Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация конституций (формальная и материальная, юридическая и фактическая, консолидированная и неконсолидированная).

Поиск

Конституция - основной закон государства (является основой всего законодательства России). Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с Конституцией. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

Целью классификации конституций, их разнесения по различным классам на основе общих свойств, позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно связей между ними, определено место того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуру.

Временные и постоянные конституции различаются по времени действия – первые имеют ограниченный строк действия (Таиланд, ЮАР и др.), вторые – не ограничены (США, Франция, Польша и др.). Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности главы государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства – на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций), по оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают возможности для ликвидации или существенного ограничения вынужденно провозглашаемых прав и свобод. По форме конституции делятся на писанные, смешанные и неписанные. По порядку изменения – на гибкие, жесткие и смешанного типа. Особо жесткая конституция США. В зависимости от порядка принятия – на октроированные, т.е. окончательно одобренные главой государства (Бельгия, Норвегия, Бахрейн, Катар, Кувейт) и «народные».

Мягкая и жесткая конституции отличаются по уровню сложности внесения поправок. Материальная и формальная конституции отличаются по уровню практической реализации законов. Например, в США жесткая материальная конституция – за 206 лет – 17 поправок. Мягкая и формальная конституция в Новой Зеландии, где правительство может простым большинством (51 голос) изменить любой параграф. Т.е. она чисто формальна и уж никак не основной закон. В Англии, вопреки укоренившемуся мнению, фактически существует мягкая и материальная конституция на базе разных законов и высших юридических и моральных норм, определяющих строение и границы государства. В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую. Термином фактической или материальной конституции обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система социально-экономических и общественно-политических отношений. Юридическая конституция – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, ее содержание предопределены фактической, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической. Юридическая конституция может представлять собой только один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая, Папуа, Новая Гвинея, Бразилия, Украина и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии один из актов), «основной закон» (Германия). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированные, некодифицированные конституции). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «форма правления», «акт о риксдаге», «акт о престолонаследии» в Швеции, «законы о кнессете (парламенте)», «о земле», «о судоустройстве» в Израиле, «сеймовый устав» в Финляндии и т.д.

 

24.Классификация форм (источников) права.

Формы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимается как источник права. В юридической литературе используется два значения «источника права» - источник права в материальном смысле (материальный источник) и источник права в формальном смысле (формальны источник).

Под материальным источником права понимаются причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, - те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д.

Под формальным источником права имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. В литературе они так же называются формой права.

Источники (формы) права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

Современная нормотворческая практика знает следующие источники права: 1)нормативно-правовой акт; 2)судебный прецедент; 3)правовой обычай; 4)нормативный договор; 5)религиозные тексты.

Нормативно-правовой акт - это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Большую часть действующих в обществе нормативно-правовых актов принимают органы государства или должностные лица. В число таких актов входят законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государства, постановления и распоряжения, декреты, инструкции, принимаемые исполнительными органами государства. Нормативно-правовые акты принимают также органы местного самоуправления. И это вполне понятно. Нельзя браться за решение задач местного, локального значения, не обладая властными полномочиями, в том числе и правом издания общеобязательных предписаний. Поэтому государство, наделяя органы местного самоуправления широкими полномочиями в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, охране общественного порядка, одновременно предоставляет им и правотворческие функции.

Разновидностью нормативно-правовых актов являются также уставы предприятий и организаций. Это локальные нормативные акты. На основе действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов учредители предприятий, организаций разрабатывают уставы, которыми определяются права и обязанности органов управления ими, источники финансирования, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и др. Нормы, содержащиеся в уставах, имеют общеобязательное значение как для работников организаций, предприятий, так и лиц, вступающих в правоотношения с ними, и охраняют от нарушений органами государства.

Судебный прецедент представляет собой судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различным образом. Так, в Англии решения вынесенные палатой лордов являются обязательными для всех судов данной страны. Решения апелляционного суда признаются обязательными для всех нижестоящих судов. В США Верховный суд и верховные суды штатов не связаны жестко своими ранее принятыми решениями и могут отступать от них, ориентировать суды на иное решение соответствующих категорий дел. Используя прецедент, судебные органы фактически совмещают функции правотворческого и судебного органа, что противоречит основному принципу организации и деятельности государственных органов – принципу разделения властей. В РФ, равно как и в Германии, Франции и других странах континентальной Европы судебный прецедент в качестве источника права не применяется.

Особой формой права выступает правовой обычай. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает какому-либо обычаю общеобязательное значение. В акте говорится о том, что при регулировании соответствующего вида общественных отношений нужно руководствоваться действующими обычаями. Однако сам обычай в тексте закона не приводится. Если обычай включен в текст нормативного акта, то он становится ординарным правовым установлением и теряет статус обычая.

Нормативно-правовой договор как источник права – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.

Религиозный памятник (религиозный текст) в качестве источника права – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право – это право соответствующей религиозной общины, а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право – с системой права того или иного государства, населения которого исповедует ислам.

В российском государстве, в сущности, единственным источником (формой) права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются (например, ст. 5 ГК РФ признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1 Конституция (основа всего законодательства России); 2 ФЗ (особая группа – конституционные законы); 3 Указы Президента (обязательны для исполнения на всей территории России, следующее место после ФЗ); 4 постановления (распоряжения) Правительства (могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента); 5 нормативные акты министерств и ведомств (Локальные НА). Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.013 с.)