Тема: «западноевропейские страны В период расцвета феодальных отношений (хi-хiv вв. ) » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «западноевропейские страны В период расцвета феодальных отношений (хi-хiv вв. ) »



ПЛАН

1. Сеньориальная и сословно-представительная монархия во Франции. Генеральные штаты.

2. Нормандское завоевание Англии. Реформы Генриха II. Великая хартия вольностей. Английский парламент.

3. Общественный и государственный строй Германии в Х-ХVI вв.

Основные понятия: сюзеренитет-вассалитет, герцог, граф, барон, рыцарь, инвеститура, феод, лен, сервы, вилланы, парцеллы, королевский домен, фьеф, талья, баналитеты, чинш, шампар, альменда, королевская курия, прево, бальи, «парла­мент», коммуна, буржуа, цензива, сословия, Генеральные штаты, канцлер, коннетабль, камерарий, палатины, синдик, сенешал, фригольд, манор, «щитовые деньги», ассиза, институт разъездных судей, хартия, пэры,. джентри, парламент, палата лордов и палата общин, конвокации, статуты, импичмент, мэр, маркграф, фогты, прелаты церкви, дворецкий, гофтаг, курфюрсты, булла, рейхстаг, ландтаг, бундесрат, амтманы, «фемный суд», «шеффенское сословие».

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная история государства и права….

2. Всеобщая история государства и права... - С. 94-109, 118-127, 130-141.

3. Графский В. Г. Указ. соч. – С.275-293.

4. История государства и права зарубежных стран... - С. 214-230, 239-269.

4. Федоров К. Г. Указ. cоч. - С. 65-75, 86-98, 109-111.

5. Кучер В. В. Указ. соч.

6. Омельченко О. А. Указ. соч. – С. 271-280, 294-303, 309-315.

7. Федоров К. Г., Лисневский Э. В. Указ. соч. – С. 12-22, 39-59, 73-77.

8. Хачатурян Н. А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 210 с.

9. Хрестоматия памятников…- С. 101-139, 315-347, 408-440.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права… - С.85-87, 90-98, 121-137.

11. Черниловский З. М. Указ. соч. – С.133-148.

1. Как уже отмечалось, французское королевство возникло после распада империи Каролингов в 843 году. В нем продолжалось развитие феодальных отношений, определявшее в конечном итоге развитие феодальной государственности. Это период феодальной раздробленности (IХ-ХIII вв.), период сословно-представительной монархии (ХIV-ХV вв.), период абсолютной монархии (ХVI-ХVIII вв.).

В IХ-ХIII веках был завершен процесс захвата сеньорами крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки (парцеллы) господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально зависимых сервов или вилланов. Проанализируйте различия в их положении, исходя из того, что феодальные повинности виллана не были связаны с его личностью, тогда как серв находился в личной наследственной зависимости от своего господина. И те и другие (в различной степени) выполняли ряд повинностей и выплачивали значительное число различных податей и платежей. Разорительными для крестьян были баналитеты - монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т. д., сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату. Среди поземельных податей выделяются барщина, а также талья - оброк, размер которого фиксировался обычаем. Вилланы платили денежную поземельную ренту- чинш, шампар - подать из части урожая - и талью.

Феодальная деревня составляла так называемый «мир», наделенный специфическим правовым статусом. Заправлявшие «миром» старейшины следили за соблюдением многообразных правил поведения и хозяйственной деятельности крестьян, в том числе и за тем, чтобы пользование общинными землями, включая лес (т. н. альменда), соответствовало обычаю и т. д. Существовала система круговой поруки. Хозяйство крестьян носило натуральный характер, что вело к феодальной раздробленности страны.

Далее следует охарактеризовать государственный строй Франции рассматриваемого периода. Королевство состояло из многих фьефов (феодальных владений: герцогств, графств, баронств и т. д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли собой полностью или почти полностью независимые политические образования. Власть короля, по существу, распространялась только на свои личные владения- «королевский домен».

Отсутствию единства страны, обусловленному в конечном итоге социально-экономическими отношениями, благоприятствовала и не преодоленная еще полностью ее этническая разобщенность. Население не чувствовало себя принадлежащим к одной народности, сохранялись существенные различия между Севером (франки) и Югом (галло-римляне), отсутствовал единый язык.

Структура государства в конечном итоге определялась строем феодальных поземельных отношений, утвердившихся в тот период во Франции и получивших название сюзеренитет-вассалитет. Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король, однако большая ее часть находилась у крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их сеньором (сюзереном).

Обычно передача феода и установление в связи с этим отношений вассалитета фиксировались особым договором. Большая экономическая и политическая значимость такого договора была причиной того, что он заключался публично и торжественно, посредством тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляли официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Сеньор должен был обеспечить защиту вассалу и переданной ему земли, а вассал нести военную службу в пользу сеньора вместе с подчиненными ему людьми. В конце ХII в. срок такой службы ограничивался 40 днями в году. Вассал должен был выплачивать сеньору различные «помощи» по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, выкупа сеньора из плена и т. д. Он участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним ранга, а также принимал участие в совещательном совете (курии) сеньора. Сначала договор заключался на срок жизни сторон, но вскоре обязанности стали переда­ваться по наследству. При уплате сеньору установленного вознаграждения (рельефа) к наследнику вассала переходило земельное владение, постепенно ставшее потомственным.

Отношениями вассалитета были охвачены все представи­тели господствующего класса. На самом низу феодальной лестницы находились мелкие феодалы-рыцари, или шевалье, которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. На вершине этой лестницы находился король, вассалами которого (вассалы I ступени) считались герцоги и графы. Ниже их стояли вассалы II ступени- бароны, виконты и т. д. Таким образом, вассалы короля сами становились сеньорами по отношению к своим вассалам.

В IХ-ХI веках крупнейшие феодалы чувствовали себя равными королю и не считали себя его вассалами. Они заключали соглашения между собой и с иностранными государствами, вели войны друг с другом и против короля, а некоторые даже чеканили свою монету: Кроме того, действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», то есть вассал нес обязанности только по отношению к тому сеньору, от которого непосредственно держал феод.

Все это определяло в главном структуру и правомочия отдельных органов государства. Политическая власть была разделена между королем, являвшимся выборным, и феодалами различного уровня. Единственным общегосударственным органом была королевская курия, или Великий совет. Это был съезд крупнейших феодалов страны, собиравшийся эпизодически под председательством короля. Здесь рассматривались и в ряде случаев решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, причем очень часто вассалы навязывали свою волю королю.

Органы местного управления создавались лишь в домене короля. Королевские чиновники осуществляли административные, военные, судебные и финансовые функции. С середины XI века король ввел должность прево, которые назначались в специальные округа - превотажи, составлявшие административно-территориальные единицы домена. Помощниками прево в деревнях являлись сержанты, в городах- майоры. С конца XII века начали возникать более крупные административные единицы- бальяжи. Их границы четко не определялись, но обычно они объединяли несколько превотств и возглавлялись специально назначаемыми чиновниками (обычно из мелких феодалов)- бальи. В их функции входили контроль за прево, за исполнением королевских законов и приказов, организация текущего управления, сбор налогов и т. д.

Французскому суду были присущи все характерные черты средневековой юстиции. Каждый свободный судился «судом равных», то есть подсудность лица зависела от той ступени иерархии, к которой оно принадлежало. Соответственно вассал короля мог быть судим только ему равным - вассалами короля. Таким судом становилась королевская курия. Но на практике сеньоры нередко нарушали этот порядок, стремясь прибрать к рукам местную юстицию.

Несвободное население, и прежде всего сервы, судились их сеньорами или их министериалами и прево. Здесь безраздельно господствовала сеньориальная юстиция. Сеньоры делили между собой судебную власть в соответствии с условиями феодального договора (соответственно сеньоры высших рангов имели большую судебную власть, чем нижестоящие). Судебная власть не была отделена от административной. Большими правомочиями в области суда обладала церковь.

Основу вооруженных сил составляло ополчение рыцарей-вассалов. В его структуре сохранялись отношения вассалитета, дисциплина в таком войске была очень слабой. Во времена наиболее тяжелых внешних войн созывалось ополчение из горожан и вилланов. Король и наиболее могущественные феодалы содержали небольшие отряды наемников.

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII веке) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесла и торговли, развитию которых мешали границы многочисленных сеньориальных владений, междоусобные распри, разнообразные поборы и повинности в пользу феодалов, на земле которых находились города. В таких условиях они начинают все более решительно выступать против произвола сеньоров за городское самоуправление - коммуну. Эта борьба быстро слилась с движением против феодальной раздробленности, за укрепление власти короля.

Далее следует охарактеризовать результаты борьбы городов за самостоятельность и основные положения полученного ими права на самоуправление. Полноправных горожан стали называть буржуа (от старогерманского «бург» - укрепленный город), лишь впоследствии это слово приобрело современное значение.

Одним из первых проявлений усиления королевской власти явилась отмена выборности короля (начало XIII века). Отныне престол переходил по праву наследования к старшим сыновьям королей из династии Капетингов. Затем постепенно ликвидируется принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», поощряется принесение присяги верности вассалами всех рангов непосредственно королю.

Вскоре короли, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого духовенства, начинают расширять свой домен. Уже к концу XIII века он стал самым важным и большим феодальным владением Франции, а короли - самыми могу­щественными среди всех сеньоров. В их руках сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского домена.

В этот период были приняты важные меры, призванные ослабить сепаратизм феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX Святого (1214-1270 гг.).

1. Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, то есть разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях вво­дились так называемые «40 дней короля», в течение которых феодалы не могли начинать частную войну и обязывались обратиться в королевский суд, который рассматривал их спор по существу.

Для претворения в жизнь этого решения почти во все области страны направлялись королевские судьи. В итоге их значение настолько возросло, что к ним начали обращаться не только сеньоры, но и все свободные, недовольные реше­нием сеньориального суда. Таким образом, сеньориальная юстиция постепенно вытеснялась королевской, а это означало и укрепление позиций самого короля, который из «первого среди равных» превращался в арбитра, стоявшего над всеми остальными феодалами.

Кроме того, из Королевской курии была выделена особая судебная палата - т. н. «Парижский парламент». Это учреждение, ставшее высшей апелляционной инстанцией, в основном состояло из профессиональных юристов (легистов).

2. Финансовая реформа. В королевском демене в качестве главной расчетной единицы вводится королевская золотая монета, которая вскоре, благодаря своему высокому качеству, становится самой авторитетной в стране и вытесняет деньги, выпущенные другими феодалами. Из королевской курии выделяется еще одно учреждение - Счетная палата, ведавшая королевскими финансами и способствовавшая увеличению доходов короны.

3. Военная реформа. Стремясь еще больше заручиться поддержкой горожан, он разрешил городам иметь свою вооруженную силу - городское ополчение. Были также значительно увеличены наемные войска, что привело к ослаблению зависимости короля от феодального ополчения.

Таким образом, реформы Людовика IX во многом способствовали преодолению феодальной раздробленности, территориальному объединению страны, консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля, заложили основу для сословно-представительной монархии во Франции.

Предпосылками перехода к сословно-представительной монархии во Франции, как и в других западноевропейских странах, были перемены в общественном строе, происшедшие в ХIII-ХV веках.

а) Рост городов и возрастание их экономического и политического значения. Экономические связи между городом и деревней приобретают устойчивый, стабильный характер. Наметившаяся специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства отдельных районов и городов вела к постепенному упрочению торговых связей между различ­ными областями королевства.

б) В связи с развитием товарно-денежных отношений феодалы начинают заменять часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. Для сеньоров предпочтительным становится лично свободный крестьянин - держатель наследственного земельного надела - цензивы. Цензитарий обязан был выплачивать своему господину твердо фиксированный ежегодный денежный платеж - ценз, выполнять определенные повинности. При соблюдении этих условий крестьянин имел право передавать по наследству свою цензиву и даже продать ее с согласия сеньора. Будучи лично свободным, он мог сменить место жительства и профессию (уйти в город и т. п.). Но на нового держателя цензивы возлагались все сопутствующие ей феодальные повинности.

Одновременно происходит процесс высвобождения крестьян. Так, серв получал права виллана на условиях выкупа четырех главных повинностей: 1) выкупа наследства; 2) платы за право на брак, заключенный за пределами данного поместья (формарьяж); 3) уплаты произвольной тальи; 4) уплаты поголовного сбора - шеважа. Разумеется, большую роль в освобождении крестьян от по существу крепостной зависимости сыграла многовековая борьба французского крестьянства. В частности, в середине XIV века страна была охвачена мощной крестьянской войной - Жакерией.

в) Завершилось юридическое оформление сословий, то есть замкнутых социальных групп, обладающих закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами, привилегиями и обязанностями. Во Франции все население страны делилось на три сословия: духовенство, дворянство и т. н. «третье сословие», которое составили все остальные свободные. Первые два считались привилегиро­ванными, что прежде всего освобождало их от налогов и повинностей, которые были возложены на «третье сословие». В политическом отношении к последнему относились только горожане, и притом далеко не все.

Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Завершается ликвидация феодальной раздробленности, государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий- Генеральными штатами (общенациональным органом, имеющим право разрешать введение новых налогов).

Процесс оформления сословно-представительной монархии начался с усиления королевской власти, что было неразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности. Используя рекомендованную литературу, укажите на основные факторы, способствовавшие такому усилению.

Вслед за этим происходит обновление государственно-правовой формы, обеспечивающей консолидацию всех социальных сил, выступавших за объединение страны. Начинают созываться первые собрания сословного представительства- штаты (от французского «Etats» - сословия) - в отдельных провинциях (с XIII века). В 1302 году впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, которое стали называть Генеральными штатами. События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили их в важнейший орган государства. Тогда и сложилась их структура.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой.

Все вопросы рассматривались раздельно, решения выносились простым большинством голосов. Утверждалось решение всеми палатами, причем каждая имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия всегда имели гарантированное большинство. Генеральные штаты созывались по усмотрению короля. Их главной функцией становится разрешение ввести новые налоги. Но в моменты острых политических кризисов (например, в 1357 году) «третье сословие» стремилось расширить правомочия Генеральных штатов. С этой точки зрения весьма характерен «Великий мартовский ордонанс 1357 года», с содержанием которого целесообразно ознакомиться.

Последовавшее вскоре победоносное окончание Столетней войны с Англией содействовало дальнейшему укреплению королевской власти. В ее распоряжении были большая наемная армия, бюрократический аппарат управления, которые содержались за счет постоянных налогов, взимаемых теперь без предварительного одобрения Генеральных штатов. Значение последних было подорвано, и начиная с XV века они созываются все реже (в XVII веке - 1 раз, в XVIII веке - тоже 1 раз). Взамен их правительство начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именитых подданных). Но это учреждение имело чисто совещательные функции.

Далее необходимо дать характеристику органов государственного управления, суда и вооруженных сил Франции рассматриваемого периода.

Поскольку этот материал достаточно подробно изложен в учебной литературе, остановимся лишь на некоторых моментах.

К центральным органам управления относились Государственный совет, осуществлявший по указанию короля руководство и контроль за отдельными звеньями управления, и Счетная палата. Среди должностных лиц наибольшее значение имели:

- канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. Во время отсутствия короля председательствовал в государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов;

- коннетабль - командир конного рыцарского войска, с XIII века - командир королевской армии;

- камерарий - казначей;

- палатины - королевские советники, выполнявшие отдельные, особо важные поручения короля.

Местное управление становится исключительной компетенцией королевских чиновников. Монархия медленно, но неуклонно создавала централизованный аппарат управления. В присоединенные к королевскому домену сеньории король назначал из местных феодалов сенешаля с функциями, ана­логичными бальи, которые продолжали действовать, так же как и прево.

Правительство усилило свой контроль и над городским самоуправлением – коммунами. Помимо административного управления и суда, коммуны имели право издавать постановления, обязательные для горожан.

Выборный орган городского самоуправления - городской совет - состоял из членов совета и пожизненно избранного городского главы- мэра.

Только крестьянство по-прежнему находилось под властью сеньоров, которые контролировали деятельность органов общинного самоуправления- схода и его исполнительного органа - синдика, состоявшего из наиболее зажиточных крестьян. Синдики ведали внутренними делами общины, включая раскладку податей, повинностей и т. д.

В развитии судебных учреждений наметились следующие тенденции:

1. Часть судебных правомочий отдельных феодалов и церкви изымалась у них и передавалась королевской юстиции. Соответственно юрисдикция королевских судов значительно расширилась.

2. Наметилось постепенное обособление судов от административных органов, начинает формироваться судебная система централизованной монархии.

Высшим судебным органом являлся парламент, разделенный на несколько палат и рассматривавший наиболее важные уголовные и гражданские дела; он мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств. Установленный порядок пересмотра судебных дел по существу, который стал называться апелляцией, вводил контроль центрального суда над местными.

Во вновь присоединенных округах (с конца XV века они стали называться провинциями) учреждались местные парламенты. Было создано 13 провинциальных парламентов, рассматривавших наиболее серьезные дела на уровне провинций, но не имевших права «ремонстрации» (возражения), то есть права регистрации королевских ордонансов (указов) и отказа им в этом. Таким правом обладал с 1350 года лишь Парижский парламент.

Основную массу уголовных и гражданских дел в качестве королевских судей на местах рассматривали балъи, сенешалы (на юге) и прево. На этом уровне юстиция еще не отделилась от администрации.

В XIV веке создается специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура. Первоначально это была группа особо доверенных людей короля, официально уполномоченных следить за соблюдением интересов ко­роны при судебном рассмотрении общегосударственных, местных и даже частных дел. Но вскоре королевские прокуроры стали как обвинители выступать в судах по делам, где затрагивались интересы монархии, отождествляемые с интересами государства.

В ходе военных реформ второй половины XIV – первой половины XV веков создается регулярная королевская армия, состоящая из наемников. Дворянство получило преимущественное право на занятие офицерских должностей. Армия была снабжена современным вооружением и прежде всего артиллерией. С ее помощью пали некогда неприступные замки некоторых непокорных вассалов, велись победоносные (как правило) войны с внешними врагами.

2. В 1066 году Англия была захвачена нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Англосаксонская знать, оказавшая сопротивление, была большей частью истреблена, а ее земельные владения стали добычей Вильгельма и его баронов. Все получавшие землю становились вассалами короля. Среди последних различались великие бароны, бывшие крупными землевладельцами, малые бароны (рыцари), получившие землю на условиях военной службы в пользу короля, и лица, получавшие землю от баронов. Феодальный строй благодаря этому обстоятельству получил более стройную организацию, чем во Франции. В Англии действовало правило «вассал моего вассала - мой вассал». Все это способствовало значительному усилению центральной власти, препятствуя в то же время развитию децентрализаторских устремлений.

Из-за упорного и продолжительного сопротивления англосаксонского населения бароны Англии должны были поддерживать королевскую власть и терпеть ее усиление, чтобы держать в повиновении порабощенный народ.

Усилению королевской власти способствовали огромный земельный фонд короля, составлявший около 1/7 всей пахотной земли Англии, а также наличие постоянных налогов. Наконец, в отличие от стран континентальной Европы, вассалы английского короля были обязаны по отношению к нему не только военной службой, но и денежными взносами. Местными делами распоряжались не бароны, а королевские чиновники - шерифы.

Таким образом, Нормандское завоевание имело большое значение для истории Англии, поскольку содействовало окончательному завершению процесса феодализации, усилило королевскую власть и закрепило политическое единство страны, способствовало усилению связей Англии с континентом.

В 1086 году была проведена перепись населения, земли, скота, орудий труда, сообразно с результатами которой организовалось налоговое обложение. Значительная часть крестьян, остававшихся свободными, была переведена в разряд крепостных- вилланов, но по своему положению близких к французским сервам.

Основу английского феодального хозяйства составлял манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Кроме того, существовало свободное держание- фригольд (рыцарский, крестьянский и др.). Далее необходимо охарактеризовать государственный строй Англии, сложившийся в конце XI - начале XII веков. Рассмотрите функции Королевской курии, разделившейся на большой совет и постоянный правительственный орган (малую курию), а также иерархию и полномочия высших должностных лиц: канцлера, казначея, коннетабля, маршала и т. д.

Большое значение для дальнейшего развития государственного строя Англии имели реформы Генриха II (1154-1189 гг.), главное направление которых шло по линии укрепления государственной юрисдикции за счет ограничения судебно-административной власти крупных феодальных собственников.

Судебная реформа (наиболее важная для дальнейшей истории Англии) проводилась постепенно, путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачи их суду королевской курии. Королем был издан ряд ассиз (исков, а также распоряжений о расследовании иска), в которых речь шла о земле. Каждый свободный человек Англии мог за известную плату перенести имущественный спор на рассмотрение королевской курии. Здесь не применялись ордалии, расследование проводилось через свидетелей, дававших показания под присягой, что было шагом вперед.

Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, в начале XII века разделилась на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера.

Во второй половине XII века оформился институт разъездных судей. Выезды представителей королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практикова­лись и ранее. С 1176 года королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, пре­имущественно связанные с интересами короны («тяжбы короны»). Явившись на место, они вызывали к себе 12 местных рыцарей и по 4 свободных крестьянина от каждой деревни графства (административного округа), которые под присягой сообщали обо всех преступлениях, совершенных за истекший период, указывали на виновных. На основании их по­казаний выносился приговор. Так было положено начало расследованию через присяжных и введен институт присяж­ных обвинителей.

Присяжные времен Генриха II - это не судьи, а просто сведущие люди, дающие под присягой показания. Они были или свидетелями факта или имели о нем достоверные све­дения от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор.

Во второй половине XII века была проведена военная реформа. В 1181 году последовала ассиза о вооружении, согласно которой всякий свободный человек должен был соответственно имуществу обзавестись вооружением. Такое ополчение поступало под команду шерифа, не было связано 40-дневным сроком службы, находилось в полном распоряжении короля. Это была нерегулярная феодальная армия, которую король имел возможность противопоставить ополчениям своих непослушных вассалов. С другой стороны, для феодалов взамен военной службы был установлен налог, взимаемый с рыцарей каждый раз, когда предстояла какая-либо военная кампания. На эти «щитовые деньги» содержалось наемное рыцарское войско, что уменьшало зависимость короля от баронов, способствовало централизации государства.

В 1164 году Генриху II удалось сделать своей компетенцией назначение епископов и несколько ограничить церковную юрисдикцию по делам о государственных преступлениях духовных лиц, хотя полностью упразднить привилегию духовенства в области юрисдикции он не сумел.

Таким образом, реформы Генриха II укрепили королевскую власть и способствовали сохранению в Англии единого централизованного государства. Они укрепили позиции среднего и мелкого рыцарства, а также купцов и ремесленников, которые, в свою очередь, стали социальной опорой усиливавшейся королевской власти.

Тем не менее, бароны не смирились и попытались бороться с королевской властью, особенно при Иоанне Безземельном (1199-1216 гг.). Они решились на открытый мятеж который, в силу ряда причин, поддержали мелкое рыцарство и горожане. Однако интересы у них были разные. Бароны стремились подчинить себе короля, добиться независимости в своих манорах. Рыцари и горожане добивались отказа от произвольных поборов и стеснений.

Под давлением обстоятельств король вынужден был подписать т. н. «Великую хартию вольностей». Раскройте содержание этого безусловно выдающегося исторического документа, покажите его роль как для текущего момента, так и для политической эволюции Англии.

Иоанн Безземельный, уступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от хартии. Снова началась вооруженная борьба, но смерть Иоанна (1216 г.) помешала довести ее до какого-либо определенного результата.

Во второй половине XIII века в Англии оформляется сословно-представительная монархия. Эта система сложилась в результате острой борьбы феодалов с королем и знаменовала собой политическую победу сословий над монархией.

Одной из предпосылок возникновения сословно-представительной монархии было оформление феодальных сословий. В Англии процесс сплочения феодалов в сословия происходил в специфических условиях: ленная (т. е. позе­мельная) иерархия не получила здесь широкого развития; существовали (до конца XII в.) значительные этнические различия; феодальная знать со времени завоевания находилась в тесной зависимости от королевской власти и не могла создать замкнутые территориальные владения; усилившаяся королевская власть рано лишила магнатов иммунитетных привилегий. Но военная феодальная знать добилась наследственного пэрства (пэр - звание представителей высшей аристократии). В состав пэров вошли и крупнейшие прелаты (высокопоставленные духовные лица) английской церкви.

Английское дворянство уже в XIII веке играло большую роль в хозяйственной и политической жизни страны. Оно рано лишилось военного значения, но зато приобрело большой вес в местной политической жизни. Интересы дворян-рыцарей и джентри (основная часть т. н. нового дворянства, то есть обуржуазившегося и близкого к городскому патрициату) сблизились с интересами городской верхушки и мелких деревенских собственников.

В ходе острой политической борьбы II половины XIII века, в 1265 г. было созвано первое сословное собрание в истории Англии, получившее название парламента (от французского раrlеr - говорить). В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города. Созвал его Симон до Монфор, возглавлявший баронскую оппозицию.

В 1295 году король Эдуард I созывает парламент, получивший название «образцового». Кроме прелатов и баронов, приглашенных лично, были избраны по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого города, получившего на то право. Было представлено и духовенство.

В первой половине XIV века парламент стал делиться на две палаты: верхнюю- палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю- Палату общин, где заседали рыцари и горожане. Прочный союз рыцарства и городской верхушки обеспечил парламенту Англии большее политическое влияние по сравнению с сословно-представительными собраниями других стран (например, с Генеральными штатами Франции).

С XV века палата лордов комплектовалась преимущественно из наследственных пэров (герцогов, графов, баронов). Сюда же входили и представители высшего духовенства («духовные лорды»). Остальное духовенство не получило в парламенте своего представительства, существовали особые собрания духовенства- конвокации.

Далее следует охарактеризовать функции парламента: а) финансовую (налогообложение, принятие бюджета и т. д.); б) законодательную, которая началась с права парламента подавать петиции (т. е. жалобы на действия правительства), обращенные к королю. В середине XIV века ходатайства стали облекаться в форму готовых законопроектов (статутов), по своей законодательной силе превосходивших собственно королевские ордонансы; в) контроля над государственным управлением. Осуществлялось это с помощью импичмента, сущность которого сводилась к тому, что палата общин, как высший суд страны, возбуждала перед палатой лордов обвинение против тех или иных сановников короля в злоупотреблении ими своими обязанностями. Палата общин выполняла функции большого жюри присяжных заседателей. Что касается короля, то английское право стало придерживаться принципа неответственности, выраженного в формуле: «Король не может поступать плохо (ошибаться)».

Итак, английский парламент в своем развитии достиг значительных успехов и был наиболее активным среди сословно-представительных органов европейских государств.

3. В 843 году по Верденскому договору из состава франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др.

В экономическом отношении Германия являлась одной из наиболее отсталых стран Европы. Феодальные отношения получили здесь свое развитие намного позже, чем во Франции, не ранее XI века. В течение IХ-ХI веков значительная часть германского крестьянства сохраняла еще свою личную свободу и свои земельные наделы, повинности зависимых крестьян были еще не велики. Довольно долго сохранялась сельская община- марка, коллективно владевшая общими землями, разрешавшая на своих собраниях все основные тяжбы и споры.

Крестьянство распадалось на три основные группы: крепостных, чиншевиков (бессрочных наследственных арендаторов) и свободных, которых по мере феодализации страны становилось все меньше. По германским законам всякий крестьянин, проживший в господском имении год и день, признавался закрепощенным. Крестьянство составляло одно из двух основных сословий германского общества - податное, другим было военное сословие - рыцарство. Последнее являлось неоднородным. Помимо крупных землевладельцев, светских и духовных, в его состав входило довольно многочисленное среднее и мелкое рыцарство.

В XII веке в Германии оформились феодальные сословия, что было связано с торжеством ленной системы (лен в Германии первоначально то же, что и бенефиций, затем то же, что феод).

Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собственности. Наиболее крупным собственником был король, но его домен постоянно изменялся. Большая часть земли в IХ-ХI веках принадлежала светским феодалам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.062 с.)