Философия Др. Индии и Др.Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Др. Индии и Др.Китая



Философия Др. Индии и Др.Китая

Ф возникла в 7-6 в днэ на Др востоке и принес в Индию была арийцами из Ирана. Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты. включали в себя:-«священное писание», религиозные гимны («самхиты»); -Философские комментарии к Ведам («упанишады» заключительная часть Вед, дословно «сидение у ног учителя», в них дается ф-ая трактовка содержания Вед. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам (кшатрийская ф): Буддизм,Джайнизм(кажд сущ-во облад индивид и вечной душой, и сам несет ответственность за свои поступки),Чарвана-лакаята, Адживика-одно из неортодоксальных учений отриц сущ-е души, кармы, брахмы, самсары. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: Йога, Веданта, Вайшешина, Ньяя, Миниманса, Санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. – VII в.н.э.) – кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем в средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.

Душа в индийской ф состоит из двух начал: Атмана – частица Бога-Брахмы в ч-ой душе.

Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность ч-ой жизни, судьбы. Цель кармы – провести ч через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) – высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими душами. Ахимса – единство всех форм жизни на земле важнейший принцип – непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго-восточной Азии (после III в. н.э.), а также иных регионах. Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Выдвинул три положения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшего просветления» – нирваны. Нирвана – состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в.н.э.) и его влияние на национальные философские школы;

XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

Конфуцианство- древнейшая ф-ая школа, которая рассматривает ч, прежде всего, как участника социальной жизни. Основоположником конф-ва является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным, источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Кофуц-во учение о благородном муже. Порядок во вселенной зависимост от общест-го порядка и поэт должно сущ-ть 5 постоянных отношений: М/у -начальн и подчин, -мужем и женой, -отцом и сыном, -старш брат и млад братом, -старш другом и млад другом. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе? Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего нежелаешь себе.

Даосизм - древнейшее ф-ое учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать ч, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники – ф-ие трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин". "Дао" имеет два значения: 1 путь, по которому в своем развитии должны идти ч и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

Ф даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано; материя, из которой состоит мир, едина;сущ-ет кругооборот материи в природе, сегодня ч вчера был - камнем, деревов, частей животных, и тд; мировой порядок, законы природы, ход истор незыблемы и не зависят от воли ч, следовательно, глав принцип жизни ч - покой и недеяние ("у-вэй"); император священен, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через императора на Китай и все ч-во сходит "Дэ" - животворящая сила и благодать; чем ближе ч к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему; познать "Дао" и получить "Дэ" можно при соблюдении законов даосизма; путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.моизм; натурф-я; номинализм, легизм

 

Философия Сократа и Платона.

Философские идеи Сократа (470\469-399 до н.э.).

Учение Сократа – начало гуманистического периода в философии. На первый план выходят вопросы о человеке, его месте в мире.

Он хочет понять мир двигаясь от общего к событиям. Есть много прекрасных вещей. Но каждая из них прекрасна по своему. Прекрасное как таковое - общая идея, Эйдос. Она обнаруживается не чувствами, а умом.

Общее каким-то образом существует. При объяснении мира событий надо начинать с общего – того, что выражает сущность предмета (стоял у истоков формирования в философии общих понятий)

Сократ стремился найти субординацию идей. Главная идея– идея блага (этическая сторона).

Благо — понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Это то, к чему следует стремиться, чтобы стать счастливым

Добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Знание и добродетель взаимосвязаны.

Как приобрести знание? Диалектический метод ведения спора (рассматривал противоположности): тезис – антитезис – синтез.

Ирония — это часть беседы, в которой вопросы призваны обнаружить проблематичность темы, которая до этого казалось простой и ясной.

Майэвтика (рождение мысли) это способ задавать вопросы, которые послужат позитивному разрешению обсуждаемой темы.

Сократ – один из первых философов открывает и утверждает наличие души, как важнейшего признака человеческой натуры. Он первый подчеркнул особость человека, его кардинальное отличие от остальной природы.

Душа в его понимании — это способность к самоосмыслению. Познание и самопознание и есть жизнь души и ее сущность

 

Философия эпикуреизма

5 – 4 в. до н. э. Эпикур (342\341-270\271 до н.э.), Лукреций Кар.(I – сер. I в до н.э.)

Главный интерес – чувственный мир. Только он по настоящему реален. Ощущения – главный источник знания.

Отсюда – главный этический принцип – удовольствие.

Гедонизм – главное – удовольствие. Оно есть «золотая середина».

Для счастливой жизни нужно: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души, дружба.

Ставили под сомнение представление о роке, судьбе.

Мир образуется от взаимного столкновения атомов, они могут спонтанно отклоняться, т.е. наделены «свободой воли».

Человек также свободен. Боги блаженны. Они не вмешиваются в дела людей.

Душа тоже состоит из атомов и со временем разлагается. Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью.

«Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет».

Эпикуреец старается слиться с миром, отказывается от активной общественной деятельности и стремления переустроить мир («живи незаметно»), сосредотачивается на достижении независимости от внешних условий, погружаясь в мир своих ощущений.

 

Философия патристики

Патристика (2-6 вв.) – период создания христианской теологии. Важнейшие положения учения были разработаны «святыми Отцами и Учителями церкви»

Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Святой Иероним (переводчик Библии на латынь), Аврелий Августин (Блаженный)

На Никейском (325 г.) и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах разработана догматика христианства и Символ веры.

Важнейшие задачи: упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленная разработкой вероучения и фи­лософии христианства.

Аврелий Августин (354-430).Создал образцовую теологическую теорию

Все символизирует Бога. Бог – подлинное бытие, он вечен. Остальной мир временен. Основной упор на свободу воли человека.

Ключевой идеей размышлений Августина можно считать: «Познай Бога и собственную душу»

Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное, — таков основной путь самопознания. («Исповедь»)

О граде Божьем

Главная добродетель – любовь к богу.

Заслужившие спасения образуют Град божий (Истинная Церковь, сообщество праведных). Он противостоит Граду земному (граду диавола) - людям, живущим вне благодати, под воздействием страстей.

6 возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость.

Второе пришествие – конец Града Земного Эсхатология – учение о конце света

Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить».

Смысл истории — нравственный прогресс.

Теодицея – оправдание бога

Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

Онтологическое доказательство Ансельма:

Идеи существуют реально. Если есть идея бога, то есть и сам бог.

Фома Аквинский (1225\1226-1274)
Доказательство Фомы Аквинского:

1. Бог- перводвигатель. Каждый предмет движим другим, кроме перводвигателя

2. Бог – первопричина. Мир должен иметь абсолютно необходимые причины существования.

3. Бог – исходная основа всего существующего, ее отсутствие бессмысленно.

4. Бог – вершина совершенства. Если есть вещи более или менее совершенные, значит должна быть и вершина совершенства.

5. Бог - последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы.

 

Мишель Монтень

Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

Английский эмпиризм XVII в.

Френсис Бэкон (1561-1626)

Произведения: «О достоинстве и приумножении наук»; «Новый органон»; «Новая Атлантида»

Новый Органон. Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа.

Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. Знание – сила. Эмпиризм. Человек не превосходит природу, а является ее частью и может быть лишь ее толкователем. Вся наука должна быть собственно экспериментальной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.

Понимание практико-экспериментальной обусловленности знания. Считал, что научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.

Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. Метод индукции – наведение: от частного к общему. Позволяет обнаружить экспериментальные зависимости

У этого метода есть свои ограничения. Человек обычно имеет дело с неполной индукцией. Когда мы делаем вывод о классе предметов мы редко имеем возможность экспериментировать со всеми представителями класса).

Но метод индукции бессилен в отношении идеализации.

О достоинстве и приумножении наук

Человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно преуспело в этом Средневековье (схоластика). Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью – время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем.

Античность он рассматривает в двух планах: досократовская и сократовская философия.

Досократовская философия была честным исследованием фактов, когда не было никаких школ, основанных на непроверенных гипотезах. Философы, были не философами, а честными исследователями природы.

Затем усилиями Сократа (а главным образом Платона и Аристотеля) философия начинает заниматься не тем, говорить не о фактах, не об опытах, а о системах и школах.

Томас Гоббс (1588-1679)

Работы: «Начала философии»; «Левиафан»

Социальная философия.Ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении различных его институтов – таких, как государство, законы, учреждения (полиция, армия и т.д.). Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению – из этого положения возникают все отношения между людьми.

Первоначально все люди находились в так называемом естественном состоянии, т.е. каждый человек обладал абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным правом.

Однако абсолютное право и абсолютная свобода сталкиваются с заложенным в человеке природой принципом самосохранения, вступают с ним в противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое абсолютное право, стремится к обладанию чем-то другим, что может потребовать убийства себе подобного.

Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу («Homo homini lupus est» – «Человек человеку волк»).

Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями.

Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, – монарху.

Впрочем, эта свобода может быть передана не одному человеку, а группе людей. Так возникает другие формы правления – демократическая или олигократическая.

Таким образом, по Гоббсу, государство, как и речь, возникает вследствие конвенции.

Джон Локк (1632-1704)

Работы: «Письма о веротерпимости»; «Разумность христианства»; «О государственном правлении» и «Некоторые мысли о воспитании» и др.

Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт.

Единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов – внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний – о нашем внутреннем мире. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску – «tabula rasa».

При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств. «Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах». Посредством чувств в нашу душу проникают идеи. Они входят простыми и несмешанными, хотя в вещах качества соединены.

Одни идеи приходят в душу посредством только одного чувства (идея света, звука, запаха, вкуса, плотности), другие – при помощи нескольких чувств (идеи пространства, формы, покоя и движения).

Теория естественных прав человека

Оказал большое влияние на становление либеральных взглядов, явившись одним из основоположников буржуазного либерализма.

Локк считал, что личность от рождения обладает правами на жизнь, свободу, собственность. Они взаимосвязана и взаимодополняют друг друга. Это норма: понятие «естественного права каждого человека». Основным принципом социального устройства должен стать принцип терпимости.

 

Рационализм Р. Декарта.

Рене Декарт (1596-1650)

«Правила для руководства ума»; «Рассуждения о методе»; «Размышления о первой философии»; «Метафизические размышления».

Философия Декарта

«Чем больше я читал, тем яснее мне становилось, что ни один из ученых истины не нашел. Я понял, что истины вообще нет нигде: когда я читал о разных нравах и религиях, я убеждался в том, что даже то, что кажется мне очевидным, для других таковым не является, ибо люди исповедуют другую мораль, других богов»

Главный вопрос философии – вопрос о познаваемости истины, о том, можно ли достичь абсолютно достоверного, точного научного знания, ибо главное – найти четкий метод достижения истины.

Новое направление - картезианство: философия – корневая система дерева науки, ствол – физика, ветви – прикладные науки.

Рационалист

Желая вывести абсолютно достоверные истины пришел к выводу, что на чувственный опыт нельзя полагаться, ведь окружающий мир может оказаться сном, иллюзией, галлюцинацией (Матрица).

Обоснование достоверности знания: методическое сомнение. Чувственные восприятия недостоверны (одному кажется еда пересоленной, другому недосоленной) ум, разум не подведет. Он пытается найти первое основание всякого познания, найти исходную точку для построения картины мира. Основание всякой достоверности суждений – наличие размышляющего субъекта. Это центр и исходная точка. «Я мыслю, следовательно, я существую». Даже скептик должен признать факт своего собственного бытия в качестве разумеющего человека. Эта истина извесна не из опыта, мы постигаем ее исключительно рациональным путем.

Метод Декарта:

Следует признанавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью;

Следует выделять максимально простые элементы знания;

Следует руководствоваться методом восхождения «от простого к сложному»; Теоретические идеи с точки зрения Декарта являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте, т.е. существует набор простых теоретических идей уже первоначально существующих в нашем разуме при рождении.

Вводит понятие «интеллектуальной интуиции» Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Это прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела.

 

Философия Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. В молодости учился в еврейском религиозном училище, после окончания некоторое время занимался торговлей, параллельно изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма. В 1656 г. его отлучают от общины, он уезжает из Амстердама занимается политикой и пишет трактаты. Ему оказывал покровительство глава правительства Амстердама Ян де Витт. После его убийства на Спинозу начинаются гонения, его трактаты запрещают. Он уезжает в провинцию, занимается писанием книг и шлифовкой линз, вследствие чего, как предполагают, он заболевает туберкулезом и умирает еще нестарым.

Работы Спинозы: «О Боге, человеке и его счастье»; «Богословско-политический трактат»; «Этика»; «Об усовершенствовании разума» и др.

Его работы имели этико-логический аспект. Интересен своими этическими изысканиями.

Цель философии, по Спинозе, – счастье. Вообще цель жизни – счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья. Поэтому этика является главным разделом в любой философии.

Для того чтобы определить, что такое счастье человека, нужно ответить на вопрос: что такое человек? Для этого надо ответить на вопрос, в чем сущность человека? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, что такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в вопрос о субстанции.

В отличии от Декарта утверждал, что не существует двух субстанций. Есть одна – Бог, которого он отождествлял с природой.

Бога-природу харектерезуют два атрибута: протяженность и мышление. Мышление – атрибут Бога, следовательно разум человека – модус мышления.

Весь мир – проявление божественной субстанции.

Мир познаваем, причем познаваться он может как при помощи чувственных способов, так и при помощи разума.

Выделяет три рода познания

1. мнение и воображение (недостоверное и неполное знание0

2. понятийное и рассудительное познание (достоверное знание)

3. интуитивное познание, в ходе которого мы познаем абсолютный субъект Бога.

Т.о. интуиция – познание высшего рода (хотя у Декарта с интуиции только начинается познание).

 

Философия Г. Лейбница

Лейбниц Готфрит Вильгельм (1646 – 1716). Немецкий философ, математик, юрист, историк, языковед.

«Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология»,

Ввел понятие «идеализм»

В качестве исходных принципов ф-фии Л служат основные законы логики. Все, что не противоречит этим законам, существует или может осуществиться, в том числе и в тех мирах, которые нам недоступны. То, что существует подлинно и чье существование оправданно, прочно и устойчиво, отвечает требованию оптимальности. Однако это требование не вполне выполнимо в мире чувственно-воспринимаемом. Оно реализуется в полной мере в мире «умопосгигаемом», т.е. в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами.

Мир состоит из мельчайших элементов, или монад (единое или единица с греч.), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы.

Каждая дв. силы есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц “изъял” из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат Богом “предустановленной гармонии”. Так “низшим” монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.

Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой- защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Т.о. все в мире живое и одушевленное.

Монадология Лейбница обязана открытию микроскопа, которым он восхищался. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Свое учение о бытии Л рассматривал в качестве теодицеи, т.е. оправдания Бога. Несмотря на несовершенства, мир является рационально оправданным, стремящимся к оптимальности, лучшим из возможных (т.е. логически непротиворечивых). В теории познания Л выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» и к формуле сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» - добавлял: «кроме самого разума».

 

Вольтер (1694-1778)

Выступал против материалистов, отрицающих Бога. Он приводит примеры существования проблем, неразрешимых без допущения Бога.

Первая из этих проблем – проблема источника движения. Вторая – проблема целесообразности в биологическом мире (почему все живые существа действуют исходя из некоей цели?). Третья – проблема законов природы (очевидно, считал Вольтер, что должен быть некий Законодатель или, как он Его называл, «Верховный Геометр»).

В противовес материалистическим взглядам Вольтер выстраивал свою собственную концепцию, которая называется деизмом (Бог создает мир, дает ему законы и больше не принимает участия в развитии мира; Бог – Творец, но не Промыслитель).

В последующие годы Вольтер несколько изменил свои религиозные воззрения и стал на позиции более пантеистические, считая, что Бог все же некоторым образом участвует в управлении миром, хотя и не говоря о Боге как личном существе

Выдвигал свои доказат-тва бытия Божия:

1. Мир может быть уподоблен часам, где все так слаженно. Так же как часы не могут показывать время без того, чтобы их не завел прежде часовщик, так и у мира есть свой Часовщик, Который создал этот мир и завел его.

2. Космологический аргумент (восходящий к Фоме Аквинскому): поскольку бытие материальное преходяще (оно может существовать и не существовать), то, следовательно, должна существовать некоторая сущность, существующая абсолютно, – та, которая и дает существование нашему миру.

3. Социально-этический аргумент: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Нравственность в мире не может существовать без допущения Бога.

Вольтер боролся против Церкви («Раздавите гадину»). Религию же он пытался освободить от всех, по его мнению, кошмарных наслоений, которые принесло христианство). Вольтера ужасают десятки тысяч жертв христианства, ему претят христианские обряды и обычаи своей бессмысленностью. Во Христе он видит только мудрого человека, которому он готов поклоняться, но не как Богу.

Человек по Вольтеру, существо свободное, но смертное в абсолютном смысле, т.е. душа его не бессмертна.

Смертность души Вольтер доказывал исходя из локковского сенсуализма: поскольку человек познает при помощи чувств, то невозможно допустить, чтобы душа, покинув тело, могла бы познавать, т.к. у нее нет никаких чувств. С таким же успехом, иронически восклицает Вольтер, я могу допустить, что эта душа будет есть, пить и справлять естественные надобности, не имея тела. Поэтому душа смертна.

Человек, будучи существом разумным и свободным, обязан самостоятельно совершенствовать жизнь на земле, а не уповать на загробную жизнь.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Стал знаменит после того, как занял первую премию на конкурсе Дижонской академией, написав трактат ««Рассуждения о науках и искусствах», которая заняла первое место на этом конкурсе.

В этой работе Руссо развивал идею о том, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов. Он указывает, что науки вредны, поскольку создают бедность. Все народы и правительства вынуждены тратить огромные средства на науки и искусства, которые нужны только ограниченному числу людей.

Все науки и искусства имеют неблагородное происхождение.: математика вытекает из торговли, астрономия – из астрологии, осужденной Церковью, и т.д. Поэтому они есть гирлянды цветов на цепях, опутывающих народ.

«Рассуждение о происхождении о основаниях неравенства между людьми»

По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе. В первобытном состоянии люди равны, всё добывают своим трудом, и потому в первобытном состоянии нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных нравственных качеств. Все люди здоровы, счастливы, и это общество – самая счастливая эпоха за все время существования человечества. Однако когда-то появился человек, взявший себе некоторый участок земли и сказавший: «Это – мое». Выступает против частной собственности.

Руссо, развивая далее положения об общественном договоре, говорит, что когда люди уже отошли от состояния свободы и счастья, понимают, что миром начинают править сильные. Эти сильные подавляют права и свободы других людей.

В конце концов народ объединяется и приходит к некоему договору, на основе которого власть передается некоей части народа. Люди отдают часть своей свободы или одному человеку, или нескольким людям, которые ими управляют. Но при этом вся власть остается у народа – сувереном, по терминологии Руссо, является народ, и суверенитет народа неотчуждаем, неотделим. Народу принадлежит вся полнота законодательной власти, а избранным ими правителям принадлежит только исполнительная власть.

В дальнейшем общественный договор стал нарушаться, поскольку правительство, не довольствуясь долей исполнительной власти, стало силой присваивать себе и законодательную власть.

Если интересы у правительств начинают главенствовать над общей волей,. В таком случае возможен и необходим революционный способ борьбы с таким правительством.

«Эмиль, или О воспитании» – работа, посвященная педагогическим проблемам.

Принцип «назад, к природе» в области педагогики.

В воспитании ребенка важно прежде всего познание его природы; естественное самовоспитание – прежде всего.

 

Дени Дидро (1713-1784)

В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен. Этим учением Дидро наносил удар идее Откровения, на которой держалась власть католического духовенства, отнимал у римской церкви право толковать волю Бога, цель мироздания, право награждать и карать людей за их поступки и дал мощный толчок изучению природы, развитию естествознания. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями. Дидро верил в благотворность союза монархов и философов, и подобно тому как его материалистическое учение было направлено против духовенства и имело целью передать власть над «душами» философам, так его просвещённый абсолютизм стремился передать этим же философам власть государственную.

Трансцендентальный идеализм

Есть некий трансцендентный субъект – Бог. Бог есть субстанция по отношению к миру, в том числе и к «миру вещей в себе».

Бог создал людей так, что в нас изначально от рождения заложены некие универсальные познавательные способности (логическое мышление).

Кант вслед за Декартом приходит к теории врожденных идей: есть знание априорное (т.е. доопытное, источник – познавательные способности души) и апостериорное (опытное, эмпирия).

Априорные основы заложены не только в разуме, но и в чувственности. Апперцепция – то же самое, что осознанное восприятие. Основа понимания.

Рассудок – подведение многообразия чувственного мира под единство понятия.

Трансцендентальная Логика

Отличал формальную логику от трансцендентальной

Философская логика не формальна, а трансцендентальна. Она не дистанцируется от эмпирии. Поэтому она научна.

Трансцендентальная логика: трансцендентальная аналитика и диалектика.

Априорный уровень транс аналитики – суждения, относящиеся к; категориям: количеству, качеству, отношению и модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). По своему статусу она никак не отличается от науки.

Диалектика дистанцируется от практики, приходит к противоречивым суждениям: мир имеет и не имеет начала, человек свободен и несвободен...

Диалектический или чистый разум стремится к безусловному, вводит понятия Бога, Космоса и т.д. Чтобы избавиться от противоречий чистого разума, надо перейти к практическому разуму. Он выше. Диалектика – видимость философии.

Этика Канта

Этические нормы рациональны.

Способность суждения – реализует ценностное отношение человека к миру.

Разум – выработка цели. Разумная воля = практический разум. Религия разума – чистая вера в добро. Бог – абсолютный нравственный закон.

 

Категорический императив:

поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства;

рассматривай человека всегда только в качестве цели и никогда в качестве средства. Кто ему следует, тот свободен.

Общие черты философии Канта

· исследование возможности человеческого познания и установление его границ

· необходимые условия познания заложены в самом разуме (это и основа знания, и всеобщность, и границы)

· метод критического философствования

· мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а как он нам является

· законы природы – связь, вносимая разумом в мир явлений, наш разум предписывает законы природе

· познать вещи-в-себе невозможно

· воображение – составная часть нашего познания. Отсюда: наши знания – духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса априорных логических категорий (пространство и время)

· человек – самый главный предмет в мире, он обладает самосознанием, но Я – это не весь мир, а только его часть.

· чистая и добрая воля – это воля, желающая добра ради него самого, имеющая цель сама в себе.

 

Философия Г. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831) Гегель – это типичный академический философ, который всю жизнь преподавал и писал философские работы. Главная работа: «Энциклопедия философских наук». Состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».

«Феноменология духа», «Философия права», «Философия истории»

Стремится приблизить философию и науку. Объективный идеалист.

Идея – это суть вещей, в том числе и понятий. Это суть объекта и субъекта. Отсюда: их противопоставление в идеи предопределено.

Идеи самодвижутся: каждая идея переходит в иное, тезис в антитезис, синтез, получается новое единство – качество. Это чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.

3 уровня существования идеи:

идеи сами по себе (Наука логики)

идеи в природе (Философия природы)

идеи в духе (Философия духа)

Все вместе – «Энциклопедия философских наук».

Субстанция - Абсолютная идея. Она саморазвивается. Ее цель самопознать себя. Это она может сделать только через отчуждение себя в иное и последующее возвращение к себе самой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.143 с.)