Абсолюная и конституционная монархия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолюная и конституционная монархия.



Монархия (от греч. Monarchia – власть одного) – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования. Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная и представительная (ограниченная) монархия.

В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789г.), российские императоры (до формирования Государсвенной Думы в начале ХХ века) и т.д.

При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью в стране, осуществляет законодательную власть, руководство органами исполнительной власти, контролирует правосудие и, как правило, выступает в качестве его высшей инстанции. В условиях абсолютной монархии могут сохраняться представительные органы, которые фактически никакой властью не обладают. Таков был парламент Франции после роспуска Генеральных Штатов. Король сохранял за собой право спрашивать мнение парламента относительно государственных дел в случаях, когда находил его необходимым и полезным для блага страны. В настоящее время абсолютные монархии сохраняются в ряде арабских государств, в частности, в Саудовской Аравии.

Конституционная монархия как форма правления исторически приходит на смену абсолютной монархии. При конституционной монархии власть монарха на основе конституции (или определенных правовых актов конституционного значения) ограничивается законодательной властью парламента как органа народного представительства. При этом члены нижней палаты парламента (палаты депутатов) избираются населением, а верхняя палата, как правило, формируется по принципу наследования, по назначению монарха и т.д.

На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать министров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в дуалистической монархии ограничены вопросами законодательства и вотирования бюджета (его одобрения или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германии, Австрии, Италии и т.д.) в конце XIX – начале XX в.в.

В современной развитой конституционной монархии (в Англии, Бельгии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Японии и т.д.) полномочия монарха, являющегося главой государства, во многом носят минимальный характер. Правительство (из представителей партий, получивших большинство мест в парламенте) формируется парламентом и ответственно перед ним. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое, кроме того, в порядке делегированного (парламентом) законодательства издает нормативно-правовые акты и в рамках права законодательной инициативы активно участвуют в законодательной деятельности.

 

Дуалистическая и парламентарная монархия.

На стадии неразвитой конституционной монархии, именуемой дуалистической монархией, вся исполнительная власть, включая право формировать правительство, назначать министров и других должностных лиц, принадлежит монарху. Он обладает также правом абсолютного вето и правом роспуска парламента по своему усмотрению. Полномочия парламента в дуалистической монархии ограничены вопросами законодательства и вотирования бюджета (его одобрения или отклонения). Такая форма правления имела место в ряде стран (Германии, Австрии, Италии и т.д.) в конце XIX – начале XX в.в.

Представительная (парламентарная) монархия характеризуется тем, что верховная власть государства распределена между монархом и представительным органом. Монарх сохраняет свое положение главы государства, получает престол по наследству и считается независимым от любой иной власти, государственных органов и населения. Однако монарх обладает незначительной властью. Он лишен права вмешиваться в деятельность правительства, и чаще всего его государственная власть сводится к подписанию законов, принятых парламентом. В настоящее время ограниченная монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Швеции и других государствах.

 

 

Президентская республика.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой не только парламент (как законодательный и представительный орган), но и президент (как глава государства и глава исполнительной власти) избираются населением. При этом президент избирается либо непосредственно населением путем всеобщих прямых выборов (как в России и во Франции), либо, как в США, путем косвенных выборов (населением избираются выборщики, а они – президента).

Существует несколько разновидностей президентской республики. Так, президентская республика США отличается классическим разделением властей: высшая законодательная власть находится у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты представителей и Сената), высшая исполнительная власть принадлежит Президенту, высшая судебная – Верховному Суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии должности премьер-министра) Президент является главой правительства – Кабинета, играющего при нем роль совещательного органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издает подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранен от должности только в порядке импичмента.

Во французской модели президентской республики присутствуют определенные элементы парламентской республики. Здесь, кроме Президента, имеется и Правительство – Совет Министров, возглавляемое Премьер-министром. Президент, помимо других широких полномочий в сфере законодательства и управления, назначает Премьер-министра и, по его предложению, других членов правительства, председательствует на заседаниях правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров. Президент вправе (после консультаций с Премьер-министром и председателями палат парламента) распустить нижнюю палату парламента (Национальное собрание). В свою очередь парламент, состоящий из двух палат (Сената и Национального собрания), обладает правом контроля за деятельностью Правительства. Правительство ответственно перед Национальным собранием, которое большинством голосов может принять резолюцию порицания, обязывающую правительство подать в отставку.

Президентской республикой является и форма правления, предусмотренная действующей Конституцией Российской Федерации. От американской и французской моделей президентской республики она отличается рядом особенностей. Как и во французской модели, в российской модели, кроме Президента, есть Правительство, возглавляемое Председателем Правительства. Однако по российской Конституции Правительство (подобно Кабинету министров при Президенте США) не ответственно перед парламентом, и парламент не обладает правом контроля за Правительством (кроме бюджетного контроля). Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает российское Правительство (как это имеет место во французской модели) подать в отставку, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации (ч.3-4 ст.117), Президент в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить саму Государственную Думу. Таки образом, в российской модели президентской республики (и в российской конструкции соотношения исполнительной и законодательной властей) заметно присутствуют как преимущества исполнительной власти из американской модели, так и слабости законодательной власти из французской модели. Вместе с тем в российской модели отсутствуют некоторые преимущества парламента из американской и французской моделей, которые дают законодательной власти необходимые ей сдержи и противовесы против мощной исполнительной власти (полномочий Президента и Правительства). Отсутствие надлежащего баланса (и уравновешенной системы взаимных сдержек и противовесов) во взаимоотношениях исполнительной и законодательной является одним из значительных недостатков модели президентской республики.

 

Парламентарная республика.

Парламентарные (парламентские) республики характеризуются тем, что верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением в ходе всеобщих выборов при тайном голосовании. Правительство формируется партией (партиями), располагающими большинством голосов в парламенте, и возглавляется премьер-министром. Глава государства – президент – избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не руководит деятельностью правительства. Он обладает правом роспуска парламента, наделен полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения глав правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издает декреты и т.д.), является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и т.д.

Правительство несет ответственность перед парламентом. Парламентское большинство может отправить правительство в отставку. В свою очередь правительство может при поддержке президента добиться роспуска парламента и проведения новых парламентских выборов.

Современными парламентскими республиками являются Греция, Италия, ФРГ, Австрия и др.

Смешаная республика.

Формы правления (в общем) – это организация верховной власти в государстве (высших органов государственной власти). Форма правления говорит от том как формируются высшие органы государственной власти и как они взаимодействуют с друг другом, особенно это касается органов законодательной и исполнительной власти. Формы правления принято подразделять на 2е группы – традиционные и не традиционные - сложные или гибридные формы правления. К типичным формам правления относится и монархическая форма правления, и республика. В связи с тем, что идеальных форм правления не существует в современных государствах возникают не типичные (смешанные) формы правления. К смешанным формам правления относятся: Монархическая республика, Республиканская монархия, Полупрезидентская (полупарламентарная) республика. Монархическая республика это, когда в республиканскую форму правления привнесены некоторые элементы монархии. Чаще всего к монархическим республикам относят суперпрезидентские республики. В них президент несменяем и обладает очень широкими полномочиями. По своему положению он приближается к монарху (ранее Индонезия), вообще не переизбирается (Ранее Тито - Югославия). Сев Корея – относится к смешанной форме правления т.к. должность президента наследственной. Центральная африканская республика (60-70е годы) – президент провозгласил себя императором (Каннибал). Республиканская монархия – характеризуется тем, что монарх переизбирается раз в несколько нет (не населением, а привилегированным слоями). 1 раз в 5 лет в ОАЭ и в Малайзии монарх переизбирался. Смешанные (полупрезидентские, полупарламентская) республики (иногда их называют дуалистическими). К ним относят Францию, Польшу, Болгарию. В этих государствах президент и парламент избираются населением, а правительство формируется парламентом. Характерная черта – двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Глава государства – президент – назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте, а также председательствует на заседании кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. Кроме дуалистических есть и др. Существуют президентская, парламентарная республики в которых присутствуют определенные элементы либо парламентарной либо президентской республики. Пример современная Россия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.012 с.)