Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и классификация конституций (формальная и материальная, юридическая и фактическая, консолидированная и неконсолидированная).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституция - основной закон государства (является основой всего законодательства России). Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с Конституцией. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе. Целью классификации конституций, их разнесения по различным классам на основе общих свойств, позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно связей между ними, определено место того или иного акта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуру. Временные и постоянные конституции различаются по времени действия – первые имеют ограниченный строк действия (Таиланд, ЮАР и др.), вторые – не ограничены (США, Франция, Польша и др.). Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности главы государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства – на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций), по оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают возможности для ликвидации или существенного ограничения вынужденно провозглашаемых прав и свобод. По форме конституции делятся на писанные, смешанные и неписанные. По порядку изменения – на гибкие, жесткие и смешанного типа. Особо жесткая конституция США. В зависимости от порядка принятия – на октроированные, т.е. окончательно одобренные главой государства (Бельгия, Норвегия, Бахрейн, Катар, Кувейт) и «народные». Мягкая и жесткая конституции отличаются по уровню сложности внесения поправок. Материальная и формальная конституции отличаются по уровню практической реализации законов. Например, в США жесткая материальная конституция – за 206 лет – 17 поправок. Мягкая и формальная конституция в Новой Зеландии, где правительство может простым большинством (51 голос) изменить любой параграф. Т.е. она чисто формальна и уж никак не основной закон. В Англии, вопреки укоренившемуся мнению, фактически существует мягкая и материальная конституция на базе разных законов и высших юридических и моральных норм, определяющих строение и границы государства. В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую. Термином фактической или материальной конституции обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система социально-экономических и общественно-политических отношений. Юридическая конституция – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, ее содержание предопределены фактической, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической. Юридическая конституция может представлять собой только один документ (это консолидированная, или кодифицированная, конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая, Папуа, Новая Гвинея, Бразилия, Украина и др.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в определенной нумерации (США). Законодательный акт, составляющий консолидированную конституцию, чаще всего так и называется «конституция». Но в некоторых случаях применяется другая терминология «политическая конституция» (Колумбия), «союзный конституционный закон» (в Австрии один из актов), «основной закон» (Германия). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированные, некодифицированные конституции). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «форма правления», «акт о риксдаге», «акт о престолонаследии» в Швеции, «законы о кнессете (парламенте)», «о земле», «о судоустройстве» в Израиле, «сеймовый устав» в Финляндии и т.д.
24.Классификация форм (источников) права. Формы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимается как источник права. В юридической литературе используется два значения «источника права» - источник права в материальном смысле (материальный источник) и источник права в формальном смысле (формальны источник). Под материальным источником права понимаются причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, - те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д. Под формальным источником права имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. В литературе они так же называются формой права. Источники (формы) права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Современная нормотворческая практика знает следующие источники права: 1)нормативно-правовой акт; 2)судебный прецедент; 3)правовой обычай; 4)нормативный договор; 5)религиозные тексты. Нормативно-правовой акт - это письменный документ, принятый правотворческим органом и содержащий нормы права. Большую часть действующих в обществе нормативно-правовых актов принимают органы государства или должностные лица. В число таких актов входят законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государства, постановления и распоряжения, декреты, инструкции, принимаемые исполнительными органами государства. Нормативно-правовые акты принимают также органы местного самоуправления. И это вполне понятно. Нельзя браться за решение задач местного, локального значения, не обладая властными полномочиями, в том числе и правом издания общеобязательных предписаний. Поэтому государство, наделяя органы местного самоуправления широкими полномочиями в сфере управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, охране общественного порядка, одновременно предоставляет им и правотворческие функции. Разновидностью нормативно-правовых актов являются также уставы предприятий и организаций. Это локальные нормативные акты. На основе действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов учредители предприятий, организаций разрабатывают уставы, которыми определяются права и обязанности органов управления ими, источники финансирования, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и др. Нормы, содержащиеся в уставах, имеют общеобязательное значение как для работников организаций, предприятий, так и лиц, вступающих в правоотношения с ними, и охраняют от нарушений органами государства. Судебный прецедент представляет собой судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Этот источник права имеет широкое применение в Англии, США, Канаде, Австралии, хотя его обязательная сила проявляется различным образом. Так, в Англии решения вынесенные палатой лордов являются обязательными для всех судов данной страны. Решения апелляционного суда признаются обязательными для всех нижестоящих судов. В США Верховный суд и верховные суды штатов не связаны жестко своими ранее принятыми решениями и могут отступать от них, ориентировать суды на иное решение соответствующих категорий дел. Используя прецедент, судебные органы фактически совмещают функции правотворческого и судебного органа, что противоречит основному принципу организации и деятельности государственных органов – принципу разделения властей. В РФ, равно как и в Германии, Франции и других странах континентальной Европы судебный прецедент в качестве источника права не применяется. Особой формой права выступает правовой обычай. Его специфика состоит в том, что закон, иной нормативно-правовой акт придает какому-либо обычаю общеобязательное значение. В акте говорится о том, что при регулировании соответствующего вида общественных отношений нужно руководствоваться действующими обычаями. Однако сам обычай в тексте закона не приводится. Если обычай включен в текст нормативного акта, то он становится ординарным правовым установлением и теряет статус обычая. Нормативно-правовой договор как источник права – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права. Религиозный памятник (религиозный текст) в качестве источника права – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право – это право соответствующей религиозной общины, а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право – с системой права того или иного государства, населения которого исповедует ислам. В российском государстве, в сущности, единственным источником (формой) права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются (например, ст. 5 ГК РФ признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1 Конституция (основа всего законодательства России); 2 ФЗ (особая группа – конституционные законы); 3 Указы Президента (обязательны для исполнения на всей территории России, следующее место после ФЗ); 4 постановления (распоряжения) Правительства (могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента); 5 нормативные акты министерств и ведомств (Локальные НА). Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.013 с.) |