Искусство и культура Средневековой Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство и культура Средневековой Европы



Искусство и культура Средневековой Европы

Собственно сам термин «Средние века» поя­вился в XV в. в среде итальянских гуманистов, которые так стали на­зывать эпоху, отделяющую их от времени классической древности. Позднее Средними веками стал обозначаться период от гибели Рим­ской империи до эпохи Возрождения. В связи с этим в исторической науке произошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую, т.е. на Древний мир, Средневековье и Новое время.

Средние века в истории европейской культуры охватывают временной период продолжительностью более тысячелетия — с V по XVI в. Это эпоха возникновения, развития и упадка фео­дального общества. Следуя основным этапам истории развития фео­дализма, в истории культуры Средних веков обычно выделяют этапы раннего (V—X в.), зрелого, или классического (XI—ХШ в.), и поздне­го (XIV—XVI в.) Средневековья.

Римский мир начал разрушаться самое позднее с III в. Существенным фактором усиления кризиса римского мира стало вторжение варваров — алеманов, франков, готов, разоривших в 276 г. Галлию, Испанию, Северную Италию, Дакию. Появление варвар­ских племен в пределах Римской империи связано, скорее всего, с похолоданием в огромном регионе от Си­бири до Скандинавии, которое вынудило варваров двинуться на юг и запад. Благодаря их появлению в Западной Европе Британия стала Англией, Галлия — Францией, в Испании появилась Андалузия, названная в честь вандалов, а в Италии — Ломбардия, сохра­нившая имя своих поздних завоевателей лангобардов.

В 476 г. практически незамеченным современниками произошло одно событие — был убит и смещен по­следний римский император, а императорские регалии отосланы в Константинополь. Сегодня именно эта дата считается концом За­падной Римской империи, рубежом, разделяющим Античный мир и Средние века, хотя условность ее очевидна.

Города разрушались варварскими нашествиями и больше не вос­станавливались: их было некому кормить, и городские жители выну­ждены были уходить на землю. Так шла аграризация населения — городской мир античной цивилизации уступал место сельскому миру Средних веков. Развал торговой системы был связан с упадком ремесел. Европа все больше скатывалась к натуральному хозяйству, к производству всего необходимого для жизни в собственном хозяйстве. Поэтому объектом торговли были лишь предметы первой необходимости — соль, вино, масло, а также предметы роскоши.

Еще одной чертой средневековой жизни стало профессиональное и социальное размежевание. Еще в поздней Римской империи некоторые профессии становились наслед­ственными. С образованием клас­сического феодализма оформляются основные сословия, соответст­вующие структуре средневекового общества, — дворянство, духовен­ство и остальное население, позднее названное народом. Именно тогда сложилось характерное для Средневековья стремление церкви к установлению господства церкви над христианским миром.

Столкновение Рима и варваров привело к общему упадку культу­ры. Кроме того, с 543 г. на протяжении более полувека Европу опустошала чума. С конца VIII в. ситуация в Европе кардинально меняется. Синтез двух культурных начал стал приносить свои первые положительные результаты. Застой и упадок сменяются подъемом — начинается пе­риод, названный Каролингским Возрождением. Династия Каролингов (прежде всего, Карл Великий) смогла восстановить единство за­падного мира, объединив Италию и частично Испанию и Германию.

Фильм-Собор в Ахене (Карла Великого)- 15 мин.

С X в. складывается классиче­ский феодализм. Основой его стало земельное хозяйство (лен), которое да­валось вассалу за службу сеньору. Постепенно лены превратились в наследственные владения. Постепенно сложи­лась структура господствующего класса, во главе которой стоял ко­роль — верховный сюзерен и номинальный глава государства. Далее шли крупные феодалы — непосредственные вассалы короля, вла­девшие княжествами и областями. Следующая ступень — бароны, вассалы королевских вассалов. В конце феодальной лестницы шли рыцари. Эта эпоха практически не знала свободных людей. Даже разбойники и по­прошайки входили в жестко организованные группы со своей чет­кой иерархией.

Для средневекового мировоззрения характерно было представле­ние о дуализме мира: в сознании средневекового человека он делился на мир видимый, земной, осязаемый нашими чувствами, и мир по­тусторонний, идеальный, небесный. Дуализм внешнего мира находил свое проявление и в человеке, в котором согласно христианскому учению присутствовали два начала: тело и душа. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Поэтому усмирение пло­ти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека был аскет, добровольно принимавший физические страдания.

Идея аскетизма в культуре Средневековья нашла свое практиче­ское воплощение в таком явлении, как монашество. Идейным осно­воположником этого течения стал выдающийся богослов Августин Блаженный. Во время крестовых походов возникли полувоенные-полумо­нашеские организации — духовно-рыцарские ордена. Из них наибо­лее влиятельными были ордена госпитальеров, тамплиеров (рыцарей Храма), тевтонских рыцарей.

Фильм «Фонтене. Обитель монахов» (Франция) – 15 мин.

Новым типом монашеской организации, ориентированной на жизнь в миру, и прежде всего в городах, были так называемые ни­щенствующие ордена, возникшие в начале XIII в. Они были пред­ставлены францисканцами, доминиканцами, кармелитами, авгу­стинцами. Нищенствующие монахи, не имевшие постоянных обите­лей, ибо отказ от собственности был их первой заповедью, пропове­довали в многолюдных кварталах, переходя из города в город, и жили на подаяния.

ФИЛЬМ «Монастырь Лорш и Альтенмюнстер (Германия) 15 мин.

Христианскому мировоззрению присущи совершенно новые, отличные от античных представления о пространстве и вре­мени. Средневековье допускало, что Земля — круглая и неподвижно висит в центре Вселенной, окружен­ная системой концентрических сфер, по которым вокруг Земли вра­щаются Солнце, планеты. Далее находилась сфера неподвижных звезд, за которой находились жилища блаженных.

Огромным было воздействие христианства и религиозного миро­воззрения на средневековое искусство. Почти все его творения слу­жили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а по­тустороннего мира, используя язык символов и аллегорий. Таким образом, главной чертой культуры Средневековья являет­ся ее религиозность. Она выступает как новый мировоззренческий ориентир для сознания человека, как выражение потребности в чис­той жизни, возникающей у человека, утомленного грубостью и при­митивностью окружающего мира.

 

Франция.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви - церковь Сен-Сернен в Тулузе (7).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получила церковь Сен-Мадлен в Везле (8). Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре - церковь Ла Трините в Кане (9). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье (10).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном - замок Лош (11).

ФИЛЬМ «Франц.крепость Каркассон» 15 мин.

Германия.

Германия в XI—XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Первые романские соборы появились в городах, расположенных на Рейне (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически за­вершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели неприступный вид - церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (12), церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне (13а,б), собор в Шпейере (14), церковь монастыря Мария Лах (15), Церковь Гереонскирхе в Кёльне (16). Для XIV в. в Германии стали характерны полные трагического пафоса распятия на кресте в виде «древа жизни» (17) — трехчастной композиции, состоящей из центрального ствола и резко вздымающихся по бокам двух ветвей.

Англия.

В начале 11 в. был воздвигнут лондонский Тауэр -одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английских монархов. (18). Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада- собор в Дархеме (19). Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям - интерьеры соборов в Ромзи (20) и Саутуэлле (21).

Италия.

В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными - Церковь Сант-Амброджо в Милане (22). Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (23-25), в Тоскане. В Сицилии в эпоху норманского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры - Палатинская капелла в Палермо (26). Богатством наружного декора поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (27).

Испания.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей - замок Алькасар, Сеговия, IX в. (28а,б) и городских укреплений. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (29)- ФИЛЬМ (15 мин.). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях - Церковь Сан-Мартин в Фромисте (30), Собор в Саламанке (31).

По легенде, в кафедральном соборе испанского города Сантьяго-де-Компостела (31б,в) захоронены останки апостола Иакова. Поэтому город с эпохи раннего средневековья является третьей святыней католического мира (после Рима и Иерусалима), центром паломничества и конечным пунктом знаменитого маршрута Путь Святого Иакова, охватывавшего всю территорию Европы, и давшего городу прозвище «христианской Мекки». Своим значением для католической Европы город прежде всего обязан обретению мощей св. Иакова. Как считают верующие, после мученической кончины апостола его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья. В конце 9 века на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). ФИЛЬМ «Кафедральный собор Сантьяго де Компостела» 15 мин.;

(ФИЛЬМ «Дорога св.Иакова.Паломничество в Сантьяго-де-Компостела» 15 мин.)

 

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечнос­ти. Готический стиль возник во Франции, откуда он распространился по Западной, Центральной и частично Восточной Европе. Название стиля связано с германским племенем готов, в 410 г. разграбившим Рим. Как раз падение Вечного города и ознаменовало конец Антично­сти и начало Средних веков в культурной истории Европы. Термин «готика» утвердился в эпоху Возрождения для уничижительного обозначения «варварского» искусства Средневековья. Само изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю.

Периодизация готики такова: вторая половина XII — первая четверть XIII в. — ранняя готика; вторая четверть XIII—XIV в. — зрелая или высокая готика; XIV—XV вв. — поздняя готика («пламенеющая»).

В искусстве готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий.

Наиболее ярко и очевидно новые тенденции проявились в архи­тектуре готического стиля, в художественной выразительности готи­ческих соборов и их декоративном украшении. Как и прежде, готиче­ские соборы были призваны отражать стройность божественного ми­ропорядка и олицетворять божественную Вселенную. Они были ху­дожественной моделью мироздания, в которой существовало равно­весие между Божественным и человеческим. Поэтому готические соборы несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу должна была воздействовать на человека таким образом, чтобы вы­звать у него ощущение присутствия в ином, неземном царстве. С дру­гой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.

Устремленность со­бора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, вы­сокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленны­ми удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Переход от романского стиля к готическому был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе пере­мен лежало введение стрельчатой арки, а появление последней свя­зывалось с влиянием арабской архитектуры.

Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабаты­вает ее в деталях. Готический храм в отличие от романского имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая кар­касная система. Грандиозность и легкость готических соборов создают иллюзию оторванности от земли, что, в свою очередь, достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных, ост­роконечных, сходящихся диагонально ребер. Благодаря этому стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витра­жами. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета.

Грандиозная высота и обилие света преобразили интерьер со­бора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стен исчез­ла, а своды перерезала сеть нервюров (образующих свод арок); везде, где было возможно, стена вытеснялась окнами, расчленилась ни­шами и арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие. Готиче­ский храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть сис­тема противодействующих сил и ко­нечный результат их борьбы — Возне­сение. Самыми выдаю­щимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Рейм­се, Париже, Амьене, Кёльне и Брюгге.

Поскольку конструкция готических соборов предполагала боль­шие оконные проемы, то место стенных росписей в них заняли вит­ражи. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать лю­дям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что ес­тественным цветом готики является фиолетовый — цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый цвета. Едва переступив порог храма, верую­щий попадал в стихию радужного мерцания окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощу­щение ирреальности пространства.

Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей — главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластичностью фигур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи).

Важно отметить, что символико-аллегорический строй готическо­го искусства, отличающийся высокой духовностью, сочетался с рас­ширением интереса к реальному миру, природе. В скульптуре и живо­писи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвы­шенностью.

Поздняя готика доминировала в искусстве Европы, поэтому ее называют интернациональной. В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, доходящая до гротеска графичность, обилие символики, сложных аллегорий, странных транс­формаций, преувеличений. Иногда этот период именуют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия направив на украшательство. Так, «пламенеющая» готика в ар­хитектуре не заключала в себе принципиальных открытий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вы­чурными. Для нее характерны извивающиеся, наподобие языков пла­мени, башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой дав­шие название этому стилевому течению. Архитектурный декор терял свою объемность, становился жестким кружевом на поверхности стен, сводов, башен.

 

Эпоха готики — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, ху­дожественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драго­ценных камней, слоновой кости и др. Краски знаменитых лиможских эмалей (Франция) не померкли до наших дней. Готический стиль объ­единил в один ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Поскольку архитектура была его главным формообразующим фактором, то мебель, предметы церков­ной утвари повторяли в миниатюре композицию и детали архитектур­ных сооружений.

 

Франция.

Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. К ранней готике относится собор Нотр-Дам в Париже (14 в.) (32) и собор в Шартре (13 в.).

(33). В конструкции собора Парижской Богоматери (а-к) (Нотр-Дам де Пари) отчетливо прослеживаются основные принципы готической архитек­туры: над тремя перспективными порталами западного фасада возвышаются так называемая Галерея королей, три больших окна с круглым окном-«розой» посередине, две высокие башни, на фасаде множество скульптур. В Средние века статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой Библию в камне. Вверху, на галерее, окаймляющей башни, громоздятся каменные химеры.

Наиболее знаменит в Шартрском соборе (а-и) Королевский портал западного фасада, выполненный в романском стиле. Дело в том, что первоначально на месте собора была романская базили­ка, но вспыхнувший в 1194 г. пожар уничтожил значительную ее часть. К 1260 г. собор был восстановлен в готическом стиле. Рельеф изобра­жения высокий, это уже практически отделяющийся от стены барель­еф. Мотив Страшного суда лишен назидательной устрашающей силы. Нет изображения ада и рая, остался только Христос-Судья с просвет­ленным ликом в окружении евангелистов и ангельского хора. Идея Королевского портала состоит в том, что человеку дан выбор веры не из-за страха будущих мучений, а во славу прекрасного мира. Так было Положено начало гуманизации в трактовке священных образов и биб­лейской тематики в целом.

Прекрасные витражи XII—XIII вв. Шартрского собора, сохранив­шиеся почти без изменения до наших дней, представляют библейские сюжеты, сцены из жизни пророков и святых, королей и простолюдинов (около 100 композиций). Существовало две техники витражной роспи­си: «гризайль» и сюжетная роспись. Роспись «гризайль» осуществля­лась черной и серой красками по прозрачному дымчатому или зеленоватому стеклу. Сюжеты писали по наборному цветному стеклу. В XII в. изображение наносилось на стекло в два приема: сначала делали под­малевок, а затем прорабатывали тени. После каждой операции стекло подвергали обжигу. В XIII в. ограничивались однократным обжигом расписанного стекла. Изготовленные таким образом элементы витража скрепляли между собой свинцовыми перемычками и заключали в же­лезную раму в форме оконного проема.

Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (34) и Амьене (35).

«Академией искусства» для мастеров стал собор в Реймсе (а-е). Это пример высочайшего мастерства зрелой готики. Собор издавна служил местом коронования французских правителей. Строительство храма длилось почти два столетия: началось после пожара в старой романской церкви в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. Однако единство композиции не нарушалось долгими сроками строительства. Скульптурный декор наполнял Реймский храм, так же как и собор в Шартре. Но то, что для мастеров Шартра было открытием, в Реймсе получило глубокое развитие и упрочение — был сформирован неповторимый ансамбль объемной скульптуры, полной тонких одухотворенных движений. Создается не просто пластически содержательное целое, но общее духовное пространство общения.

Внутреннее пространство храма отличают ясная структура и пластика, стройность пропорций, совершенство обработки камня.

Ансамбль собора в Реймсе возводился почти одновременно с храмомв Амьене (начат в 1218 г.) — крупнейшим готическим собором Франции. Разные по высоте и рисунку башни придают фасаду особую живописность. В расположении сюжетов на порталах мастера учиты­вали направление движения зрителя от входных ступеней. Единство трех порталов подчеркивается фризом больших фигур, непрерывной лентой протянувшихся вдоль всех входов. Стиль статуй западного фа­сада Амьенского собора проще, демократичнее, чем в Шартре, лица более жизненны. Главная черта образа Христа на центральных вра­тах — убежденность проповедника, утверждающего незыблемость учения и призывающего достойно пройти жизненный путь. Он реши­тельно попирает символы греха и смерти — льва и химеру. Интерьер оставляет впечатление свободно перетекающего пространства, в ко­торое включены пологие стрельчатые арки.

Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по специфическому и широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Вершиной развития «лучистой» готики стала капелла (часовня) Сент-Шапель в Париже (36а-в), служившая местом хранения драгоценной ре­ликвии — вывезенного из Константинополя тернового венца Христа. Магическую силу пространства зала второго этажа этого храма создает обилие витражей. Кажется, что здесь почти нет стен: окна, соединен­ные попарно шестилепестковыми «розами», заполняют интерьер вол­шебным мерцанием.

ФИЛЬМ «Авиньон» 15 мин.

Германия.

В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики. К зданиям переходного типа могут быть отнесены соборы Бонна (37) (XI—XIII вв.) и ряд перестроенных кёльнских зданий, например, церковь Гереонскирхе в Кёльне (38а), церковь Грос-Санкт-Мартин в Кельне (38б). Расцвет немецкой готики относится к середине XIII в.- собор в Наумбурге (39). Наиболее близкими французским прототипам оказались восточный хор Кёльнского собора (40-43) и собор в Страсбурге (44-47). К ранней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге (48), здесь находятся многочисленные рельефы, а также фигура Всадника (49). Выдающимся произведением немецкой скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге - Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута (50).

Нидерланды.

Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене (51) и Мехелене (52), но особенно — богато декорированные гражданские постройки: суконные ряды в Брюгге (53), ратуши в Брюгге (54), в Брюсселе (55), в Генте (56).

Англия.

Готика проникла в Англию в последней четверти XII в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие: Кентерберийский собор (57). Самобытность готической архитектуры Англии наиболее отчетливо выступила в соборах Солсбери (58), Линкольна (59), Уэлса (60), Йорка (61). В XIII в. в готическом стиле был перестроен собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (62а) — место коронации и погребения английских королей.

Испания.

В Испании готические формы захватили в основном культовое зодчество, гражданская архитектура оказалась более тесно связанной с мавританской строительной практикой.

Собор в Севилье (62б,в) – это самый большой храм
Испании и третий — в христианском мире после Св. Петра в Ватикане
Св. Павла в Лондоне. Он впечатляет не только размерами. Здесь находится
самый громадный и великолепный ретабло в христианском мире. Он
украшен более чем тысячью скульптур позднего готического стиля на
сюжеты из жизни Христа. Скульптуры, испещренные орнаментальной резьбой, покрыты позолотой (62г). Крупнейшими испанскими соборами XIII в. также стали храмы в Толедо (63). Самые крупные соборы на юге Испании, в Каталонии – собор в Барселоне (64), собор в Пальме на острове Майорка (65).

Италия.

В Италии XIII—XIV вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров. Собор в Орвьето (66) — лучшее создание итальянской культовой архитектуры XIV в. Венеция восприняла праздничную живописность готики; ажурность готических конструкций в сочетании с яркой полихромией придала венецианским зданиям поэтически-пейзажный характер. Заслуженной славой пользуется Дворец дожей (67) – правителей Венеции. На север Италии готика проникла позже - Собор в Милане (68 а-д) – самый большой храм в Европе, вмещающий до 40 тыс.человек.

 

Искусство и культура Средневековой Европы

Собственно сам термин «Средние века» поя­вился в XV в. в среде итальянских гуманистов, которые так стали на­зывать эпоху, отделяющую их от времени классической древности. Позднее Средними веками стал обозначаться период от гибели Рим­ской империи до эпохи Возрождения. В связи с этим в исторической науке произошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую, т.е. на Древний мир, Средневековье и Новое время.

Средние века в истории европейской культуры охватывают временной период продолжительностью более тысячелетия — с V по XVI в. Это эпоха возникновения, развития и упадка фео­дального общества. Следуя основным этапам истории развития фео­дализма, в истории культуры Средних веков обычно выделяют этапы раннего (V—X в.), зрелого, или классического (XI—ХШ в.), и поздне­го (XIV—XVI в.) Средневековья.

Римский мир начал разрушаться самое позднее с III в. Существенным фактором усиления кризиса римского мира стало вторжение варваров — алеманов, франков, готов, разоривших в 276 г. Галлию, Испанию, Северную Италию, Дакию. Появление варвар­ских племен в пределах Римской империи связано, скорее всего, с похолоданием в огромном регионе от Си­бири до Скандинавии, которое вынудило варваров двинуться на юг и запад. Благодаря их появлению в Западной Европе Британия стала Англией, Галлия — Францией, в Испании появилась Андалузия, названная в честь вандалов, а в Италии — Ломбардия, сохра­нившая имя своих поздних завоевателей лангобардов.

В 476 г. практически незамеченным современниками произошло одно событие — был убит и смещен по­следний римский император, а императорские регалии отосланы в Константинополь. Сегодня именно эта дата считается концом За­падной Римской империи, рубежом, разделяющим Античный мир и Средние века, хотя условность ее очевидна.

Города разрушались варварскими нашествиями и больше не вос­станавливались: их было некому кормить, и городские жители выну­ждены были уходить на землю. Так шла аграризация населения — городской мир античной цивилизации уступал место сельскому миру Средних веков. Развал торговой системы был связан с упадком ремесел. Европа все больше скатывалась к натуральному хозяйству, к производству всего необходимого для жизни в собственном хозяйстве. Поэтому объектом торговли были лишь предметы первой необходимости — соль, вино, масло, а также предметы роскоши.

Еще одной чертой средневековой жизни стало профессиональное и социальное размежевание. Еще в поздней Римской империи некоторые профессии становились наслед­ственными. С образованием клас­сического феодализма оформляются основные сословия, соответст­вующие структуре средневекового общества, — дворянство, духовен­ство и остальное население, позднее названное народом. Именно тогда сложилось характерное для Средневековья стремление церкви к установлению господства церкви над христианским миром.

Столкновение Рима и варваров привело к общему упадку культу­ры. Кроме того, с 543 г. на протяжении более полувека Европу опустошала чума. С конца VIII в. ситуация в Европе кардинально меняется. Синтез двух культурных начал стал приносить свои первые положительные результаты. Застой и упадок сменяются подъемом — начинается пе­риод, названный Каролингским Возрождением. Династия Каролингов (прежде всего, Карл Великий) смогла восстановить единство за­падного мира, объединив Италию и частично Испанию и Германию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.228.191 (0.07 с.)