Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юго-Западная Азия и Северная

Поиск

Африка: «второе дыхание»

Исламской цивилизации

Юго-Западная Азия

Юго-Западная Азия и Северная Африка — исламский мир. В со­ветских учебниках географии страны Азии и Африки традицион­но изучались порознь — по частям света. Если с природной точки зрения такой подход еще может быть как-то оправдан, то с куль­турно-исторической — неуместен, поскольку в этом случае ис­кусственно «рассекается» арабо-исламский мир.

Общим связующим элементом государств и народов этого меж­континентального региона (рис. 7.1) является исламская цивилиза­ция, «сердце» которой — Ближний Восток. Это культурно-истори­ческий регион, включающий Египет (иногда и Судан), Израиль, Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен, Кувейт, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кипр, а также тер­риторию Палестинской автономии. (В свою очередь, Ближний Восток вместе с Ираном и Афганистаном образуют еще более емкое понятие — Средний Восток.) К этому региону тяготеют также Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и даже Мавритания с Западной Сахарой. (Запад арабского мира традиционно называется Магри-бом, под которым в узком смысле слова понимают Марокко, Ту­нис и Алжир, в широком понимании — еще и Ливию.)

Иногда данный регион называют арабским, но это, разумеет­ся, неверно. В его пределах проживают и турки (представители алтайской семьи народов), и иранцы (индоевропейской), и дру­гие этносы. Однако не следует забывать, что именно в пределах Юго-Западной Азии и Северной Африки некогда существовало могущественное арабское государство, так называемый Арабский халифат — огромная феодальная держава, простиравшаяся от Атлантического океана на западе до Гималаев на востоке (закат арабской империи начался с IX в.).

Несмотря на частоту употребления выражений «Ближний Восток» и «Средний Восток», контуры данных регионов не очевидны. Так, еще в начале XX в. Ближний Восток включал кроме нынешних государств страны


Балканского полуострова как часть Османской империи. Абстракция под названием «Средний Восток», созданная европейцами в XIX в. (как сим­биоз Ближнего Востока с Ираном и Афганистаном), нередко мешает изучению современных реалий и, разумеется, лишена смысла до 622 г. (начала арабской территориальной экспансии). Как известно, истори­чески за ней стоит территория Арабского халифата и Османской импе­рии, а географически — зона полупустынь и поливного земледелия.

Поэтому использовать эти распространенные термины надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о му­сульманском мире, средиземноморском или арабском, об ареале тради­ционной иранской культуры, об Османской и прочих мусульманских империях. Как это ни парадоксально, но более научное наименование исламского региона, лежащего на стыке Азии и Африки, звучит так: Юго-Западная Азия и Северная Африка. И лишь «громоздкость» этого словосочетания способствует консервации термина «Средний Восток».

 

ЭЛЬ-АЮН«у11.- N Ж.' / [НУАКШОТ^

Границы государств Гранина региона

Рассматриваемый регион охватывает 16 государств Юго-Запад­ной Азии и 6 стран Северной Африки. Он является одной из ко­лыбелей древних земледельческих цивилизаций, сформировавших­ся в долине Нила, а также в междуречье Тигра и Евфрата. Распо­ложенный на стыке трех частей света, этот регион в политиче­ском отношении всегда являлся одним из наиболее неспокойных регионов мира. С постройкой Суэцкого канала и железной дороги

Рис. 7.1. Юго-Западная Азия и Северная Африка.

Государства: 7 — Кипр, 2 — Сирия, 3 — Ливан, 4 — Израиль, 5 — Палестинские территории (западный берег р. Иордан и сектор Газа), 6 — Иордания, 7 — Ку­вейт, 8 — Бахрейн, 9 — Катар, 10 — Объединенные Арабские Эмираты


Берлин —Багдад военно-стратегическое значение региона суще­ственно возросло. Еще более укрепило роль региона в мировой политике и экономике открытие здесь богатейших запасов нефти и газа и других полезных ископаемых.

В XXI в. страны региона с большой долей вероятности ожидают сохранение дифференциации в экономике и возможные «взры­вы» в социальной сфере (особенно в менее развитых странах), а также непредсказуемое развитие арабо-израильского конфликта. Вместе с тем реальные сдвиги в экономической и социальной сфере большинства нефтедобывающих стран региона, а также «наступательная» позиция их лидеров в отстаивании интересов исламского сообщества на международной арене позволяют гово­рить о «втором дыхании исламской цивилизации»

Арабский мир. В политическом отношении ассоциирующийся с арабским миром Ближний Восток является одним из наиболее динамичных регионов земного шара. Можно сказать, что здесь находится наиболее чувствительный «нервный узел планеты». Ни в одной части мира политическая карта не менялась так часто, как в этом регионе. Здесь на всех исторических этапах развития человеческого общества, в итоге сложных социально-экономи­ческих сдвигов, военных побед и поражений складывались и рас­падались великие империи и маленькие государства.

Ближний Восток всегда привлекал к себе внимание природ­ными, материальными ресурсами, культурными ценностями, чрез­вычайно выгодным военно-стратегическим положением на стыке трех частей света — Азии, Африки и Европы. Последнее обстоя­тельство (геополитического характера) практически всегда слу­жило одной из причин (прямых или косвенных) военных конф­ликтов в этом регионе с участием «сильных мира сего». Постройка в свое время Суэцкого канала, а затем открытие богатейших в мире запасов нефти и газа заметно повысили экономическое, по­литическое и военно-стратегическое значение этого региона.

Понятия арабский мир и Средний Восток (как и Ближний Восток), естественно, не синонимы, хотя бы потому, что турки, иранцы, афганцы и некоторые другие этносы Среднего Востока не являются арабами. Арабский регион — территории, занимае­мые почти двумя десятками арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и простирающиеся от северо-западной оконечно­сти Африки до берегов Персидского залива. Их общая площадь составляет более 12 059 тыс. км2, население более 300 млн человек. При этом 70 % территории арабских государств находится в Аф­рике, где проживает три четверти арабского населения, говоря­щего на весьма различных наречиях арабского языка (аравийском, сирийском, иракском, египетском, магрибском).


Как известно, история Ближнего и Среднего Востока в тече­ние длительного периода протекала под политическим и культур­ным воздействием именно арабов. Здесь в VII —VIII вв. на терри­тории Аравии и завоеванных арабами стран Передней Азии и Се­верной Африки, а также на большей части Пиренейского полуос­трова образовалось феодально-теократическое государство — Араб­ский халифат. (Столицей Халифата при Омейядах (661 — 750) был Дамаск, при Аббасидах (750—1258) — Багдад.) Сложившиеся здесь начиная с VII в. условия культурной жизни в значительной мере были общими (особенно в отношении языка, литературы и рели­гии). При этом, хотя арабская литература возникла в Аравии, наи­более яркие школы в художественной литературе были созданы в Сирии и Египте. Важнейшей «скрепой» арабского региона был и

остается ислам.

Однако сегодня арабский регион не представляет собой едино­го целого. Различен уровень экономического развития стран, не­однородна природа субъективных устремлений правящих режи­мов, разная степень использования ими выгод международного разделения труда и т.д. Реальностью являются резкие межрегио­нальные различия, полярные противоположности, свои полюса. На одном из них, благополучном, — государства Аравийского полуострова — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бах­рейн, Рейн, «набившие карманы» нефтедолларами; на другом — Мавритания, Йемен и другие, едва сводящие «концы с конца­ми».

Центробежные тенденции в пределах Среднего Востока всегда проявлялись весьма ярко. Их нельзя затушевать никакими призы­вами к мусульманскому единству, иногда создающими впечатле­ние, что арабы, Средний Восток и ислам — это синонимы. На самом деле все обстоит далеко не так. Во-первых, на протяжении длительной истории центры мусульманской культуры перемеща­лись на Восток (в Иран, Индию, Среднюю Азию), порождая противоречия, в частности, между восточной (не арабской) пе­риферией региона (Ираном, племенами афганцев) и ядром Ос­манской империи. По мнению некоторых авторов, арабско-му-сульманское единство иногда направлено не только против пери­ферийного Ирана, но и ближней Турции. Во-вторых, местные традиции подчас оказывались сильнее влияния ислама, придав­шего Среднему Востоку известное единообразие. Так, развитие национальной культуры в Турции и Иране неоднократно отмеча­лось борьбой за очищение от арабских влияний (а в Турции и от персидских), вследствие чего крупнейшие страны ислама оказы­вались как бы вне «ближневосточной идентичности». В-третьих, сам арабский мир слишком «пестрый» и противоречивый (доста­точно в этой связи вспомнить хотя бы об иракской агрессии в отношении Кувейта — этой мрачной странице в новейшей исто-


рии арабов). В-четвертых, нельзя абстрагироваться и от вековой «дисгармонии» между представителями оседлого земледелия и многочисленными номадами региона и т.д.

Иначе говоря, представление о единстве Среднего Востока во многом ложно и, вероятно, возникло в первую очередь благодаря переоценке в прошлом сходства Османской и Сефевидской импе­рий. Поэтому использовать этот термин «Средний Восток» надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о мусульманском мире, средиземноморском или араб­ском, об ареале традиционной иранской культуры, об Осман­ской и прочих мусульманских империях.

Страны арабского мира вступили в XXI в. с весьма дифферен­цированными итогами социально-экономического и политиче­ского развития, достигнутыми за предыдущие столетия. Крайняя неравномерность в распределении как имеющихся природно-ре-сурсных потенциалов, финансовых и людских резервов (в особен­ности квалифицированной рабочей силы), так и темпов эконо­мического развития привела арабские страны к началу нового века к сильно расходящимся результатам.

Поражение Ирака в войне со странами антииракской коали­ции в 90-е гг. привело к резкому снижению ВВП этого государ­ства, а свержение режима С. Хусейна и иностранная оккупация и вовсе поставили Ирак на грань политической и экономической катастрофы. Бесспорные лидеры арабского мира по объему ВВП на душу населения — Катар и ОАЭ, в то время как явные аутсай­деры — Йемен и Ирак. С обнадеживающими результатами в эко­номической сфере вступили в XXI в. Оман, Египет, Кувейт, Ал­жир и некоторые другие. Огромное воздействие на социально-эко­номическую ситуацию, особенно в менее развитых странах реги­она (Иордании и др.), продолжает оказывать неблагоприятный демографический фактор. Показательно, что каждые 23 года чис­ленность населения арабского мира удваивается (кстати, числен­ность населения Европы — лишь каждые 233 года).

Своеобразным подтверждением эрозионных процессов в араб­ском регионе служат внутренние вооруженные конфликты. Втор­жение в 1990 г. иракских войск в Кувейт и объявление С.Хусей­ном о слиянии двух государств повергли мировую общественность в шоковое состояние. Антииракскую позицию заняли многие араб­ские страны, в частности — Саудовская Аравия. (В Эль-Рияде хо­рошо понимают «логику» Багдада: если там имели территориаль­ные претензии к Ирану и объявили, что государства Кувейт не существует вовсе, то как быть с восточными территориями Сау­довской Аравии, которые еще в начале XX в. входили в Осман­скую империю и управлялись из Басры?)

В начале XXI в. акцент с общеарабской интеграции все чаще смещается в сторону региональной интеграции, в которой уча-


ствуют не все арабские государства, а лишь некоторые. В качестве примера можно привести идею интеграции Сирии, Ирака, Лива­на и Иордании и создания ими единого экономического простран­ства. (События в Ираке в 2005 — 2006 гг., к сожалению, не дали возможности реализовать эту идею.)

Новые перспективы перед арабскими странами открывают пред­принимающиеся во многих из них меры по либерализации эконо­мики, которые начались во многих странах региона. Эти реформы отражают неизбежное и усиливающееся воздействие таких совре­менных тенденций мирового развития, как глобализация, инфор­матизация, внедрение новейших технологий. Впереди других в этом отношении находятся ОАЭ, которые, по многим оценкам, уже в ближайшее десятилетие станут образцом экономического разви­тия в арабском мире.

Природная среда и население Юго-Западной Азии. Юго-Запад­ная Азия (в физической географии иногда именуемая Передней Азией) охватывает огромную территорию от Турции до Ирана и Азербайджана и включает в свой состав следующие физико-гео­графические области: Мало-Азиатское и Иранское нагорья (а также Армянское), Азиатское Средиземноморье (Левант), Месопотамию, а также Аравийский полуостров и Сирийскую пустыню.

1. Мало-Азиатское нагорье — это западный «фасад» Азии, ассо­
циирующийся с Турцией (точнее Анатолией — азиатской частью
государства) и отделяемый от Европы проливами Босфор и Дар­
данеллы. С севера и юга нагорье как бы окаймляется окраинными
горными хребтами (соответственно Понтийскими горами и гора­
ми Тавр). Климат этой физико-географической области субтропи­
ческий, средиземноморский, по направлению к востоку становя­
щийся все более засушливым.

2. Иранское нагорье, преимущественно находясь в пределах Ира­
на, частично заходит в Афганистан (например, горы Паропамиз)
и Пакистан (Сулеймановы горы и т.д.), Область почти целиком
лежит в субтропическом поясе. Но поскольку внутренние части
нагорья замкнуты горным кольцом, климат отличается повышен­
ной континентальностью, сухостью, высокими температурами лета.

3. Азиатское Средиземноморье (известное как Левант) пред­
ставляет собой неширокую кайму вдоль восточного побережья
Средиземного моря, включающую в свой состав части Турции,
Сирии, Ливана, Израиля, палестинской автономии и Иордании.
В растительности и почвах четко проявляется субтропический ха­
рактер области, хотя в летнее время здесь господствует тропиче­
ский воздух. Осадки выпадают главным образом зимой в связи с
активной циклонической деятельностью.

4. Месопотамия (в переводе означает Двуречье), располагаю­
щаяся в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата на террито­
рии Ирака, лишь частично охватывает территории Ирана и Си-


рии. Природная специфика этой физико-географической области связывается главным образом с засушливым субтропическим кли­матом, приобретающим на юге характер тропической пустыни. Континентальность приводит к резким годовым и суточным пе­репадам температур.

5. Аравийский полуостров и Сирийская пустыня представлены главным образом пустынными тропическими ландшафтами Сау­довской Аравии, Йемена, Кувейта, Бахрейна, Омана, ОАЭ, час­тично Сирии, Ирака, Иордании (север заходит в пределы субтро­пического пояса). Скудные осадки и температурные перепады обус­ловливаются круглогодичным преобладанием континентального тропического воздуха.

Итак, большая часть региона заполнена горными сооружения­ми, к которым на юге примыкают пустыни Аравийского полуос­трова — продолжение тропических пустынь Африки. Для всей Юго-Западной Азии, лежащей в субтропическом и тропическом поясах, характерно преобладание засушливых ландшафтов: постоянные засухи — бич местного сельского хозяйства. Прибрежные низмен­ности Красного моря и Персидского залива представляют собой пустынные территории с довольно многочисленными «финико­выми» оазисами, которые возникают вдоль уэддов или у источни­ков, а также у крупных колодцев. Отсюда становится понятным огромное значение для региона таких рек, как Нил и Евфрат. Ра­зумеется, совсем иначе выглядят, например, афганские горные кишлаки, часто «раскиданные» вдоль межгорных ущелий с участ­ками фисташковых или можжевеловых редколесий.

Природно-ресурсный потенциал Юго-Западной Азии ассоци­ируется прежде всего с колоссальными запасами нефти и газа. Однако далеко не все страны региона одарены этими, крайне необходимыми и постоянно растущими в цене ресурсами. В от­личие от Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Ирана и Ирака такие государства, как Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Сирия и другие, вынуждены расходовать немалые средства на импорт бензина, мазута, авиационного топлива и других нефтепродуктов. Из других природных ресурсов Юго-За­падной Азии заслуживают упоминания некоторые металлоруды и солнечно-тепловые; из явно дефицитных — лесные и ресурсы пресной воды.

Современное население Юго-Западной Азии принадлежит в основном к трем этнолингвистическим группам: 1) иранской группе индоевропейской семьи народов (персы, талыши, афганцы, белуд­жи, а также курды, говорящие на языке иранской группы); 2) семитской группе семитско-хамитской семьи народов (арабы, айсоры, а также евреи по своему происхождению и по древнему языку), а также 3) тюркской группе алтайской семьи (турки, азер­байджанцы Ирана, узбеки Афганистана и т.д.). Демографическая


ситуация в целом характеризуется высоким естественным приро-' стом. Крупнейшие города: Анкара, Стамбул, Бейрут, Дамаск, Эр-Рияд,

Тель-Авив и др.

Особое место на этнической карте региона занимают курды — разобщенный народ. Курдские области исстари составляли еди­ное хозяйственно-культурное пространство, а пути кочевья со­хранялись из века в век. Еще и в средневековье курды создали зачатки государственности в форме полувассальных эмиратов. Когда к концу XIX в. великие империи Западной Азии начали клониться к упадку, впервые появилась реальная возможность объединения всех курдских земель в единое централизованное государство. Однако этому сбыться было не суждено. Видное стра­тегическое положение Курдистана и открытие возле Киркука и Мосула нефтяных залежей столкнули в этом регионе интересы Англии, Германии, Франции и частично России. Развернулась ожесточенная борьба, в которой каждая из этих держав активно и порой безнравственно разыгрывала курдскую карту. Истори­ческая судьба курдов сложилась так, что после распада Османс­кой империи и появления новых государств в этом регионе Курдистан разделили между собой Турция, Иран, Ирак и Си­рия (хотя курды «рассеяны» по всему миру, в том числе около 100 тыс. курдов оказались в советском Закавказье). Неоднократ­ные восстания курдов за автономию подавлялись и в Иране, и

Ираке, и в Турции.

Определенный интерес представляет следующий вопрос: кем по вероисповеданию являются курды, проживающие в ислам­ском регионе? В подавляющем большинстве курды исповедуют ислам шафиитского толка. Однако среди религиозных общин выде­ляются йезиды (йезидиты) — приверженцы религии — йезидизма, исповедовавшегося курдами до ислама. Йезидов насчитывается от 1 до 1,5 млн человек, проживающих в Иракском Курдистане (Мосуле, Синджаре), в сирийском Междуречьи, Армении, Гру­зии (часть йезидитов эмигрировала в Германию). Есть также не­большое количество курдов, исповедующих христианство. Нако­нец, в литературе имеются упоминания о наличии курдов-иудеев. Курды, считающиеся иудеями, проживают главным образом в Израиле, и число их составляет 150 — 200 тыс. человек (слова «иудей» и «еврей» для араба означают одно и то же, поэтому конфессиональный вопрос в данном случае превращается в по­литический).

В прошлом диктаторские и реакционные режимы пытались не только подавить права курдов и насильственно изменить границы Курдистана, но и сократить численность курдов, подвергнуть их арабизации, персизации, отуречиванию, фальсифицировать све­дения о численности гонимого народа. По мнению некоторых ав­торов-курдов, численность курдов в современном мире составля-


ет 50 — 60 млн человек. По-видимому, эта цифра существенно за­вышена, с учетом того факта, что численность курдов самого Курдистана не превышает 30 млн человек.

В целом наличие неисламских общин в Израиле, Курдистане, Сирии, Ливане, Турции, Египте и некоторых других странах не в состоянии радикально изменить конфессиональный облик Юго-Западной Азии, проявляющийся практически во всех сферах об­щественной жизни. Так, в соответствии с положениями ислама, сегрегация полов — нормальное явление. Во многих странах ре­гиона (прежде всего Персидского залива) учебные заведения раз­делены по признаку пола. Мужчины и женщины не могут рабо­тать в одном помещении. Во всех общественных местах, включая рестораны и автобусы, для женщин отведены строго определен­ные изолированные отделения. Женщины, как правило, носят черные накидки, платки, а то и паранджи (например, в Афгани­стане). При этом лицо прикрывается волосяной сеткой (чачван). Вместе с тем, в той же Саудовской Аравии или Кувейте многие женщины получают хорошее высшее образование; их можно уви­деть за рулем автомобиля, за компьютером и т.д.

Страны Юго-Западной Азии. Как и любой крупный регион мира, Юго-Западная Азия полна всевозможных контрастов. Даже тезис о том, что общим связующим элементом региона является ислам, нуждается в уточнении с учетом того, что находящийся здесь Израиль — иудейское государство, многие ливанцы и си­рийцы исповедуют христианство, многие курды — йезидизм и т.д. (табл. 7.1).

Яркой уникальностью в пределах Юго-Западной Азии отличает­ся культурно-историческая область Малая Азия, находящаяся на стыке Европы и Азии и «аккумулировавшая» богатое наследие евроазиатских империй (со Стамбулом — Константинополем — вторым Римом, центром христианства и древней Византии, сто­лицей Османской империи).

Современная Турция — быстро развивающееся государство, делающее особый упор на развитие легкой (в частности — тек­стильной) промышленности.

Так случилось, что Иерусалим стал символом и центром сразу трех распространенных в мире религий — иудаизма, христианства и ислама. Поэтому здесь постоянно пересекаются интересы верующих людей всего мира. Назовем лишь самые известные из исторических и религиозных святынь Иерусалима, которые служат объектами массового паломниче­ства и просто туристического интереса.

Ваша задача состоит в том, чтобы, воспользовавшись дополнитель­ными источниками, расширить представление об этих святынях:

1. Храм Гроба Господня — одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа.


Таб л и ца 7.1


на 1 чел., лол л. 800 20500 22 200 4800 3400 8100 800 26000 20400 22Ш0 Тню 29100 3400 800 12900

Площадь, тыс. км2

Афганистан Бахрейн Израиль Иордания Ирак Иран Йемен Катар Кипр Кувейт Ливан ОАЕ Оман Палестина Саудовская Аравия Сирия Турция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.77 (0.017 с.)