Художественная культура Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная культура Средневековья



Исследователи выделяют в средневековой художественной культуре три основных ее подтипа: рыцарский, городской (бюргерский) и народный (крестьянский, фольклорный).

Рыцарская культура. В период развитого Средневековья понятие «рыцарь» стало сим­волом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Сложился образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому настоящий рыцарь дол­жен был происходить из благородного рода, совершать под­виги, презрительно относиться к смерти. Кроме этого, рыцарь дол­жен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе по социальному положению, быть щед­рым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных. От рыцаря требовалась обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участвовать в турнирах и соблюдать правила куртуазности — безупречного воспитания и поведения при дворе (т.е. демонстрировать придворную светскость). И наконец, ры­царь должен был быть преданным возлюбленным выбранной им «дамы сердца», демонстрировать свое благородство и обладать обост­ренным чувством собственного достоинства. Разумеется, образ идеального рыцаря чаще всего расходился с реальной действительностью.

Особым явлением рыцарской культуры стала рыцарская литера­тура, которая выразилась в двух литературных жанрах — рыцарском романе и рыцарской поэзии. Сам термин «роман» обозначал перво­начально только стихотворный текст на романском языке в отличие от текстов на латыни, но позднее этот термин стал использоваться для названия определенного литературного жанра. Первые рыцарские романы появились в Англии в 11 веке. Основой романов стал любов­но-приключенческий сюжет о подвигах короля Артура и рыцарей круглого стола. Широкое распространение в Европе этот жанр средневековой ли­тературы получил в XII в. Одним из создателей рыцарского романа и крупнейшим предста­вителем этого жанра в XII в. был французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными приключениями героев, закол­дованными людьми, чудесными странами. Наиболее известным и популярным произведением в жанре ры­царского романа стала «Повесть о Тристане и Изольде», в основу ко­торой легли ирландские сказания о трагической любви юноши Три­стана и королевы Изольды.

Родиной рыцарской поэзии стала французская провинция Про­ванс. Там раньше, чем где-либо, расцвела рыцарская придворная культура, блестящая, изысканная, нарядная. Именно с культа дамы сердца началась куртуазная поэзия. Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство. Куртуазную любовь отличал ряд особенностей, прежде всего это была тайная любовь, поэт предусмотрительно не называл свою даму по имени. Куртуазная любовь являлась любовью тонкой, изысканной в отличие от чувственной любви. Она должна была носить форму трепетного обожания. Именно в такой призрачной любви на­ходили рыцари высшую меру радости.

В провансальском городке Лангедоке получила широкое распро­странение лирическая поэзия трубадуров, которая воз­никла при дворах знатных сеньоров. Поэзия трубадуров имела много разнообразных жанров: любов­ные песни; лирические песни; политические песни. Из Прованса поэзия трубадуров распространи­лась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии — миннезингеров (певцов любви), в Италии — гистрионов (певцов нового сладостного стиля), в Англии — менест­релей.

Городская (бюргерская) культура. Помимо рыцарской культуры, в XII—XIII вв. распространилась городская культура, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, вольнолюбивая и сатирическая по своему характеру. Ее создателем было третье сословие, составлявшее тогда основную массу городского населения. Ценности городского быта были проникнуты духом практицизма, определялись конкретным содержанием повседневности. Поэтому художественное сознание этого социального слоя не прибегало к идеализации, а воспроизводило ее с идеалистическим правдоподоби­ем. Эта установка находила стилевое выражение прежде всего в изо­бразительном и литературном творчестве.

Самым популярным направ­лением в бюргерской культуре стала городская литература. Город­ские поэты тяготели к изображению повседневного быта обитателей города — героями городской литературы ста­ли смышленый ремесленник, хитрый поп, которые без особого труда оставляли в дураках богачей. Наиболее популярными жанрами городской литературы были сти­хотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — шванк), в которых действовали новые литературные герои — горожане и крестьяне с их сметливостью и здравым смыслом. Они не сражаются ни с великанами, ни с чудовищами, они борются только с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый опти­мизм. Все ситуации в произведениях этого литературного жанра носят комический или авантюрный характер, но никогда не выходят за пре­делы реалистического бытового изображения. Наиболее известными произведениями этого жанра художественной культуры стали «Роман о Лисе» и «Роман о Розе».

Другим направлением художественной культуры Средневековья было карнавально-смеховое городское театральное искусство. В городской среде весьма распростра­ненным оказалось коллективное участие в представлениях (карна­вальных, ярмарочных). Герои театральных постановок — фарсов (от нем. фарш — начинка) выступали как типы-маски. Например, монах всегда изображался плутом, врач — шарлатаном, адвокат — крючко­твором, горожанин — хитрецом. Высшим проявлени­ем смеховой культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Карнавал позволял реализовать дух свобо­ды, переступить через жесткий регламент повседневной жизни. Художественный эффект карнавального зрелища заключался в мето­де перестановки, в соответствии с которым подданный становился царем, слуга — господином, мужчина — женщиной, дурак — мудре­цом. Во время карнавалов от­менялись общепринятые правила, социальный порядок «перевора­чивался»: господа прислуживали за трапезой своим рабам, рабы ос­ваивали роли господ. И все это происходило в атмосфере безудерж­ного веселья. Здесь не было деления на исполнителей и зрителей, отсутствовала социальная иерархия, все участники ощущали себя единым целостным организмом. Таковы были широко известные в Европе праздники духов, праздники ослов, во время которых паро­дировались церковные обряды. Например, организовывалось шутов­ское богослужение, где в роли священника выступал осел. Праздни­ки проходили на площади перед городским собором, а иногда и в самом соборе. Программа карнавальных увеселений включала в себя также обжорство, выпивку, обнажение тела, юродство и т.д. Вполне естественно, что церковные власти стремились пресечь эти формы смеховой художественной культуры. Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу человека и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К последним причислялись бродячие актеры и скоморохи.

Наряду с карнавальной формой художественной культуры в XII— XIII вв. в городах Западной Европы стала развиваться латинская по­эзия бродячих студентов — вагантов (от лат. бродить). В Средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образования. Поэзия вагантов, студентов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учи­телей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей пороки церкви и духовенства, воспевающей радости земной вольной жизни. Стихи вагантов в массе своей были аноним­ны: они, плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали вы­ходцы из низших сословий), этим отличались от аристократического творчества трубадуров. В XIII в. поэзия вагантов на латинском языке приходит в упа­док и уступает свое место художественным произведениям на на­циональных языках.

Народная (крестьянская) культура. В народном сознании на протяжении почти всего Средневековья жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые прони­кали даже в церковное искусство. Фольклор стал основой героического эпоса. На рубеже XI—XII вв. были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. В них воспевались подвиги героев, важнейшие ре­альные события, повлиявшие на судьбу того или иного народа. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи являет­ся «Песнь о Роланде». В Германии к этому жанру относится знаменитая эпопея «Песнь о Нибелунгах», которая явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели бургундского ко­ролевства и смерти короля гуннов Аттилы. В поэме подробно обри­сованы придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придвор­ной жизни.

Художественное творчество крестьянства представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это и украшенное оружие, и культовая и обрядовая утварь, разнообразные булавки, пряжки или заколки, застежки и предметы быта. В про­изведениях искусства крестьян предпочтение всегда отдавалось ор­наменту. Мифы о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе породили особый вид средневекового орнамента, который получил название звериного. Этот стиль изображал фантастических животных, вплетенных в замысловатые узоры. Звериный стиль впоследствии ши­роко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)