Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская кудьтура XIX века и ее вклад в мировую культуруСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 — 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития. Образование и просвещение. В начале XIX в. просве- щение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Вилен-ский, Дерпт-ский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наиболее известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия. Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а.затем Н.Г. Чернышев-ского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту поли- тической культуры и правосознания жителей страны, Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие,историки XIX в., как Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д. Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драма- тург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лер-монтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия. Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Йсаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогрес- са, приведшие к появлению нового-типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн. Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости. 4.7. Страны Востока в период колониализма Сущность колониализма. Колониальная торговля в XVI — XVIII зв. заметно обогатила европейские державы, заложив основу первоначального накопления капитала. С конца XVIII века Западная Европа и США вступают в эпоху промышленного развития капитализма, что обусловило возникновение новых форм колониальной экспансии. На смену примитивным формам внеэкономического принуждения приходят собственно экономические методы эксплуатации колоний, включающие: 1) обогащение за счет торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом последние включаются в структуру мирового хозяйства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья; 2) подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной промышленности с целью закрепления за ними роли аграр-но* сырьевых придатков метрополий. Со вступлением капитализма в монополистическую стадию развития господствующее значение приобрели интересы финансового капитала, преследующие цель получения сверхвысоких прибылей за счет вывоза капитала и его размещения в колониях. Вывоз капитала осуществлялся в следующих формах: —предпринимательско-производительный капитал (Англия); —ссудный капитал (Франция); —непроизводительный капитал (Германия). В первом случае в колониях создавались предприятия, оснащенные (из метрополий) промышленным оборудованием, станками, железными дорогами. Эксплуатация дешевого наемного труда местного населения позволяла получать здесь немалую прибыль. Во втором случае слаборазвитым странам Востока предоставляли кредиты и займы с целью получения дохода в виде процентов. В третьем — государствам Востока давали деньги для покупки потребительских товаров, произведенных на европейских предприятиях. Все это приводило к засилью в колониях иностранного капитала, преобладанию примитивных форм хозяйства, отсталой структуре местного промышленного производства и сельского хозяйства, базировавшегося на ручном труде. Европа и Восток: адаптация, приспособление, модернизация. Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру вбс-точных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику. Европейцы предпринимают усилия по созданию на Востоке рыночной инфраструктуры: от банков и предприятий до железных дорог, портов и баз — и привлечению квалифицированных специалистов. Ставка делалась на местную элиту, получившую европейское образование и проникнутую соответствующими ценностями, — именно таких людей колонизаторы старались поставить на ключевые социальные, экономические и политические посты в зависимых странах. Первоначальной реакцией восточного общества на такой активный процесс вторжения извне было стремление приспособиться к новым условиям существования. Европейские достижения в науке и технике, идеи либерализма, парламентаризма, демократизма активно усваивались образованной элитой. Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модернизировать свое общество по европейскому подобию. Проявлением таких устремлений стали реформы соответствующего характера и направленности, проводившиеся как в колониях, так и в других странах Востока в XIX веке (например, реформы Мэйдзи в Японии). Здесь осуществляются конституционно-демократические преобразования, создаются парламенты и законосовещательные органы власти, проводятся демократические выборы. Отсутствие массового сопротивления реформам давало европейцам надежду на то, что Восток сможет легко вписаться в европейскую модель развития, смириться с уготованной ему участью в мировой хозяйственной системе. Такие иллюзии объяснялись тем, что в XIX веке Восток еще не был «пробужден», и от его имени выступали лишь немногочисленные социальные верхи, сотрудничавшие с колониальными властями. Новый XX век стал свидетелем массового национально-освободительного движения, революций в восточном обществе. Революция и реформы Мэйдзи в Японии. Положение Японии в XIX в. характеризовалось наличием двойственных тенденций. Являясь в культурном отношении типичной восточной страной, в плане социально-экономической динамики она соответствовала скорее западноевропейским стандартам. К середине XIX в. внутреннее развитие страны исчерпало свои потенциальные возможности. Замкнутость и отгороженность от остального мира, средневековое построение общественных и государственных структур препятствовали дальнейшему развитию общества и экономики. Страна вплотную подошла к необходимости реформ, модернизации общества. Эта проблема обострилась вследствие 9. Зак. 606 активизации в регионе крупнейших колониальных держав: Англии, России и США. Процесс активного колониального раздела мира предполагал закрепление в стратегически важных районах. Одним из них была Япония, представлявшая также лакомый кусочек в качестве значительного по объему рынка сбыта. За принудительным «открытием» Японии американским военным флотом в 1857 г. последовало крушение устоявшихся общественных и экономических структур, вывоз золота, тотальное обнищание народных масс. Оказавшись один на один с передовыми державами, Япония могла взаимодействовать с ними на равных только при условии модернизации собственных экономической и политической структур. Толчком к модернизации стала революция Мэйдзи Исин 1867-68 гг. С марта 1866 г. в юго-западных княжествах началась подготовка к перевороту: формирование отрядов добровольцев под предводительством самураев. 3 января.1868 г., сосредоточив в Киото, где находился император, вооруженные силы, лидеры юго-западной коалиции объявили о свержении правительства сегуната. В конце января 1868 г. основные силы сегуна были разбиты в районе Киото. В мае сегун Кэйки капитулировал. Властные полномочия сегуна были переданы императору. Суть модернизации страны заключалась в проведенных после революции реформах, направленных на слом феодальной системы и ускорение капиталистического развития страны. В соответствии с законом 1871 г., в стране ликвидировалась феодальная сословная система, были провозглашены демократические свободы, установившие равноправие всех членов общества. Уничтожив феодальную средневековую иерархическую структуру, данные реформы способствовали формированию либерально-демократических принципов построения общества, характерных для стран Западной Европы и США. Изменилось отношение к собственности. Вследствие упразднений условного держания и верховного владения землей государством восторжествовали принципы частной собственности. Закон 1872 г. провозглашал свободу купли-продажи земли. По реформе 1873 — 1879 гг. земля закреплялась в частную собственность за теми, кто ею фактически 7-8 владел к моменту реформы. Все феодальные подати заменялись единым денежным налогом в размере 3 % от стоимости земли. Основная на данный момент отрасль экономики страны — сельское хозяйство — стала развиваться по капиталистическим принципам. Одновременно полученные за счет налога на землю средства шли на модернизацию производства. Княжеские владения выкупались правительством путем выплаты князьям пенсии в размере 10 % от их прежнего дохода. Это окончательно и бесповоротно подрывало феодальную систему землепользования и свойственные ей примитивные методы хозяйствования. В результате роспуска цеховых монополий (1868 г.) высвобождается творческая энергия и активность в промышленном производстве. Эта реформа открывала путь развитию свободного предпринимательства как необходимого элемента модернизации общества. Преобразованиям подвергся также государственный и административный аппарат. Эпоха реформ полностью изменила принципы построения государства и общественные отношения, способствовала быстрому развитию экономики и производительных сил. Несмотря на то, что революцию Мэйдзи Исин в советской литературе принято было считать «незавершенной», можно сказать, что она и последующие реформы вполне справились с задачей модернизации общества и государства, дав толчок развитию Японии, поставив ее в ряд крупнейших капиталистических держав. Благодаря этому Япония смогла отстоять свою политическую и экономическую независимость, являясь своеобразной иллюстрацией первого и весьма удачного примера модернизации обществ Востока. 4.8. Международные отношения в Новое время Колониальный раздел мира. Европейские войны XVII— XIX вв., внешнеполитические союзы и дипломатия в конце XIX в. Начиная с XV в., в Европе складываются основы капиталистической системы. Эпоха формирования современной западноевропейской цивилизации (XV — XVI вв.) именуется в науке «ранним Новым временем». Одной из его главных черт было начало создания глобальной океаничес- 9* кой цивилизации. Это стало возможным в результате Великих географических открытий, положивших конец замкнутости Запада, сделавших постоянными его связи с Востоком. В XV в, европейцы начали снаряжать экспедиции в неизведанные, далекие страны. Так как торговля с Индией и Китаем находилась в руках арабов, европейские мореплаватели стремились установить прямую связь со странами Востока. Так, португальские мореплаватели в поисках морского пути в Индию двинулись вдоль западного побережья Африки. Экспедиция Васко да Гамы в 1498 г. таким маршрутом достигла берегов Индии. Испанцы искали морской путь в Индию в западном направлении/В 1492 г. испанская экспедиция под командованием генуэзца Христофора Колумба отплыла из Испании на запад. 12 октября 1492 г. вошло в историю как дата открытия Америки. В 1519-1522 г. португалец Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. Так было на практике доказано, что Земля имеет форму шара. На новые земли устремились многочисленные искатели легкой наживы — рыцари, оставшиеся после изгнания арабов из Испании без дела и мечтавшие разбогатеть, купцы и владельцы кораблей, королевские чиновники и крестьяне. В Америку и другие страны, открытые европейцами, отправлялись и служители церкви для обращения местного населения в христианство. В 1519 г. началось покорение государства ацтеков в Центральной Америке отрядом Эр-нандо Кортеса. После завоевания страны Кортес был назначен ее первым наместником. Другой завоеватель, Фран-сиско Писарро, покорил страну инков — Перу. Восточной частью Южной Америки — Бразилией — завладели португальцы. Основным направлением своей захватнической политики португальцы избрали Восток, но, будучи не в силах поработить густонаселенные страны Азии, они захватывали только важнейшие города вдоль побережья Индийского океана, в Индии, Аравии, Восточной Африке. Территории, потерявшие независимость и угнетаемые завоевателями-стали называть колониями. Завоеватели варварски уничтожали древнюю культуру покоренных народов. В связи с массовым вымиранием индейцев в Америку стали ввозить для тяжелой работы чернокожих рабов из Африки. Географические открытия привели к небывалому расширению торговли: устанавливались связи между отдаленными материками, торговые пути перемещались из Средиземного моря в океаны. Венеция и Генуя оказались в стороне от новых торговых путей. Торговля с колониями сосредоточилась в портах Португалии, Англии и Нидерландов. В новое время человечество впервые осознало, что оно обречено жить в едином географическом пространстве. Западная Европа с XV в. начала осуществлять всемирную экспансию (распространение влияния), сделав свой тип цивилизации господствующим на планете. Европейская цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности личность, признание прав и потребностей которой привело, с одной стороны, к ускорению политических процессов в странах Запада и становлению там гражданского, «открытого» общества, а с другой — к бурному развитию науки и техники, призванных максимально улучшить условия существования человека. Европеизация планеты, принимавшая, как правило, насильственные формы, порой исключительно жестокие, привела к значительным сдвигам и в самой Европе. Огромный рывок в развитии техники и естественных наук свидетельствовал о беспредельности возможностей человеческого разума. Развитие естествознания шло рука об руку с расцветом материальной культуры, оба эти процесса как бы подпитывали друг друга. Развитие науки способствовало ее разрыву с религией. В Западной Европе в XV — XVI вв. благодаря таким грандиозным явлениям, как Ренессанс и Реформация, произошел подлинный переворот в духовной жизни. Изменения в обществе отразились и на господствующих политических реалиях — идея католической европейской империи переживала кризис. Во Франции, Германии и других странах утверждение реформационных идей сопровождалось кровавыми конфликтами, религиозными войнами. Зародившийся в недрах Средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки не только всей системы социально-экономических отношений, но и сложившегося в Европе политического строя. В междуна-. родных отношениях постепенно рождается принцип «европейского равновесия», что привело к возникновению общеевропейских конфликтов. Первой войной в истории Европы, в которой участвовало большинство стран континента, была Тридцатилет- нля война (1618-1648 г.). Ее основной причиной было столкновение двух внутригерманских военно-политических блоков, католического и протестантского, осложнившееся вмешательством их зарубежных союзников. Католический Габсбургский блок (Австрия и Испания), стремившийся главенствовать над *всем христианским миром», вступил в борьбу с Голландией, Данией, Россией, Францией и Швецией, образовавшими антигабсбургскую коалицию. Габ-сбургов поддержали папа римский, католические князья Германии (Католическая лига 1609 г.) и Польско-Литов-ское государство. По Вестфальскому миру 1648 года, констатировавшему поражение Габсбургов, Франция и Швеция приобрели территориальные владения в Германии, Священная Римская империя окончательно утратила престиж в Европе и превратилась в конгломерат отдельных феодальных княжеств. Последующие европейские конфликты ХУП—ХУШ в. имели своей целью расширение территории национальных государств и сохранение принципа европейского равновесия. Конец XVII в. ознаменовался последним наступлением турок на Европу, но поражение под Веной в 1683 г. выявило слабость Османской империи. В ХУЛ—XVHI вв. границы европейской цивилизации постоянно расширялись: на смену одиночным разведывательным экспедициям эпохи Великих географических открытий пришло широкомасштабное освоение новых территорий, в процессе которого европейцы закладывали основы будущей колониальной системы. На начальном этапе колонизации европейцы обычно не вмешивались в социально-политическую жизнь покоренных обществ, для завоевателей было важно, прежде всего, экономическое подчинение колоний. Колониальная экспансия европейских стран приводила к их постоянным столкновениям в борьбе за наиболее выгодные и богатые земли. В этом соперничестве победа обычно оставалась за наиболее передовыми странами. А поскольку в этом смысле абсолютное лидерство к рубежу XVIII - XIX вв. было за Англией, она стала и главной колониальной державой, потеснив в этом состязании вначале Голландию, а затем и Францию. В Латинской Амери- 26? ке еще сохраняли свои гигантские владения Испания и Португалия, но слабость этих метрополий делала неизбежной скорую гибель их колониальных империй. Огромным неосвоенным пространством оставался почти весь Африканский континент, где европейцы занимали лишь узкие прибрежные полосы. В XVII — XVIII вв. резко возросла и экспансия России (и соответственно ее авторитет в международной политике). Но, в отличие от европейских стран Запада, Россия занимала не дальние заморские земли, а присоединяла территорий, расположенные вблизи ядра государства. Наиболее масштабным было продвижение на восток, к Тихому океану, затем, уже в XVIII - XIX вв., границы империи расширились и на юге (Кавказ, Крым, Средняя Азия). На западе в состав Российской империи вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония, значительная часть этнической Польши. Формы эксплуатации в колониях были разными. В Латинской Америке, на островах Карибского моря, европейцы широко использовали рабский труд. Рабовладельческая плантация стала основной формой хозяйственной деятельности. В Индонезии голландцы применяли крепостную систему принуждения, заставляя местных крестьян выращивать кофе, пряности, тростниковый сахар — крайне ценный товар на европейских рынках. Стремясь извлечь из колоний предельные прибыли, торговые компании жестоко эксплуатировали и европейских колонистов (например, в Южной Африке, в меньшей степени — в Канаде). И только в североамериканских колониях Англии развитие сразу пошло по капиталистическому пути, а после завоевания независимости здесь стал складываться новый цивилизационный центр, ставший серьезным конкурентом европейскому. Образование США в конце XVIII в. явилось первым серьезным ударом по колониальной системе. Политическое равновесие в Европе было нарушено Великой французской революцией конца XVIII в., которая, в ходе борьбы с европейскими феодальными монархиями, привела к созданию передовой для того времени армии, позволившей Франции перейти от революционных войн к войнам завоевательным. Тенденция к объединению Европы военным путем наиболее ярко проявилась в годы правления во Франции Наполеона Бонапарта. В 1800 г. в результате второго итальянского похода была разгромлена Австрия. К Франции отошли Бельгия и германские земли по левому берегу Рейна. 2 декабря 1805 г. Наполеон одержал победу над австрийской и русской армиями под Аустерлицем. После Аустерлица Австрия вынуждена была предоставить Наполеону полную свободу действий в Италии и Германии, Священная Римская империя прекратила свое существование. В 1806 году войска французов вторглись в Пруссию - прусская армия была разбита под Йеной. В 1807 г. русский император Александр I заключил Тиль-зитский мир с Наполеоном. В 1808 г. французская армия вступила в Мадрид. Кроме Англии, обладавшей сильным флотом, и Испании, ответившей на вторжение французов партизанской войной, у Наполеона не оставалось противников в Европе. В 1812 г. Наполеон решился выступить против России. Поход в Россию привел к гибели практически всей вторгнувшейся армии и началу конца наполеоновской империи. В этом же году возникла антинаполеоновская коалиция, в которую кроме России, вошли также Англия, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания и Португалия. 16-19 октября 1813 г. произошла знаменитая «битва народов» под Лейпцигом. Наполеон потерпел поражение и вскоре подписал акт отречения от престола и был направлен в ссылку на остров Эльба. В 1815 г. Наполеон высадился во Франции и вновь захватил власть. Против него выступили войска европейской коалиции и в сражении при Ватерлоо 18 июня 1815 г. французская армия была разбита англо-прусскими войсками. В 1814 г. представители всех европейских государств собрались на Венский конгресс, чтобы решить вопросы послевоенного устройства Европы. По итогам Венского конгресса Россия получила часть Польши, к Пруссии были присоединены экономически развитые провинции в Германии — Рейнская область и Вестфалия, а также западные польские земли. Австрии отошли две итальянские области — Ломбардия и Венеция. Вместо двухсот с лишним мелких германских княжеств был создан Германский союз из 39 государств, крупнейшими из которых были Австрия и Пруссия. Англия удержала за собой остров Мальту и бывшие голландские колонии — Цейлон и Капскую землю. Для борьбы с революционным движением и в целях сохранения мира в Европе императоры России и Австрии, а также король Пруссии заключили Священный союз. Принцип «европейского равновесия» сохранялся в Европе до второй половины XIX века. Попытка России, опираясь на свое военное превосходство, окончательно решить «восточный вопрос» вызвала войну с англо-франко-турецкой коалицией (Крымская война 1853 — 1856 гг.), закончившуюся поражением России. После Крымской войны военное лидерство на Европейском континенте перешло к Франции. Во второй половине XIX столетия в Европе развернулись процессы образования национальных государств в Германии и Италии. Объединение Германии происходит под эгидой самого сильного немецкого королевства — Пруссии, которая, используя противоречия европейских держав, сумела добиться объединения большей части Германии под властью прусского короля. На пути окончательного объединения страны стояла Франция, стремившаяся не допустить появление мощного германского государства в центре Европы. Франко-прусская война 1870 — 1871гг. завершилась сокрушительным поражением Франции. В центре Европы возникла Германская империя, которая стала быстро догонять развитые страны. С конца 90-х гг. Германия стала претендовать на создание колониальной империи, вступив в борьбу за передел уже поделенного между великими державами мира: приняла участие в разделе Китая, приобрела островные территории в Тихом океане, распространила свое влияние в Турции, строила агрессивные планы в отношении Ближнего Востока, Балкан и России («натиск на Восток»), Северной Африки. Противниками планов Германии оказались крупные колониальные страны — Англия, Франция и Россия, сторонниками — Австро-Венгрия и Италия. В конце XIX в. — начале XX в. в Европе происходит формирование противостоящих друг другу военно-политических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Тройственного согласия — «Антанта» (Франция, Россия и Англия), В последней четверти XIX века происходит создание мировой колониальной системы, которая охватывает весь мир. Англия непрерывно расширяла свои колониальные владе- ния, захватывая территории в различных частях света. С 70-х гг. стало официально употребляться понятие «Британская империя». В 1869 г. было завершено строительство Суэцкого канала, сократившего путь из Европы в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Вскоре после этого Великобритания подчинила себе Египет. В Африке Англия установила контроль над территориями Судана, Кении, Уганды, Нигерии и частью Сомали. Колониями Британии стали Северная и Южная Родезия. В 1899—1902 гг. Англия вела войну с бурами (потомками голландских переселенцев) на юге Африки, ее результатом стало образование нового английского доминиона — Южно-Африканского союза, верховные посты в котором принадлежали как британским колониальным чиновникам, так и бурским землевладельцам. В 1870-1880 гг. Англия захватила ряд территорий в бассейне Tvixoro океана. В Азии британцы подчинили себе Бирму, но ем так и не удалось покорить Афганистан. 1880-1890 гг. стали временем активного формирования французской колониальной империи. Франция захватила Индокитай и значительные территории в Африке. Столкновение интересов с Германией, а также стремление отомстить за поражение 1870 г. ускорили экономическое и политическое сближение Франции с Россией, а затем и с Англией. Вопросы к разделу 4 1. Укажите хронологические рамки эпохи «Нового времени». Каково происхождение этого понятия? 2. Какие изменения в экономике произошли на рубеже XV— XVII вв. в Европе? 3. Назовите основные причины Реформации. 4. Охарактеризуйте основные положения протестантизма. 5. Что такое Контрреформация? 6. Почему в Европе XVI — XVHI вв. произошли буржуазные революции? 7. В чем заключается сущность абсолютизма и каковы пред- посылки формирования данного политического режима? 8. Назовите сходства и различия в развитии революционных событий в Нидерландах и Англии. 9. В чем заключается сущность якобинской диктатуры во Франции? 10. Какие новые черты в культурной сфере появились в эпоху «Нового времени»? Что такое Просвещение? 11. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549—1563 гг., и какие области отношений они охватывали? 12. Какие цели преследовала внешняя политика Ивана IV на магистральных направлениях? 13. Была ли опричнина антибоярской политикой? 14. В чем заключались причины смутного времени? 15. Какие новые явления в экономике свидетельствовали о начале зарождения капиталистического уклада хозяйства в России? 16. Какие типы повстанческих движений имели место в XVII в. и почему этот век именуют «бунташным»? 17. Каковы были внешнеполитические приоритеты России в XVII в.? 18. В чем заключалась главная отличительная особенность культуры XVII в.? 19. Назовите основные направления преобразований в российском обществе при Петре Первом. В чем заключаются сила и слабость петровских реформ? 20. Как оценить итоги петровских преобразований в экономике? 21. Укажите основные направления внешней политики России в первой четверти XVII века. 22. Что стало главным содержанием внутренней политики Екатерины II? 23. В чем заключались сила и слабость китайской империи в XVI-XVIII вв.? 24. Как оценить значение военно-ленной системы для Османской империи и что стало причиной ее кризиса? 25. Каковы были основные формы и методы обогащения европейских стран на первом этапе колонизации Востока? 26. Что такое промышленный переворот и каковы были особенности его протекания в странах Запада? 27. К каким крупнейшим социальным изменениям привел промышленный переворот? 28. Каковы причины революционного подъема в Европе в 1848-1849 гг.? 29. Расскажите о чартистском движении в Англии в 30— 40-е годы XIX века. Каковы были его результаты? 30. Назовите важнейшие общественно-политические течения в Европе XIX века. Интересы каких социальных слоев они выражали? 31. Какие национальные государства образовались в Европе в XIX веке? Как проходил процесс их становления? 32; Какие новые явления в культурной сфере появились в странах Западной Европы и Северной Америки в XIX веке? 33. Каковы были итоги развития российской промышленности за первую половину XIX в., и каким процессом они определялись? 34. Укажите факторы формирования идеологии декабристов. Какие программные документы возникли в их среде? 35. Какими явлениями характеризовалась общественно-политическая жизнь России второй четверти XIX в.? 36. Что позволило русским одержать победу над Наполеоном? 37. Когда «восточный вопрос» встал на повестку дня в международных отношениях, и в чем он выражался для России? 38. Каковы предпосылки падения крепостного права в России? Как оценить значение крестьянской реформы, и как восприняли ее сами кресть
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.77 (0.018 с.) |