Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просветительская деятельность.

Поиск

Распространению знаний способст­вовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое Московское общество испытателей природы, Общество истории и древ­ностей российских, упомянутое выше Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30- 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем- просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» поя­вились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. Материалы патрио­тического содержания публиковались в журнале «Сын отечества». Ог­ромной популярностью в 30-50-е годы пользовались литературно- художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие прогрес­сивные общественные деятели.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные му­зеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представляв­ших историческую, культурную и художественную ценность. Примеча­тельно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в про­винциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государ­ству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило осно­вой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйствен­ные выставки.

Литература.

Именно расцвет литературы позволил определить пер­вую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общест­венно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее раз­витие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирова­ния общественного сознания.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализ­му. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.Р.Державин. Главным представителем русского сенти­ментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза» и др.).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические со­бытия войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А. Жу­ковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели — декаб­ристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических поряд­ков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм ока­зал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лер­монтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утвер­ждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантли­вых писателей того времени — И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не­красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России — литературная критика. Они стали и центрами ли­тературных объединений, и выразителями разных общественно- политических взглядов. В них отражалась не только литературная по­лемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально- политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензур­ный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И. Герцена, — это или мартиролог, или реестр каторги». А.И. Полежа­ев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Театр.

В первой половине XIX в. в России театральная жизнь всту­пила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежне­му широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Моск­ве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая по­стоянно вмешивалось в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические коме­дии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30—40-е годы XIX в. под влия­нием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утвер­ждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жиз­ни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семе­нова и другие — закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М.С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александринском театре реалистические образы Хлеста­кова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А.Е. Марты­нов.

Балет.

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияни­ем отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистей­шего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодра­мы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых бьш подсказан оте­чественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фон­тан», «Кавказский пленник» А.С. Пушкина). В либретто балетов ис­пользовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш.Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцеваль­ного искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блиста­ли А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина и др.

Музыка.

В первой половине XIX в. открылась новая страница в ис­тории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стреми­лись к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития нацио­нальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с роман­тизмом обусловило появление особого жанра — русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались клас­сические каноны европейской музыкальной культуры с русскими на­родными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Куколь­ника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он бьш родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

Реалист и новатор А.С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал прие­мы и Средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направле­ния в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Живопись и скульптура.

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально при­знанным методом был классицизм. Академия художеств стала консерва­тивным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам класси­цизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к порт­ретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипрен­ский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умуд­ренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружев­ница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сю­жет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реали­стичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торга­шескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майо­ра», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали ПА. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый в Москве памятник — К. Минину и Д. По­жарскому на Красной площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловскому принадлежат памятники М.И. Кутузову и B. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Ни­колая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и меда­лей, посвященных Отечественной войне 1812 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.013 с.)