Тема: «Государственный строй и правовые устои



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Государственный строй и правовые устои



Византии»

ПЛАН

1. Возникновение и развитие Восточной Римской империи.

2. Общественный и государственный строй Византии

3. Светское и церковное право в Византии. Свод законов Юстиниана.

 

Основные понятия: динаты, куриалы, апоры, мистоты парики, димы, эпарх, стратиг, фемный строй, интерполяция, стратиоты, проний, принцип легитимности, канон, автократор, консистория, синклит, префект претория, магистр, квестор, секреты, Институции, Дигесты (Пандекты), кодекс; новеллы, «конституции», титулы, «Номоканоны», фалкидион, василевс, логофет, номофилакс, иерархия, Православная церковь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Византийский землевладельческий закон: Текст, исслед., коммент. / Под ред. И. П. Медведева. - Л.: Наука, 1984 - 280 с.

2. Всемирная история государства и права….

3. Графский В. Г. Указ. соч. – С.224-237.

4. Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты в пер. и с примеч. И. Петерского- М.: Наука, 1984. - 456 с.

5. История государства и права зарубежных стран... - С. 274-281, 359-369.

6. Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. - Л.: Наука, 1976. - 230 с.

7. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в Х – XI вв., М., 1977. - 312 с.

8. Омельченко О. А. Указ. соч. – С.423-448.

9. Цыпин В. А. Церковное право: 2-е изд. – М.: Изд-во МФТИ, 1996. – 442 с.

10. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 202-207.

11. Эклога. Византийский законодательный свод VIII века - М.: Наука, 1965. - 226 с.

 

1. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части - восточную и западную. Столицей восточной части империи стал Константинополь (так был наименован в 330 году старый греческий город Византий). До начала арабских завоеваний (VII век) империя включала обширные территории на Востоке - Палестину, Сирию, Месопотамию (ныне Ирак), Египет, Грецию, Армению и другие. После того как арабы отвоевали часть земель, импе­рия сосредоточилась на Балканах и в Малой Азии (нынешняя Турция).

Далее следует дать периодизацию истории Византии. Существует несколько точек зрения по данной проблеме, здесь приводится наиболее точная, по нашему мнению:

I период - IV - середина VII вв.: разложение рабовладельческого строя, начало развития феодальных отношений;

II период - середина VII в. - I половина IX в.: становление и развитие феодального государства и права;

III период - II половина IX - XII вв.: создание центра­лизованной феодальной монархии;

IV период - 1204 г. - 1453 г.: ослабление центральной власти, падение Византии, разгром ее столицы в ходе турецкого нашествия.

На первом этапе, начиная с IV века, в Византии, как и в Риме, стали развиваться, хотя и медленно, феодальные отношения. Это выразилось в том, что, с одной стороны, занятые в сельском хозяйстве рабы получают в пользование землю и инвентарь; подобно колонам, они были обязаны платить половину урожая в пользу своих господ. С другой стороны, свободные крестьяне отдаются под покровительство крупных землевладельцев на основе уже известного нам прекария. Специфической особенностью Восточной римской империи было сохранение сильных пережиток рабства при развитии крепостнических форм эксплуатации.

Феодальные отношения развиваются и в городах. Ремесленники прикрепляются к своим коллегиям, а их профессии становятся наследственными.

В VI - VII вв. в Византию вторгаются славянские племена, поселившиеся на территории почти всего Балканского полуострова. Подобно франкам, славяне сохраняли на новых землях свои старинные обычаи, общинные порядки и успеш­но сопротивлялись всяким попыткам установить над ними феодальный гнет. Возрождается старая крестьянская община и одновременно уменьшаются крупные имения. Славянская колонизация способствовала крушению рабовладельческих порядков, ускорила процесс феодализации Византии. Государство этого периода - централизованная монархия с развитым военно-бюрократическим аппаратом и с некоторыми ограничениями власти императора.

На втором этапе происходит окончательная победа феодальных порядков, чему немало способствовало поражение крестьян в восстании Фомы Славянина (ок. 820 г.).

С VIII по I-ю половину IX-го века в Византии появилось религиозно-политическое еретическое движение – иконоборчество, которое возглавили императоры Исаврийской династии. В результате чего вместе с уничтожением икон производилось отнятие имущества, земель церквей и монастырей, из которых некоторые превращались в казармы.

Все это дало возможность государству накопить земельный фонд, часть которого пошла на раздачу крупным феодалам за службу (подобно тому, как это делалось при Карле Мартелле у франков). Другая часть земель предоставлялась свободным крестьянам - общинникам за то, что они служили в армии. Владельцыпрониев (так назывались в Византии бенефиции) постепенно добиваются превращения своих служебных поместий в неотчуждаемые вотчины. Таким образом, внутреннее и внешнее положение империи укрепилось. Государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии. Императорская власть достигает наивысшего уровня.

На первом этапе завершается закрепощение крестьянства, а крупные феодалы приобретают военную, судебную и административную власть над крестьянством. Это приводит к ослаблению центральной власти и образованию ряда небольших княжеств на территории Византии. Усилилась и внешняя опасность, как с запада (норманны), так и с востока (турки).

Наконец, IV период начался с четвертого крестового похода (1202 -1204 гг.), организованного по инициативе римского папы Иннокентия III и направленного непосредственно против Православной Византии, в результате чего после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204 - 1261 гг.).

Происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Формально в 1261 году империя была восстановлена Михаилом VIII, однако государство оказалось уже сильно ослаб­ленным. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

Турецкое завоевание привело к усилению эксплуатации и закрепощению крестьянства и в целом способствовало развитию феодальных отношений. Падение империи было обусловлено внутренними причинами, однако имелись и факторы, ускорившие это событие:

1) борьба отдельных феодальных группировок знати за императорский престол, что ослабляло государство;

2) предательская политика некоторых феодалов, стремившихся с помощью иноземных завоевателей укрепить свои позиции и подавить народное движение;

3) освободительная борьба тех народов, которые насильственно были включены в состав Византии.

Восточная римская империя сыграла заметную роль в истории человечества и оказала значительное влияние на политическое, социально-экономическое и культурное развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья.

2. Рассмотрение общественного строя Византии в период феодализма целесообразно начать с характеристики его особенностей. К ним, в частности, относятся: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли; централизованный государственный аппарат и налоговая система: отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассально-ленной системы; непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городских коммун.

Как уже отмечалось, процесс разложения рабовладельческого строя носил замедленный характер. Длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Константинополя, Дамаска) содействовали политической стабильности, сдерживали процесс распада рабовладельческого строя.

В IV - VII вв. господствующий класс был неоднороден. Ведущие экономические и политические позиции занимала старая сенаторская аристократия, провинциальная знать, базу господства которой составляла крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Высокое место в социальной структуре занимала городская муниципальная верхушка. На низшей социальной ступени располагались рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных категорий свободного населения (крестьяне-землевладельцы).

Сохранение в IV - VI вв. свободного крестьянства - важная особенность византийского общественного строя. Они жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Эксплуатируемые непосредственно государством, они платили поземельную подать, несли имущественные и личные повинности.

Широко использовался колонат. Византийское законодательство разделяло колонов на свободных и приписных. Последние были прикреплены к земле. И те и другие арендовали землю у крупных землевладельцев и находились в зависимости от своих господ. Они несли повинности и в пользу господ и в пользу государства, и их положение резко ухудшается в VI веке.

В конце VI - первой половине VII вв. из-за острого политического и социального кризиса в общественном строе Византии произошли серьезные изменения. Арабское нашествие, вторжение варваров и их массовое оседание на территории империи, разрушение и упадок многих городов уско­рили ломку рабовладельческих и возникновение феодальных порядков. Однако сохранение государственных форм собственности, общинного землевладения, распространенность неограниченной частной собственности на землю привели к замедлению процесса формирования феодальной собственности.

В IX - XII вв. создается феодальная сеньориальная система, основанная на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при сохранении контроля со стороны государства. Основной формой феодального землевладения явля­лось условное земельное пожалование в виде прония (начало в XI в., расцвет - в XII - XIII вв.). Прониар получал землю от государства при условии несения службы на время своей жизни или жизни императора.

Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности социального состава господствующего класса - основных светских и церковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Незавершенность развития феодального сеньориального строя определила слабость земельной знати. Ведущее место занимала столичная знать, высшее чиновничество империи, остро соперничавшее с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

В целом, общественный строй Византии можно представить следующим образом. Все население страны делилось на сословия с определенными для каждого из них правами и обязанностями, переходящими по наследству:

1). В служилое сословие входили сенаторы – крупные землевладельцы, занимавшие самые высокие государственные должности. Они не платили налоги и их земельная собственность была изъята из государственного управления, имели право создавать военные отряды, налагать штрафы. Арестовать их могли только с разрешения императора, пытки к ним не применялись.

Служилая, церковная знать, областные начальники, средние землевладельцы составляли прослойку динатов (от греческого dynato’s - могущественный). В их руках сосредоточивалась значительная власть, а также земельное и движимое имущество; они полностью или частично освобождались от государственных налогов.

Мелкие землевладельцы, входившие в состав городских курий и ведавшие городским управлением, сдачей городских земель в аренду, сбором налогов и т.д., носили название куриалов.

2). Духовенство было освобождено от прямых налогов, военной службы и выполнения не связанных со священнической деятельностью повинностей (хлебопечение, молотьба и т. п.).

3). Крестьянство, представлявшее собой довольно пеструю картину. Сохранялись крестьяне-общинники, общегосударственные крестьяне, «сидевшие на земле», принадлежавшей казне и императору. Они эксплуатировались посредством государственной налоговой системы. Постепенно податные крестьяне на государственных землях становятся крепостными: они приписываются к казне, теряют свободу передвижения. Такие крестьяне должны были платить канон – поземельный налог, подушный налог, государственную хлебную ренту, налог на скот и др. Обедневшие крестьяне, сдававшие свою землю богатым, называлисьапорами (от греческого aporia, букв. – безвыходность. Выделялись также мистоты - наемные работники.

В XI - XII вв. за счет свободных и государственных крестьян увеличивается число феодально зависимых, частновладельческих крестьян.Парики не имели права собственности на землю, рассматривались как наследственные держатели своих наделов. Они несли барщину, платили ренту натурой и деньгами, а также подати в пользу государства. До XIII -XIV вв. парики не были прикреплены к земле.

4). Городское население, которое также было неоднородно. В нем выделялась муниципальная верхушка, состоявшая из знати. С развитием экономических отношений все большую роль стали играть ростовщики, купцы и торговцы, которые получили возможность покупать различные должности.

Еще ниже располагались ремесленники и городская беднота.

Рабы занимали самую низшую ступень социальной лестницы. Рабский труд широко применялся в ремеслах, сельском и домашнем хозяйстве. В Х - XI вв. их социальное положение улучшается: они получили право заключать церковный брак, могли иметь мастерские; за убийство раба полагался штраф. Обращение свободных в рабство стало пресекаться и, наоборот, широко практикуется перевод рабов в разряд париков. К XIII в. рабство исчезает.

Далее следует рассмотреть государственный строй Византии. Она являлась централизованным, устойчивым государством, носившим название ромейского, то есть римского. Во главе стоял император, наследник власти римских цезарей, обладавший всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти; он являлся верховным покровителем и защитником христианской Церкви.

Это, впрочем, не исключает того, что императоры находились во власти клик, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях, остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.

Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора, указывала на божественное происхождение императорской власти, проповедовала сотрудничество, единение церкви и государства, духовной и мирской власти. В отличие от Римо-Католической церкви Византийская не стремилась управлять государством, а лишь помогать правителю, оставляя за собой исключительное право направлять духовную жизнь народа, опираясь в этом на поддержку государства.

В IV - VIII вв. власть императора не была произвольной из-за необходимости следовать общим законам империи и отсутствия принципа наследования престола. Новый император избирался сенатом, народом Константинополя, армией. Начиная с IX века выборность трона сменяется его переходом по наследству(принцип легитимности). При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора. Ему присваивался титул «цезаря». В IV веке императорским указом было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования «народу Константинополя» - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на ипподроме. Постепенно возникли особые политические организации - городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - «голубых» и «зеленых» - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка городов. Димы имели определенную организацию и вооруженные отряды. В VI веке подобные органы были созданы в других городах, а затем они превратились в общеимперские организмы, тесно связанные друг с другом.

Императорская власть опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавлялсясенатом и Государственным советом. Первый являлся государственным органом аристократии и сдерживал власть императора. Он мог рассматривать любые дела империи, включая право избрания на трон (чаще номинальное), заведывание внешней политикой, рассмотрение законопроектов, назначение высших должностных лиц.

Начиная с VIII в. происходит новое укрепление центральной власти, базой для которого послужила стабилизация экономики на новой, феодальной основе. Политические организации, учреждения, сдерживавшие власть императора, приходят в упадок или совсем ликвидируются. Политическая роль сената, упавшая в конце VII в., прекращается императорским указом конца IX в., лишившим его права участвовать в законодательстве империи.

Крупнейшей политической силой становится православная (греческая) церковь, ее авторитет и влияние укрепляются. Возрастает роль главы церкви, константинопольского патриарха, в общественно-политической жизни империи.

Часто он становился регентом малолетних императоров, активно вмешивался в борьбу за трон, ограничивая проявления беззаконных притязаний на трон. Однако попытка церкви быть равной светской власти, предпринятая в VIII в., оказалась неудачной. В конце концов, император получил право выбора патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, низлагать неугодного патриарха и добился признания за ним права решающего голоса для разрешения церковных дел, не противоречащих церковным канонам.

Укрепление основ императорской власти сопровождалось изменением атрибутов власти. Утверждаются греческие титулы:василевса (царя) иавтократора (самодержца). Император издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей, главнокомандующим армией и флотом. С развитием феодализма между императором и динатами складываются сеньориально-вассальные отношения.

Центральное управление сосредоточивалось в Государственном совете(консистории, позднее- синклите). Он являлся высшим органом при императоре, руководил текущими делами государства, обсуждал законопроекты, осуществлял некоторые судебные функции. Его решения нуждались в санкции императора.

В состав совета входили высшие должностные лица и дворцовые чины: двапрефекта претория (высшие руководители местного государственного аппарата),эпарх Константинополя (гражданский правитель столицы),магистр (начальник дворца),квестор (главный юрист, председатель консистории) и др.

К высшим ведомствам империи, которые возглавляли логофеты, принадлежали министерства внутренних дел (полиции), иностранных дел, военное, финансовое и другие. Замещение высших должностей было привилегией сенатор­ской знати, подразделявшейся на 18 разрядов(титулов),каждый замещал строго определенные должности, переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. На ранги разделялось и все остальное чиновничество. В Х в. Табель о рангах насчитывала 60 наименований. Роль цен­трального государственного аппарата возросла в IX - XI вв., когда количество ведомств(секретов) увеличилось до 60.

Затем необходимо остановиться на характеристике местного управления в империи, имевшего свои особенности. В IV - VII вв. местный государственный аппарат базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы, провинции). Гражданская власть была отделена от военной.

Во главе местного управления стояли, как уже отмечалось, два префекта претория, имевшие широкую административную, судебную и финансовую власть. В их непосредственном подчинении находились правители диоцезов и провинций. Последние, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями, являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам провинции.

В VII в. из-за военной угрозы произошло соединение и военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов (стратигов), возглавлявшихфемы - военно-административные округа на территории которых располагались войска. Стратиги назначались императором и имели судебную, фискальную и военную власть. Боясь усиления их влияния, центральная власть провела в VIII - XI вв. раздробление фемов, уменьшение их территории. Фемы выставляли государству ополчениестратиотов из крестьян-общинников. Стратиоты получали земельный надел при условии службы в армии. Они освобождались от других повинностей и могли передавать участок по наследству.

Фемный строй просуществовал до конца XI века. В XII веке власть в фемах перешла к гражданским чиновникам - судьям, вместо фемов появились крупные пограничные военно-территориальные единицы- дукаты и катепанаты.

Характеризуя армию Византии, следует отметить, что в IV - VII вв. она строилась на позднеримских началах, с делением на пограничные и мобильные войска. Состав армии постепенно менялся, и в VI - VII вв. большую роль в ней играли варвары.

С конца VII по IX вв. основу армии составляло стратиотское ополчение, распавшееся в Х - XI вв. Ядром армии стала конница из экономически и социально обособившейся стратиотской верхушки. Однако ее невысокая боеспособность привела к значительному увеличению наемных иноземных отрядов. Армия подразделялась на две части: столичные и местные (фемные) контингенты. В VIII - IX вв. был также создан мощный военный флот. Служба для солдат являлась наследственной профессией.

В заключение нужно рассмотреть судебную систему Византии. Императорский суд рассматривал наиболее важные дела, в том числе о государственных преступлениях, а также являлся апелляционной инстанцией. Государственный совет ведал делами о преступлениях высших должностных лиц. Судебными полномочиями был наделен и эпарх Константинопольский. Существовали также церковные суды, которые рассматривали преступления против религии и нравственности. Отличительной чертой империи являлись высокие судебные пошлины.

Как видно из вышесказанного, одной из главных особенностей государственного строя Византии периода феодализма является сохранение сильной императорской власти в течение всего этого времени. Используя рекомендованную литературу, найдите объяснение этому факту.

3. Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что в обстановке регресса, наступившего вслед за падением Рима, Византия была почти единственным очагом промышленности, торговли, наук и искусств. Наряду с прочим она восприняла и развитую систему римского законодательства. Источниками византийского права выступают многочисленные указы, сборники законов, комментарии к ним, сборники судебной практики.

В период с IV по VII вв. были изданы кодекс Феодосия состоящий из 16 книг, последняя из которых была посвящена законам исключительно по церковным делам и знаменитый «Свод Юстиниана», речь о котором пойдет ниже. Из последующих кодификаций можно отметить «Эклогу» (726 г.) - сборник гражданских, уголовных и церковных законов, хорошо известный в славянских государствах; «Земледельческий закон» (VIII в.), санкционировавший существование сельских общин в Византии и регламентировавший их правовой быт; «Военный закон» и «Морской закон», содержавшие устав воинской дисциплины, нормы оплаты экипажа корабля и правила поддержания порядка на нем и т. д.

Канонические сборники делились на три типа: 1) содержащие исключительно церковные правила; 2) гражданские, включающие в себя лишь государственные законы по церковным делам, и 3) смешанные, состоящие из гражданских и церковных законов – упоминаемые ранее номоканоны. Кодифицировались канонические сборники как по хронологическому признаку их написания, так и по системе изложения материала. Первый хронологический канонический сборник, называемый Понтийским, составлен в IV веке; в V веке появляется Халкидонский сборник, а в VI веке - древнейший из сохранившихся сборников этого типа – Синопсис, включавший в себя правила Апостольские, 3-х Вселенских Соборов, 9 Поместных Соборов и Василия Великого. В VI веке создается и первый систематический сборник Иоанна Схоластика (Адвоката) «Синагога (свод Божественных и Священных канонов в 50 титулах», а в VII веке – сборник «Синтагма», 1-я часть которого была систематической в 14-ти титулах с номерами правил по определенной тематике, а вторая часть представляла собой собрание текстов канонов в хронологическом порядке. Поэтому «Синтагма» соединила в себе преимущества обоих способов распределения церковно-правового материала.

Кратким изложением законов для судей, содержавшим нормы гражданского, уголовного, церковного права и имевшим законодательную силу, являлся «Прохирон» (879 г.), его в значительной степени повторяла «Эпаногога» (884 -886 гг.).

В 888 - 889 гг. издавались «Базилики» императора Льва VI («царские законы»), содержавшие нормы светского и церковного права и состоявшие из 6 книг. Основные нормы права здесь приведены в определенную систему. «Базилики» представляют собой последний памятник императоров в области кодификаций: позднее издавались только новеллы, без попыток кодифицировать законодательство.

В «Книге эпарха» (X в.) имелись нормы, определявшие организацию, жизнь, быт корпораций торговцев и ремесленников, контроль за которыми осуществлял Константинопольский эпарх. Последним памятником византийского права стало «Шестикнижие» Арменопула (1345 г.) - юридический сборник по гражданскому и уголовному праву.

Наиболее значительным памятником права Византии был уже упоминавшийся Свод законов святого императора Юстиниана Великого, составленный в 529 - 534 гг. Законодательство преследовало несколько целей: 1) стремление привести в систему старое право, унаследованное от Рима и во многом уже не соответствующее переменам, которые принесла с собой медленно совершавшаяся феодализация империи; 2) стремление укрепить монархию и правоверие; 3) желание придать весомость правлению императора - выходца из простых крестьян.

Руководил кодификационными работами известный юрист Трибониан, которому помогали 15 сотрудников. Через 3 года после начала работы были готовы две основные части кодификаций - «Дигесты» и «Институции».Дигесты, или Пандекты («собранное», «содержащие в себе все») составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. «Институциями» назывался учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. Третьей и последней частью является собрание императорских постановлений (конституций), подготовленное в течение года комиссией из 10 человек. Оно получило название «Кодекс Юстиниана».

В последующие годы кодификация Юстиниана исправлялась и дополнялась новыми постановлениями, носившими нередко характер толкований. Имея санкцию императора, такого рода постановления получали значение «конституций»; они назывались «новеллами». Основная часть их относится к 535 - 565 гг. От новелл следует отличатьинтерполяции, которыми стали называть всякие «скрытые», неоговоренные изменения текста ради устранения явно отживших норм и представлений.

Основная часть кодификации Юстиниана - Дигесты. Они состоят из 50 книг, каждая из которых распадается натитулы, снабженные особыми заглавиями. Основным содержанием Дигест является римское частное право, при этом одному только наследованию по закону и по завещанию отведено не менее четверти всего материала.

Государственному праву посвящена первая книга Дигест, уголовное и процессуальное право излагается в книгах 47, 48 и отчасти 49. По характеру содержащихся в них предписаний книги 47 и 48 получили названия «страшных».

Подлинный текст кодификации Юстиниана до нас не дошел, имеются лишь позднейшие копии, составленные для практических целей. Исследование текста Дигест и его комментирование имеет древнюю историю, начинающуюся трудами глоссаторов XI - XII вв. Дигесты послужили основным источником нашего знания о римском праве.

«Кодекс Юстиниана», переработанный в 534 г. в связи с выходом Дигест, состоит из 12 книг, содержащих постановления римских и византийских императоров, начиная с Адриана (II век). Первая книга трактует вопросы церковного права, 2-8 имеют своим содержанием частное право, 9-я посвящена уголовному праву и 10 - 12 - административным (полицейским) правилам разного рода.

Институции были кратким учебником по общим началам юриспруденции. Составлены они на основе более старого классического учебника, принадлежащего римскому юристу Гаю.

Далее следует дать характеристику основных отраслей византийского права. Вкратце она выглядит следующим образом.

В основеправа собственности первоначально лежали нормы позднеримского права. Развивался институт владения, различалось добросовестное и недобросовестное владение. Существовали два вида залога: с передачей залоговой вещи залогодержателю и без передачи (при залоге недвижимого имущества), в форме ипотеки. Наряду с последней, упоминается и эмфитевзис - наследственная аренда земли.

Законодательство империи отразило процесс возникновения феодальной зависимости. С помощью вооруженных, дружин магнаты захватывали землю свободных крестьян - общинников, которые теряли свою экономическую незави­симость и превращались в зависимых людей. Они отдавались под власть крупных собственников и таким образом постепенно утрачивали и личную свободу.

В IV веке с целью сохранения свободного крестьянского хозяйства закон запретил насильственный захват земли и патронат, а в середине V века члены общины не имели права продавать свои участки никому, кроме членов той же общины. Принятие этих законов способствовало замедлению темпов феодализации византийского общества, однако не могло ее остановить. Как уже отмечалось, с XI века стала практиковаться раздача земли в условное владение (проний), которое вначале было пожизненным, а затем – наследственным.

Весьма развитым являлосьобязательственное право, сохранялись обязательства из договоров и деликтов (правонарушений). Существовали договоры купли-продажи, мены, найма, займа и др. Сделки заключались письменно. В договоре займа регламентировался максимальный процент займа, равнявшийся 12%. Запрещалось взимать проценты на проценты.

Брачно-семейное право регулировалось нормами церковного православного права. Браку должно было предшествовать обручение, а для признания самого брака действительным необходимыми являлись следующие условия: 1) достижение брачного возраста (для мальчиков - 14 лет, для девочек -12); 2) согласие жениха, невесты, их родителей или опекунов; 3) не состоять в другом браке; 4) не быть в родстве друг с другом; 5) не вступать в брак трижды.

Также тщательно регламентировался и развод, который был возможен при совершении одним из супругов государственного преступления, при покушении на жизнь супруга, из-за прелюбодеяния или легкомысленного поведения жены.

Наследственное право признавало наследование по завещанию и по закону. Завещание оформлялось, по общему правилу, в письменной форме, завещатель должен был находиться в полной памяти и способности свободно выразить свою волю. Обязательными являлись подписи свидетелей и их печати. Завещание считалось недействительным для лиц моложе 14 лет, глухонемых, слабоумных, пьяных, находящихся под опекой за расточительство, отрекшихся от Христа.

При завещании отец должен был выделить из своего имущества приданое, предбрачные подарки и оставить детям его определенную часть(фалкидион). Остальной долей он распоряжался по своему усмотрению. Лишение детей наследства считалось недействительным без достаточных оснований. К последним относились: позорящее поведение, оскорбительное поведение по отношению к родителям, участие в преступлениях. Завещание, составленное в более поздние сроки, перекрывало более раннее.

Подробно регламентировалось и наследование по закону. Здесь на первом месте стояли дети завещателя, затем его родители и другие родственники. В случае их отсутствия, вдова получала половину имущества, а вторая половина отходила в казну государства.

Над малолетними могла быть установлена опека (для женщин - до 12 лет, для мужчин - до 14), существовал и институт попечительства, которое устанавливалось на срок до 25 лет над расточителями, слабоумными и т. д.

Уголовное право носило ярко выраженный классовый характер, вынесение приговора зависело от социального положения, принадлежности к тому или иному сословию как правонарушителя, так и жертвы. Дети до 7 лет и умалишенные не являлись субъектами права и не отвечали за убийство. Преступление в состоянии аффекта, неумышленное преступление, убийство раба или вора в ночное время не влекли наказания. С другой стороны, наказуемы были попустительство, укрывательство, соучастие, приготовление к преступлению (если оно доказано), так же как и умысел в религиозных и политических преступлениях. Рецидив рассматривался как отягчающее обстоятельство.

Различаются следующие виды преступлений:

1) политические (заговоры против императора, государственная измена и т. д.);

2) против религии (вероотступничество, святотатство, колдовство);

3) против имущественных прав (кража, грабеж, поджог);

4) против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие, кровосмешение, изнасилование);

5) против личности (убийство).

За одно и то же преступление существовало множество наказаний, среди которых выделялись следующие виды:

1) смертная казнь, как простая, так и квалифицированная;

2) членовредительные, телесные;

3) позорящие (изгнание, острижение);

4) денежные штрафы.

Тюремное заключение не являлось видом наказания. Судебный процесс по уголовным делам был следственным, инквизиционным. Судья допрашивал обвиняемого и свидетелей отдельно, их показания фиксировались в письменном виде. Свидетелей вызывали по распоряжению судебных органов, явка была обязательной. Суд мог потребовать от них принесения присяги.

Изучение гражданского права в Византии осуществлялось совместно с изучением церковного (канонического) права в Константинопольском университете, а затем, с XI века, в специальной юридической школе константинопольского монастыря Святого Георгия. Руководитель школы носил титул номофилакса (хранителя законов), у него экзаменовались все кандидаты на судебные должности. Некоторые руководители школы становились церковными иерархами, как, например, Феодор Вальсамон, ставший Антиохийским Патриархом.

Церковное право Византии изучало правовые нормы по регулированию жизнедеятельности Православной Церкви, под которой понималось Богом установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, Священноначалием и Таинствами.

Первоисточником канонического права является Божественная воля, содержащаяся в Библейских Священных книгах, другими источниками Новозаветной Христовой Церкви являются Правила Святых Апостолов, правила 13-ти Отцов Церкви, каноны 10 Поместных и 6 Вселенских Соборов, составленные под воздействием Святого Духа и имеющих в силу этого непререкаемый авторитет, обычное право Священного Предания, а также государственное законодательство по церковным делам.

Нравственная высота церковных канонов благоприятно воздействовала на формирование гражданского и уголовного законодательств Византии, но непосредственно церковное законодательство регулировало только брачно-семейные отношения и внутрицерковную жизнь. Канонами определялись: правила вступления в Церковь и исключения из нее; устройство церковной иерархии; монастырей и приходов; церковное управление, надзор, суд, покаянные дисциплины и наказания, церковно-имущественные отношения; а также отношения Церкви к государству и иным вероисповеданиям.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.021 с.)