Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественные стили Средневековья

Поиск

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа: дороманский, роман­ский и готический.

Романский стиль ( XI—XIII вв). В X-XI в. художественная культура Средневековья впервые смогла создать единый общеевропейский стиль, который впоследствии по­лучил название «романский». Этот термин был введен в оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые, изучая останки зданий в европейских городах, пришли к выводу, что эти сооруже­ния напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда про­исходит термин «романский», т.е. римский. Стиль «в манере римлян» подразумевал использование в средневековой архитектуре некоторых черт архитектуры и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыца­рей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечи­вали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую эпоху были фео­дальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинствен­ности и постоянной потребности самозащиты. Поэтому замок служил за­щитой во время осады. Несмотря на свое сугубо утилитарное на­значение, замок одновременно стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он до­минировал над окрестностью, либо на островах широких рек и озер. Чаще всего замки состояли из широких круглых башен, со­единенных могучими каменными стенами с зубцами и круговыми ходами на верху. Они были окружены широким рвом, имели подъ­емный мост и укрепленный портал.

Замковый ансамбль также включал в себя высокую круглую или прямоугольную сторожевую башню — донжон, которая была меньше других объемом, но зато выше всех остальных. Там днем и ночью находился караульный и наблюдал за окрестностями через слуховые окна башни, кроме того, там находились набатные колокола. Под донжоном располагались подземе­лья, многочисленные кладовые, покои владельца, помещения для слуг и охраны. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входили капелла и множество хозяйственных построек. Возвышаясь над убогими хижинами, деревянными и глиняными домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы, несокрушимой надежности. Таким был один из самых величест­венных и мощных замков Франции — замок Пьерфон к северу от Парижа (1а, б, в).

Хотя в романский период светское зодчество только формиро­валось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитек­туры — крепость Шато-Гайар (2а,б), построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189— 1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии.

 

С XII в. в Европе началось массовое возведение городов, центра­ми которых органично становились городские площади с кафедраль­ными городскими соборами. Города стали соперничать великолепи­ем городских храмов, стараясь превзойти друг друга их изяществом. Кафедральные соборы существенно отличались от монастырских церквей тем, что они предназначались не только для богослужения и были тесно связаны с жизнью города: здесь собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились исторические рели­квии и сокровища и т.д. Соборы строили с расчетом вместить в него все население города. Романский храм призван был приблизить человека к Богу, погру­зить его в божественный мир. Поэтому в убранстве интерьера значи­тельное место отводилось фрескам и витражам, заполнявшим окон­ные проемы. Многочисленные росписи покрывали пестрым ковром поверхности стен и сводов. Нередко художники использовали экс­прессивный, динамичный рисунок, чтобы передать драматизм биб­лейских сцен. Главной задачей художника было воплощение библей­ского начала, а из всех человеческих чувств предпочтение отдавалось страданию, ибо, по учению церкви, — это очищающий душу огонь.

Узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к постоянно возраставшему потоку верующих и паломников, поэтому романские храмы стали строиться боль­шими по размерам: церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне (3), церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (4); церковь аббатства Клюни (5), церковь Сент Трините в Кане (6).

Иногда аскетический облик хра­ма смягчался обильным наружным декором. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь от портала до фронтона по­крыт скульптурной резьбой (4). Каменная резьба наружных стен соборов состояла из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических Рживотных, сплетающихся шеями или хвостами (этот мотив был заимствован у Востока). Мотив полу­круглой арки, одного из главных признаков романского стиля, актив­но работал в интерьере: вид в центр храма открывался через большие арки и аркаду (ряд связанных друг с другом арок) вдоль главного нефа.

Романский стиль нашел свое выражение не только в архитекту­ре, но также в живописи и скульптуре. Сюжетами для живописных и скульптурных изображений конечно же были темы величия и мо­гущества Бога. Стилевая особенность этих изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам дру­гие фигуры. Вообще реальные пропорции были не важны роман­ским художникам: в изображениях головы зачастую увеличены, те­ла схематичны, иногда вытянуты. В Германии в XI в. все больше места в изобразительном искусстве начинает занимать тема распя­тия, смерти и воскресения Христа. В дальнейшем этот мотив станет в католицизме доминирующим и даже вытеснит образ Христа как Вседержителя.

Церковь требовала, чтобы искусство было не только «Евангелие для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда такие сюжеты, как «Страшный суд», апокалиптические видения, страдания и смерть Христа («Страсти Христовы»). Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной была излюбленным мотивом романского искусства. Причем сцены страданий и мученичества мастер воплощал, руководствуясь преимущественно не канонами, а собственной фантазией, особенно при изображении Страшного суда. На стенах храмов изображали сюжеты из историй, басен, даже из светских романов, а также реальных людей и фантастических существ, облик которых был почерпнут из хроник или создан народной фантазией (аспиды, василиски и др.). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно.

Нравственное начало выступало важной составной частью сред­невековой гуманности. Красота должна была быть морально оправ­данной. Красивыми считались изображения людей немощных телом, но обладающих религиозной верой и нравственной чистотой. Масте­ра стремились утвердить лучшие стороны человеческой натуры.

 

Франция.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви - церковь Сен-Сернен в Тулузе (7).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получила церковь Сен-Мадлен в Везле (8). Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре - церковь Ла Трините в Кане (9). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье (10).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном - замок Лош (11).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.007 с.)