Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геокультура народов Юга РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Геокультура народов Юга России весьма многогранна и разнопланова, что обусловлено уникальностью многонационального состава региона, различными культурными кодами и поликонфессиональностью. Геокультурный образ Юга России формируется культурно-цивилизационными и географическими образами Кавказа, Евразии и Черноморско-Каспийского регионов. На Юге России проживают народы, принадлежащие к различным языковым семьям – индоевропейской, кавказской (иберо-кавказской), алтайской. Индоевропейская языковая семья представлена в регионе в основном славянской, армянской, греческой и иранской подгруппами. К последней относятся осетины и таты. Второй по численности языковой семьей является северокавказская (как часть иберийско-кавказской). Она, в свою очередь, подразделяется на две группы: адыго-абхазскую и нахско-дагестанскую. В состав первой входят адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги (первая подгруппа), а также абазины и абхазы (вторая подгруппа). Нахско-дагестанская группа также делится на две подгруппы. Нахскую (вайнахскую) составляют чеченцы, ингуши, кистины и бацбийцы. Дагестанскую подгруппу часто подразделяют на четыре языковые ветви: аваро-андоцезскую, даргинскую, лакскую и лезгинскую. Алтайская языковая семья представлена тюркоязычной и монгольской языковыми группами. На тюркских языках говорят балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, ставропольские туркмены, татары, азербайджанцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др. Особый язык у калмыков, относящихся к западной подгруппе монгольской группы алтайской В настоящее время Юг России представляет собой сложное этнокультурное и конфессиональное образование, включающее в себя различные виды культурно-религиозных традиций: христианско-православную, исламскую, буддистскую. Буддизм сложился в северной части Южной Азии в VI в. до н.э. и в Южнороссийском регионе получил распространение, главным образом, среди калмыков, исповедующих особое течение буддизма махаяны – ламаизм. В начале I тыс. н.э. начинает утверждаться христианство. В нем выявилось два основных направления: восточное (православие) и западное (католицизм). Восточное христианство является наиболее распространенной конфессией в регионе. Кроме армян, греков, русских, украинцев, оно получило распространение среди значительной массы осетин и небольшой части кабардинцев. До принятия ислама у некоторых автохтонных народов Северного Кавказа также было распространено христианство наряду с язычеством. В VII в. ислам возник в арабской среде и в дальнейшем получил распространение среди большинства горских народов Северного Кавказа. Раньше всего он утвердился в Южном и Центральном Дагестане, позже среди адыгов и вайнахов, вытеснив языческие верования. В подавляющем большинстве верующие мусульмане региона относятся к суннитскому направлению. Особенности культурного кода автохтонных этносов Северного Кавказа во многом определяются традиционными религиозными культами и верованиями, формировавшимися на протяжении тысячелетий. Среди многообразия этнических культур выделяют традиционную (архаическую) культуру, которая доминирует в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. В этом типе культуры господствуют обычаи и передаваемые из поколения в поколение традиции. Глобальной проблемой современной эпохи становится противостояние традиционной и модернизированной (современной) культур, которое оказывает все возрастающее влияние на ход культурно-исторического процесса. Модернизация подразумевает, прежде всего, внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей и является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти традиционным обществам. В настоящее время на Юге России можно выделить северокавказские геокультуры, русскую геокультуру, геокультуру казачества и геокультуру калмыков. Большинство северокавказских культур относится к типу трудно модернизируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Этносоциологические и социально-психологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного культурного компонента для самосознания народов Северного Кавказа. Что касается южнорусской культуры (как и в целом русской культуры), то она претерпела несколько этапов модернизации в ходе исторического развития России. Северокавказские геокультуры в своем большинстве относятся к традиционному, трудно модернизируемому типу культуры, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Этносоциологические и социально-психологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного культурного компонента для самосознания народов Северного Кавказа. Ученые отмечают такие особенности традиционной культуры народов Северного Кавказа, как воинский культурный комплекс жизни, гостеприимство/куначество, культ старейшин, аталычество, религиозный синкретизм. Геокультура адыгов(кабардинцы, адыгейцы, черкесы, шапсуги). Геокультура вайнахских народов (чеченцы и ингуши). В области этнической культуры чеченского народа следует подчеркнуть их воинский комплекс жизни, идущий от эпохи военной демократии. Этническая культура также включала в себя большой пласт ценностей, накопленный за многовековую историю практической жизни. Важной сферой духовной культуры являлись: счет, календарь, метрическая система, агротехнические, зоотехнические, метеорологические и другие знания. В ингушской культуре существовало немало пережитков дохристианских и доисламских верований. Одним из самых распространенных был культ Мяцела – покровителя урожая, считалось также, что от него зависит рождение детей и размножение скота. В честь Мяцела ежегодно в конце июня приносились жертвы на горе Столовой. В фольклоре вайнахов заметное место занимали нарт-орстхойский героический эпос, устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец – парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры). Геокультура народов Дагестана. Уникальным регионом внутри Северного Кавказа является Дагестан – «страна гор и гора языков». Наиболее крупными народами являются: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы. У народов Дагестана особенно высоко было развито искусство резьбы по камню, служившее для украшения мечетей и жилищ богатых людей. Его основными центрами считались Дербент, Кубачи. Одним из основных элементов горской архитектуры служили арочные конструкции. В Южном Дагестане заметное развитие получило искусство ковроделия. Здесь изготавливались безворсовые и ворсовые ковры. В элементах орнамента можно заметить животных, хищних птиц, голубей, уточек, бычьи головы, рога разных форм, а также листья, цветы, завитки, солярные (солнечные) знаки и пр. Также дагестанские мастера славились изготовлением холодного оружия (аул Кубачи), ювелирных украшений. Одним из главных праздников у народов Дагестана был день первой борозды, открывавший цикл весенне-полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, магическими действиями, в дни праздника устраивались пиршества, скачки, различные игры. Сильно развит фольклор: исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни-колыбельные, лирические, героические («О сражении с Надир-шахом», «Ахульго» и др.), исполнявшиеся как без музыки, так и под нее. Геокультура осетин. Основу духовной культуры осетин составляет – нартский эпос, являющийся ядром этнической картины мира, этнического самосознания. Нартский эпос существует не только у осетин, но и у других автохтонов Северного Кавказа, оказывая огромное влияние на их культуру. Период развития устного народного творчества у осетин охватывает многие века и имеет длительную художественную традицию. Поэтому их фольклор представлен развитой системой жанров, большим разнообразием сюжетов и художественных средств. Широко распространены в устном народном творчестве осетин сказки, подразделявшиеся на бытовые, сатирические, фантастические, исторические, о животных. Во многих сказаниях отражаются черты популярных древних культов осетин, в частности Уастыржи (св. Георгия), подчеркивается страх человека перед злыми духами. Большой популярностью пользуются героические, исторические песни. Культура тюркских народов. К тюркским народам Северного Кавказа относятся карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы. Кумыки обладают чрезвычайно богатым и разнообразным как по формам, так и по содержанию фольклором. В нем представлены различные песни, эпос «Песни вольности», волшебные и бытовые сказки, пословицы и поговорки, частушки. Большой интерес вызывают эпические и исторические песни – йыры, которые исполнялись с музыкальным сопровождением. Большое место в кумыкском фольклоре занимают также лирические песни, обрядовая поэзия. В карачаево-балкарской мифологии и эпосе следует выделить верховного бога в языческом пантеоне – бог неба и создатель вселенной Тейри. Он означал всемогущее и вездесущее божество, отголоски культа которого пронизывают весь комплекс хозяйственно-культурного мира человека. Этот культ, отсутствующий у соседних народов, был унаследован балкарцами и карачаевцами от их тюркоязычных предков. В образе Тейри как героя исследователи отмечают и черты древнего тотема – орла. Геокультура ногайцев. В этнической культуре ногайцев следует вычленить тип их жилища, отражавший способ существования этноса. Это войлочная юрта с решетчатой основой из прутьев. Вверху находилось отверстие для выхода дыма. Интерьер жилища состоял из очага, циновок, войлоков или ковров, украшавших стены и постеленных на полу одеял, матерчатых или кожаных матрацев и подушек. Ногайцы владели мастерством теснения по коже с помощью специальных штампов, изготовленных из рога или металла. Теснением украшались седла, колчаны и налучия, кожаные сумки, иногда обувь. Сохранились элементы традиционных верований, связанные с культами природы, ее объектов и сил, с верой в демонические существа (Албаслы, джины и др.). Геокультура калмыков. Само название «хальмг», что происходит от тюркского «калмак» и означает «оставшиеся». Такое значение экзоэтнонима связывают с тем, что предки калмыков – ойраты, остались единственным народом, избежавшим перехода в ислам в XIV в., когда чингизидиские правители Монолистана осуществляли тотальную исламизацию населения. Этническая культура калмыков, основой которой является тибето-монгольская форма буддизма, контрастирует с культурой других народов региона. Данная культура отличается философским своеобразием, она глубоко мистична, представляет собой смешение учений буддизма, шаманских и древних монгольских верований. Для нее характерны развитая обрядность, обращенность к простым людям и возможность спасения для всех, т.е. она воплощает основной принцип учения Будды. Калмыцкий язык относится к западной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. Лингвистически и этногенетически калмыки наиболее близки ойратским западно-монгольским этносам, проживающим в Монголии и Китае. Русская геокультура. Русские – это крупнейший по численности народ на Юге России. По мнению некоторых этнологов, он включает следующие субэтносы: казаки донские, кубанские, терские. Расселены они по субъектам РФ неравномерно: больше всего в Краснодарском крае и Ростовской области. В северокавказских республиках в связи с экономическим кризисом и политической нестабильностью происходит снижение абсолютной численности русских и их доли в составе населения. Язык общения – русский, входит в состав восточной группы славянских языков индоевропейской языковой семьи. На Северном Кавказе доминируют южнорусские диалекты. Большинство верующих – прихожане Русской Православной церкви. Существуют также общины старообрядцев, секты духоборов, молокан и др. С самого начала миграции представителей русского этноса на Северный Кавказ между ними и другими переселенцами, горскими и кочевыми народами устанавливались тесное взаимодействие, взаимный обмен хозяйственным опытом, бытовой культурой. Русские переселенцы приносили свою традиционную культуру, в ответ в их быт, материальную и духовную культуру проникали самые разнообразные элементы культуры народов Северного Кавказа. В новых географических условиях русским пришлось освоить новые сроки посева и уборки; опыт создания новых пород скота, приспособленных к местным природно-климатическим условиям. В частности, русские освоили винокурение, выращивание марены, изучали металлообработку. В то же время русские переселенцы способствовали развитию на Северном Кавказе садоводства и огородничества, строительных навыков и др. Даже в условиях Кавказской войны продолжало развиваться хозяйственное и культурное взаимодействие, широко были распространены добрососедские отношения, включая куначество и родственные связи. У многих народов Северного Кавказа существуют фамилии, которые ведут свои родословные от русских, а среди русских – фамилии, родоначальниками которых были горцы. Во второй половине XIX в. складывается единый культурно-бытовой комплекс русских Северного Кавказа, который в то же время характеризовался локальными различиями, связанными с особенностями взаимовлияния традиционной культуры переселенцев из различных частей России с культурой других групп славян, населения и горских народов. Складываются ментальные особенности русских на Северном Кавказе: более независимых, инициативных, чем в Центральной России. В быту усиливается влияние городской культуры, моды, что ведет к унификации народной одежды с включением элементов одежды, заимствованной у местных народов. Городская культура развивалась в общерусском культурном контексте, города Северного Кавказа были тесно связаны с сельским хозяйством. Первоначально в городах преобладали лица военных сословий, но после окончания Кавказской войны, строительства Владикавказской железной дороги и включения Северного Кавказа в социально-экономическую и культурную систему Российской империи быстро выросла доля купечества, мещан, рабочего класса. Города были центрами меновой и ярмарочной торговли. Они превратились также в центры трансляции культуры русских на Северный Кавказ. В советский период русская инженерно-техническая интеллигенция и рабочие создали на Северном Кавказе мощный индустриальный потенциал, способствовали освоению природных ресурсов; преподаватели помогли ликвидировать неграмотность и создать развитую систему среднего и высшего образования; ученые организовали научно-исследовательские учреждения, музеи, заповедники и др. Русские участвовали в реализации программ по культурному строительству, развитию литературы, национальных театров, киноискусства, создании системы здравоохранения и т.п. Вклад русских в превращение Северного Кавказа в один из индустриально-аграрных и культурно развитых регионов России неоспорим. Сегодня происходит ослабление доминантной роли русской культуры на Северном Кавказе, сегментация цивилизационно-культурного пространства региона усиливает кризис идентичности и дискомфортность положения русских, что служит одним из мотивов оттока русского и русскоязычного населения из национальных республик. На Юге России традиционно проживало донское, кубанское и терское казачество. Культура казачества – это православная русскоязычная культура, структура которой определяется элементами традиционной земледельческой культуры восточных славян, ограниченными в основном семейно-бытовой обрядностью, элементами дружинной, военно-демократической культуры и элементами восточных культур кочевого характера. Длительный процесс взаимодействия культур в «контактной зоне» проживания казачества привел к взаимообогащению традиционной культуры народов. В составе донского казачества в начале ХХ в. существовали компактные интегрированные этнокультурные группы: донские калмыки – ламаисты и донские татары – мусульмане. Для народов Юга России характерно культурное взаимодействие. Процесс диалога культур народов Северного Кавказа и русской культуры начинается в XIX в., особенно со второй половины, когда происходит их интеграция в российскую культурную систему. Социокультурная роль русских на Северном Кавказе проявилась в создании основ письменности как предпосылки развития этнического самосознания и становлении профессиональной культуры автохтонных народов, а также в создании общего образовательного и государственно-идеологического пространства на базе русской культуры. В целом культура народов Юга России весьма многогранна и разнопланова, что обусловлено уникальностью многонационального состава региона, различным культурным кодом и поликонфессиональностью, тем не менее, можно структурировать геокультурный образ региона как этноконтактной зоны нескольких цивилизаций, где особое внимание уделяется процессам межкультурной адаптации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.255 (0.011 с.) |