Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945 – 1952 гг. ). Начало «холодной войны».

Поиск

 

С окончанием Великой Отечественной войны советский народ полу­чил возможность приступить к мирному созидательному груду. Пред­стояло возродить сотни разрушенных городов и поселков, восстановить железные дороги и промышленные предприятия, поднять материальный уровень жизни людей. Основные приоритеты и направления развития страны определялись, как и в предвоенные годы, народнохозяйственны­ми пятилетними планами. Стратегическую /задачу развития общества партийно-государственное руководство страны видело в построении социалистического общества.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Переход к мирному строительству.

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек по­гибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и бо­лезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населе­ния. Несколько позднее бьш принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали на­чавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Про­изошли изменения в структуре государственных органов и формах ру­ководства народным хозяйством.. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). В соответствии с задачами мирного времени была проведена реорганизация некоторых военных наркоматов, на их базе создавались новые (наркомат машиностроения и приборостроения на базе наркомата минометного вооружения и др.).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормаль­ного режима труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обя­зательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государст­венный бюджет на Ш и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокраща­лись ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на раз­витие гражданских отраслей экономики. В августе 1945 г. Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и раз­вития народного хозяйства.

Перестройка народного хозяйств и общественной жизни примени­тельно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановле­ния и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем были опре­делены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить рай­оны страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда на­правлялись значительные финансовые средства, материальные и трудо­вые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расшире­ние металлургической базы на востоке страны. Одним из условий вы­полнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Восстановление и развитие промышленности.

1946 год явился наи­более трудным в послевоенном развитии промышленности. Для пере­ключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась пере­подготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Воз­рождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты инду­стрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Сред­ней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаис­ский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов — Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухум­ская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механиза­ция трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промыш­ленности. Продолжалась электрификация производства. Электровоору­женность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республи­ках и областях, включенных в состав СССР накануне второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомо­бильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная про­мышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Бело­руссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном за­вершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они про­должались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный ге­роизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых по­чинах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил до­военный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перерас­пределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону уве­личения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриаль­ное строительство привели к росту численности рабочего класса. Толь­ко за годы четвертой пятилетки ряды рабочих увеличились на 11 млн. человек.

Трудности развития сельского хозяйства.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число тру­доспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в агросекторе экономи­ки осложнилось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кав­каз, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал мас­совый отток сельского населения в города.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельско­хозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земле­делия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. На рубеже 40-х — 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводи­лась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и де­портациями населения. Только из Литвы были выселены в мае — июле 1948 г. свыше 19,3 тыс. крестьянских семей общей численностью около 70 тыс. человек.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по органи­зационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. т против 36,4 млн. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов вла­сти. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйствен­ные предприятия, что вело к их обеднению. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств: увеличивались по­боры с приусадебных участков.

Социально-экономическое положение в начале 50-х годов.

Эконо­мика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в пред­шествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951-1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от пла­новых заданий и нужд населения.

Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.

На рубеже 40-50-х годов усилилась централизация управления про­мышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной про­мышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения.

В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная сис­тема на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. В обращение вводи­лись новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменива­лись в соотношении 10:1. На практике реформа привела к изъятию у граждан наличных средств.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масшта­бов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

В 1952 г. была опубликована работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоре­тически обосновать принципы проводимой в стране экономической по­литики. Речь шла о приоритетности развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товар­ного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению И.В. Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ

Советское общество после войны.

Завершение Великой Отечест­венной войны оказало значительное влияние на общественно- политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриан­тов — военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных рай­онов, часть эмигрантов.

Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинст­ва эти надежды были связаны с именем И.В. Сталина. По окончании войны И.В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И.В. Сталина поддерживался всей системой ад­министративно-бюрократического и идеологического аппарата.

В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина велась разработка про­ектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Конституцион­ный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном тру­де. В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить поло­жением об ограничении сроков выборной партийной работы и т.п. Од­нако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны ру­ководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Укрепление административно-командной системы.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстан­циях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Вер­ховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооружен­ных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролиро­вать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты не­сколько указов об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники» подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны Кемеровская и Омская области, Красноярский край. Административно-карательные меры по отношению к колхозникам, не выработавшим обязательного минимума трудодней, и к городским «тунеядцам» не могли улучшить положения дел в эконо­мике.

Политика репрессий.

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовле­творительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматрива­лось «дело» этих «вредителей» («Дело Шахурина, Новикова и др.»). На рубеже 40-50-х годов руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения («О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МГБ и о вредительстве в лечебном деле»).

Продолжалась фабрикация дел «врагов народа». В 1949 г. руководи­тели Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы («ленинград­ское дело»). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов — председатель Совета Минист­ров РСФСР и др. Одновременно было сфабриковано обвинение против Н.А. Вознесенского — председателя Госплана СССР, крупного ученого- экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Гос­планом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организа­торы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек — к длительным срокам лишения сво­боды.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью лик­видацию советской власти в республике. На основании сфальсифициро­ванных материалов были репрессированы ряд партийных работников и тысячи граждан («мингрельское дело»).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государствен­ных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централи­зация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей. В ЦК партии поступали тысячи писем от от­дельных граждан с сообщениями о злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому курсу. Так, в Вороне­же была создана нелегальная молодежная организация. Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация, на­считывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководи­тели преданы суду.

В условиях административно-командной системы возникало глубо­кое противоречие между необходимостью изменений в социально- политической и экономической сферах и неспособностью государствен­ного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Изменения на международной арене.

Внешнеполитическая деятель­ность Советского государства во второй половине 40-х годов соверша­лась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел ди­пломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важней­ших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании после­военного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руко­водители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национали­зацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демо­кратии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской дикта­туры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Ин­формационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координа­ция действий компартий государств народной демократии, которые ста­ли называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалисти­ческий и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государст­венного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены дого­воры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Со­ветский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китай­ской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусмат­ривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтвержда­лось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны дос­тигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатиче­ские отношения с государствами, получившими независимость в резуль­тате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Начало «холодной войны».

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзни­ками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое назва­ние получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х — начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального пе­риода «холодной войны» были В.М. Молотов, а с 1949 г. – А.Л. Вы­шинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с вы­двинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расце­нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Вос­точной Европы.

Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Се­вероатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях быв­ших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ста­вила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запреще­нии атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались предста­вителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вы­вел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участ­вовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои под­писи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сто­ронников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международ­ного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руково­дство Корейской Народно-Демократической Республики сделало по­пытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить пози­ции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Ко­рее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Север­ную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операци­ях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных диплома­тических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы.

Одним из ведущих направле­ний внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румы­нии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и тор­говли между странами была создана межправительственная экономиче­ская организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румы­ния, Чехословакия, а с 1949 г. — ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточ­ной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно­европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Наме­чалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон­ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы дого­варивающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Вос­точной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологиче­ских и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в реко­мендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внеш­ней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совме­стных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно- политической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, уже­сточилась командно-административная система. В эти же годы в обще­ственном сознании все более четко формировалась мысль о необходи­мости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облег­чила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы обществен­ной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.013 с.)