Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хрущевское десятилетие: реформирование экономики, либерализация внутренней и внешней политики.

Поиск

 

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской «оттепели». В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и полити­ческой сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, прово­димые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встреча­ли непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Политика десталинизации.

Весной 1953 г. были осуществлены из­менения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев — известный партий­ный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторгани­зациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, мини­стром обороны — Н.А. Булганин. Во главе нового министерства внут­ренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Бе­рия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председате­лем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руко­водство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти нача­лась борьба между ними за политическое лидерство. Основными сопер­никами в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления за­конности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества. ^

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграни­чить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства зани­мала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секрета­ря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Стали­на. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в орга­нах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реа­билитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабили­тированы около 16 тыс. человек.

«Большое значение в начавшейся либерализации общественно-поли­тической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде об­суждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н.С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последст­виях». В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации наро­дов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с куль­том личности И.В. Сталина, с негативными чертами его хара «ера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в док­ладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном соз­нании, разрушение системы страха. «Умирают в России страхи…» — та­кими словами начиналось одно из стихотворений Е. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни.

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восста­новление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепле­ния правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Бы­ло принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законо­творческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государ­ственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась ра­бота по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депор­тированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась ре­патриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабили­тация не коснулась многих крупных советских и государственных дея­телей 30-х годов, в частности, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина — руководи­телей оппозиции И.В. Сталину. Было отказано в возвращении на преж­ние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилита­ция не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населе­ния.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочис­ленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Ста­лина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляе­мая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и J1.M. Кагановичем, попыта­лась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руково­дства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Одна­ко открытое сопротивление части партийных и государственных руко­водителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хру­щева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Ма­ленкова, В.М. Молотова и JI.M. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключе­ны из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти.

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов — его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две долж­ности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утвер­ждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммуни­стическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществле­ние программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», — утверждал Н.С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусмат­ривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение систе­мы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудо­вой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были по­вышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского насе­ления. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастов­щиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вы­зывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно- хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабиль­ностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Экономический курс в деревне.

Во второй половине 1953 г. нача­лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче­ского курса. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности — сырьем. Повышение бла­госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст­венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за­готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. В 1956 г. размер направляемых в агросферу средств составил 18% общего объема капиталовложений (в 1955 г. — лишь 7%). Несколько раз повышались цены на сдаваемую го­сударству сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсоб­ных хозяйств крестьян и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади). Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению техни­ческой оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Си­бирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, кре­стьяне, специалисты).

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно- технические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, про­дажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтра­лизовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде­ленных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пя­тью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяй­ства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали эко­номику многих хозяйств.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укруп­нения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществля­лись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохо­зяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на­ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усили­лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам — по его на­стоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью.

Переориентирование эко­номики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратко­временным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Мален­ков — сторонник стратегии развития легкой промышленности — был вы­нужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавли­вался принцип приоритетного развития производства средств производ­ства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). (В связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана (1956-1960 гг.), был разработан новый план, рассчитанный на семь лет.) На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А». Высокими тепами развивались машиностроение и приборо­строение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строи­тельство.

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промыш­ленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышлен­ные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улуч­шения внедрения в производство новейших достижений науки и тех­ники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отрас­лей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис­тема управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руково­дства индустриальными отраслями.

В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышлен­ностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 эконо­мических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их тер­ритории, передавались в ведение местных совнархозов. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и рес­публик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйство­вания сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Социальная сфера.

К концу 50-х годов произошли изменения в со­циальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Все­союзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Восто­ка. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и кол­хозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния на­рода. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для ос­тальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государст­венных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачи­ваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, исполь­зование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны но­вые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в но­вые квартиры.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

Международные связи в 50-е годы.

Внешняя политика СССР в на­чальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запа­да. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с ко­торым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать вся­кие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СБИТО). Возник военно- политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политиче­ские блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалис­тического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Ор­ганизации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Поль­ша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Орга­низация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать воз­никающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консульти­роваться по международным вопросам, затрагивающим их общие инте­ресы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командо­вание для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполи­тических действий был образован Политический консультативный ко­митет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средст­ва, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаи­моотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими стра­нами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Гер­мании. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались ди­пломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нор­мализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудниче­ство сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х го­дов СССР бьш связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государ­ствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индоне­зией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им по­мощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асу­анской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса.

Новые подходы к ре­шению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового разви­тия. В документах съезда были сделаны выводы о возможности пре­дотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государства­ми мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время пред­ставлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отно­шения с социалистическими государствами, к числу которых присоеди­нилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества бы­ли: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, кон­такты в области научно-технической политики, культурные связи. Глав­ным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из при­чин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки дик­тата и открытого военного вмешательства в дела независимых госу­дарств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли уча­стие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Ор­ганизаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с Венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отка­зался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию во­енной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с ку­бинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядер­ными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет прави­тельство США объявило о введении «карантина» на все виды направ­ляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установлен­ные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно- бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хру­щева.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения воору­жений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоруже­ния. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициатива­ми, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфе­ре, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Мос­ковскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смяг­чению международной обстановки.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хруще­вым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значи­тельной попыткой реформировать советское общество. Стремление ру­ководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политиче­ские и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором — Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в от­ставку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.238 (0.012 с.)