Тема: «Государство и право в странах средневекового Востока» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Государство и право в странах средневекового Востока»



ПЛАН

1. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока.

2. Арабский халифат и мусульманское право.

3. Средневековое государство и право в Индии.

4. Общественный и государственный строй средневекового Китая. Особенности права.

5. Японское средневековое государство и право.

Основные понятия: теократия, халифат, шейх, саид, ислам, диван, эмир, кади, коран, шариат, сунна, имамат, адат, мутасиб, иджма, фетва, хадд, каффара, хиджаз, вахф, мульк, икта, махараджа, падишах, раджпуты, халиса, харадж, джа-гир, раяти и заминдари, мантри паришад, кази, мандарин, шеныши, тяньцзы, цзайсян, богдыхан, сёэн, тэнно, самураи, сегунат, дайме, бакуфу, тодзама, бусидо, мэцкэ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев М. В. Японский кодекс «Тайхо Еро ре:» /VIII в./ и право раннего средневековья - М.: Наука, 1990.-382 с.

2. Всемирная история государства и права.…

3. Всеобщая история государства и права…. – С. 154-160.

4. Графский В.Г. Указ. соч. – С. 340-365.

5. История государства и права зарубежных стран... - С. 370-461.

6. Мусульманское право: /Структура и основные ин-ты/. Сб. статей. – М.: ИГПАН, 1984. – 145 с.

7. Омельченко О. А. Указ. соч. – С. 449-455, 477-494.

8. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки. – Харьков: Высш. шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1981. – С. 93-139, 157-196.

9. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ соч. - С. 276-292.

10. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 228-237.

1. Раскрывая данный вопрос, необходимо отметить как общие черты, свойственные восточному феодализму в целом, так и конкретные особенности, присущие тому или другому азиатскому государству периода средневековья. Одной из таких общих черт является длительное сосуществование феодального уклада с патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями, что объясняется действием многих факторов, в том числе и природными условиями, которые позволяли получать высокие урожаи при весьма низких затратах на раба: это делало рабский труд рентабельным (в отличие, скажем, от Европы, где обитали германские, славянские и другие племена, быстро перешедшие к феодализму).

Ни одно средневековое общество Востока не достигло стадии позднего феодализма. Здесь слабо развивались промышленность, товарно-денежные отношения. Относительно замедленный характер развития социально-экономических процессов был связан с различными внешними и внутренними факторами. Так, наметившийся к XIII в. переход в стадию зрелого феодализма ряда земледельческих обществ Азии (в частности, Китая) был прерван монгольским нашествием, повлекшим за собой разрушение производительных сил, деформацию производственных отношений, изменение в составе правящего класса, ужесточение политических режимов.

На развитие феодализма в Японии большое влияние оказала двухсотлетняя искусственная изоляция страны от внешнего мира, что привело к отсутствию торговых связей с другими государствами; экономика базировалась на внутреннем товарообороте, который из-за бедности природных ресурсов не мог достичь широкого масштаба. Огромное деформирующее воздействие на Индию оказало начавшееся с XVI в. постепенное завоевание ее территории европейскими колонизаторами; к середине XIX в. здесь установилось пол­ное господство Англии.

Замедленный характер развития феодализма порождал относительно устойчивую многоукладность восточных феодальных обществ, которым была свойственна та или иная степень незавершенности процессов классообразования, формирования основных сословий феодального общества.

Большое влияние на ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с общинной. Это сдерживало развитие частной собственности, препятствовало созданию системы барского хозяйства с правом частной собственности феодалов на землю, которые исполь­зовали бы труд крепостных крестьян.

В господствующий класс входили непосредственные потребители ренты-налога, а также представители военно-бюрократического государственного аппарата. В свою очередь непосредственные производители - крестьяне - испытывали меньшую степень зависимости и имели относительно большой объем прав, что было связано с правом распоряжаться своим земельным участком.

Отсутствие барского хозяйства и барщины приводило к тому, что крестьяне не были прикреплены к земле отдельных феодалов. Их зависимое положение определялось связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, военной силы, чиновничества. Эта зависимость, выражавшаяся в сословной неполноцен­ности «простолюдина», скреплялась правом, религией, общинными порядками. Кроме того, надежной опорой восточ­ного деспотизма выступала сохранившаяся с давних пор сельская община.

Незавершенность процессов создания основных феодальных классов-сословий приводила к определенной размытости классовых границ, сохранению многочисленного промежуточного слоя между крестьянами и феодалами. Основой общественной структуры здесь была не вассально-ленная иерархия, а иерархия титулов и рангов.

Низкий уровень общественного разделения труда обусловил еще одну особенность восточного феодализма: город не стал организующей и направляющей силой общественного прогресса. Он жил за счет перераспределения феодальной ренты, т. к. прибавочный продукт, концентрирующийся в руках отдельных социальных групп, не становился капита­лом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей феодалов; купеческий капитал выполнял при этом функции своеобразного агента между феодалами и ремесленниками.

Сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка разделением ремесла и земледелия, тормозила развитие двухстороннего товарооборота между городом и деревней, мешала формированию сословия горожан, купечества городского типа. Ремесленник в городе находился под жестким контролем бюрократического госаппарата, был скован правовыми и религиозными предписаниями, сословно-кастовыми ограничениями.

Не существовало и особого городского права, правовой статус горожанина не отличался от жителя деревни. Город не стал ареной политической борьбы, непосредственно влияющей на смену форм феодального государства, опорой цен­тральной власти в ее борьбе с раздробленностью. В государствах Востока отсутствовала сеньориальная монархия как своеобразный союз феодалов-сеньоров, обладающих суверенными правами в пределах территорий своих доменов. Не было и сословно-представительной монархии, т. к. город не имел какой-либо автономии и сословие горожан не сформировалось.

Распространенной формой восточного феодального государства являлась наследственная монархия, восточная деспотия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Государственный аппарат характеризуют громоздкость, дублирование функций. Административная, налоговая, судебная функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственной машины.

Государственные должности могли переходить по наследству. Не было соответствующего «разделения труда» между духовенством, выполнявшим также судебные и административные функции, и светскими властями, между гражданскими и военными звеньями государственного аппарата. Не отличались четкостью принципы формирования вооруженных сил.

Значительную часть правящего класса, как уже отмечалось, составляли государственно-управленческие структуры. Это объясняется властными полномочиями разнообразных групп господствующего класса, их стремлением получать свою долю прибавочного продукта, производимого крестьянами.

Основными чертами азиатской формы государства являлись: освящение власти монарха религией, государственная собственность на землю, необходимость ведения в общегосударственном масштабе общественных работ и бесправие простолюдинов.

Восточная деспотия носила теократический (от греческого Theos - бог и Kratos - власть) характер:

1) глава государства являлся одновременно его религиозным главой:

2) религиозно-правовая регламентация поведения человека носила тотальный (всеобщий, всеобъемлющий) характер;

3) социальные нормы права и морали отличали консер­ватизм и стабильность, традиционность;

4) нормы морали и права были тесно связаны с религией (индуизмом, исламом, конфуцианством).

2. Началом возникновения Арабского халифата, т. е. мусульманской феодальной теократии с халифом (верховным правителем, объединявшим в своих руках духовную и светскую власть во главе), являются VI-VII вв., когда у арабских племен, центром расселения которых был Аравийский полуостров, стали разлагаться родовые отношения. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов, в их собственность переходит большое количество скота, появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Особенно далеко разложение родоплеменных отношений зашло в Хиджазе (район побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием;

имелись торгово-ремесленные города (Мекка, Ясриб), через которые пролегал большой караванный путь. Четко проявлялась имущественная и социальная дифференциация: в городах доминировали богатые купцы-ростовщики, связанные с родоплеменной знатью, а в округе имелось большое количество обездоленных бедуинов. Хиджаз стал экономически ведущим районом, не подпадавшим под чужеземное господство Ирана, Византии, и центром объединения арабских племен.

Можно выделить следующие предпосылки образования арабского феодального государства:

1) разложение первобытнообщинного строя;

2) кризис рабовладельческих отношений, наблюдавшийся к тому времени повсеместно;

3) возникновение социальных противоречий;

4) необходимость противостоять внешним завоевателям. Характерной чертой складывания арабского государства в VII в. является религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием государства и возникновением новой религии- ислама (арабское, букв. - покорность, покой), основателем которого является Мухаммед (приблизительно 570-632 гг). Основными идеями нового религиозного учения являются:

1) провозглашение несправедливости сосредоточения власти в руках родовой знати;

2) признание формального равенства свободных людей, связанных исламом (независимо от принадлежности к племени);

3) определение пути выхода из социального кризиса через завоевания, осуществляемые под флагом религиозной войны.

Главой всех арабов, принявших ислам, провозглашался Пророк - «посланник бога на земле» - Мухаммед. Эти цели нашли ревностных сторонников вначале среди простых людей, т. к. содержали обличение знати, призывы к ограничению ростовщичества, установлению обязательной милостыни беднякам, освобождению рабов. Но с другой стороны, ислам признавал эксплуатацию, поощрял и защищал частную собственность, призывал к покорности, что в конечном итоге устроило и богатых. В результате Мухаммед заручился поддержкой самых различных социальных групп.

Главными элементами мусульманской религии являются:

1) единобожие; 2) вера в бессмертие души; 3) предполагаемый страшный суд для немусульман и райское блаженство для «правоверных»; 4) покорность судьбе, предопределенной свыше; 5) наличие разнообразных предписаний и обязанностей, которые необходимо строго выполнять (ежедневная молитва и омовения, посты: возздержание от свинины и алкоголя и т. д.).

В 20-30-х гг. VII в. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Община представляла собой не только религиозную, но и надплеменную организацию, ядро складывающегося государства. Его главой выступал сам Мухаммед, одновременно являвшийся пророком Аллаха, племенным вождем, военным предводителем, судьей. Его ближайшие родственники и сподвижники консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды после смерти пророка стали выбирать новых единоличных правителей-халифов («заместителей пророка»). Халиф Омар (634-644 гг.) завершил политическое объединение Аравии.

Под руководством халифов в VII-VIII вв. были завоеваны обширные территории (Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Северная Африка, Испания). Образовалась огромная арабская держава - Арабский халифат с центром сначала в Дамаске, а затем в Багдаде.

В истории халифата можно выделить два периода: 1 -дамасский (сирийский), когда правила династия Омейядов (661-750 гг.), II -багдадский (месопотамский), когда во главе государства стояла династия Аббасидов (750-1055 гг.).

Арабская феодальная империя была непрочной, и уже с середины VIII в. начался ее распад. Возникают независимый Кордовский эмират в Испании, Египетский халифат, отделились Тунис и Марокко. В XI в. турки-сельджуки завоевывают Багдад и кладут конец Багдадскому халифату.

Далее следует охарактеризовать общественный и государственный строй Арабского феодального государства. Процесс феодализации проявился после завоеваний первой половины VII в. Арабский феодализм имел свои особенности, обуслов­ленные его замедленным развитием, религиозными и экономико-географическими факторами. Его специфика также состоит в относительно устойчивой многоукладности экономики. Ведущий феодальный уклад сосуществовал с патриархально-родовыми и рабовладельческими отношениями, долгое время сохранявшимися на большей части Аравии.

Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии, как уже отмечалось, сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Доминирующее положение в экономике страны занимала государственная собственность на землю, считавшуюся собственностью халифа. Ее устойчивости способствовала преобладающая роль орошаемого земледелия, что вызывало необходимость централизованного регулирования, водоснабжения. Государственная собственность на землю стала основой относительной централизации государства.

По мере разложения общинного земледелия возрастал удельный вес земель, находившихся в частной собственности. В дамасский периодиз таких земель получает распространение лишь мульк, который соответствовал европейско­му аллоду. В багдадский период частная феодальная собственность быстро развивается. Появляется такая форма условного земельного держания,как икта - бенефициарное владение, выделяемое феодалам из государственных земель за службу. Икта могла даваться пожизненно или на время отправления должности и сопровождалась предоставлением феодалу права на сбор в свою пользу ренты - налога.

К Х в. повсеместное распространение получила практика превращения икты вусловное наследственное держание типа лена. Наряду с ростом крупного частного землевладения и сокращением государственного земельного фонда это привело к усилению политический власти отдельных феодалов. Местная знать, укрепившись в завоеванных странах, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата, что и предопределило в конечномитоге его распад.

Методы эксплуатации крестьян определялись структурой поземельных отношений. Основная часть производимой продукции взималась государством посредством налогов в пользу халифа. Затем часть налоговых поступлений распределялась среди феодальной верхушки в виде жалования, пенсий и т. п. Средством обогащении знати было предоставление ей халифом права собирать с жителей определенного округа налог в свою пользу.

В Халифате не сложился сословный строй с иерархией сословно-корпоративных групп. Юридическое положение человека определялась его вероисповеданием: немусульмане находились в приниженном состоянии и обязаны уплачивать тяжелый государственный налог- джизью.

Господствующий класс не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составляла мусульманская знать - потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников.

Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Коренные арабы поселялись на новых землях обособленными военными колониями. Они освобождались от некоторых налогов, пользовались рядом привиле­гий. Постепенно с ростом налогов и повинностей их положение ухудшалось; в некоторых районах крестьян прикрепляли к земле.

В городах отсутствовало развитое ремесленное производство, ориентированное на внутренний рынок, хотя их купеческая верхушка играла важную роль в экономической и общественной жизни. Не было и движения за автономию, корпоративного строя, самоуправления.

На самой низкой ступени социальной лестницы находились рабы, ряды которых пополнялись за счет пленных и невольников, купленных за границей. Их труд широко использовался в личных хозяйствах феодалов и особенно в государственном хозяйстве (на ирригационных сооружениях, в рудниках, мастерских). С согласия хозяина рабы могли вести торговые операции, приобретать имущество, но не признавались субъектами права. Отпуск на волю рабов - мусульман считался богоугодным делом.

Что касается государственного строя, то в результате завоеваний VII в. были уничтожены последние остатки военной демократии и произошло оформление раннефеодальной монархии. Халифат являлся достаточно централизованным теократическим государством. Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират) - находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды, однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Юридически она была неограниченной, но фактически правители должны были считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.

Среди высших чиновников государства первое место принадлежало везирю. К числу важных должностей относились начальник телохранителей халифа, заведующий полицией; особый чиновник осуществлял надзор за другими должностными лицами. Все высшие чиновники назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление, оттеснив тем самым в определенной мере халифов от реальной власти.

Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

1. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.

2. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений.

3. Диван почтовой службы занимался доставкой почты, государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, колодцев и т. п. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за местной властью и населением. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинции.

Система местных органов государственного управления в VII-VIII вв. претерпела значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым. Но по мере упрочения власти происходило упорядочение местной администрации по персидскому образцу.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Управляли ими, как правило, военные наместники- эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат.

Мелкие административные подразделения (города, деревни) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин.

Большая роль армии определялась доктриной ислама, поскольку основной задачей халифов считалось завоевание той части мира, где обитали «неверные», путем «священной войны»- газавата (или джихада). Все совершеннолетние свободные мусульмане обязаны были принимать в ней участие, в крайнем случае разрешалось нанимать отряды «неверных».

На первом этапе армия состояла из племенных ополчений, однако в конце VII-середине VIII вв. были проведены ряд военных реформ, после которых она стала разделяться на две части - постоянного войска и добровольцев. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины - мусульмане, его основу составляла легкая конница. Наемничество почти не практиковалось. Отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу на местах.

Как уже отмечалось, с конца VIII в. начинается упадок Халифата, вызванный рядом причин:

1) ограничение светской власти халифа и ее сосредото­чение в руках везиря: духовную власть халифы стали разде­лять с главным судьей (кади), руководившим судами и образованием;

2) в государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского происхождения, ставшая в IX в. главной опорой центральной власти. В конце IX в. ее власть усиливается настолько, что гвардейские военачальни­ки расправляются с неугодными халифами и возводят на трон своих ставленников.

3) большую власть на местах получили эмиры, с IX в. она стала наследственной. Они создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления, превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало предоставление им халифами огромных прав для подавления народно-освободительных выступлений.

Таким образом, была уничтожена почва для существования центральной власти, что наряду с этнической и экономической разобщенностью территорий, усилением национально-освободительной борьбы и чужеземным нашествием при­вело к падению Халифата.

Говоря о значении Арабского халифата, следует прежде всего отметить, что он стал родиной мусульманства, ставшего впоследствии одной из трех мировых религий. Проводя свою завоевательную политику, арабские правители способствовали распространению ислама на все новые территории. И не случайно, что турки-сельджуки после захвата Багдада лишили халифа светской власти, оставив за ним власть духовную.

Глубокий след оставило мусульманство в различных областях жизнедеятельности. Оно, в частности, привело к возникновению особого, мусульманского права. Шариат (шариа - с арабского - «надлежащий путь») формировался одновременно с созданием Халифата. Право изначально являлось важнейшей частью религии. Его основными источниками были: Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Его автором считается Мухаммед.

Сунна - сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.

Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусуль­манскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеназванных источниках, и впоследствии получившие признание выдающихся теологов.

Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В тех случаях, когда в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату, многие положения которого восходили к первобытнообщинному строю. В последующее время, по мере распространения ислама, появились и другие источники права: указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу и т. д.

Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Соответственно отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий возмездие.

Действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые. Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, ра­зуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также характеру наказания все преступления, в основном, сводятся к трем видам.

1. Преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания- хадд.

2. Преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции.

3. Правонарушения, включая и преступления, наказание по которым строго не установлено. Право выбора наказания предоставлено суду.

К преступлениям хадд относились прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью так же, как и все выступления против государственной власти.

Среди преступлений против отдельных лиц наибольшее внимание уделяется умышленному убийству. Наказание могло быть альтернативным: смертная казнь, прощение убийцы или принятие выкупа за кровь /дийа/. Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление /каффара/. Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.

Кража, как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука; но здесь были и ограничения в зависимости от размера кражи и др. Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом, разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветви, очищенной от листьев.

В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов: Это:

1. Хиджаз - земли, где по преданию жил Мухаммед и для которых устанавливался особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина.

2. Вакф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели; они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми.

3. Мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателей могут быть отождествлены с частнособственническими.

5. Икта-земли, о которых речь шла выше.

Договорное право еще не сложилось в полном его объеме, но уже существует система обязательств. Обязательства из договора распадаются на две группы. К первой, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи, ко второй - договоры товарищества, поклажи, поручения. Запрещалось обращать должников в рабство, осуждалось ростовщичество.

В области семейных отношений мусульманское право исходило из безусловного преобладания мужчины. Шариат разрешал ему иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось, в заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не со стороны женщины.

Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право.

Для уголовного права, кроме уже сказанного, характерны архаичность, отсутствие общего понятия преступления, неразвитость соучастия, рецидива, смягчающих и отягчающих обстоятельств, кровная месть. Среди наказаний, не упоминавшихся выше, выделялись также позорящие (сбривание бороды, запрещение носить чалму и др.).

Судебные функции в Халифате были отделены от административных, местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей являлся халиф, а судебная власть первоначально рассматривалась как важнейшая прерогатива правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей- кадиев. Помимо судебных функций им поручались и другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и др.

Судья не был связан сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кади обязан решить его в один день. Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Судья имел полную свободу усмотрения, мог прекратить дело в любой стадии, выбрать наказания (кроме случаев за преступления хадд). Судебные решения и приговоры являлись окончательными, обжалованию не подлежали (за исключе­нием приказа халифа или его уполномоченных).

Немусульманское население подлежало юрисдикции судов, состоявших из представителей своего духовенства.

3. История феодализма в Индии делится на два основных периода:

1) раннефеодальный период, когда феодальный уклад постепенно укрепляется, становится ведущим сначала в Северной Индии (V-VII вв.), а позднее и в Южной (VI-ХIV вв.); 2) развитой феодализм; этот период продолжался до установления английского колониального господства (XVIII в.).

С точки зрения государственно-политического развития средневековой Индии периодизация выглядит так:

1) распад крупных государственных образований - империи Гуптов (IV-V вв.) и империи Харши (VII в.)-на ряд феодальных княжеств;

2) завоевание Северной Индии армиями чужеземных феодалов-мусульман (XIII в.) и образование феодального государства под названием Делийский султанат (1229 г.);

3) распад Делийского султаната и образование Могольской империи, управляющейся династией Великих Моголов (XVI в.); в XVIII в. она распалась на ряд государств и окончательно пала в 1858 г. под ударами англичан.

Приблизительно с IV-V вв. на территории Индии начинает формироваться феодальный строй, чему способствовали такие факторы, как углубление имущественной дифференциации среди крестьян-общинников, пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение земель и права на эксплуатацию труда крестьян представителям высших каст. В Северной и Северо-Западной Индии складыванию систе­мы феодов, включавших одну или несколько деревенских общин, содействовали захваты земель кланами племенных групп – раджпутов.

Феодализация привела к перестройке сословно-кастовой иерархии. Четыре старые варны сохранились, но в значительно измененном виде, «преобразуясь» в касты. Кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов-завоевателей, религиозные секты. Они выстраивались в иерархию в соответствии с социально-экономическим положением их членов, их отношением к земле.

Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распоряжение землей. Из верхнего слоя сельских общин формировались высшие, средние и низшие звенья класса феодалов: брахманы-землевладельцы, правящие династии индусских феодальных княжеств, представители административно-налогового аппарата, воины-землевладельцы. Прежняя варна кшатриев почти исчезла, вытесненная профессиональной /наемной/ армией. Варна вайшиев превратилась в сословную организацию купцов и ремесленников, а касты шудр состояли из обедневших землевладельцев, держателей земли общины, мелких ремесленников.

С течением времени принадлежность человека к той или иной касте становится наследственной, переходит к детям. Как уже отмечалось ранее, возникает деление на привилегированные и непривилегированные касты. Участью последних (т. н. «неприкасаемых») стали презираемые профессии. Эти касты составили бесправные арендаторы, слуги общины, лишенные права владения и находившиеся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников.

Таким образом, специфической чертой общественного строя Индии является длительное сохранение сословно-кастового деления, мозаичный характер классов господствующих и эксплуатируемых.

Мусульманское завоевание привело к смене верхнего слоя феодалов. В Делийском султанате расширился фонд государственных земель, состоявший из земель халиса, находившегося в ведении фиска (доходы с них шли на содержание правящей верхушки, должностных лиц, воинов), и земель икта, передаваемых в краткосрочное или пожизненное держание мусульманам на условиях несения военной службы. Владельцы икты (иктадары) собирали харадж с деревень и областей, присваивая себе лишь часть налоговых поступле­ний. Большая часть налогов поступала в государственный фонд. Кроме того, имелись земли мульк (частная феодальная собственность) и вакф (собственность мусульманских религиозных учреждений). Для Делийского султаната характерны три тенденции в развитии феодального землевладения:

1) постепенное превращение земель икта в земли мульк;

2) сокращение земель халиса за счет вышеназванных двух;

3) увеличение непосредственной доли феодалов в общей сумме ренты-налога, получаемой с государственных земель.

Во II половине XIV в. часть иктадаров приобрела налоговый иммунитет, а икта стала наследственной. В Могольской Индии государственная земельная собственность значительно сократилась за счет передачи земель крупным мусуль­манским феодалам в качестве условного пожалования- джагира. Джагирдар обязался содержать войсковые отряды, из которых состояла армия правителя и имел право на определенную часть с взимаемого с крестьян налога.

Вся территория Могольской Индии делилась на две части: раяти и заминдари. На территории раяти крестьяне-общинники эксплуатировались государственным аппаратом непосредственно, а на территории заминдари - через мелких и средних феодалов (заминдаров), самостоятельно устанавли­вавших в соответствии с обычаем размер платежей, формы их получения. Эти платежи носили характер феодальной ренты.

К заминдарам примыкали первичные заминдары - полноправные общинники, которые являлись хозяевами собственных участков. Значительная часть общинной земли находилась в бессрочной феодальной аренде, не имеющей правовой защиты. Арендаторы, неполноправные крестьяне - общинники, не могли быть согнаны со своих участков, но находились в личной и поземельной зависимости от полноправных общинников. Самый эксплуатируемый и бесправный слой составляли безземельные крестьяне.

Крестьянская община в Индии имела замкнутый характер, что порождало господство натурального хозяйства. Города, как и в других странах Азии, не стали значительной силой общественного прогресса, а горожане не выступили на арену политической борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.073 с.)