Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Философия Г.В. Лейбница (монадология)
Похожие статьи вашей тематики
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) - немецкий ученый-математик, философ, юрист. Представитель европейского рационализма и предшественник немецкой классической философии. Представитель философии Нового времени.
Основные труды: «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Монадология» (1714)
| | Теория о монадах Г. Лейбница
| ▫ В философии Г. Лейбниц стремится примерить веру и знание, религию и науку, теологию и механическую причинность, эмпиризм и рационализм. В своем философском развитии он проходит путь от механистического материализма до своеобразного объективного идеализма (монадологии).
▫ Г. Лейбниц развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Если Р. Декарт признавал основой мира две субстанции - духовную и материальную (дуализм), Б. Спиноза — только одну (монизм), то Г. Лейбниц расчленил субстанцию на бесконечное количество отдельных субстанциональных начал, которые назвал монадами.
▫ Монады - простые, неделимые субстанции, «истинные атомы природы», или «элементы вещей». Монада не может быть ни физической точкой, ни геометрической точкой. Она есть «метафизическая точка», или центр деятельности силы," а поскольку способность непрерывной деятельности присуща только духу (материя пассивна), то монада — духовная субстанция. Монады вечны и неуничтожимы. Они возникают из непрерывных «излучений (fulgurations) божества» и могут быть уничтожены только сверхъестественным путем.
▫ В мире имеет место иерархия монад, «единая лестница живых существ» — от минералов до Бога — Верховной Монады. Все монады историчны. Они подвержены беспрерывному изменению естественным путем, т. е. саморазвитию.
▫ Кроме идеи развития монадология содержит и ряд других диалектических идей: о взаимосвязи и целостности, неисчерпаемости и бесконечности мира; о связи материи и движения; о единстве и взаимопереходах противоположностей и т. п.
▫ В теории познания Г. Лейбниц выделяет два вида знания: истины разума и истины факта. Первые берутся из самого разума, без обращения к опыту — таковы, например, законы логики, аксиомы математики. Вторые получаются эмпирическим путем как констатации фактов. Истины разума имеют всеобщий и необходимый характер, а истины факта - случайный, вероятностный. Г. Лейбниц, разрабатывая свой метод, стремился соединить в нем формально-логический и диалектический аспекты процесса познания.
|
Объективный идеализм Г. Лейбница
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Г. ЛЕЙБНИЦА
|
Онтология
| | Методология
| | Теория познания (рационалистическая)
| | Религиозно-этическое учение
| | | | | | | | Учение
о субстанции
(монаде)
Монады —
единицы бытия
Понятию монады соответствует:
▫ в математике — нумеричная единица и дифференциал
▫ в физике — сила с ее механическим законом действия
▫ в химии — атом
▫ в биологии — органические формы
▫ в психологии -перцепции (восприятия - единицы сознания)
▫ в логике — субъекты суждения
▫ в праве — юридическое лицо, индивидит.п.
| | 1.Диалектические идеи
▫ признание самодеятельности субстанции
▫ понимание связи единичного с бесконечным
▫ признание всеобщей связи сущего понимание органического родства всех живых существ и связи их с неорганической природой
| |
▫ учение о монадах, их представлениях о восприятиях
▫ разум (монада) заключает в себе все идеи абсолютно достоверных наук (философии, математики)
▫ эмпирическое познание не является истинным родом познания
| | Бог
▫ предопределил все закономерности мира
▫ изначально установил всеобщее соответствие душ и тел, свободы и необходимости О допустил зло, чтобы выразить добро, и т.п.
| | | | | | 2. Метафизические идеи
▫ преформистское учение о постепенном развитии живой природы
▫ отрицание скачков в развитии природы
▫ абсолютизация принципа непрерывности
▫ В целом концепция развития метафизическая
| | ЛОГИКА
| Разработка ряда идей и ряда методов, относящихся к принципам построения и обоснования логики, классов логики, высказываний логики отношений и др., вошедших в XIX веке в состав математической логики
Философия
|
|
Философия Дж. Беркли
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) - английский философ Нового времени. Представитель субъективного идеализма.
Основные труды: «Трактат о началах человеческого знания» (1710), диалог «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713)
| | Общая характеристика учения Дж. Беркли
| ▫ Цель философии Дж. Беркли — защита религии философскими аргументами и опровержение материализма. Для этого учение эмпиризма и сенсуализма он трактует в идеалистическом духе.
▫ Первый шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе критики учения о материи. Он утверждает, что в опыте человек имеет дело лишь с единичными вещами, что же касается общих (всеобщих) понятий, то они суть лишь имена. Общие (всеобщие) понятия невозможны, следовательно, невозможно и предельно общее (всеобщее) понятие материи. Это понятие (как и понятие субстанции) - «фикции ума». Отсюда и вывод: философия и наука невозможны, так как основываются на ложных понятиях, какими являются понятия «материя», «субстанция» и т. п.
▫ Второй шаг в опровержении материализма Дж. Беркли делает на основе утверждения о том, что вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, суть не что иное, как модификации человеческого сознания, комбинации ощущений. То, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность восприятий ума. Быть — значит быть воспринимаемым (esse-percipi). Так Дж. "Беркли приходит к крайнему выводу субъективного идеализма, отождествляющему предмет с ощущением: «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга».
▫ Реально существует сознание, в котором Дж. Беркли различает «идеи» и «души». Идеи - это качества, данные в субъективном восприятии человека. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи - пассивны, души - активны. Этим различием он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.
▫ Начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Дж. Беркли ограничивает свое идеалистически-сенсуалистическое учение и приходит к признанию сверхприродной духовной силы — Бога, делая шаг к объективному идеализму.
|
Учение Дж. Беркли об идеях
Учение субъективного идеализма
| |
основной принцип
| |
«Существовать — значит быть воспринимаемым»
| Духовное бытие
(сознание)
| «Идеи»
|
| «Души»
| «Идеи», воспринимаемые человеком, — субъективные качества -пассивны и совершенно не зависят от человека
|
| «Души» деятельны, активны, обладают способностью воспринимать «идеи»
|
|
| Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, ощущения)
| ▫ «Идеи» — не копии вещей
▫ «Идея» сходна только с «идеей» Все наши «идеи» являются либо ощущениями, либо воздействиями разума на ощущения
▫ «Идеи» извне — ощущения «Идеи» изнутри - мысли
|
|
|
|
|
|
| Бог «вкладывает» в сознание субъектов содержание ощущений, возникающих у. них при созерцании мира и отдельных вещей
| Вещи всегда существуют как сумма «идей» в уме Бога
|
| Объективный идеализм
|
Философия Д. Юма
ДЭВИД ЮМ (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Основное сочинение: «Трактат о человеческой природе» (1739)
| | Общая характеристика философии Д. Юма
| ▫ В центре теории познания Д. Юма — проблема соотношения элементов чувственного опыта (восприятий - perceptions). Первичными восприятиями он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и воображения, основанные на прошлом опыте. Проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений Д. Юм заменил проблему отношения бытия и духа, которую считал теоретически неразрешимой.
▫ Действительность - это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя. Нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями, по мнению Д. Юма, - неизвестно.
▫ Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — «совокупность ощущений»). Ум людей активен и имеет способность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей. Однако, хотя наш ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все вышеизложенное и составляет суть агностицизма Д. Юма.
▫ В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Д. Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь Д. Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций. В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматривая в полезности критерий нравственных поступков. Д. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге. В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхождения государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, а политическая власть — позднее, из института военных вождей.
|
|