начале XIII в. борьба между главами сильных племен и родов завершилась. В 1206 г. Темучжин из тайджиутского рода борджигинов был провозглашен ханом с почетным личным титулом Чингис, правителем государства. Образование единого государства привело к ликвидации разобщенности и прекращению бесконечных войн, что, безусловно, следует рассматривать как прогрессивный фактор в истории Монголии. В процессе становления монгольской государственности использовались не только оригинальные, собственно монгольского происхождения институты, но и традиционные для кочевых степных империй органы и приемы управления (административно-территориальное деление, десятичная система и др.), унаследованные от исторических предшественников - древнетюркских каганатов. В 1206 г. Чингисханом была осуществлена военно-десятичная реформа. Наряду с сохранением старой организацией общества по кровнородственному признаку по племенам, родам, все способное к военному делу население было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли темники, тысячники - во главе тысячи воинов, сотники - во главе сотни, десятники - во главе десяти воинов. Эта военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, позволяла на основе жесткой военной дисциплины преодолевать сепаратистские амбиции родоплеменных вождей, а в случае успешных походов и захвата большой военной добычи содействовала росту авторитета главного предводителя - хана, сакрализации (обожествлению) его личности. Вся территория страны и ее население делились на три большие части - правое и левое крылья и центр, которые в свою очередь подразделялись на тьмы, тысячи, сотни, десятки. Во главе 95 тысяч - основных военно-административных подразделений были поставлены нойоны-тысячники. Неотъемлемой частью монгольского государства оставался хурал, курултай. Если раньше курултай представлял собой совещание равноправных членов племени, на котором решения принимались с общего согласия, то при Чингисхане он превратился в своего рода королевский совет, на котором последнее слово принадлежало хану. При Чингисхане стали внедрять и новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингисхана. В ней были четко зафиксированы повиновение посланцам каана (верховного хана) любого провинившегося, какой бы пост он ни занимал; обязанность удельных правителей для решения спорных вопросов обращаться только к верховному хану; устройство ямской службы; разделение армии по десятичному принципу, налогообложение, тарханные иммунитеты и т.д. Но немало аспектов административного законодательства остались вне сферы Ясы и могли быть отнесены к нормам обычного права (тору). Монгольское обычное право регулировало взаимоотношения глав улусов, иерархические степени старшинств и ритуал введения в почетные должности, порядок выдвижения и провозглашения кандидата на высшие управленческие и командные должности, соправительство, распределение доходов, трофеев и т.д. Укрепив свою власть, Чингисхан приступил к осуществлению внешнеполитических захватнических целей. Успеху военных походов монгольских войск способствовала феодальная раздробленность и отсутствие сильной центральной власти в странах Азии и Европы. В 1207-1208 гг. монголы начали подчинять себе народы Южной Сибири, Прииртышья и Енисея. В 1211 г. Чингисхан начал военные действия в Китае против империи Цзинь (1115-1234). В 1217 г. Северный Китай был завоеван. В течение 1218-1223 гг. монгольские войска разгромили владения Хорезмшахов в Семиречье и Средней Азии, прошли казахстанские степи, захватили Афганистан, осуществили поход через Персию на Кавказ и в начале 1223 г. появились в половецких степях. 31 мая 1223 г. на берегу реки Калки произошло сражение русских и половецких отрядов с монгольскими войсками. Битву выиграли монголы. После этого они двинулись в сторону Волги и через казахстанские степи вернулись в Монголию. Последние годы жизни Чингисхан провел в походах против Тангутского государства, игравшего важную роль среди народов Центральной Азии и Дальнего Востока. В 1227 г. он скончался. Сыновья и внуки продолжили его походы в страны Азии и Европы. В 1235 г. на хурале (курултае) чингисидов было принято решение о походе на Запад. Возглавил этот поход внук Чингисхана - Бату (Батый). В помощь ему были даны войска всех монгольских улусов. В 1236 г. началось монгольское нашествие на Русь, а затем и на Восточную Европу. В ходе нашествия (1236-1242) монголы уничтожили государство Волжскую Булгарию, стерли с лица земли половцев, подчинили себе русские княжества Северо-Восточной, Южной и Юго-Западной Руси. В ходе дальнейшего наступления войска Батыя вторглись в Польшу, взяли Краков, разгромили армию венгерского короля, взяли штурмом столицу Венгрии Пешт, разгромили Словакию, с боями прошли по Чехии и Хорватии. Наступление монгольских туменов захлебнулось лишь на побережье Далмации, у самых границ Италии, они повернули назад через Болгарию и Русь на Волгу, образовав в ее низовьях в 1242-1243 гг. новое государство, получившее название улус Джучи или Золотая Орда. Управление империей основывалось на двух принципах - родовом и военно-феодальном. Если родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления, то военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с первым и привел постепенно к распаду империи на самостоятельные уделы-улусы. Сам Чингисхан перед смертью вынужден был разделить управление империи между сиоими четырьмя сыновьями. Для превращения военно-феодальной монархии в бюрократическую монголами использовался опыт известных «управленцев» того времени. При великих ханах Угэдэе (1229-1241) и Гуюке (1246-1248) пост первого министра занимал уйгур Чинкай. Ряд «управленческих» реформ, адаптируя китайскую налоговую и административную систему, провел Елюй Чу-цай (киданец по происхождению и образованный китайский чиновник по воспитанию). Он привлек на службу 4030 чиновников-конфуцианцев, предпринял попытку сменить монгольскую систему назначения чиновничества китайской - использованием традиционных экзаменов на шание чиновника (впервые при Угэдэе в 1237 г. и позднее при Хубилае). При монгольском дворе был создан «Великий императорский секретариат» и Елюй Чу-цай стал его первым «президентом». Секретариат был разделен на два управления (левое и правое). Левое управление ведало делами чиновников, финансами и придворными обрядами (ритуалом), а правое - делами армии, гвардии, юстиции и общественных работ. Это был центральный исполнительный орган с шестью «министерствами». Основными элементами монголо-китайского государственного устройства, которые насаждались монголами в завоеванных ими странах, были система дуального управления военных и гражданских властей, переписи населения и основанные на них подати и повинности: подушно-поземельный налог, «тамга» (торговая пошлина - налог), «улаг» -постойная повинность и «корм», всеобщая воинская обязанность, выражающаяся в поставках рекрутов. Существенными элементами этой системы были сеть почтово-транспортных станций (ям), государственные мастерские и государственные закупки. Чингисхан, как известно, принял в своем государстве уйгурийскую письменность в качестве официальной, общегосударственной. Монголы проявляли особый интерес к буддийской индо-тибетский литературе; буддизм утверждался как государственная религия. «Тайная история монголов» является выдающимся памятником не только монгольской литературы XIII в., но и мировой, переведена на многие языки мира. В 1228 г. при возведении на престол Угэдэя был заложен величественный буддийский храм, а при Хубилае буддизм стал государственной религией. Столицу украшали двенадцать храмов (девять буддийских, два мусульманских и один христианский). Монгольской империей была создана уникальная коммуникационная система, которая способствовала обмену не только товарами, но и людьми, идеями, информацией, производственными технологиями того времени. Установление контроля над мировыми торговыми путями привело к оживлению культурно-экономического обмена между Востоком и Западом. Достоянием мировой цивилизации стали такие элементы монголо-китайской культуры, как технология выплавки чугуна, изготовление бумаги, книгопечатание, компас, порох. Золотая Орда - общепринятое обозначение северо-западного улуса (удельного владения) Монгольской империи, а также государства, возникшего впоследствии на основе этого улуса. Официальным же наименованием государства служило словосочетание «улус Джучи» - по имени первого правителя, старшего сына Чингисхана. В русских письменных источниках название Золотая Орда появилось в XVI в. (Казанский летописец). Золотая Орда (государство Джучидов), занимая огромные степные пространства между Дунаем и Иртышом, было одним из крупнейших государств Средневековья. Время правления Узбека и его сына Джанибека - расцвет государственности и культуры Золотой Орды. Почти в безлюдной степи появились очаги земледелия, развитое скотоводство, города - центры торговли и ремесленного производства. По многим параметрам бытовая культура жителей степных городов превосходила западноевропейскую не только в роскоши жизни господствующих слоев, но и в элементарных условиях для рядовых людей. Города были цивилизованно обустроены: широкие улицы, водопровод (в керамических трубах), канализация, общественные туалеты, бани. Последние выполняли функцию современных клубов. По словам Г.А. Федорова-Давыдова, много лет посвятившего изучению Золотой Орды, это был мир «яркой урбанистической восточной средневековой культуры», культуры «поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканного тонкого орнамента и каллиграфии». О Золотой Орде, как цивилизованном государстве, в рамках которого сложилось единство тюркских и восточнославянских этносов, пишет Э.С. Кульпин: «Хотя межэтнические контакты стали постоянными в период доминирования Хазарского каганата и Киевской Руси, интенсивность контактов возросла, когда основные народы этого региона были объединены под единой политической властью в государстве, именуемой Золотой Ордой. Значение данного события и становление российского суперэтноса, в формировании мировоззрения, общих представлений о мире и о себе народов России не отрицается, но ему придавали и придают значение намного меньшее по сравнению с другими: с возникновением Киевской Руси, принятием христианства, объединением северорусских земель Москвой». Золотая Орда была для многих тюркских народов, в том числе и для татар, этнической колыбелью, и ее население, ее культура являются частью истории этих народов и, следовательно, частью истории России. Население Золотой Орды с этнической точки зрения представляло собой довольно пестрый конгломерат различных народов. Среди них были булгары, буртасы, башкиры, ясы, черкесы, русские и др. Однако основную массу населения Золотой Орды составляли кыпчаки (половцы). В кыпчакской среде шел процесс постепенной ассимиляции монголов. Большая часть населения Золотой Орды - это кочевники, передвигавшиеся в степи со своим скотом, меньшая часть - население городов и поселков. Среди ПО городов и поселков были крупные по средневековым масштабам населенные пункты. Например, в столице государства Сарае насчитывалось более 75 тысяч человек. Административная система Золотой Орды представляла собой точную копию устройства монгольской армии. Все государство - Великий Улус - делилось в соответствии с рангом владельца (темник, тысячник, сотник, десятник) на определенные по величине уделы. При этом улусы не были наследственными владениями, которые можно было передать от отца к сыну. Более того, хан мог отобрать улус совсем или заменить его другим. В начальный период существования Золотой Орды крупных улусов было не более 15. Дальнейшее развитие государственности, появление городов, мусульманства, - знакомство с арабскими и персидскими традициями управления - привели к различным усложнениям, отмиранию ряда центральноазиатских обычаев. Вместо членения территории на два крыла появились четыре улуса во главе с улусбеками: Сарай, Дешт и Кыпчак, Крым, Хорезм. Каждый из этих четырех улусов делился на «области», являвшиеся улусами феодалов следующего ранга. Всего в Золотой Орде число таких «областей» в XIV в. составляло около 70, по числу темников. Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый сословно-этнический состав этого государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских странах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в Золотой Орде занимал аристократический род потомков сына Чингисхана Джучи. Джучиды владели самым богатым и большим улусом типа домена. Они имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались высшие государственные и военные титулы и звания. Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (беки). Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее, вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и его сыновей. Они часто назначались ханами на ответственные государственные и военные должности: темников, тысячников, баскаков. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Особое место в иерархической структуре Золотой орды занимали нукеры - дружинники феодалов. Они занимали средние должности: сотников, десятников и др. К господствующим слоям относились также духовенство, купцы, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья и Крыма. Основную массу трудящихся в степных районах Золотой Орды составляли харачу -кочевники-скотоводы. В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них - сабанчи, живя общинами, обрабатывали земли феодалов, несли натуральные повинности, другие -уртакчи (издольщики) обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая. Ремесленники и торговцы городов платили десятую часть с торгов («тамгу»). Распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Но большинство рабов через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу. После нашествия монголов над Русью было установлено «иго» созданного завоевателями государства Золотой Орды. Ордынское «иго» выражалось прежде всего в политической зависимости - признании сюзеренитета монгольских ханов над Русью. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, но русские князья должны были утверждаться на княжение в Монголии и Орде, получая от ханов ярлык -особую ханскую грамоту. Этот документ устанавливал управленческие полномочия и вассальные функции русских князей. Монголы в завоеванных странах нередко сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных правителей в положение своих вассалов, ханских «улусников». Так было в Закавказье, на Руси. Монголы не устранили русских князей (как половецких) и не создали своей династии на Руси, как это было в Иране (Персии), Средней Азии, Китае. Порядок наследования великокняжеского стола при всех нмешательствах монголов мало изменился. Великое княжение оставалось неизменным в потомстве Всеволода Большое Гнездо, в линии его сына Ярослава. Основу ордынского выхода, олицетворявшего экономическое подчинение Руси, составляли «десятина» и «тамга» - десятая часть всех доходов населения княжества. Население также было обложено «подплужной» податью, т.е. поземельным налогом, взимавшимся с плуга, сохи. К роду повинностей относились воинская и ямская. Кроме того, с населения русских княжеств взимались иногда экстраординарные ханские «запросы, сборы». Русское население должно было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями, следивших за сбором и отправкой дани в Орду. На Руси, как и в других покоренных странах, духовенство было освобождено от платежа дани. На Руси действовала монгольская административная система - институт баскачества, а в дальнейшем, с XIV в., его основные функции передавались князьям (так называемая «дистанционная» форма управления). Это наложило особый отпечаток на Русь (в технологии власти, фискальных формах, централизации управления и т.д.). В период ордынского ига был нанесен сокрушительный удар по городским демократическим институтам Руси. Вече как политический институт исчезает, усиливается княжеская власть (особенно власть великих князей), побеждает принцип единоначалия). Об ордынском нашествии и его роли в истории Российского государства в отечественной историографической традиции постепенно формировались две противоположные позиции, которые существуют и по сей день. Первая связана с полным отрицанием каких-либо положительных моментов во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды. В соответствии с этим подходом монголы-завоеватели рассматривались как абсолютная негативная сила, тормозящая развитие Руси и ее объединение, и историки не жалели красок, чтобы подчеркнуть «примитивность» и «жестокость» этой степной стихии, особенно по сравнению с покоренной монголами Русской землей. Поэтому Золотая Орда однозначно трактовалась как враг и поработитель Руси, между ними существовали одномерные отношения господства - подчинения, подавления - борьбы. Вторая позиция представлена сочинениями эмигрантов-евразийцев (Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого и др.), сформулировавших противоположную интерпретацию ордынско-русских отношений. Они уделили главное внимание тесным политическим и культурным контактам Орды с Русью, с особой силой проявившимися в эпоху Московского великого княжества. Многочисленные восточные заимствования в средневековой русской государственности и культуре позволили поставить вопрос о более сложной золотоордынской политике по отношению к Руси. В работах основателей евразийства и их последователей Россия представала как геополитическая наследница Монгольской империи, в частности Золотой Орды. Нельзя не признать, что в такой интерпретации присутствует рациональное зерно. Знакомство со средневековыми источниками показывает, что некорректно воспринимать государство Джучидов только как силу, безусловно враждебную Руси. Русские княжества были встроены в монгольскую систему власти как один из полноправных и необходимых элементов, и два с половиной столетия «ига» не являлись только временем страданий и лишений для русского народа, но были также периодом межцивилизационных контактов, которые осуществлялись в самых разных формах. Под влиянием Золотой Орды сложилась почтовая служба, приказная, налоговая, финансовая и судебно-правовая системы. Формирование территории княжеств Северо-Восточной Руси, как отметил В.А. Кучкин, проходило под опосредованным, а иногда и прямым воздействием Орды. Под влиянием Орды происходили изменения в политической системе Руси, создавались предпосылки для развития монархических основ княжеской власти. Ордынская политика стимулировала развитие тех зачатков авторитарных, методов управления, которые существовали в политической культуре домонгольской Руси; привнесением на русскую почву тех общественных отношений, которые были характерны для восточных обществ и, в частности для Монгольской империи. Власть великого князя утверждалась как власть государя, а его подданные превращались в холопов. Как считают В.Б. Кобрин и А.Л. Юрганов, ордынское иго не стало единственной причиной, которая привела к утверждению деспотического самодержавия в России. Безусловно, централизация России была вызвана и целым комплексом причин социально-экономического развития. Необходимость же противостояния Орде ускоряла, форсировала этот процесс, сопровождавшийся постоянным использованием насилия и террора. Восточное (прежде всего тюрко-монгольское) влияние проявлялось в военном деле, дипломатическом этикете, в культуре. В русском языке появлялось все больше тюркских и монгольских заимствований, свидетельствующих о проникновении элементов быта ордынцев в русскую повседневность. Под влиянием Орды происходит формирование пестрого по этническому составу населения в степных районах Поволжья и Подонья, в юго-восточных областях Руси, в Крыму и на Северном Кавказе, синтез привнесенных завоевателями дальневосточных компонентов с местными традициями, с элементами культуры среднеазиатского и ближневосточного происхождения. Северо-Восточная Русь, позднее Московская Русь, под ордынским влиянием были ориентированы на Восток, и, по существу, превращались все более в евразийскую державу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.016 с.) |