Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная культура СредневековьяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследователи выделяют в средневековой художественной культуре три основных ее подтипа: рыцарский, городской (бюргерский) и народный (крестьянский, фольклорный). Рыцарская культура. В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало символом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Сложился образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому настоящий рыцарь должен был происходить из благородного рода, совершать подвиги, презрительно относиться к смерти. Кроме этого, рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе по социальному положению, быть щедрым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных. От рыцаря требовалась обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участвовать в турнирах и соблюдать правила куртуазности — безупречного воспитания и поведения при дворе (т.е. демонстрировать придворную светскость). И наконец, рыцарь должен был быть преданным возлюбленным выбранной им «дамы сердца», демонстрировать свое благородство и обладать обостренным чувством собственного достоинства. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью. Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литература, которая выразилась в двух литературных жанрах — рыцарском романе и рыцарской поэзии. Сам термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на романском языке в отличие от текстов на латыни, но позднее этот термин стал использоваться для названия определенного литературного жанра. Первые рыцарские романы появились в Англии в 11 веке. Основой романов стал любовно-приключенческий сюжет о подвигах короля Артура и рыцарей круглого стола. Широкое распространение в Европе этот жанр средневековой литературы получил в XII в. Одним из создателей рыцарского романа и крупнейшим представителем этого жанра в XII в. был французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. Наиболее известным и популярным произведением в жанре рыцарского романа стала «Повесть о Тристане и Изольде», в основу которой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Тристана и королевы Изольды. Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Прованс. Там раньше, чем где-либо, расцвела рыцарская придворная культура, блестящая, изысканная, нарядная. Именно с культа дамы сердца началась куртуазная поэзия. Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство. Куртуазную любовь отличал ряд особенностей, прежде всего это была тайная любовь, поэт предусмотрительно не называл свою даму по имени. Куртуазная любовь являлась любовью тонкой, изысканной в отличие от чувственной любви. Она должна была носить форму трепетного обожания. Именно в такой призрачной любви находили рыцари высшую меру радости. В провансальском городке Лангедоке получила широкое распространение лирическая поэзия трубадуров, которая возникла при дворах знатных сеньоров. Поэзия трубадуров имела много разнообразных жанров: любовные песни; лирические песни; политические песни. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии — миннезингеров (певцов любви), в Италии — гистрионов (певцов нового сладостного стиля), в Англии — менестрелей. Городская (бюргерская) культура. Помимо рыцарской культуры, в XII—XIII вв. распространилась городская культура, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, вольнолюбивая и сатирическая по своему характеру. Ее создателем было третье сословие, составлявшее тогда основную массу городского населения. Ценности городского быта были проникнуты духом практицизма, определялись конкретным содержанием повседневности. Поэтому художественное сознание этого социального слоя не прибегало к идеализации, а воспроизводило ее с идеалистическим правдоподобием. Эта установка находила стилевое выражение прежде всего в изобразительном и литературном творчестве. Самым популярным направлением в бюргерской культуре стала городская литература. Городские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города — героями городской литературы стали смышленый ремесленник, хитрый поп, которые без особого труда оставляли в дураках богачей. Наиболее популярными жанрами городской литературы были стихотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — шванк), в которых действовали новые литературные герои — горожане и крестьяне с их сметливостью и здравым смыслом. Они не сражаются ни с великанами, ни с чудовищами, они борются только с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации в произведениях этого литературного жанра носят комический или авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Наиболее известными произведениями этого жанра художественной культуры стали «Роман о Лисе» и «Роман о Розе». Другим направлением художественной культуры Средневековья было карнавально-смеховое городское театральное искусство. В городской среде весьма распространенным оказалось коллективное участие в представлениях (карнавальных, ярмарочных). Герои театральных постановок — фарсов (от нем. фарш — начинка) выступали как типы-маски. Например, монах всегда изображался плутом, врач — шарлатаном, адвокат — крючкотвором, горожанин — хитрецом. Высшим проявлением смеховой культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Карнавал позволял реализовать дух свободы, переступить через жесткий регламент повседневной жизни. Художественный эффект карнавального зрелища заключался в методе перестановки, в соответствии с которым подданный становился царем, слуга — господином, мужчина — женщиной, дурак — мудрецом. Во время карнавалов отменялись общепринятые правила, социальный порядок «переворачивался»: господа прислуживали за трапезой своим рабам, рабы осваивали роли господ. И все это происходило в атмосфере безудержного веселья. Здесь не было деления на исполнителей и зрителей, отсутствовала социальная иерархия, все участники ощущали себя единым целостным организмом. Таковы были широко известные в Европе праздники духов, праздники ослов, во время которых пародировались церковные обряды. Например, организовывалось шутовское богослужение, где в роли священника выступал осел. Праздники проходили на площади перед городским собором, а иногда и в самом соборе. Программа карнавальных увеселений включала в себя также обжорство, выпивку, обнажение тела, юродство и т.д. Вполне естественно, что церковные власти стремились пресечь эти формы смеховой художественной культуры. Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу человека и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К последним причислялись бродячие актеры и скоморохи. Наряду с карнавальной формой художественной культуры в XII— XIII вв. в городах Западной Европы стала развиваться латинская поэзия бродячих студентов — вагантов (от лат. бродить). В Средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образования. Поэзия вагантов, студентов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей пороки церкви и духовенства, воспевающей радости земной вольной жизни. Стихи вагантов в массе своей были анонимны: они, плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий), этим отличались от аристократического творчества трубадуров. В XIII в. поэзия вагантов на латинском языке приходит в упадок и уступает свое место художественным произведениям на национальных языках. Народная (крестьянская) культура. В народном сознании на протяжении почти всего Средневековья жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор стал основой героического эпоса. На рубеже XI—XII вв. были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. В них воспевались подвиги героев, важнейшие реальные события, повлиявшие на судьбу того или иного народа. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде». В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея «Песнь о Нибелунгах», которая явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы. В поэме подробно обрисованы придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Художественное творчество крестьянства представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это и украшенное оружие, и культовая и обрядовая утварь, разнообразные булавки, пряжки или заколки, застежки и предметы быта. В произведениях искусства крестьян предпочтение всегда отдавалось орнаменту. Мифы о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе породили особый вид средневекового орнамента, который получил название звериного. Этот стиль изображал фантастических животных, вплетенных в замысловатые узоры. Звериный стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.023 с.) |