Зарождение и становление парламентаризма в России. Деятельность Государственной Думы начала ХХ в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и становление парламентаризма в России. Деятельность Государственной Думы начала ХХ в.



 

I Государственная дума.

В апреле 1906 г. открылись заседания I Го­сударственной думы. Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октяб­ристов, 23% трудовиков, близких к эсерам и выражавших интересы крестьянства. Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выбо­ры бойкотировали.

Современники назвали I Государственную думу «Думой народных надежд на мирный путь». Однако ее законодательные права были уреза­ны еще до созыва. Совещательный Государственный совет был преобра­зован в верхнюю законодательную палату. Новые «Основные законы Российской империи», опубликованные до открытия Думы, оставили за царем право издания указов без ее одобрения, что противоречило обе­щаниям Манифеста 17 октября. Тем не менее некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы и должна была утверждать государ­ственный бюджет.

Дума предложила программу демократизации России. Она преду­сматривала: введение ответственности министров перед Думой; гаран­тию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политиче­скую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось два законопро­екта: кадетов и трудовиков. И те, и другие стояли за создание «госу­дарственного земельного фонда» из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. Однако кадеты рекомендовали не трогать рентабельные помещичьи имения. Изымаемую часть помещичьей земли они предлагали выкупать у владельцев «по справедливой оценке». Обра­зец такой «справедливости» крестьяне уже видели в 1861 г. По проекту кадетов аграрный вопрос снова решался за счет крестьян. Проект тру­довиков предусматривал отчуждение всех частновладельческих земель безвозмездно, оставив их хозяевам только «трудовую норму». В процес­се обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект — полное уничтожение частной собственности на землю, объяв­ление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием.

Правительство, поддержанное консервативными помещиками, от­вергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распус­тил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды. Во главе правительства бьш поставлен П.А. Столыпин.

II Государственная дума.

При выборах новой Думы было урезано право от рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить по­слушную Думу, но он просчитался.

II Государственная дума (февраль — июнь 1907 г.) оказалась еще бо­лее левой, чем первая. Кадетский центр «растаял» (19% мест). Усилился правый фланг — в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал- демократы образовали «левый» блок, имевший 222 места (43%).

Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а надельные крестьянские земли изъять из общины и отрубами разде­лить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительственной программой аграрной реформы. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у поме­щиков и передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект. Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и соз­дания местных комитетов для ее распределения между крестьянами.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просущест­вовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного пере­ворота.

3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государ­ственной думы был опубликован новый избирательный закон. Издание закона по одной только воле правительства явилось прямым нарушени­ем Манифеста 17 октября 1905 г., так как в нем царь обещал, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государст­венной думой». 3 июня считается последним днем революции 1905—1907 гг.

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (1907-1914)

Внутренняя политика.

После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия».

Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые сви­детельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней по­литике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административны­ми и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему ап­парату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов.

Проведение контрреволюционной линии опиралось на «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». Местные власти получили право обыскивать помещения любых учреждений и организаций, арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные приговоры и казни ста­ли повседневным явлением. Были разгромлены многие организации кре­стьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть проф­союзов, запрещено издание ряда демократических газет и журналов.

Наиболее ярко идейное наступление отразилось в сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи» (1909 г.). В нем авторы отстаивали не­нужность, вредность революционных действий, благодарили «власть, которая одна своими штыками охраняет нас (либералов. — Авт.) от яро­сти народной». Церковь призывала к христианскому смирению и со­трудничеству с правительством. Представители черносотенных органи­заций шли еще дальше, требуя смерти для всех революционеров, пре­кращения деятельности Думы.

III Государственная дума.

Возможность лавирования и заигрыва­ния правительства с разными политическими силами обеспечивал из­бирательный закон 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выбо­ров. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне больше по­ловины. Правительство убедилось в том, что нельзя рассчитывать на монархическую привязанность крестьянства, которую перевешивает ненависть к помещикам. Избирательного права были лишены 8 млн. жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Число депутатов от нацио­нальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое. Выборы в III Думу были не всеобщими, сословными и неравными, многоступенчаты­ми и не прямыми. Они проходили в обстановке террора, полицейских преследований.

III Государственная дума работала 5 лет с ноября 1907 по июнь 1912 г. В нее вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов соста­вили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли «левый» фланг. Ни одна из фракций не получила большинства. Результаты голосования зависели от того, куда качнется «центр». Если к «правым», то образовывалось «право- октябристское» большинство, поддерживавшее правительство. Если к «левым», то создавалось «кадетско-октябристское» большинство, гото­вое к реформам либерально-демократического характера. Так сложился механизм парламентского октябристского маятника.

В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный. Пять лет Дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни рас­пространялся только на 15% рабочих и создавал видимость заботы правительства о них.

Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия для рус­ских», т.е. усилились русификаторские мероприятия. Они не находили поддержки у окрепшей национальной буржуазии. Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисеми­тизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.006 с.)