Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение отмены крепостного права.

Поиск

Великой назвали современни­ки реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепост­ных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отноше­ний.

Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в. (О влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине XIX в. — см. ниже.)

На верх

 

 

27. Россия в эпоху преобразований 60-х-70-х гг. XIX в. Контрреформы Александра III.

 

РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их ос­новная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить полити­ческую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить са­модержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления.

После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из предста­вителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал пре­обладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо полити­ческих функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержа­ние путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое поста­новление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппози­ции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, гла­венствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администра­ции.

Судебная реформа.

«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они преду­сматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессив­ные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя рефор­му, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в су­допроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Напри­мер, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.

Военная реформа.

Поражение в Крымской войне показало, что рос­сийская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было соз­дать армию, обладающую обученным запасом личного состава, совре­менным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воин­ской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокраща­лись в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкостволь­ного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управ­ления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных учи­лищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесослов­ное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разде­лены на классические и реальные. В них принимались дети всех сосло­вий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидиро­ванную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятель­ность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отме­нили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рас­считанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространя­лись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сво­дившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Значение реформ.

Проведенные преобразования имели прогрессив­ный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к пере­довой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический харак­тер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью россий­ской буржуазии и политической инертностью народных масс. Радика­лам (шестидесятники и революционные народники) не хватало сил ко­ренным образом переустроить общество. Их выступления лишь активи­зировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бю­рократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработан­ных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Алек­сандра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительствен­ного курса.

Александр III.

Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь — «Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем воен­ными средствами. Его политические взгляды были глубоко консерва­тивными. Они заключались в приверженности принципам неограничен­ного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насажде­ние православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окру­жение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государствен­ной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюро­краты» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакци­онной тенденции во внутренней политике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.231 (0.007 с.)