Политическая раздробленность Руси




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая раздробленность Руси



В целом, можно говорить о принципиальном типологическом единстве общественного развития Древнерусского государства и западноевропейских стран в эпоху раннего Средневековья.

В начале XII в. Древняя Русь вступила в новый период своей истории - полосу политической раздробленности. Феодальная раздроблен­ность не была чисто русским явлением. Феодальная Европа также переживала период распада феодальных государственных объединений. Это был естественный процесс экономического и политического укрепления отдельных земель, внутреннее развитие которых и их внешнюю безопасность не могли обеспечить старые институты власти.

На территории Руси в XI-XII вв. образовались 13 наиболее крупных княжеств и феодальных республик: Новгородская и Псковская земли, Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переяславское, Черниговское, Тмутараканское, Муромское, Рязанское княжества. Внутри больших княжеств, в свою очередь, возникали более мелкие. Этот период в истории Древнерусского государства получил название «удельного». Удел (от старославянского «дел» - часть) - государственное образование на Руси XII-XVI вв. Удел - доля члена княжеского рода в княжестве. Разделение на уделы было впервые узаконено на съезде князей в Любече в 1097 г. Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, имели собственный аппарат управления, войско, а с XIV в. — собственную монетную систему.

В условиях отсутствия политического единства, постоянных усобиц и борьбы за великокняжеский стол у каждого княжества были свои внешнеполитические интересы. Главными соперниками Галицко-Волынской Руси были Венгрия и Польша, правители которых неоднократно вмешивались в противостояние между князьями и боярством. Противниками Киевской, Переяславской, Муромо-Рязанской и Черниговской земель стали половцы. Для князей Владимиро-Суздальской Руси главными внешнеполитическими соперниками в Поволжье были волжские булгары. Князьям приходилось совершать походы на Булгарию, чтобы обеспечить защиту торговых интересов. В конце XII - первой половине XIII в. землям и княжествам северной Руси пришлось отражать наступление немецких рыцарей, шведских и датских феодалов. Ареной борьбы стала Прибалтика, где русские имели важные политические и экономические интересы.

Наиболее крупными землями периода феодальной раздробленности были: Владимиро-Суздальское княжество,Новгородская боярская республика и Галицко-Волынская земля.

В середине XII в. Ростово-Суздальское княжество достаётся сыну Владимира Мономаха Юрию (1125-1157). За постоянное стремление расширить территорию княжества и подчинить себе Киев он получил прозвище « Долгорукий». В 1125 г. он перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. К его правлению относится первое летописное упоминание о Москве. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом. В то время как в Киевской Руси князья владели землёй сообща и передавали её по-старшинству, во Владимиро-Суздальском княжестве земли давались в вотчину от отца к сыновьям по наследству и делились поровну. Главной была княжеская власть. Заселение колонистами происходило по инициативе уже существующей здесь княжеской власти. С середины 80-х гг. XII в. титул великого князя перемещается из Киева в Северо-Восточную Русь, а сам Киев окончательно перестаёт считаться общерусским центром. Если Юрий Долгорукий был направлен из Киева, то позже жители Северо-Восточной Руси стали сами избирать себе князя путём вечевого решения, что свидетельствовало о полной независимости Ростовской земли от Киева.

Учитывая тот факт, что освоение земель Владимиро-Суздальского княжества происходило в форме княжеской колонизации, самодержавные тенденции здесь проявлялись в значительно большей степени, чем в других землях. Особенно отчётливо проявились они в правление Андрея Боголюбского (1157-1174). Стремясь усилить свою власть, этот князь делает своей опорой простых горожан и младших дружинников. Тем самым он добивался ослабления политического влияния боярства. Поскольку это влияние было особенно сильным в старых городах Северо-Восточной Руси - Ростове, Суздале, где прочно сохранялись и вечевые тенденции, Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества в сравнительно молодой город Владимир, основанный в 1108 г. Владимиром Мономахом. С этого периода княжество стало называться Владимирским. После перенесения во Владимир епископской кафедры город становится также и религиозным центром княжества. В городе были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, построен величественный Успенский собор. Боголюбский был удачливым и храбрым полководцем. В 1169 г. его войска захватили и полностью разграбили Киев. Осенью 1170 г. Боголюбский заставил Новгород временно подчиниться своей власти. Жестокость и самовластие князя, его ссоры с церковными иерархами, военные предприятия вызывали недовольство его окружения. В 1174 г. был организован заговор, в результате которого Андрей Боголюбский был убит. Тенденции к централизации власти сохранялись во Владимиро-Суздальской земле и после убийства Андрея Боголюбского. Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У него было много детей, отчего он и получил своё прозвище. Всеволод успешно воевал с Волжской Булгарией. В результате походов 1177, 1180, 1187, 1207 гг. он добился подчинения Рязанского княжества. Летописцы называли Всеволода «великим», князья - «господином». Владимирское княжество сохраняло первенство среди русских земель вплоть до монголо-татарского нашествия. В дальнейшем Северо-Восточная Русь послужила основой объединения всех русских земель вокруг Москвы.

Особым политическим устройством среди русских земель и княжеств выделялся Новгород.Новгородское княжество было удалено от Киева. Это привело к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей и сумел освободиться от давления князя и его дружины достаточно рано. Уже в начале XII в. Новгород начинает приглашать князей без согласования с киевским князем. Независимым княжеством Новгород стал в 1136 г. В ХП-ХШ вв. в состав Новгородской республики входил Псков, который стал стремиться к самостоятельности с середины XIII в. Его независимость была признана Новгородом в 1348 г. Высшим органом власти В Новгороде было вече. Его прерогативами были: принятие законов и правил; внешняя политика; приглашение и изгнание князей; выборы и смещения посадника и тысяцкого, а также суд над ними; выборы кандидата на пост архиепископа: принятие торговых правил; определение повинностей населения; распоряжение государственными новгородскими землями. Вече являлось также высшей судебной инстанцией для пригородов и частных лиц.

Князь в Новгороде был должностным лицом, призываемым на службу городу по решению веча. Функции новгородского князя были ограничены. Он был, главным образом, военачальником. Без согласия веча ему не позволялось начинать войну и самостоятельно вести дела внешней политики. Права и обязанности князей оговаривались в договоре, который заключался между князем и городом. Согласно договору князь не имел права проживать в самом Новгороде, иметь личную земельную собственность в пределах Новгородской земли, участвовать в торговле с немцами, нарушать торговые права жителей, назначать по своему усмотрению людей на административные должности.

Посадник вместе с князем руководил военными походами, участвовал во внешнеполитических акциях. Тысяцкий являлся главой налогового ведомства, а также представлял в городском управлении небоярское население Новгорода, участвовал в торговом суде. Текущее управление осуществлялось Советом господ, куда входили архиепископ, посадник, тысяцкий, князь, выборные представители от концов (районов) и улиц.

В течение многих веков Новгород оставался крупным торговым, политическим и военным центром на северо-западе России. Он был активным участником европейской торговли. В XIV в. на севере Германии образовался Ганзейский союз из ряда немецких городов, которые стремились сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между Россией, Скандинавскими странами, Англией и Нидерландами. Новгород играл в этом союзе ведущую роль. Что касается политического устройства, то Новгород можно было сравнивать с городами-республиками Венецией и Генуей. Как и в Новгороде, в них господствовала купеческая олигархия в лице городского патрициата, а власть руководителя - дожа ограничивалась советами, состоявшими из представителей патрициата.

Галицко-Волынское княжествовозникло в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Важное политическое положение в Галицко-Волынском княжестве занимало боярство благодаря своему богатству. Феодальная аристократии располагала крупными вооружёнными контингентами, ядром которых были её многочисленные слуги. Земельные владения князей в Галицкой земле по своим размерам намного уступали боярским. Непокорность и агрессивность галицкого боярства были следствием тесных контактов с Венгрией и Польшей, которые не раз нападали на Галицкое и Волынское княжества и принимали активное участие в их внутриполитической жизни. В этих странах могущественная феодальная аристократия диктовала свою волю королям. По её примеру галицкое боярство также стремилось подчинить себе князей и сделать их орудием своей власти. Наибольшей расцвет княжества приходится на правление князя Даниила Романовича (1205-1264). Он смог побороть притязания боярства на власть, значительно расширил территорию княжества. В 1238 г. он посадил в Киеве своего наместника. В 1245 г. он разгромил черниговское, польское и венгерские войска под городом Ярославом. Даниил Романович поощрял строительство городов, ремесло и торговлю. От римского папы получил титул короля, но отказался принять католичество. В 1240-1241 гг. Галицко-Волынское княжество подверглось монгольскому разорению. В 1245 г. Даниил Романович вынужден был признать зависимость княжества от Золотой орды. В середине XIV в. Галицко-волынские земли были захвачены Великим княжеством Литовским и Польшей.

Эпоха политической раздробленности продолжалась до начала XVI в. В первый её период шло быстрое и всестороннее развитие русских земель и одновременно поиск ими путей развития. В ходе этого процесса формировались различные модели государств со своей спецификой социально-экономического и политического развития. Монголо-татарское нашествие в XIII в. прервало этот процесс.

Домонгольская Древняя Русь отличалась высоким уровнем материальной и духовной культуры. Во многом это было связано с объединением всех восточных славян в рамках единого государства, а также крещением Руси. Всему миру были известны изделия русских ремесленников, представляющих собой высокохудожественные образцы искусства: чеканка, чернь, эмаль, филигрань, зернь. Под влиянием Византии в конце X в. развивается каменное храмовое строительство, церковная живопись. Русские мастера взяли за основу крестово-купольную композицию, но внесли в неё элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первые каменные храмы и Киеве появились во времена Владимира Святославича. В конце X в. в центре Киева была сооружена Десятинная церковь. Софийский собор в Новгороде, Спасский в Чернигове были построены в XI в. и отличаются величием, пышностью, богатством, торжественностью и обилием света.

Для русского изобразительного искусства того периода характерны мозаика и фрески (роспись по сырой штукатурке). Мозаика покрывала всю центральную часть Софийского собора в Киеве, построенного при Ярославе Мудром.

Во второй половине IX в. братья миссионеры Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был переработан в кириллицу. Так появилась славянская азбука. Представление об уровне знаний того времени могут дать своеобразные энциклопедии XI в. «Изборники» Святослава 1073 и 1076 гг., где помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. На Руси любили и бережно хранили книги: их украшали миниатюрами, орнаментами, для них изготавливались драгоценные оклады.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и становление государственной структуры - с другой, способствовали широкому распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты -письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены на раскопках в девяти древнерусских городах (основная масса в Новгороде, где естественные условия способствовали их лучшей сохранности). Авторами берестяных грамот были представители всех слоев древнерусского общества.

В XI - начале XII в. на Руси распространяется большое количество переводных сочинений как религиозного, так и светского содержания. В середине XI в. появляется «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. В этом произведении Илларион излагает по существу государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию, которая повлияла на выработку мировоззрения других русских авторов XI в. В этом произведении содержалось идеологическое обоснование места Руси в мировой истории, определялась роль киевской великокняжеской власти в системе мировой государственности, её значение для русских земель.

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Первым летописным сводом является так называемый Начальный свод конца XI в. В начале XIII в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы - «Повесть временных лет». В ней разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть истории славянской, а позднее - как часть истории всемирной.

В отличие от культуры западноевропейского правящего сословия, которая складывалась в рамках синтеза германских и римских порядков, элитарная культура у восточных славян сложилась на византийско-православной традиции, что составило основу политической культуры российского государства.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие
их главные отличия?

2. Можно ли охарактеризовать Древнюю Русь как «варварское ко­ролевство»?

3. Какие факторы обусловили возникновение государственности у восточных славян?

4. Какие функции осуществлял князь, совершая полюдье?

5. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и осо­бенное.

6. Чем отличался ранний феодализм в западноевропейских варвар­
ских государствах от раннего древнерусского феодализма?

7. Какое влияние оказывала Византия на развитие Древней Руси?

8. Как изменилась культура, быт славян после принятия христиан­ства?

9. Почему в XI в. усилились тенденции к обособлению отдельных княжеств?

10. Какие племена и этнические общности населяли Восточно-Европейскую равнину в 1 тыс. н. э.?

11. Какое воздействие на общественное устройство восточных сла­
вян оказало Великое переселение народов?





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.007 с.)