Философия Г.В. Лейбница (монадология) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Г.В. Лейбница (монадология)



ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) - немецкий уче­ный-математик, философ, юрист. Представитель европейского рациона­лизма и предшественник немецкой классической философии. Предста­витель философии Нового времени. Основные труды: «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Монадо­логия» (1714)
 
Теория о монадах Г. Лейбница
▫ В философии Г. Лейбниц стремится примерить веру и знание, религию и науку, теологию и механическую причинность, эмпиризм и рационализм. В своем философском развитии он проходит путь от механистического материа­лизма до своеобразного объективного идеализма (монадологии). ▫ Г. Лейбниц развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Если Р. Декарт признавал основой мира две субстанции - духовную и материальную (дуализм), Б. Спиноза — только одну (монизм), то Г. Лейбниц расчленил суб­станцию на бесконечное количество отдельных субстанциональных начал, ко­торые назвал монадами. ▫ Монады - простые, неделимые субстанции, «истинные атомы природы», или «элементы вещей». Монада не может быть ни физической точкой, ни гео­метрической точкой. Она есть «метафизическая точка», или центр деятельности силы," а поскольку способность непрерывной деятельности присуща только духу (материя пассивна), то монада — духовная субстанция. Монады вечны и неуничтожимы. Они возникают из непрерывных «излучений (fulgurations) бо­жества» и могут быть уничтожены только сверхъестественным путем. ▫ В мире имеет место иерархия монад, «единая лестница живых существ» — от минералов до Бога — Верховной Монады. Все монады историчны. Они подвер­жены беспрерывному изменению естественным путем, т. е. саморазвитию. ▫ Кроме идеи развития монадология содержит и ряд других диалектических идей: о взаимосвязи и целостности, неисчерпаемости и бесконечности мира; о связи материи и движения; о единстве и взаимопереходах противоположностей и т. п. ▫ В теории познания Г. Лейбниц выделяет два вида знания: истины разума и истины факта. Первые берутся из самого разума, без обращения к опыту — таковы, например, законы логики, аксиомы математики. Вторые получаются эмпирическим путем как констатации фактов. Истины разума имеют всеобщий и необходимый характер, а истины факта - случайный, вероятностный. Г. Лей­бниц, разрабатывая свой метод, стремился соединить в нем формально-логи­ческий и диалектический аспекты процесса познания.

 

 

Объективный идеализм Г. Лейбница

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Г. ЛЕЙБНИЦА

Онтология   Методология   Теория познания (рационали­стическая)   Религиозно-этическое учение
             
Учение о субстанции (монаде) Монады — единицы бытия   Понятию мона­ды соответствует:   ▫ в математике — нумеричная еди­ница и диффе­ренциал ▫ в физике — сила с ее меха­ническим зако­ном действия ▫ в химии — атом ▫ в биологии — органические формы ▫ в психологии -перцепции (вос­приятия - еди­ницы сознания) ▫ в логике — субъекты сужде­ния ▫ в праве — юри­дическое лицо, индивидит.п.   1.Диалектические идеи ▫ признание само­деятельности суб­станции ▫ понимание связи единичного с беско­нечным ▫ признание всеоб­щей связи сущего понимание орга­нического родства всех живых существ и связи их с неорга­нической природой     ▫ учение о монадах, их представ­лениях о воспри­ятиях ▫ разум (мона­да) заключает в себе все идеи аб­солютно досто­верных наук (фи­лософии, мате­матики) ▫ эмпирическое познание не яв­ляется истинным родом познания   Бог   ▫ предопределил все закономерно­сти мира ▫ изначально ус­тановил всеобщее соответствие душ и тел, свободы и необходимости О допустил зло, чтобы выразить добро, и т.п.
       
  2. Метафизи­ческие идеи ▫ преформистское учение о постепен­ном развитии живой природы ▫ отрицание скач­ков в развитии при­роды ▫ абсолютизация принципа непрерыв­ности ▫ В целом концепция развития метафизи­ческая   ЛОГИКА
Разработка ряда идей и ряда методов, относящихся к принципам построения и обоснования логики, классов логи­ки, высказываний логики отношений и др., вошедших в XIX веке в состав математической логики Философия  
 

 

Философия Дж. Беркли

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) - английский философ Нового времени. Представитель субъективного идеализма. Основные труды: «Трактат о началах человеческого знания» (1710), диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)
 
Общая характеристика учения Дж. Беркли
▫ Цель философии Дж. Беркли — защита религии философскими аргумента­ми и опровержение материализма. Для этого учение эмпиризма и сенсуализ­ма он трактует в идеалистическом духе. ▫ Первый шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе критики учения о материи. Он утверждает, что в опыте человек имеет дело лишь с единичными вещами, что же касается общих (всеобщих) понятий, то они суть лишь имена. Общие (всеобщие) понятия невозможны, следова­тельно, невозможно и предельно общее (всеобщее) понятие материи. Это понятие (как и понятие субстанции) - «фикции ума». Отсюда и вывод: философия и наука невозможны, так как основываются на ложных поняти­ях, какими являются понятия «материя», «субстанция» и т. п. ▫ Второй шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе утверждения о том, что вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, суть не что иное, как модификации человеческого сознания, комбинации ощущений. То, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность восприятий ума. Быть — значит быть воспринимае­мым (esse-percipi). Так Дж. "Беркли приходит к крайнему выводу субъектив­ного идеализма, отождествляющему предмет с ощущением: «В действитель­ности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга». ▫ Реально существует сознание, в котором Дж. Беркли различает «идеи» и «души». Идеи - это качества, данные в субъективном восприятии человека. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи - пассивны, души - активны. Этим различием он пыта­ется доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается вос­приятие. ▫ Начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Дж. Беркли ограничивает свое идеалистически-сенсуалистическое учение и приходит к признанию сверхприродной духовной силы — Бога, делая шаг к объективному идеализму.

 

Учение Дж. Беркли об идеях

  Учение субъективного идеализма
    основной принцип  
  «Существовать — значит быть воспринимаемым»
Духовное бытие (сознание)
«Идеи»     «Души»
«Идеи», воспринимаемые челове­ком, — субъективные качества -пассивны и совершенно не зависят от человека     «Души» деятельны, активны, об­ладают способностью воспринимать «идеи»
 
Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, ощущения)  
▫ «Идеи» — не копии вещей ▫ «Идея» сходна только с «идеей» Все наши «идеи» являются либо ощущениями, либо воздействи­ями разума на ощущения ▫ «Идеи» извне — ощущения «Идеи» изнутри - мысли          
    Бог «вкладыва­ет» в сознание субъектов со­держание ощу­щений, возни­кающих у. них при созерцании мира и отдель­ных вещей
Вещи всегда существуют как сумма «идей» в уме Бога   Объективный идеализм

 

Философия Д. Юма

ДЭВИД ЮМ (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы но­воевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Основное сочинение: «Трактат о человеческой природе» (1739)
 
Общая характеристика философии Д. Юма
▫ В центре теории познания Д. Юма — проблема соотношения элементов чувственного опыта (восприятий - perceptions). Первичными восприятиями он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечат­ления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и вообра­жения, основанные на прошлом опыте. Проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений Д. Юм заменил проблему отношения бытия и духа, которую считал теоретически неразрешимой. ▫ Действительность - это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя. Нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями, по мнению Д. Юма, - неизвестно. ▫ Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — «совокупность ощущений»). Ум людей активен и имеет способ­ность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей. Однако, хотя наш ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все вышеизложенное и составляет суть агностицизма Д. Юма. ▫ В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории суб­станции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Д. Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь Д. Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций. В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматри­вая в полезности критерий нравственных поступков. Д. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге. В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхожде­ния государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, а политическая власть — позднее, из института военных вождей.




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.007 с.)