ТОП 10:

Послевоенное возрождение Германии. Экономическая реформа Л. Эрхарда



 

Высокая результативность плана Маршалла могла быть обеспечена только при реализации европейскими странами собственных программ экономического возрождения. Особенно это касается сильно разрушенной экономики Германии, перед правительством которой стояли не менее важные задачи: психологическая реабилитация нации, смена идеологической основы национально–культурного и социально–экономического развития. Послевоенная Германия представляла собой разрушенную страну, которая производила половину объема продукции от выпуска 1936 г., государственный долг к моменту капитуляции возрос в 14 раз. Кроме того, Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., инфляция составляла 600 % в год и при впятеро возросшем количестве денег в обращении и отсутствии товаров первой необходимости не могла эффективно сдерживаться. Первоначально усилия правительства были направлены на то, чтобы сократить денежную массу, заморозить банковские счета, повысить налоги для снижения государственного долга и отмены карточек. Однако эти мероприятия моментально привели к натурализации экономики, причем денежные расчеты сосуществовали с натуральной оплатой в различных отраслях хозяйства. Значительное количество предприятий оставались государственными, а система управления экономикой сохраняла элементы централизации.

Для преодоления создавшегося положения на основе достижений фрайбургской экономической школы Л. Эрхардом была предложена концепция социального рыночного хозяйства, сочетающего эффективное функционирование свободных рынков и государственное регулирование в тех сферах хозяйственной жизни, где без этого никак нельзя обойтись. Организационно–правовые изменения, бюджетная и кредитно–денежная компоненты передаточного механизма экономической политики должны были работать в направлении достижения следующей главной цели – повышения покупательной способности всех слоев населения на основе роста реального национального дохода. План Эрхарда включал три компоненты:

1) проведение денежной реформы;

2) обеспечение работы рыночного ценового механизма без высокой инфляции;

3) создание условий для предпринимательской деятельности и развития национальной промышленности.

Передаточный механизм экономической политики Эрхарда строился на проведении необходимых институциональных изменений, включающих денежную реформу 1948 г., либерализацию цен, принятие закона против произвольного повышения цен, требующегося для сдерживания инфляции.

Денежная реформа привела к «здоровой» дойчмарке, а рейхсмарки были объявлены недействительными. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, пенсии и заработная плата подлежали выплате 1:1, имевшиеся на руках наличность, сбережения и денежные обязательства предприятий находились в отношении 1:10. Прежние обязательства банков ликвидировались, а новый эмиссионный банк устанавливал обязательную норму резервирования для частных банков. Всего через три дня после денежной реформы последовала либерализация цен, способствовавшая насыщению потребительского рынка и исчезновению «черных» рынков. Инфляция была значительно меньше ожидавшейся. Стабильность валюты и уровня цен обеспечивал специальный закон.

Налоговый гнет на предпринимательство был максимально ослаблен, кредитная политика также способствовала ведению бизнеса, поскольку предоставлялась возможность взять для этих целей кредит в банке. Рост производительности труда и насыщение потребительского рынка окончательно сбили инфляцию к 1952 г. В 1954 г. Германия вошла в фазу высокой конъюнктуры, подверглась опасности перегрева экономики и очередного кризиса, что являлось нежелательным при строительстве нового государственного порядка. Поэтому были предприняты стандартные меры антициклической политики, обеспечивающие сдерживание роста экономической активности, сопровождаемые мероприятиями по улучшению структуры экономики и созданию стимулов для роста производительности.

Выделим только три важных достижения Эрхарда, имеющих значение для совершенствования передаточного механизма экономической политики и проведения будущих хозяйственных реформ.

Первое. В теоретическом плане Эрхарду удалось модифицировать кейнсианскую концепцию преодоления экономических кризисов при помощи расширения государственного регулирования и стимулирования совокупного спроса в экономике. Роль государственного управления не только не отрицалась, но, наоборот, выдвигалось требование повышения эффективности работы правительства, индикатором которой являлась быстрота реакций на хозяйственные изменения и принятие адекватных мер. При этом основная задача состояла в организации рынков, запуске свободного ценового механизма, оздоровлении валютно–финансовой системы, денационализации промышленности, т. е. в либеральных преобразованиях.

Главным пунктом эрхардовской экономической системы должны стать потребительские расходы, которые нужно всячески поощрять. Этот тезис совпадает с кейнсианским. Но, по Эрхарду, рост потребления должен сопровождаться ростом сбережений, необходимых для технологических изменений в промышленности и создания современных производств. Таким образом, ставится под сомнение парадокс бережливости, утверждающий, что рост сбережений, во–первых, не может сопровождаться ростом потребительских расходов, а во–вторых, приводит к дальнейшему спаду объемов производства через сокращение совокупных расходов в экономике. Не рост общественного продукта, а увеличение национального дохода позволит поддерживать через потребление в активном состоянии движущие силы экономики и, тем не менее, находить нужные средства, чтобы, модернизируя производственный потенциал, удовлетворять потребности потребителя и его спрос. Таким образом, кейнсианские методы были встроены в общую либеральную философию реформирования немецкой экономики.

Второе. Проведение «малой» и «большой» налоговых реформ соответственно в 1953 и 1954 гг. Первая сняла непосильное налоговое бремя на корпорации, вторая – способствовала росту прибылей, создала условия для инвестиционного бума, поскольку проводилась одновременно со снижением процентных ставок. Следовательно, после институциональных изменений, которыми управляло по утвержденному плану правительство, последовала стимулирующая кредитно–денежная политика, закрепляющая подъем экономики и даже приводящая ее к перегреву. При этом важным элементом в кредитовании промышленности явилось условие роста производительности труда и повышения заработной платы. Таким образом, цепочка: сбережения потребителей – банки – промышленность – расходы потребителей оказалась замкнутой, эффективно организованной, поэтому и дала положительные результаты, когда рост доходов имел продуктовую (потребительскую) основу.

Третье. Предложения по стабилизации национальной валюты и антиинфляционной политике отходили от известных на то время классических рецептов. Л. Эрхарда отстаивал идею подчиненности денежных операций решению задачи повышения уровня жизни граждан и, тем самым, критиковалась позиция многих экономистов в отношении повышения процента, что лишь усиливало бы экономическое сжатие. Эрхард считал, что между объемом денежной массы и инфляцией нет никакой связи. Необходимо изменить традиции осуществления платежей, чтобы создать эффективные кредитно–платежную и валютно–финансовую системы. Для этого нужен безналичный денежный оборот.

В заключение краткого освещения экономической политики реконструкции послевоенного хозяйства Германии, проводимой Л. Эрхардом, необходимо сказать о расплывчатости передаточного механизма этой политики, поскольку требования жесткой бюджетной и административной дисциплины сопровождались стимулированием экономики и кардинальной сменой социальных установок (привычек, идеологии и т. д.) и институтов. Эта расплывчатость обеспечивается тем, что содержание передаточного механизма экономической политики реформируемого хозяйства определяется целями, задачами реконструкции, текущим состоянием экономики, национально–культурными особенностями, политическими условиями, внешнеэкономической обстановкой и другими детерминантами. Такой передаточный механизм эффективен только на определенном отрезке времени, а затем нуждается в перепроектировании, чтобы продолжать сохранять свою эффективность.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.17 (0.007 с.)