Субъекты права: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты права: понятие и виды.



Субъекты права - это индивиды и орг-ии которые могут быть участниками правоотношений т.е. носителями субъективных прав и юр-их обязанностей. Близким к понятию субъекты права является понятие субъекты правоотношений. Нередко эти понятия отождествляют и рассматривают как равнозначные. Принципиальной ошибки здесь нет, но определенные различия между субъектами права и субъектами правоотношений все же сущ-ют. Это различие состоит в том, что субъекты права это возможные потенциальные участники правоотношений. Субъекты правоотношений это уже реальные участники правоотношений. По этому под субъектами правоотношений следует понимать индивидуумов и организации которые являются участниками конкретных правоотношений. Т.о. понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношений. Виды Традиционно субъекты права и субъекты правоотношений подразделяют не 2 вида (категории). На индивидов или физических лиц и орг-ии или юр-их лиц. К индивидам относятся, во- первых, граждане гос-ва, во-вторых, иностранные граждане или иностранцы. 3я разновидность – лица без гражданства (апатриды) – не являются гражданами какой- либо страны. Нередко сюда относят бипатридов (2ое гражданство). В последнее время в литературе к индивидам стали относить беженцев, временных переселенцев, лица находящиеся в политическом убежище. 2я кат-ия. К орг-ям относят, во-первых, гос-во в целом. 2 разновидность – это органы гос-ва, 3я – госые орг-ии (гос. учредения, предприятия) 4я – не гос-ые орг-ии (не гос. предприятия, предприятия, общ-ые орг-ии, движения). Орг-ии, которые могут быть субъектами гр-их, т.е. имущественных правоотношений именуются в юриспруденции юрид-ми лицами. Т.е. юр-ие лица – это субекты гр. правоотношений. Понятие орг-ии шире, чем понятие юр-ое лицо (некоторые ученые). Иногда выделяют еще одну кат-ию субъектов: соц-ые общности (первый предложил Алексеев) – народ, нации, трудовые коллективы. В последнее время в юриспруденции различают субъекты публичного и частного права. Субъектов публичного права подраз-ют на индивид-ых субъектов или индивидов и коллективных субъектов (орг-ии), а субъекты частного права подраз-ся на физ-ие и юр-ие лица.

 

 

Объективное и субъективное право.

Позитивное право подразделяется на объективное (право в объективном смысле) и субъективное (право в субъективном смысле). Объективное право - это установленные или санкционированные государством нормы, правила поведения. Субъективное право - это закрепленные в объективном праве (т.е. в нормах) меры возможного поведения, которые должны выражать социально оправданную свободу поведения людей. Т.е. субъективное право - это не просто закрепленные в объективном праве возможности (мера возможного поведения), а социально оправданные возможности – требования естественного права. С учетом сказанного можно дать следующее определение позитивного права: позитивное право – это система установленных и санкционированных государством правил поведения, которые выражают социально оправданную свободу поведения людей, обеспечиваемые принудительной силой государства и выступающие в качестве общеобязательных регуляторов общественных отношений.

Исходя из этого определения, можно выделять следующие признаки позитивного права: 1. Позитивное право - это нормы правила поведения общего характера. Общий характер этих норм выражается в следующем: 1) нормы позитивного права адресуются не конкретному человеку, а любому и каждому, т.е. они носят не персонифицированный характер. 2) нормы позитивного права рассчитаны не на конкретную ситуацию или случай, а на неопределенное число типичных повторяющихся ситуаций или случаев. 2. Позитивное право - это нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством. Государство чаще всего вырабатывает и устанавливает нормы позитивного права, но в некоторых случаях оно прибегает к санкционированию, т.е. оно само не устанавливает правила поведения, а придает юридическую силу каким-то другим социальным нормам, например обычаям. 3. Позитивное право - это нормы, которые охраняются государством, обеспечиваются его принудительной силой. В случае нарушения этих норм в действие приводится аппарат принуждения, т.е. принудительные органы (полиция, суды). 4. Позитивное право - это нормы, выражающие социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности. 5. Позитивное право - это нормы, являющиеся регуляторами общественных отношений, т.е. нормы позитивного права призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения. 6. Позитивное право – это общеобязательные правила, нормы поведения т.е. они обязательны для всех членов общества. 7. Позитивное право - это не просто нормы, а система норм, т.е. нормы позитивного права - это упорядоченная совокупность норм, которые находятся в единстве и взаимосвязях. Поскольку позитивное право чаще всего отождествляются с правом, хотя таковым может и не быть, его традиционно именуются просто правом, т.е. между ними ставят знак равенства.

Публичное и частное право.

Систему права можно подразделить на 2 большие части: публичное и частное право. Публичное право охватывает отрасли, нормы которых регулируют отношения между государством и гражданами. К публичному праву относятся: конституционное, административное, уголовное, финансовое земельное, природоохранное, уголовно исполнительное и уголовно процессуальное. К частному праву относится: гражданское, семейное, трудовое, социального обеспечения и гражданского процессуального права.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненный, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.

Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

Публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный тип. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил. Материальное и процессуальное право. В зависимости от объекта правового регулирования, т.е. тех отношений, на которые оно направлено, выделяют материальное право и процессуальное право. Материальное право - это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общественные отношения. Процессуальное право - право, устанавливающее порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Иными словами это совокупность норм, непосредственно регулирующих порядок применения норм материального права. Без процессуальных норм материальные нормы были бы мертворождёнными. Никто не знал бы, кто и как должен привести их в действие. В свою очередь, процессуальные нормы вне связи с нормами материального права утрачивают вообще какой-либо смысл. Процессуальное право состоит из гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права. Некоторые авторы выделяют административно-процессуальное право как отдельную отрасль права. Гражданско-процессуальное право - регулирует деятельность органов правосудия и других участников гражданского процесса в связи с рассмотрением в судах споров о праве гражданском, семейном, трудовом и др. В нормах этой отрасли формулируются общие принципы судопроизводства по гражданским делам, определяется правовое положение участников гражданского процесса, регламентируется ход судебного разбирательства и т.д. Ими регулируется также деятельность арбитражных судов и нотариата. Основными источниками гражданско-процессуального права является гражданско-процессуальный кодекс (ГПК). Нормы права, связанные с деятельностью арбитражных судов, кодифицированы в арбитражный процессуальный кодекс (АПК). Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регулирующие деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда и прокуратуры по расследованию уголовных дел. Основной источник права - уголовно-процессуальный кодекс (УПК).

 

Право и мораль.

Мораль (нравственость) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль - это правила поведения, право и мораль – обладают общим характером, право и мораль – это регулятор общественных отношений, право и мораль – это продукты сознательной волевой деятельности людей. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль имеют общие черты:

-право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

-право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

-право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия: 1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества. 2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением. 3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. 4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. 5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства. 6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством. 7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным. 8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия. Точная реализация прав норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовых норм вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан. Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивно моральных представлений в обществе.

Нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовых норм вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства. Нормы морали наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

Право и религия.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов.

В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. С их помощью регулируются государственные, гражданские, брачно-семейные отношения, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в современных демократических государствах религиозные нормы составляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.

Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими. При этом свобода вероисповеданий не должна нарушать права и свободы других лиц, общественную безопасность, жизнь и здоровье людей. Деяния религиозных организаций, связанные с причинением вреда здоровью граждан, иным посягательствам на личность и права граждан, признаются преступлением, а виновные лица подлежат привлечению к юридической ответственности. Во всех иных случаях государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и действие устанавливаемых ими норм, а религиозные объединения не претендуют на регулирование общественных отношений вместо государства или параллельно с ним.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.

Право и политика.

Содержание политики, т.е. вопросы, по которым выра­батывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, эколо­гические проблемы, конституционный строй, территориаль­ная структура государства, совершенствование законодатель­ства и т.д. Очевидно, что политика - дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политичес­кого курса по всем направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий зависит от того, на­сколько реализуемая политика отвечает интересам общества, насколько общество солидарно с властью.

Право воздействует на политику по нескольким направ­лениям. Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования полити­ки системы (избирательное право, партии и их статус), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Далее, право придает легитимность политическимрежимам, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие считается недопустимым, противоправным. И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.

Право и экономика.

Государство и право - это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностя­ми ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом, поэтому вначале рассмотрим воздействие права на экономику. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традици­онная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т. п. Т. о., право - это не нечто внешнее для экономики. Право - естественная форма экономических отношений. Экономические отношения, как и любые иные соци­альные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая, в наи­большей степени отвечает сущности экономических отноше­ний, их рыночной природе. Единой юридической основой всех отношений экономи­ческого цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступа­ет труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы опре­деленной стоимости, воплощенного, в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны они носители ове­ществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т. д.) осуществляется на основе част­ного права между равноправными собственниками. Вмеша­тельство государства в данные отношения может быть по­зитивным, если посредством такого вмешательства защи­щаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т. е. его права. Право есть способ саморегулирования экономики. Эко­номика как производство товаров и услуг имеет объектив­ное содержание. Это содержание определено, с одной сто­роны, характером потребностей населения, а с другой уровнем развития техники, производительности труда, при­родными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходи­мо производить? Подобные вопросы не возникают в усло­виях традиционного, натурального хозяйства, свойственно­го феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спро­са и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно ре­шать, что производить; в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защи­щена. Итак, право не просто воздействует на экономику, оно — имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Воздействие гос-ва на экономику имеет иной ха­рактер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то гос-во обеспечивает внешние условия ее функциониро­вания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.016 с.)