Фильм «франц. Крепость каркассон» 15 мин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фильм «франц. Крепость каркассон» 15 мин.



Германия.

Германия в XI—XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Первые романские соборы появились в городах, расположенных на Рейне (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически за­вершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели неприступный вид - церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (12), церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне (13а,б), собор в Шпейере (14), церковь монастыря Мария Лах (15), Церковь Гереонскирхе в Кёльне (16). Для XIV в. в Германии стали характерны полные трагического пафоса распятия на кресте в виде «древа жизни» (17) — трехчастной композиции, состоящей из центрального ствола и резко вздымающихся по бокам двух ветвей.

ФИЛЬМ «Кафедральный собор в Шпеере» 15 мин.

Англия.

В начале 11 в. был воздвигнут лондонский Тауэр -одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английских монархов. (18). Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада- собор в Дархеме (19). Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям - интерьеры соборов в Ромзи (20) и Саутуэлле (21).

Фильм – «Собор в Дархеме» 15 мин.

Италия.

В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными - Церковь Сант-Амброджо в Милане (22). Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (23-25), в Тоскане. В Сицилии в эпоху норманского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры - Палатинская капелла в Палермо (26). Богатством наружного декора поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (27).

Испания.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей - замок Алькасар, Сеговия, IX в. (28а,б) и городских укреплений. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (29)- ФИЛЬМ (15 мин.). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях - Церковь Сан-Мартин в Фромисте (30), Собор в Саламанке (31).

По легенде, в кафедральном соборе испанского города Сантьяго-де-Компостела (31б,в) захоронены останки апостола Иакова. Поэтому город с эпохи раннего средневековья является третьей святыней католического мира (после Рима и Иерусалима), центром паломничества и конечным пунктом знаменитого маршрута Путь Святого Иакова, охватывавшего всю территорию Европы, и давшего городу прозвище «христианской Мекки». Своим значением для католической Европы город прежде всего обязан обретению мощей св. Иакова. Как считают верующие, после мученической кончины апостола его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья. В конце 9 века на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). ФИЛЬМ «Кафедральный собор Сантьяго де Компостела» 15 мин.;

(ФИЛЬМ «Дорога св.Иакова.Паломничество в Сантьяго-де-Компостела» 15 мин.)

 

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечнос­ти. Готический стиль возник во Франции, откуда он распространился по Западной, Центральной и частично Восточной Европе. Название стиля связано с германским племенем готов, в 410 г. разграбившим Рим. Как раз падение Вечного города и ознаменовало конец Антично­сти и начало Средних веков в культурной истории Европы. Термин «готика» утвердился в эпоху Возрождения для уничижительного обозначения «варварского» искусства Средневековья. Само изобретение термина «готика» приписывают Рафаэлю.

Периодизация готики такова: вторая половина XII — первая четверть XIII в. — ранняя готика; вторая четверть XIII—XIV в. — зрелая или высокая готика; XIV—XV вв. — поздняя готика («пламенеющая»).

В искусстве готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий.

Наиболее ярко и очевидно новые тенденции проявились в архи­тектуре готического стиля, в художественной выразительности готи­ческих соборов и их декоративном украшении. Как и прежде, готиче­ские соборы были призваны отражать стройность божественного ми­ропорядка и олицетворять божественную Вселенную. Они были ху­дожественной моделью мироздания, в которой существовало равно­весие между Божественным и человеческим. Поэтому готические соборы несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу должна была воздействовать на человека таким образом, чтобы вы­звать у него ощущение присутствия в ином, неземном царстве. С дру­гой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.

Устремленность со­бора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, вы­сокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленны­ми удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.

Переход от романского стиля к готическому был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе пере­мен лежало введение стрельчатой арки, а появление последней свя­зывалось с влиянием арабской архитектуры.

Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабаты­вает ее в деталях. Готический храм в отличие от романского имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая кар­касная система. Грандиозность и легкость готических соборов создают иллюзию оторванности от земли, что, в свою очередь, достигается через особое строение готического свода. Он покоится на каркасе каменных, ост­роконечных, сходящихся диагонально ребер. Благодаря этому стало возможным сооружать огромные оконные проемы, которые заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витра­жами. Витраж открыл новые возможности для цветовых эффектов: свет во внутреннем пространстве храма благодаря цветным стеклам окрашивался в разные цвета.

Грандиозная высота и обилие света преобразили интерьер со­бора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось декором. Гладкая поверхность стен исчез­ла, а своды перерезала сеть нервюров (образующих свод арок); везде, где было возможно, стена вытеснялась окнами, расчленилась ни­шами и арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой, где центром композиции становится скульптурное распятие. Готиче­ский храм в то же время является своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть сис­тема противодействующих сил и ко­нечный результат их борьбы — Возне­сение. Самыми выдаю­щимися произведениями готического стиля стали соборы в Шартре, Рейм­се, Париже, Амьене, Кёльне и Брюгге.

Поскольку конструкция готических соборов предполагала боль­шие оконные проемы, то место стенных росписей в них заняли вит­ражи. Основной целью этих «картин в окнах» было показывать лю­дям, не умеющим читать Священное Писание, во что они должны верить. Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Считалось, что ес­тественным цветом готики является фиолетовый — цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего неба. Синий цвет считался также символом верности. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый цвета. Едва переступив порог храма, верую­щий попадал в стихию радужного мерцания окрашенного света, к которому добавлялись сияние свечей, блеск золота, создающие ощу­щение ирреальности пространства.

Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: архитектуры, скульптуры, витражей — главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами. На порталах преобладали темы скульптурного декора: Страшный суд, цикл, посвященный Марии и цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластичностью фигур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крыше размещались скульптуры фантастических зверей (химеры, гаргульи).

Важно отметить, что символико-аллегорический строй готическо­го искусства, отличающийся высокой духовностью, сочетался с рас­ширением интереса к реальному миру, природе. В скульптуре и живо­писи стали развиваться портретный и пейзажный жанры. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвы­шенностью.

Поздняя готика доминировала в искусстве Европы, поэтому ее называют интернациональной. В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, доходящая до гротеска графичность, обилие символики, сложных аллегорий, странных транс­формаций, преувеличений. Иногда этот период именуют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия направив на украшательство. Так, «пламенеющая» готика в ар­хитектуре не заключала в себе принципиальных открытий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вы­чурными. Для нее характерны извивающиеся, наподобие языков пла­мени, башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой дав­шие название этому стилевому течению. Архитектурный декор терял свою объемность, становился жестким кружевом на поверхности стен, сводов, башен.

 

Эпоха готики — время расцвета книжной миниатюры, эмалей, ху­дожественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драго­ценных камней, слоновой кости и др. Краски знаменитых лиможских эмалей (Франция) не померкли до наших дней. Готический стиль объ­единил в один ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру. Поскольку архитектура была его главным формообразующим фактором, то мебель, предметы церков­ной утвари повторяли в миниатюре композицию и детали архитектур­ных сооружений.

 

Франция.

Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. К ранней готике относится собор Нотр-Дам в Париже (14 в.) (32) и собор в Шартре (13 в.).

(33). В конструкции собора Парижской Богоматери (а-к) (Нотр-Дам де Пари) отчетливо прослеживаются основные принципы готической архитек­туры: над тремя перспективными порталами западного фасада возвышаются так называемая Галерея королей, три больших окна с круглым окном-«розой» посередине, две высокие башни, на фасаде множество скульптур. В Средние века статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой Библию в камне. Вверху, на галерее, окаймляющей башни, громоздятся каменные химеры.

Наиболее знаменит в Шартрском соборе (а-и) Королевский портал западного фасада, выполненный в романском стиле. Дело в том, что первоначально на месте собора была романская базили­ка, но вспыхнувший в 1194 г. пожар уничтожил значительную ее часть. К 1260 г. собор был восстановлен в готическом стиле. Рельеф изобра­жения высокий, это уже практически отделяющийся от стены барель­еф. Мотив Страшного суда лишен назидательной устрашающей силы. Нет изображения ада и рая, остался только Христос-Судья с просвет­ленным ликом в окружении евангелистов и ангельского хора. Идея Королевского портала состоит в том, что человеку дан выбор веры не из-за страха будущих мучений, а во славу прекрасного мира. Так было Положено начало гуманизации в трактовке священных образов и биб­лейской тематики в целом.

Прекрасные витражи XII—XIII вв. Шартрского собора, сохранив­шиеся почти без изменения до наших дней, представляют библейские сюжеты, сцены из жизни пророков и святых, королей и простолюдинов (около 100 композиций). Существовало две техники витражной роспи­си: «гризайль» и сюжетная роспись. Роспись «гризайль» осуществля­лась черной и серой красками по прозрачному дымчатому или зеленоватому стеклу. Сюжеты писали по наборному цветному стеклу. В XII в. изображение наносилось на стекло в два приема: сначала делали под­малевок, а затем прорабатывали тени. После каждой операции стекло подвергали обжигу. В XIII в. ограничивались однократным обжигом расписанного стекла. Изготовленные таким образом элементы витража скрепляли между собой свинцовыми перемычками и заключали в же­лезную раму в форме оконного проема.

Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (34) и Амьене (35).

«Академией искусства» для мастеров стал собор в Реймсе (а-е). Это пример высочайшего мастерства зрелой готики. Собор издавна служил местом коронования французских правителей. Строительство храма длилось почти два столетия: началось после пожара в старой романской церкви в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. Однако единство композиции не нарушалось долгими сроками строительства. Скульптурный декор наполнял Реймский храм, так же как и собор в Шартре. Но то, что для мастеров Шартра было открытием, в Реймсе получило глубокое развитие и упрочение — был сформирован неповторимый ансамбль объемной скульптуры, полной тонких одухотворенных движений. Создается не просто пластически содержательное целое, но общее духовное пространство общения.

Внутреннее пространство храма отличают ясная структура и пластика, стройность пропорций, совершенство обработки камня.

Ансамбль собора в Реймсе возводился почти одновременно с храмомв Амьене (начат в 1218 г.) — крупнейшим готическим собором Франции. Разные по высоте и рисунку башни придают фасаду особую живописность. В расположении сюжетов на порталах мастера учиты­вали направление движения зрителя от входных ступеней. Единство трех порталов подчеркивается фризом больших фигур, непрерывной лентой протянувшихся вдоль всех входов. Стиль статуй западного фа­сада Амьенского собора проще, демократичнее, чем в Шартре, лица более жизненны. Главная черта образа Христа на центральных вра­тах — убежденность проповедника, утверждающего незыблемость учения и призывающего достойно пройти жизненный путь. Он реши­тельно попирает символы греха и смерти — льва и химеру. Интерьер оставляет впечатление свободно перетекающего пространства, в ко­торое включены пологие стрельчатые арки.

Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по специфическому и широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Вершиной развития «лучистой» готики стала капелла (часовня) Сент-Шапель в Париже (36а-в), служившая местом хранения драгоценной ре­ликвии — вывезенного из Константинополя тернового венца Христа. Магическую силу пространства зала второго этажа этого храма создает обилие витражей. Кажется, что здесь почти нет стен: окна, соединен­ные попарно шестилепестковыми «розами», заполняют интерьер вол­шебным мерцанием.

ФИЛЬМ «Авиньон» 15 мин.

Германия.

В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики. К зданиям переходного типа могут быть отнесены соборы Бонна (37) (XI—XIII вв.) и ряд перестроенных кёльнских зданий, например, церковь Гереонскирхе в Кёльне (38а), церковь Грос-Санкт-Мартин в Кельне (38б). Расцвет немецкой готики относится к середине XIII в.- собор в Наумбурге (39). Наиболее близкими французским прототипам оказались восточный хор Кёльнского собора (40-43) и собор в Страсбурге (44-47). К ранней готике относится скульптурное убранство собора в Бамберге (48), здесь находятся многочисленные рельефы, а также фигура Всадника (49). Выдающимся произведением немецкой скульптуры являются статуи основателей собора в Наумбурге - Маркграф Эккерхард и маркграфиня Ута (50).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.015 с.)