Научно–техническая революция (НТР) и основные тенденции развития стран в 50–60–е гг. XX в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно–техническая революция (НТР) и основные тенденции развития стран в 50–60–е гг. XX в



 

В экономической литературе 1950–е гг. обычно называют «серебряными», а 1960–е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:

   
Таблица - 16 Сравнительный анализ ВНП (США = 100 %)

 

Страна ВНП ВНП на душу населения
         
Франция 13, 2 18, 6 45,0 74,0
ФРГ 12, 0 21, 2 36,0 74,0
Великобритания 19, 2 17, 1 56,0 62,0
Италия 7, 9 12, 7 23,0 48,0
Япония 8, 5 30, 8 61,0
В целом 60, 3 100, 4

 

Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого «наверстывании».

«Наверстывание» – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.

Содержание стратегии «наверстывания»:

1) стимулирование спроса;

2) увеличение уровня потребления населения;

3) нехватка квалифицированной рабочей силы;

4) принятие социальных программ;

5) стимулирование предложения:

6) резерв рабочей силы в традиционных отраслях;

7) структурная перестройка;

8) рост вложенных инвестиций;

9) увеличение производительности труда.

Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР. До Второй мировой войны в мире произошли две технические революции: первая – во второй половине XIX в., ставшая составной частью промышленного переворота, и вторая – в конце XIX – начале XX в., которая радикально изменила отраслевую структуру производства и его энергетическую базу, повысила интеллектуальный уровень общества и оказала огромное воздействие на интенсивность и динамизм развития мирового хозяйства. Основными направлениями технического прогресса в промышленности были в те времена механизация и электрификация производства.

Во второй половине XX в. начался новый процесс научно–технической революции. Ее основой явилась революция в науке, особенно в так называемых фундаментальных науках — физике, математике, химии, биологии. Именно эти науки создают интеллектуальные ресурсы общества, составляют огромный пласт общечеловеческой культуры. Развитая сфера фундаментальных наук является необходимым условием решения в любой стране мира современных проблем — экономических, социальных, идеологических, политических, проблем национальной безопасности, то есть всех проблем, которые по своей природе требуют междисциплинарного подхода. Стремительное развитие фундаментальных наук открыло небывалые ранее возможности воздействия науки на производство, явилось основой создания современных технологий. Сложился единый комплекс: наука – техника – производство, в котором наука выступает как самостоятельная, ведущая производительная сила, а производство становится технологическим применением науки.

Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики. Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.

Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой «одышки» или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.

Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50–70–е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.

США. Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50–х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно–техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально–экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились: 1) быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде; 2) рост структурной безработицы; 3) разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения; 4) снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.

С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60–х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40 % федерального бюджета.

Но экономический кризис конца 1960 – нач.1970–х гг. вынудил правительство США перейти к новой политике по стимулированию экономики, а именно: 1) замораживание цен и зарплаты на 90 дней; 2) установление дополнительного 10 % налога на импорт; 3) прекращение обмена долларов на золото; 4) Контроль над ценами и зарплатой; 5) девальвация доллара; 5) замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля; 6) сокращение социальных расходов.

Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией.

Великобритания. 1950–е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран: 1) влияние НТР; 2) гонка вооружений в условиях "холодной войны"; 3) изменение мирохозяйственных связей.

В 1950–е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно–техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако, совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в «Общий рынок».

В 1960–70–е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.

Трудности в стимулировании экономического роста в 1960–70–е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г.

В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 1960–х гг. передвинулась со второго места на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал 1 %. Правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в «Общий рынок», но согласие «шестерки» было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки, например, на отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты, значительное уменьшение существующих пошлин.

Франция. Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях: 1) основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая); 2) уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный); 3) широкое использование программирования экономики.

Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название «дирижизма». Ее основы были разработаны в период правления де Голля. Основные черты «дирижизма»: 1) прямые административные методы вмешательства в экономику; 2) активная предпринимательская деятельность государства; 3) сильный государственный сектор; 4) прямое финансирование капиталовложений; 5) индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику.

Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 1950–70–е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50–е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране.

ФРГ. В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с «экономическим чудом», когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития.

   
Таблица - 17 Общая характеристика этапов послевоенного развития ФРГ

 

Хронологические рамки Содержание этапа
50–е гг. - Ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, электроэнергетики - государственная политика «приглушения конъюнктуры», направленная на торможение экономического подъема и погашения инфляции - активная социальная политика. 1953 г. – «год потребителя»
60–е гг. - Интенсификация сельского хозяйства, усиление процессов укрупнения хозяйств - сильное влияние НТР на развитие химической промышленности, автостроения, нефтеперерабатывающей промышленности (база – иностранные патенты и лицензии). Модернизация технической базы промышленности. Усиление концентрации производства при разделении производственных функций между крупными и мелкими предприятиями; - кризис традиционных отраслей; - усиление ориентации на внешний рынок; - составление общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов
Нач. 70–х гг. - Переход к реиндустриализации. Развитие наукоемких производств; - возрастание роли мелких и средних предприятий - усиление государственного регулирования в рамках неолиберальной доктрины. Стимулирование экспорта долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса

 

Япония. Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс «внешнеэкономической ориентации». С середины 1950–х гг. Япония вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время «экономического чуда». Среднегодовой прирост промышленной продукции за 1951–1970 гг. в Японии составляли 15,2 %, ВНП – 11 %, в то время как в США, соответственно – 4 % и 4,1 %, ФРГ – 7,4 % и 4,9%, Англии – 2 и 2,8%.

Причины японского «экономического чуда»: 1) расширение внутреннего рынка; 2) высококачественная рабочая сила; 3) особая система наемного труда; 4) высокоэффективное использование иностранной экономической помощи; 5) массовое обновление основного капитала; 6)беспрецедентная закупка ноу–хау, патентов и лицензий; 7) гомогенность японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях.

Для стадии индустриализации нач. 1960–х – сер. 1970–х гг. было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств. Промышленные гиганты концентрировались в городах–портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей.

Итак, в период первого этапа НТР можно выделить следующие особенности экономического развития западных стран, которое осуществляется на основе трех основных моделей смешанной экономики: 1) неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония; 2) неолиберальная модель: США, ФРГ; 3) модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.

Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.

Выводы

 

1) США увеличили свою экономическую мощь вследствие многократных поставок в воюющую Европу вооружения, техники, продовольствия, не принимая до 1944 г. активного участия во Второй мировой войне.

2) Доллар стал после 1944 г. главной денежной единицей мира.

3) План Маршалла разрабатывался и внедрялся в Европу по двум главным причинам: политической и экономической.

4) ФРГ сегодня является процветающей страной во многом благодаря послевоенным реформам Л. Эрхарда и его теоретической концепции социально–рыночной экономики.

5) Экономическая интеграция европейских стран была объективным процессом, т. к. по отдельности странам тяжело было конкурировать решать проблемы демилитаризации экономики, осваивать достижения НТР и конкурировать с США.

 

Тема 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.016 с.)