Переход ко второму этапу нтр и усиление влияния США и японии на мировую экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход ко второму этапу нтр и усиление влияния США и японии на мировую экономику



 

После «великой депрессии» 1929–1933 гг. мир почти полвека не переживал сильных экономических потрясений. В первые десятилетия после Второй мировой войны, в 1950–1960–х гг., происходили крупные инновации во всех сферах экономики, кривая производства шла вверх, была достигнута почти всеобщая занятость, проводились социальные реформы и повышался уровень жизни населения. Благоприятная экономическая конъюнктура не исключала, конечно, кризисных явлений, спадов производства в отдельных странах.

Первый после Второй мировой войны мировой циклическим кризис вспыхнул в 1974–1975 гг. Он поразил все страны, все отрасли экономики, вызвал огромное падение производства, и по разрушительной силе был сравним лишь с «великой депрессией»–1929–1933 гг. Как и при прежних потрясениях такого рода, наибольшие потери понесли высокоразвитые страны. Выпуск промышленной продукции сократился на 20 % в Японии, на 15 % — в США, на 13 % — в Италии. Всюду образовалась недогрузка производственных мощностей, во всех странах они использовались в среднем не более чем на 70 %. Сокращение производства повлекло массовые увольнения рабочих, инженерно–технических работников.

Важнейшей причиной масштабности, глубины экономических потрясений, происходивших в середине 1970–х гг., было переплетение циклических кризисов производства с так называемыми структурными кризисами.

Структурные кризисы — это длительные, подчас хронические потрясения отдельных отраслей мирового хозяйства, отраслей ключевых, макроэкономических, которые воздействуют на всю мировую экономику, на все параметры общественного производства. Особенность структурных кризисов состоит в том, что они возникают в известной мере независимо от движения промышленного капитала, порождаются всей системой международных экономических отношений. С середины 1970–х гг. действовало несколько структурных кризисов. Их общую основу составил энергетический кризис. После Второй мировой войны главным энергоносителем во всех развитых странах стала нефть, и энергетический кризис разразился как нефтяной кризис. На протяжении 1970–х – 1980–х гг. мир пережил два нефтяных потрясения: первое–начало 70–х, которое длилось до 1974 г., и второй нефтяной шок, который значительно превзошел первый: цена одного барреля повысилась до 34–40 долл.

Накопления средств, и внутренних, и внешних в ведущих странах мира, было достаточно, однако, инвестиционная активность промышленных компаний оставалась низкой. Капиталовложения вливались в производство на основе прежних технологий и отраслевых структур, не способных служить действенной основой для высвобождения из кризиса и подлинного промышленного подъема. Уже вырисовывалась необходимость перестройки отраслевой структуры производства, внедрения новых технологий, новых направлений научно–техническом прогресса, но пути их были еще неясны. В результате в начале 1980–х гг. на мировое сообщество обрушился новый циклический кризис.

В таких условиях с середины 1980–х гг. ситуация в мировом хозяйстве стала быстро изменяться. Начались поиски новых нефтяных месторождений, способных сократить зависимость от нефтедобычи стран ОПЕК. Была открыта нефть в Северном море, на Аляске, в Египте и Мексике. Возрос экспорт нефти из Малайзии, Анголы, Ки­тая и Египта. В качестве крупного экспортера нефти выступал Советский Союз. Таким образом, страны — члены ОПЕК перестали быть единственными поставщиками нефти и нефтепродуктов на мировой рынок, и цены на нефть стали быстро падать: в 1986 г. 1 баррель нефти стал продаваться за 6—7 долл.

Одновременно в развитых странах были приняты меры по экономии жидкого топлива, начали разрабатываться и применяться ресурсосберегающие технологии. Подтвердился опыт всех предшествующих лет, свидетельствующий, что экономические кризисы всегда играют конституирующую роль в развитии экономики, дают толчок модернизации производства, дальнейшему развитию научно–технического прогресса. В развитых странах начался переход ко второму этапу научно–технической революции.

Первые его признаки относятся концу 1970–х – началу 1980–х гг. Главными направлениями на этом этапе становятся электронизация производства, информатика и биотехнология. Они нацелены на снижение материало- и энергоемкости производства, на широкое, повсеместное внедрение ресурсосберегающей технологии. Во всех сферах хозяйства наукоемкость становится основной чертой экономического развития.

Главное содержание этих направлений научно–технического прогресса состоит в следующем, в первую очередь в электронизации производства, которая существенно изменила структуру экономики развитых стран.

1) Использование интегральных схем уменьшило и удешевило энергоснабжение производителей. Электронизация стала основным направлением в развитии ресурсосберегающих технологий.

2) Электронизация чрезвычайно расширила масштабы автоматизации производства. Если на первом этапе НТР она охватывала лишь отдельные производственные процессы, то на втором она распространилась на весь процесс, включая все его подсобные службы.

3) Пополнение интегральных схем новыми компонентами и ускорение их интегрируемого взаимодействия значительно сократило цикл разработки новых изделий, следовательно, повысило эффективность гибких производственных систем. На втором этапе НТР обозначился переход от крупносерийного, индустриального производства к производству малосерийному, означающему принципиально новый этап в развитии экономики.

4) Одним из важнейших участников и условий электронной автоматизации производства стала в конце XX в. роботизация, появление новых материалов в промышленном производстве, которые резко повысили эффективность производства и явились составляющей частью ресурсосберегающих технологий.

5) Еще более значительным и приоритетным направлением НТП становится на втором этапе НТР информатика, или информатизация мирового экономического развития. В основе этого развития лежит широкое и повсеместное использование такого ресурса, как накопленные за предыдущий период и вновь накопляемые знания, все более замещающие затраты материальных ресурсов. В конце XX и в начале XXI вв. мир вступил в информационную революцию, и стали закладываться основы так называемого информационного общества. Признаками этого общества являются:

- широкое распространение информации и ее превращение в ключевой экономический ресурс хозяйственного развития;

- развитие рынка информационных товаров и услуг;

- превращение науки в лице университетов и исследовательских организаций, где создаются научные знания, и откуда исходит поток научной информации, в главный институт современного общества.

Период, в котором общество будет покоиться на таких признаках, получает название периода постиндустриального развития.

Информационная экономика существенно отличается от тради­ционной индустриальной экономики. Но при всех своих отличиях информационная экономика есть все–таки разновидность рыночной экономики; хотя и в новом ее обличье, она способствует дальнейшему распространению рыночных отношений. В промышленно развитых странах, где уже давно господствуют товарно–денежные отношения, информационные продукты тоже становятся товаром и образуют специфический рынок товаров и услуг. На этом рынке обращается различная научно–техническая, экономическая, управленческая информация, накопленные в этих областях знания, то есть предметы интеллектуального труда. На этом рынке предоставляются информационные услуги, обращаются такие товары, как операционные системы, автоматизированные информационные системы «под ключ», прикладные программы в области финансов, маркетинга, распределения, программы для обрабатывающей промышленности, для сельского хозяйства и многое другое.

На втором этапе НТР произошли и институциональные изменения в экономике развитых стран – сокращение удельного веса государственного сектора, приватизация промышленных объектов, национализированных в послевоенные годы. Основными причинами денационализации явились:

- частная собственность как экономическая основа господства капиталистической системы с давних пор ее утверждения. Только экстремальные обстоятельства (Вторая мировая война, понесенные в ходе военных действий большие материальные потери, дорогостоящие процессы восстановления) заставляли частных предпринимателей соглашаться с огосударствлением. Когда задачи государственного сектора оказываются более или менее выполненными, он сходит на нет, в капиталистическом хозяйстве берет верх идея приватизации;

- растущие дефициты государственного бюджета. Государственный сектор, созданный после Второй мировой войны, финансировался из государственного бюджета, что требовало больших затрат. Расходные статьи бюджета росли быстрее доходных, покрытие расходов осуществлялось за счет эмиссий, порождающих инфляцию и болезненно сказывающихся на развитии экономики;

- большая способность частного сектора к усилению конкурентоспособности в мировом хозяйстве, завоеванию и удержанию прочных позиций на мировом рынке.

Происшедшая денационализация не исключает, однако, регулирующей роли государственного сектора в международных экономических отношениях и связях и сохраняет за ним значительную долю в финансировании отличающих конец XX в. новых направлений НТП.

Зачинателями и основополагающими лидерами второго этапа НТР явились в конце XX в. США и Япония.

В 1970–х — начале 1980–х гг. глубокие циклические потрясения и структурные кризисы негативно сказались на экономике США, определили недостаточную эффективность их хозяйствования. Усилились нестабильность и диспропорциональность экономического роста. Стала снижаться конкурентоспособность американских товаров.

Несмотря на все трудности экономического роста США первы­ми из всех развитых стран начали освоение новых направлений на­учно–технического прогресса — электронизации, информатизации и биотехнологии. Основаниями для такого первенства служили:

- самые большие в мире размеры НИОКР

- самая большая в мире концентрация умов, иммиграция которых происходила на протяжении всей второй половины XX в.;

- наконец, и это самый ощутимый показатель интеллектуального уровня страны, самое большое в мире количество обладателей Нобелевских премий, самых престижных международных премий, присуждаемых за выдающиеся достижения в тех сферах человеческой деятельности, от которых зависит общественный прогресс.

Кроме того, первенство США на втором этапе НТР во многом определялось экономической политикой государства.

На рубеже 1970–1980–х гг. инициатива в идейно–теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии «рейганомики», названной по имени президента США Р. Рейгана.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:

сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

дерегулирование предпринимательской деятельности;

проведение жесткой денежно–кредитной политики, направленной на преодоление инфляции.

Нацеленность «рейганомики» на стимулирование предложения и ограничение спроса при необходимости увеличения сбережений послужило основой для названия данной экономической модели «теорией предложения». Осуществление этой программы столкнулось с серьезными трудностями. В 1980–1982 гг. экономику страны охватил экономический кризис. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Безработица составила более 10 %. В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и денежно–кредитной политикой. Однако экономическое развитие США происходило совсем не по сценарию авторов «теории предложения». Так, средние темпы роста реального ВНП в 1981–1985 гг. составили 2,4 % – значительно меньше, чем обещала администрация (3,8 %). Среднегодовые темпы роста производительности труда за этот период (0,9 %), хотя и были несколько выше, чем в 1973–1981 гг. (0,6%), все же значительно уступали соответствующему показателю за весь послевоенный период (1,9 %). Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравенства в американском обществе. От сокращения налогов выиграли главным образом состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ в первую очередь пострадали малообеспеченные семьи.

Основные цели внутренней политики Р. Рейгана – сокращение сферы деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшение подоходных налогов, увеличение мощи вооруженных сил – оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций – с 46 до 34 %. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность «среднему классу» улучшить свое материальное положение.

В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно–технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование и связи, контрольно–измерительные и научные приборы) возрастали в среднем ежегодно на 13 %.

В конце 80–х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Депрессивное состояние американской экономики в 1989–1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно–финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. Общая продолжительность спада составила 10 месяцев – с октября 1990 по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2%.

В связи с этим главной задачей демократической администрации Б. Клинтона стало оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.

Экономическая стратегия Б. Клинтона:

· акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер;

· использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельности малого бизнеса;

· усиление роли государства в решении социальных проблем.

Новый экономический подъем в американской экономике начался с марта 1991 г. Благодаря улучшению экономической конъюнктуры в развитых странах и ускорению инвестиционных процессов в новых индустриальных государствах, темп прироста экспорта увеличился в основном за счет вывоза американского оборудования и химической продукции. Конец XX в. обозначился в США фронтальным поворотом в сторону ресурсосберегающей технологии, решительного снижения материало– и энергоемкости производства, и информация приобрела статус стратегического развития страны в конце XX в. и в наступившем XXI в. В настоящее время США являются крупнейшим в мире производителем, хранителем и поставщиком информационных технологий, и на долю этой страны уже в конце 1980–х гг. приходится до 80 % продаж на мировом рынке информационных товаров и услуг. Прямое влияние это оказало и на экономиче­ские показатели самих США. В конце 1990–х гг. страну отличали высокие темпы роста (5,6 % ежегодно), и уровень инфляции был доведен до самой низкой отметки — 0,8 %.

Фактически равным конкурентным США выступает в конце XX в. Япония. Япония – первая из стран, не принадлежавших к западному миру, заняла место среди крупнейших экономических центров в период 1980–1990х гг. Это стало результатом структурной перестройки экономики, когда в ходе второго этапа НТР появились новые производства и целые отрасли – производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов учетно–измерительных приборов, биотехнологии и т. д. В начале 1986 г. на долю высокотехнологичных предприятий приходилось около 20% их общего количества. Перестройка промышленности привела к развитию экспортной модели экономического роста, который в определенной степени был усилен укрепле нием позиций доллара и улучшением конкурентоспособности японских товаров.

Главные факторы конкурентоспособности японских товаров:

1) Микроуровень:

· особая система контроля за качеством продукции, не более 0,01 % брака;

· опережающий рост производительности труда;

· значительно меньшие потери трудового времени.

2) Макроуровень:

· более высокий уровень доходов населения;

· перераспределение доходов в пользу производства, а не потребления;

· высокий уровень частных накоплений.

Состояние японской экономики начала 1990–х гг. характеризуют следующие данные. Из 610 тыс. существующих в мире приспособлений, которые выполняют производственные операции в соответствии с заложенной в них программой, 385 тыс. сконструированы в Японии. Она занимает первое место и по количеству роботов на одного рабочего. Особое значение имеет тот факт, что этой стране удается удерживать лидерство в мире по стабильности цен и уровню заработной платы.

В группу лидеров второго этапа НТР входит в конце XX в. и Западная Европа, в частности Великобритания, которая в результате политики М. Тэтчер («тетчеризма») добилась впечатляющих темпов роста и по степени освоения второго этапа НТР приблизилась к мировым лидерам.

Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.03 с.)