Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура России второй половины XIX – начала хх вв.

Поиск

 

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капи­талистическая модернизация стимулировала научно-технический про­гресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (админи­страторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образо­ванных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и акти­визация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллиген­ция, для которой стала характерной не только принадлежность к умст­венному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета трати­лось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призре­ние. Вторая линия была нацелена на формирование общественного соз­нания в духе обновленной теории «официальной народности» и предот­вращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала ху­дожественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощуще­нием человека XX столетия. Они требовали нового осмысления соци­альных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеоб­разный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.

В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образова­нии. Однако потребности производства требовали профессионально об­разованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 6% в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохрани­лась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чте­нию, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно спо­собствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Си­нода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Система среднего образования включала гимназии и реальные учи­лища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно- технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запре­щалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом со­хранения сословной системы образования и торможения его демократи­зации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появи­лись частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление жен­щин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в Рос­сии было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность.

В пореформенной России и в нача­ле XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приоб­щению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллиген­ция, создававшая различные просветительские организации при земст­вах и научных обществах, а также новые внешкольные формы обра­зования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались осно­вы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обуче­ния на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были откры­ты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться кни­гами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально- концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние на­родные университеты, в которые принимались все желающие вне зави­симости от социального статуса, материального положения и вероиспо­ведания. Наибольшую известность приобрел Московский народный уни­верситет имени АЛ. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении на­рода к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Де­шевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библио­тека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно- популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число обще­доступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехниче­ском, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в сто­лицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Им­ператорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.

Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и приклад­ные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества наклады­вали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классиче­скую теорию химического строения органических тел создал A.M. Бут­леров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катали­зе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области элек­трохимии и физической химии. 60-70-е годы XIX в. стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков ПЛ. Чебышева, A.M. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной элек­тронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытая П.Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа нака­ливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А.С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международ­ном конгрессе физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший электро­магнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. «Отцом русской авиации» называют Н.Е. Жуковского — основопо­ложника современной гидроаэродинамики.

К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появле­нию новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработ­ке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и фи­зиологии пищеварения, а также И.И. Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиоло­гии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизве­стных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Ин­донезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семе- нова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатей­шие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице- адмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал сис­тематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного мор­ского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил ГЛ. Седов. В 1912-1914 гг. он организо­вал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали об­щественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глу­бокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естест­венных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значитель­ной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобра­зования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общест­венно-исторических процессов. Однако политическая практика мар­ксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной от­толкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть ин­теллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX-XX вв. в связи с необходимостью понима­ния современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос ин­терес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал мно­жество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал но­вую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, соз­давший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых исто­рия России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах мар­ксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалев­ский основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук».

В ней преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты.

Литература.

Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И.С. Тургенев, Н.А. Не­красов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым лидером критического направле­ния в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых соци­ально-политических проблем России начала XX в.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубо­кий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобрази­тельных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в ли­тературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических пози­ций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандель­штам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная ме­лодрама, детективы, эротика).

Театр.

Во второй половине XIX — начале XX в. активно развива­лось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, A.M. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных арти­стов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художест­венный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем иг­рали В.И. Качалов, И.М. Москвин, ОЛ. Кншшер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.

Кино.

На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кино­фильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге в увеселитель­ном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). В 90-х годах оте­чественными кинолюбителями и фотографами было снято несколько документальных лент. С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.

Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова воз­никли в 1907-1908 гг. Первоначально создавались документальные лен­ты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Ра­зин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911-1913 гг. в России насчитывалось около 30 отече­ственных кинофирм, выпустивших более 600 картин.

Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазано­ва. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения A. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоев­ского («Бесы»), Л.Н. Толстого («Отец Сергий»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии. Однако в 1911— 1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

Музыка.

Во второй половине XIX в. окончательно оформилась на­циональная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов XIX в. в России сложилась творческая группа композиторов, которую критик B. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее полно проявились национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям.

Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений. В начале XX в. поиски новых музыкальных средств выражения продол­жил А.Н. Скрябин, в произведениях которого удивительно переплета­лись камерность и симфоничность.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также импера­торские Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С.И. Мамонтова (затем — С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность Русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов». Пропагандой произведений русских и зарубежных компози­торов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, от­крытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения ГЛ. Ломакиным.

Русская вокальная школа была представлена замечательными опер­ными певцами (Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсави­ной, В.Ф. Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой куль­туры. Хореографические постановки М.И. Петипа стали классикой ми­рового балета.

Особое значение для популяризации театрально-музыкального ис­кусства России имела деятельность С.П. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1913).

Живопись и скульптура.

В середине XIX в. в изобразительном ис­кусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы де­мократической н гражданственной эстетики.

В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 г. ими было создано «Товарищество передвиж­ных художественных выставок». И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просвети­тельскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огром­ное художественное наследие. В школе передвижников большое разви­тие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюже­ты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов). Близкий к пере­движникам В.В. Верещагин известен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрес­сионизма. Часть художников сочетала русские художественные тради­ции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кусто­диев, ИЛ. Билибин и др.).

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыва­нию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искус­ства» (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, Н.Э. Грабарь и др.). «Мирискусники» провозгласили новые художест­венно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воз­зрениям передвижников, и салонность академизма. Они пропагандиро­вали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начала XIX в.), а также популяриза­ции западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественни­ками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирово­го искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции от­разились в творчестве A.M. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Мо­скве) и близкого к передвижникам М.М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Ряд мону­ментальных скульптурных произведений принадлежал М.О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрес­сионизма в начале XX в. скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков использовали новые пластические формы и светотеневые контрасты.

Архитектура.

Градостроительство было связано с бурным экономи­ческим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — бан­ки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строите­льных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклек­тика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архи­тектора А.И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верх­них торговых рядов (арх. А.Н. Померанцев) в Москве.

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три на­правления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и зда­ние Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница «Метро­поль» (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А.В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта (арх. И.И. Рерберг) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) — возро­ждали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое призна­ние. Многие отечественные ученые были почетными членами европей­ских академий и научных учреждений. Имена русских путешественни­ков остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечест­венной литературе и изобразительном искусстве зародились новые ху­дожественные формы, которые оказали значительное влияние на разви­тие европейской и мировой культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.018 с.)