Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: абсолютная монархия В странах западной европы (хv-хvii вв. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАН 1. Предпосылки абсолютизма. 2. Абсолютная монархия во Франции. 3. Особенности абсолютной монархии в Англии. 4. Германский абсолютизм. Основные понятия: абсолютизм, буржуазия, синекуры, интенданты, полиция, капитиция, габель, протестантизм, «новое дворянство», огораживания, «Звездная палата», сквайр, приход, лорд-лейтенант, кабинет министров, мировые судьи, ландрат, «полицейское государство», просвещенный абсолютизм, юнкерство, секуляризация. ЛИТЕРАТУРА 1. Всемирная история государства и права.... 2. Всеобщая история государства и права… - С. 109-118, 127-129, 140-141. 3 Графский В. Г. Указ. соч. – С. 293-305. 4. История государства и права зарубежных стран... - С. 231-238, 270-273. 5 Кучер В. В. Указ. соч. 6. Омельченко О.А. Указ. соч. – С. 281-293, 304-308, 316-320. 7. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Указ. соч. – С. 23-33, 60-68, 77-82. 8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права… - С.87-90. 9. Черниловский З.М. Указ. соч. – С.160-174. 10. Штокмар В. В. История Англии в средние века. – Л.: Наука, 1973. – С.34-76. 1. В ХV-ХVI веках государства Западной Европы вступают в стадию абсолютизма - последнего периода истории феодализма. Абсолютизм (абсолютная монархия) - это форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII века, после чего в большинстве государств он ликвидируется в ходе буржуазных революций. Каковы же предпосылки абсолютизма? Прежде всего, они коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием новых, буржуазных отношений. Европейская промышленность вступила в эпоху технического перевооружения (появляется механическое дутье в металлургии, совершенствуется ткацкий станок, возникает книгопечатание и т.д.). Мелкое производство сменяется более крупным, возникают мануфактуры, а значит, и техническое разделение труда (XVI век). По мере накопления капиталов предпринимательская верхушка городов складывается в класс буржуазии. Получают развитие банки и общегосударственные ярмарки, товарно-денежные отношения играют все более значительную роль в экономической жизни. По мере роста богатств, сосредоточенных в руках буржуазии, возрастало ее значение в феодальном обществе. Существовавшая в ряде стран (Англия, Франция) практика покупки должностей позволяет ей проникнуть на важные посты в финансовое и судебное ведомства. Наиболее предприимчивые становятся советниками королей и знати. Одновременно падает значение дворянства, в первую очередь из-за того, что сельское хозяйство, обремененное феодальными путами, оставалось на низком уровне и значительно отставало от промышленности. В связи с падением стоимости денег (т. н. революцией цен) уплата крестьянами твердо фиксированного чинша стала приносить дворянам меньше дохода. Взамен они отбирают у крестьян общинные земли, поощряют государство к увеличению налогов, чтобы воспользоваться ими через посредство всякого рода должностей не требующих труда и не связанных с обязанностями, - синекуры (от латинского Sine Cura - без забот). Падает и политическое значение дворянства, поскольку управление, законодательство, суд, армия сосредоточиваются в администрации короля. Монархия продолжает оставаться дворянской, но уже не может существовать без опоры на буржуазию и особенно без тех денег, которые она ей приносит в виде налогов, пошлин и проч. Экономическая политика монархии не исключает уже поощрения промышленности и торговли. Всем этим определяется своеобразие эпохи. Дворянство, уступая буржуазии в богатстве, с тем большей энергией держится за свои привилегии. Буржуазия, богатая и образованная, тяготится феодальными порядками, недовольна своим политическим положением, но еще не готова взять власть в свои руки. Устанавливается весьма своеобразное для классового общества равновесие сил двух господствующих классов - буржуазии и феодального дворянства. Воспользовавшись этим, государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам и тем самым возрастает в своем значении. Таким образом, абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в упадок и возникает класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над другой. Объясните, почему раньше всего абсолютизм сформировался в Англии и Франции. 2. Рассмотрение данного вопроса следует начать с характеристики основных черт общественного строя Франции (XVI-XVIII вв.). Покажите, как предпосылки абсолютизма проявились в ее конкретно-исторических условиях (появление мануфактуры, оформление единого общенационального рынка, формирование единой нации, создание нового класса - буржуазии и рост ее экономического и политического могущества, падение значения дворянства и т.д.). Характерной особенностью Франции являлось то, что необычайно широкий размах приобрела продажа государственных должностей, то есть права на занятие определенного поста в аппарате управления и суда. Купленная должность могла передаваться по наследству (эдикт 1604 г.). Некоторые должности давали право на дворянский титул. Их носители покупали землю и уже, хотя бы формально, ничем не отличались от потомственных дворян («дворянства шпаги»). В итоге появилась особая прослойка дворян, выходцев из «третьего сословия» («дворянство мантии»). Важные сдвиги в сторону новых социально-экономических отношений не изменили, однако, феодального характера французского общества. Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохранили все свои привилегии, включая «налоговый иммунитет». В состав третьего сословия вошло крестьянство. Анализируя основные черты государственного строя Франции, нужно отметить, что изменения в социально-экономической структуре общества обусловили важную трансформацию государства. К началу XVI века в основном оформляется абсолютная монархия, которая в ходе своего развития приобрела во Франции наиболее законченную, классическую форму. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации: а) полного контроля над всеми провинциями; б) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всех граждан (в том числе и дворян, рассматривающихся теперь как подданные короля), включая законы о налогах и военной службе. Сокращается сфера сеньориальной юстиции; приходит конец автономии городов. Перестают созываться Генеральные штаты, а назначения на церковные должности исходят от короля. Важную роль в становлении абсолютизма сыграл латинский кардинал Ришелье (1585-1642 гг.), фактический правитель Франции при Людовике XIII. Он провел целый ряд реформ, направленных на укрепление монархии и защиту общеклассовых интересов дворянства. Среди них: а) административная реформа, которая заключалась в расширении компетенции назначенных из центра чиновников, стоявших во главе провинций. В руки этих «интендантов полиции, юстиции и финансов» были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами и набор в армию, руководство местной полицией. Интендантами назначались лица незнатного происхождения, бывшие чужими для провинций, которыми управляли. Должности эти, в изъятие из общего правила, не продавались; б) финансовая реформа, в ходе которой финансы перешли в полное-распоряжение правительства; в) военные реформы, направленные на создание сильной, постоянной, наемной королевской армии. Кроме того, используя религиозные войны, он расправился с гугенотами (приверженцами протестантизма во Франции) - противниками усиления центральной власти, лишив их политических прав и богатств. При Людовике XIV (1638-1715 гг.) французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития. Значение абсолютизма для развития страны не было однозначным. С XVI по первую половину XVII века он играл относительно прогрессивную роль. Ведя борьбу против раскола страны, абсолютная монархия тем самым создавала благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Однако со второй половины XVII века капитализм достигает такого уровня, когда его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма становится невозможным. Абсолютизм, защищая феодальный строй, утрачивает все ранее присущие ему ограниченно прогрессивные черты. Затем необходимо дать характеристику органов государственной власти и управления Франции периода абсолютизма. Наряду с сохранившимся (в силу ряда причин) старым государственным аппаратом, была создана новая система государственных органов. В итоге в стране одновременно функционировали госорганы, которые условно могли быть разделены на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично контролируемые знатью. В их ведении в конечном итоге оказалась относительно второстепенная сфера госуправления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом. Они как бы накладывались на систему управления первой категории. Эти учреждения состояли из чиновников, назначенных правительством и должности в них не продавались. Они составили основу управления. В целом же бюрократический аппарат был чрезвычайно сложным, громоздким и зачастую некомпетентным. В то же время наблюдается рост волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столетие абсолютизма приняли невиданные размеры. Государственный аппарат стоил стране огромных средств. Центральные органы государственного управления представляли собой сочетание различных учреждений, созданных в разные периоды. Действовал государственный совет, фактически превратившийся в высший совещательный орган при короле. Ведению тайного совета подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел; функционировал и аппарат канцлера. Органы, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролером финансов и четырьмя государственными секретарями по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Компетенция Генерального контролера финансов была наиболее обширна. В его ведении находились многочисленные ресурсы королевства, промышленность, торговля, финансы, пути сообщения и т.д. Он считался первым министром. Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием (Генеральный контролер и госсекретари). Совещания с ними стали называться Малым королевским Советом. Государственный аппарат напоминал министерскую (ведомственную) систему управления, но полного, четкого разграничения по отраслям управления еще не было. В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторств, хотя главные задачи, стоявшие перед ними были весьма далеки от проблем местного управления. В последнем также сосуществовали две группы государственных органов. С одной стороны, должности бальи, прево, губернатора утратили свое значение и превратились в синекуры, а с другой, функционировали уже упоминавшиеся интенданты. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему. Важное место в механизме абсолютизма во Франции заняла полиция - система особых органов надзора, охраны общественного порядка и принуждения, а также войска внутреннего назначения, охраняющие существующий общественный строй, в том числе и путем прямого подавления. Наделенная широкими полномочиями, она стала вездесущей (цензура книг, перлюстрация частной корреспонденции и т. д.). Основным источником государственных доходов являлись налоги. Их росту в немалой степени способствовало право королей самостоятельно вводить новые налоги и единовременные сборы. В результате к старым налогам были добавлены новые: капитиция (подушная подать), «двадцатина» - 5%-ный налог с ежегодного дохода лиц, принадлежащих к третьему сословию. Постоянно увеличивались косвенные налоги на продукты питания, табак и другие товары. Особенно тяжелым для народа был налог на соль (габель). К тому же взыскание налогов сопровождалось полным произволом со стороны сборщиков, что еще больше ухудшало положение податных сословий, в первую очередь крестьянства. Далее охарактеризуйте судебную систему Франции этого периода, подчеркнув ее особенности. Единой системы не было, одновременно функционировали суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Помимо общих судов действовали суды специальные, фактически каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы. Особую значимость имели военные суды, были суды морские, таможенные и т.д. Вершиной всего этого комплекса был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и сам король. Начиная с правления Ришелье, в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Короли начали выдавать своим приближенным бланки приказов, где не были проставлены имена. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Практика применения таких приказов («летр де каше») приняла массовый характер. Во времена Ришелье их было использовано более 50-ти тысяч. Главная опора режима абсолютной монархии - регулярная армия. На смену рыцарской коннице приходит регулярная пехота (лучники) и артиллерия, впервые примененные англичанами в битве при Креси в 1346 году, во время Столетней войны. Рост экономических ресурсов государства позволил значительно увеличить численность и улучшить техническую оснащенность армии. Армия по-прежнему носила ярко выраженный классовый характер. Офицерские должности могли занять, как правило, только дворяне. Широко практиковался наем иностранцев, а также деклассированных элементов. Во второй половине XVIII века боеспособность армии резко понизилась, что являлось следствием глубокого кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. В ходе революции конца XVIII века абсолютная монархия, а вместе с ней и феодализм с его государственно-правовыми институтами, были уничтожены. 3. Переход к абсолютной монархии в Англии был ускорен усилением крестьянского сопротивления помещикам, особенно с конца XIV века. Усиление эксплуатации, налогового гнета вызвало волну крестьянского негодования, вылившегося в восстание Уота Тайлера (1381 г.). Его разгром не остановил недовольства, и в 1450 г. произошло восстание Джека Кэда. После этого и знать, и церковь, и богатые горожане начали искать спасения в сильной королевской власти. С конца XV века в Англии начались огораживания - насильственный сгон крестьян феодалами с земли (которую феодалы затем огораживали изгородями и т.д.). Огораживание - форма массовой экспроприации крестьянства, которая была основой т.н. первоначального накопления капитала. Крестьяне, к тому времени уже лично свободные, но лишенные земли, превращались большей частью в бродяг и нищих. С другой стороны, огораживания способствовали тому, что в английской деревне, даже раньше, чем в городе, началось формирование капитализма. Это является отличительной особенностью экономического развития Англии. Та часть дворянства, которая стала на капиталистический путь развития, стала называться «новым дворянством». В конце XV века возникает и происходящая из дворян буржуазия, также заинтересованная в сильной королевской власти. В XV веке происходит ослабление роли парламента. Этому способствовала междоусобная война Алой и Белой роз (1455 - 1485 гг.). Она велась между двумя главными претендентами на престол - Ланкастерами и Йорками. В ходе войны была истреблена почти вся старая знать страны, осталось всего около 25 фамилий и таким образом были устранены главные противники абсолютизма. Значение парламента держалось на английской знати, а ее роль и силы упали после этой войны. В XVI веке была осуществлена реформа церкви, выразившаяся в освобождении церкви Англии от подчинения Риму, а также произведена королевской властью секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский), то есть обращение государством церковной собственности в светскую, в том числе и монастырских имуществ. Все указанные обстоятельства привели к усилению королевской власти. Но, конечно, основные предпосылки английского абсолютизма те же, что и во Франции: спор между феодальной аристократией и буржуазией. Начало его восходит к XV веку, а расцвет - к XVI веку. На престоле оказалась династия Тюдоров. По сравнению с классическим французским абсолютизмом английский обладает тремя важными особенностями: а) продолжает существовать орган сословного представительства - парламент; б) сохраняется, как и в прежнее время, местное самоуправление; в) вооруженные силы, особенно армия, остаются немногочисленными. Исходя из этого, английский абсолютизм обычно характеризуют как незавершенный. Сохранению парламента способствовала общность интересов буржуазии и нового дворянства. К тому же королевская власть не располагала ни централизованным бюрократическим аппаратом, ни постоянной армией. Она не только не упразднила парламент, но, преобладая над ним, в ряде случаев использовала его для своего усиления. Кроме того, известное значение имело и то, что по сравнению с Генеральными штатами парламент был уже укоренившимся учреждением с установившейся компетенцией. Те же причины способствовали сохранению местного самоуправления, к тому же оно не стоило денег, ибо все его должности были бесплатными. Для английской казны, всегда испытывавшей недостаток в средствах, это обстоятельство было немаловажным. Островное положение Англии объясняет немногочисленность и слабость ее армии. Характеризуя государственный строй Англии данного периода, следует отметить, что высшим органом управления был Тайный совет, в состав которого входили и представители феодальной знати, и новое дворянство, и буржуазия. Он управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю, при его участии издавались ордонансы. Тайный совет рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке. Среди вновь созданных учреждений нужно, прежде всего, назвать Звездную палату, являвшуюся отделением Тайного совета. Она была учреждена для борьбы с противниками королевской власти и являлась своего рода политическим трибуналом. Но при этом рассматривала и гражданские и уголовные дела. Процесс носил инквизиционный характер, допускал применение пытки. В ведении Высокой комиссии были непосредственное управление церковью и цензура печатных произведений. В конце XIV века была создана должность королевского секретаря, которая приобретает большое значение в XVI веке. В это время секретарей становится двое и через их руки проходят наиболее важные государственные дела. В судебной системе Англии периода абсолютизма большое значение имеют «суды справедливости», деятельность которых оказала значительное влияние на последующее законодательство. Более подробно она будет рассмотрена в следующей теме. В местном самоуправлении господствует мировой судья - местный помещик (сквайр - от латинского слова «щитоносец»). Он судил за преступления и разбирал тяжбы, устанавливал размеры заработной платы для своей местности, применял закон о бедных и проч. Пытаясь подчинить местное самоуправление своему контролю, правительство создает в графствах должность лорда-лейтенанта, возглавлявшего местное ополчение и руководившего деятельностью мировых судей и констеблей (полиции). Начиная с XVI века, получает развитие приход - низшая самоуправляющаяся ячейка, группирующаяся вокруг местной церкви и состоящая из прихожан, уплачивающих сборы на нужды своей церкви. Приход наблюдал за дорогами и мостами, заботился о бедных, избирал своих должностных лиц, в том числе старосту. В последний период английского абсолютизма, в 20-х годах XVII века, в тесной связи с обострением внутриполитической и международной обстановки в составе Тайного совета возникает «кабинетный совет», попросту «кабинет», на рассмотрение которого передавались секретные политические меры, связанные с иностранной политикой и некоторыми другими проблемами, возникавшими время от времени. Уже после буржуазной революции XVII века «кабинетный совет» превратился в «кабинет министров», хотя и не получил формального признания. Начало созданию регулярной королевской армии положил Генрих VII (1457-1509 гг.), издавший закон о запрещении феодалам иметь свиту. Он же утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия. Но, как уже отмечалось, сильная регулярная армия в Англии времен абсолютизма отсутствовала. Основой вооруженных сил страны являлся военный флот, а сухопутная армия представляла собой ополчение в виде отрядов милиции. 4. Если французский абсолютизм называют классическим, английский - незавершенным, то германский - областным или княжеским, но не общегосударственным. Он явился следствием событий, происходивших в Германии на протяжении XVI-XVII веков. В конце XV и первой половине XVI веков наступает хозяйственный расцвет страны, однако развитие хозяйства шло в Германии несколько иным путем, чем в Англии и Франции. Ни один германский город не сделался таким хозяйственным центром, какими были Лондон и Париж. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время, как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс привел к объединению интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что содействовало политической раздробленности. В первой половине XVI века в Германии происходила реформация, которая ко всем условиям, разъединившим страну, прибавила еще одно: вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация, то есть широкое антикатолическое движение, сопровождалось социальными потрясениями, из которых наиболее важным было крестьянское восстание 1525 года - самое мощное в средневековой Европе. В результате этой войны было разорено духовенство, дворянство; княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидации феодальной эксплуатации и прекращение политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач способствовало бы переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное движение. Исход войны оказался выгодным только для князей. Последние подчинили себе и новое протестантское духовенство. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), которая велась под религиозным лозунгом борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Эта борьба закончилась в пользу князей, их власть еще больше усилилась. Князья сделались почти независимыми от императорской власти: по Вестфальскому миру им было предоставлено право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Таким образом, наблюдается полное торжество партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. В XVII веке в княжествах установился абсолютизм, отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами: 1). Как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. 2). Княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям. В то время как в других странах утверждение абсолютизма являлось результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. 3). Если абсолютная монархия во Франции и Англии способствовала экономическому и политическому сплочению провинций, образованию наций, то германский абсолютизм не сделал ни того, ни другого. Напротив, он закрепил состояние экономической и политической раздробленности страны, и затормозил буржуазное развитие. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. Название «Пруссия» происходит от группы балтийских племен - пруссов, населявших часть южного побережья Балтийского моря и завоеванных в XIII веке Тевтонским орденом. Государство постепенно сложилось из отдельных земель, иногда даже не соприкасавшихся друг с другом. В XVIII век Пруссия вступает абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высшим органом управления был тайный совет, позднее разделенный на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел носил название «генеральной высшей директории финансов, военных дел и доменов». На местах директории были подчинены военные и домениальные палаты. Рядом с ними стояли ландраты, земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Ландраты ведали делами своего сословия, но в то же время на них были возложены общегосударственные функции и они являлись органами центральной власти в делах, относящихся к взиманию налогов, заведованию полицией, рекрутским набором. В городах члены городских советов /магистратов/, управлявших делами города, назначались правительством. Юнкерству, то есть крупным землевладельцам из дворян, принадлежала вотчинная полиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление производилось старостами, избиравшимися сельским сходом или занимавшими свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Ряд особенностей существовавшего в Пруссии политического режима позволяет характеризовать его как «полицейское государство»: а) деятельность государственной власти, управлявшей при помощи иерархически организованного чиновничества, приобрела всеобъемлющий характер; б) повсеместная опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни; мелочная регламентация всего и вся, вплоть до того, сколько бутылок вина разрешается выставить на крестьянской пирушке; в) беззаконие, бесправие граждан. Политическая юстиция отправляла на смерть или на каторгу тысячи людей без сколько-нибудь законной процедуры, а так как этим целям недостаточно хорошо служили суды, были изобретены специальные комиссии; г) массовый характер приняли шпионство и доносы; д) главной опорой режима являлись чиновничество и офицерство, проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своей деятельности, насаждающие палочную дисциплину и муштру. Другим крупным германским государством, как уже отмечалось, была Австрия. Говоря о ее политическом устройстве периода абсолютизма, часто употребляют термин «просвещенный абсолютизм», хотя он относится не только к Австрии. Под просвещенным абсолютизмом понимается политика абсолютных монархий в ряде европейских стран в XVIII веке, выражавшаяся в уничтожении сверху и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, смягчение цензуры, реформирование суда и т. п.). Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России), используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Объективно он был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали буржуазному развитию, и характерен для стран с медленно и слабо развивающимися капиталистическими отношениями (Австрия, Испания, Швеция и др.). Австрия как государство имела ряд особенностей: 1). В ее состав входили многие славянские земли (Чехия, Словакия, Хорватия, Словения, часть Польши), населяли народы различных национальностей, находившиеся в постоянной вражде между собой. 2). Господствующее положение занимали немцы, проводившие политику угнетения других национальностей, что порождало внутреннюю нестабильность и было чревато потрясениями. 3). Такое же разнообразие наблюдалось и в вопросе вероисповедания, хотя господствующей религией был католицизм. 4)Централизация власти не была такой полной, как в Пруссии. В национальных районах функционировали сословные собрания- сеймы. Яркое, но кратковременное проявление политика просвещенного абсолютизма имела именно в Австрии, король которой удерживал за собой титул императора Германии. Австрийский просвещенный абсолютизм нашел свое выражение в реформах королевы Марии-Терезии и еще больше – ее сына Иосифа II (XVIII в.). Последний осуществил ряд мер, имевших целью централизовать государственное управление и суд, упорядочить право (особенно уголовное). Ограниченный характер имела реформа, предписывавшая освобождение крестьянства от крепостной зависимости, но без наделения их землей. Крестьяне должны были нести прежние феодальные повинности. Последующим законодательством они были несколько ограничены, а барщина вовсе отменена. Ввиду сопротивления дворянства и церкви Иосиф II вынужден был отменить часть своих реформ, особенно в области государственного управления. Та же участь постигла и реформы, касавшиеся положения крестьян: после смерти Иосифа II помещики попросту перестали с ними считаться. Таким образом, политика просвещенного абсолютизма, имевшая в ряде случаев некоторое прогрессивное значение, своей главной цели – приспособления феодальных отношений к новой экономической и политической ситуации – не достигла. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.017 с.) |