Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фильм «франц. Крепость каркассон» 15 мин.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Германия. Германия в XI—XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Первые романские соборы появились в городах, расположенных на Рейне (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели неприступный вид - церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (12), церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне (13а,б), собор в Шпейере (14), церковь монастыря Мария Лах (15), Церковь Гереонскирхе в Кёльне (16). Для XIV в. в Германии стали характерны полные трагического пафоса распятия на кресте в виде «древа жизни» (17) — трехчастной композиции, состоящей из центрального ствола и резко вздымающихся по бокам двух ветвей. ФИЛЬМ «Кафедральный собор в Шпеере» 15 мин. Англия. В начале 11 в. был воздвигнут лондонский Тауэр -одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английских монархов. (18). Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада- собор в Дархеме (19). Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям - интерьеры соборов в Ромзи (20) и Саутуэлле (21). Фильм – «Собор в Дархеме» 15 мин. Италия. В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными - Церковь Сант-Амброджо в Милане (22). Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (23-25), в Тоскане. В Сицилии в эпоху норманского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры - Палатинская капелла в Палермо (26). Богатством наружного декора поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (27). Испания. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей - замок Алькасар, Сеговия, IX в. (28а,б) и городских укреплений. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (29)- ФИЛЬМ (15 мин.). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях - Церковь Сан-Мартин в Фромисте (30), Собор в Саламанке (31). По легенде, в кафедральном соборе испанского города Сантьяго-де-Компостела (31б,в) захоронены останки апостола Иакова. Поэтому город с эпохи раннего средневековья является третьей святыней католического мира (после Рима и Иерусалима), центром паломничества и конечным пунктом знаменитого маршрута Путь Святого Иакова, охватывавшего всю территорию Европы, и давшего городу прозвище «христианской Мекки». Своим значением для католической Европы город прежде всего обязан обретению мощей св. Иакова. Как считают верующие, после мученической кончины апостола его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья. В конце 9 века на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). ФИЛЬМ «Кафедральный собор Сантьяго де Компостела» 15 мин.; (ФИЛЬМ «Дорога св.Иакова.Паломничество в Сантьяго-де-Компостела» 15 мин.)
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности. Готический стиль возник во Франции, откуда он распространился по Западной, Центральной и частично Восточной Европе. Название стиля связано с германским племенем готов, в 410 г. разграбившим Рим. Как раз падение Вечного города и ознаменовало конец Античности и начало Средних веков в культурной истории Европы. Термин «готика» утвердился в эпоху Возрождения для уничижительного обозначения «варварского» искусства Средневековья. Само изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю. Периодизация готики такова: вторая половина XII — первая четверть XIII в. — ранняя готика; вторая четверть XIII—XIV в. — зрелая или высокая готика; XIV—XV вв. — поздняя готика («пламенеющая»). В искусстве готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Наиболее ярко и очевидно новые тенденции проявились в архитектуре готического стиля, в художественной выразительности готических соборов и их декоративном украшении. Как и прежде, готические соборы были призваны отражать стройность божественного миропорядка и олицетворять божественную Вселенную. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между Божественным и человеческим. Поэтому готические соборы несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу должна была воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в ином, неземном царстве. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. Устремленность собора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Переход от романского стиля к готическому был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, а появление последней связывалось с влиянием арабской архитектуры. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Готический храм в отличие от романского имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Грандиозность и легкость готических соборов создают иллюзию оторванности от земли, что, в свою очередь, достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных, остроконечных, сходящихся диагонально ребер. Благодаря этому стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета. Грандиозная высота и обилие света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стен исчезла, а своды перерезала сеть нервюров (образующих свод арок); везде, где было возможно, стена вытеснялась окнами, расчленилась нишами и арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие. Готический храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть система противодействующих сил и конечный результат их борьбы — Вознесение. Самыми выдающимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Реймсе, Париже, Амьене, Кёльне и Брюгге. Поскольку конструкция готических соборов предполагала большие оконные проемы, то место стенных росписей в них заняли витражи. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать людям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что естественным цветом готики является фиолетовый — цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый цвета. Едва переступив порог храма, верующий попадал в стихию радужного мерцания окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощущение ирреальности пространства. Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей — главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластичностью фигур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи). Важно отметить, что символико-аллегорический строй готического искусства, отличающийся высокой духовностью, сочетался с расширением интереса к реальному миру, природе. В скульптуре и живописи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью. Поздняя готика доминировала в искусстве Европы, поэтому ее называют интернациональной. В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, доходящая до гротеска графичность, обилие символики, сложных аллегорий, странных трансформаций, преувеличений. Иногда этот период именуют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия направив на украшательство. Так, «пламенеющая» готика в архитектуре не заключала в себе принципиальных открытий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вычурными. Для нее характерны извивающиеся, наподобие языков пламени, башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению. Архитектурный декор терял свою объемность, становился жестким кружевом на поверхности стен, сводов, башен.
Эпоха готики — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Краски знаменитых лиможских эмалей (Франция) не померкли до наших дней. Готический стиль объединил в один ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Поскольку архитектура была его главным формообразующим фактором, то мебель, предметы церковной утвари повторяли в миниатюре композицию и детали архитектурных сооружений.
Франция. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. К ранней готике относится собор Нотр-Дам в Париже (14 в.) (32) и собор в Шартре (13 в.). (33). В конструкции собора Парижской Богоматери (а-к) (Нотр-Дам де Пари) отчетливо прослеживаются основные принципы готической архитектуры: над тремя перспективными порталами западного фасада возвышаются так называемая Галерея королей, три больших окна с круглым окном-«розой» посередине, две высокие башни, на фасаде множество скульптур. В Средние века статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой Библию в камне. Вверху, на галерее, окаймляющей башни, громоздятся каменные химеры. Наиболее знаменит в Шартрском соборе (а-и) Королевский портал западного фасада, выполненный в романском стиле. Дело в том, что первоначально на месте собора была романская базилика, но вспыхнувший в 1194 г. пожар уничтожил значительную ее часть. К 1260 г. собор был восстановлен в готическом стиле. Рельеф изображения высокий, это уже практически отделяющийся от стены барельеф. Мотив Страшного суда лишен назидательной устрашающей силы. Нет изображения ада и рая, остался только Христос-Судья с просветленным ликом в окружении евангелистов и ангельского хора. Идея Королевского портала состоит в том, что человеку дан выбор веры не из-за страха будущих мучений, а во славу прекрасного мира. Так было Положено начало гуманизации в трактовке священных образов и библейской тематики в целом. Прекрасные витражи XII—XIII вв. Шартрского собора, сохранившиеся почти без изменения до наших дней, представляют библейские сюжеты, сцены из жизни пророков и святых, королей и простолюдинов (около 100 композиций). Существовало две техники витражной росписи: «гризайль» и сюжетная роспись. Роспись «гризайль» осуществлялась черной и серой красками по прозрачному дымчатому или зеленоватому стеклу. Сюжеты писали по наборному цветному стеклу. В XII в. изображение наносилось на стекло в два приема: сначала делали подмалевок, а затем прорабатывали тени. После каждой операции стекло подвергали обжигу. В XIII в. ограничивались однократным обжигом расписанного стекла. Изготовленные таким образом элементы витража скрепляли между собой свинцовыми перемычками и заключали в железную раму в форме оконного проема. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (34) и Амьене (35). «Академией искусства» для мастеров стал собор в Реймсе (а-е). Это пример высочайшего мастерства зрелой готики. Собор издавна служил местом коронования французских правителей. Строительство храма длилось почти два столетия: началось после пожара в старой романской церкви в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. Однако единство композиции не нарушалось долгими сроками строительства. Скульптурный декор наполнял Реймский храм, так же как и собор в Шартре. Но то, что для мастеров Шартра было открытием, в Реймсе получило глубокое развитие и упрочение — был сформирован неповторимый ансамбль объемной скульптуры, полной тонких одухотворенных движений. Создается не просто пластически содержательное целое, но общее духовное пространство общения. Внутреннее пространство храма отличают ясная структура и пластика, стройность пропорций, совершенство обработки камня. Ансамбль собора в Реймсе возводился почти одновременно с храмомв Амьене (начат в 1218 г.) — крупнейшим готическим собором Франции. Разные по высоте и рисунку башни придают фасаду особую живописность. В расположении сюжетов на порталах мастера учитывали направление движения зрителя от входных ступеней. Единство трех порталов подчеркивается фризом больших фигур, непрерывной лентой протянувшихся вдоль всех входов. Стиль статуй западного фасада Амьенского собора проще, демократичнее, чем в Шартре, лица более жизненны. Главная черта образа Христа на центральных вратах — убежденность проповедника, утверждающего незыблемость учения и призывающего достойно пройти жизненный путь. Он решительно попирает символы греха и смерти — льва и химеру. Интерьер оставляет впечатление свободно перетекающего пространства, в которое включены пологие стрельчатые арки. Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по специфическому и широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Вершиной развития «лучистой» готики стала капелла (часовня) Сент-Шапель в Париже (36а-в), служившая местом хранения драгоценной реликвии — вывезенного из Константинополя тернового венца Христа. Магическую силу пространства зала второго этажа этого храма создает обилие витражей. Кажется, что здесь почти нет стен: окна, соединенные попарно шестилепестковыми «розами», заполняют интерьер волшебным мерцанием. ФИЛЬМ «Авиньон» 15 мин. Германия. В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики. К зданиям переходного типа могут быть отнесены соборы Бонна (37) (XI—XIII вв.) и ряд перестроенных кёльнских зданий, например, церковь Гереонскирхе в Кёльне (38а), церковь Грос-Санкт-Мартин в Кельне (38б). Расцвет немецкой готики относится к середине XIII в.- собор в Наумбурге (39). Наиболее близкими французским прототипам оказались восточный хор Кёльнского собора (40-43) и собор в Страсбурге (44-47). К ранней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге (48), здесь находятся многочисленные рельефы, а также фигура Всадника (49). Выдающимся произведением немецкой скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге - Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута (50).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.013 с.) |