ТОП 10:

Внешняя политика советского государства во второй половине 20-х и 30-е гг.



 

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мир­ного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервен­ции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского госу­дарства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обост­рились противоречия между самими крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских госу­дарств — Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемствен­ность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

Первое положение — принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий взаимную помощь в борьбе международного рабо­чего класса и антикапиталистических национальных движений в слабо­развитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую со­циалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интерна­ционал (Коминтерн). В него вошли многие левосоциалистические пар­тии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунисти­ческие) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих госу­дарств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение — принцип мирного сосуществования с капитали­стической системой — определялось необходимостью укрепления пози­ций Советского государства на международной арене, выхода из поли­тической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом. Противо­речивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследо­вательность внешнеполитических акций молодого Советского государ­ства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую поли­тическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственно­сти, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, про­никновения в нее иностранных капиталов и товаров.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ

В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом пре­терпели значительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевист­ской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстанов­ления разрушенного народного хозяйства.

В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обяза­тельства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, — Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советско­го государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах ре­шались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглаша­лись принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установ­ление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ- Батора.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. Советское правительство пред­ложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Совет­ской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств — Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: ком­пенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собст­венность на территории бывшей Российской империи; отменить моно­полию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудниче­ство на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политиче­скому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со сто­роны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономи­ческого сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внут­ренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Международное признание СССР.

В 1924 г. Англия, крайне заин­тересованная в торговле с Россией, первой официально признала Совет­ское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широ­ким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924—1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капита­листических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и меж­дународной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападе­нии и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с деклара­цией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. — с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад от­верг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана — Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспе­чить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интерна­ционализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сип (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьда- новского правительства привела к разрыву советско-китайских отноше­ний. Летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и ар­мией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономиче­ского характера.

Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала ди­пломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правитель­ства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку со­ветских товаров в свои страны.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определив­ший основные направления внешней политики Советского правительст­ва. Он констатировал усиление напряженности в международных отно­шениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политиче­ским противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибоч­ными. Фактически они привели к самоизоляции международного ком­мунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ

В конце 20 — начале 30-х годов международная обстановка сущест­венно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начав­шийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике соци­альную демагогию одновременно с развязыванием политического тер­рора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы ста­ли зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной на­пряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство опреде­лило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в между­народных конфликтах, особенно имеющих военный характер; призна­ние возможности сотрудничества с демократическими западными стра­нами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепле­ния своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США при­знали Советский Союз и между двумя странами были установлены ди­пломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-эконо­мических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Ли­гу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подпи­саны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь прави­тельству Народного фронта Испании оружием и военными специали­стами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказы­вали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разде­ляли и США, запретив испанскому правительству закупать американ­ское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. побе­дой франкистов.

Политика «умиротворения», .проводимая западными державами в от­ношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, на­правленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к круп­номасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гит­леровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к запад­ной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Герма­нии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и на­править ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехосло­вакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию.

На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, при­близилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооружен­ный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.

В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Со­ветским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциаль­ную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категори­чески отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германи­ей с целью достижения договоренности по широкому кругу политиче­ских проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).

Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая не­избежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова). К нему был приложен секрет­ный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Ин­тересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши — Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Од­нако они не оказали реальной военной помощи польскому правительст­ву, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая миро­вая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и За­падную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский дого­вор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эс­тонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее бы­строго разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско- финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные дей­ствия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Ар­мии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелониро­ванной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступи­ла Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.

Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Герма­нией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оп­равдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в оп­ределенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный про­токол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические ак­ции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.96.39 (0.008 с.)