ТОП 10:

СССР на международной арене во второй половине 60-х – начале 80-х гг.



 

Политика «разрядки».

На рубеже 60-70-х годов значительно акти­визировалась деятельность СССР на международной арене. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилага­ло усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Сою­зом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происхо­дили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталисти­ческими государствами. В 1966 г. в ходе вшита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декла­рации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере эконо­мики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на ком­пенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были под­писаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусмат­ривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бас­сейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. За­ключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Евро­пе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание гла­вы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы с уверю иного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро нача­лась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ас­самблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых доку­ментов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципи­альные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Вос­тока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

СССР и социалистические страны.

Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товаро­оборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен на нефть и энерго­ресурсы на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделе­ния труда в Венгрии развивались автобусостроение и выпуск авто­мобильных деталей, в ГДР — судостроение и текстильное машинострое­ние.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению при­родных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на терри­тории стран — членов СЭВ. В целях концентрации средств для совмест­ного строительства бьш организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД совет­ской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Вос­точной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским ру­ководством по отношению к социалистическим государствам, была на­звана на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехослова­кии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «об­новления социализма» путем демократизации общества, внедрения ры­ночных начал в экономику, переориентации внешней политики на стра­ны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контр­революция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран — участниц ОДВ в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обяза­лись не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе погра­ничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена чис­ленность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напря­женности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае на­чалось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отноше­ниях СССР с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Международный кризис конца 70-х годов.

К концу 70-х годов Со­ветский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участво­вал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружа­лись промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70- 80-х годов оказала негативное влияние советская политика в Афгани­стане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного перево­рота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА об­ратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь поли­тической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководите­лей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интерна­ционализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и воен­ными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расце­нила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием об­щего кризиса административно-командной системы.

Общество накануне «перестройки».

Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия насе­ления вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Пред­принимались меры с целью преодоления негативных явлений в эконо­мике и политике. В официальных документах декларировалась необхо­димость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но ре­альных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стаг­нации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В нояб­ре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секре­тарем ЦК партии. До этого назначения Ю.В. Андропов в течение полу­тора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерально­го секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечивающих запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н.А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н.И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В.И. Воротников и Е.К. Ли­гачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших по­мощников нового лидера находился М.С. Горбачев, руководитель аграр­ного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой — системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо ради­кальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных яв­лений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее боль­шинство советских людей поддержали курс, направленный на установ­ление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы руково­дства к внешней политике. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в «необъявленной войне» в Афганистане.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Кадровый партийный работ­ник, немолодой уже человек (в момент избрания генсеком ему было более 80 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо ре­форм. Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущев­ской «оттепели», находилась на грани распада. Это все глубже осозна­вали многие представители партийно-государственного аппарата.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.007 с.)