Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия неоплатонизма и стоицизма.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Неоплатонизм Плотин (204\205-270). Стремились дать философскую картину всего сущего: Мир устроен иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место принадлежит Единому Благу (Бог) – оно подлинно первосущее. Все идущее от блага прекрасно… Познать его можно не рациональным путем, а только в сверхразумном экстазе. Единое Благо (Бог) «изливается» (эманация), образуя Мировой Ум. Единое существует по средством Ума. Эманация ума приводит к Мировой душе, она производит все живые существа. Материя – низшая форма бытия, она костна, все зло от материи. Идеи - первообраз всех вещей. Основная задача человека – прочувствовать свое место в космосе. Люди – актеры, сценарист – мировой ум. Стоицизм С 3 в. до н.э. до 3 в. Зенон Китийский (333-262 до н.э.), Клеанф (330-232 до н.э.), Хризипп (281-208 до н.э.) – ранние Сенека (3\4 до н.э. – 64), Марк Аврелий (121-180) – поздние Главный вопрос – место человека в мире. На первый план выдвигали идеи долга, благоразумия, справедливости Стоическое понимание долга: соответствие природе, бесстрастное повиновение судьбе. необходимость культивировать добродетели При невозможности жить разумно и морально считали оправданным самоубийство. Человек подвластен року, судьбе. Фатализм. Смысл жизни. Лектон (смысл) – осуществляется во внутренней жизни человека, создавая состояние душевного покоя и невозмутимости. Страсти мешают счастливой жизни. Их надо контролировать с помощью добродетелей, которые вырабатывает разум. Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия) и независимый от внешних обстоятельств.
Характерные черты античной философии: Синкретична – слитность философских проблем (еще не разделена, не систематизированна) Космоцентрична – охватывает весь космос, в том числе и мир человека Пантеистична – Космос считает абсолютным божеством, ему – главное внимание. Выработала понятийный аппарат, почти не выработала законов. В основном это логика общих имен. Этика добродетелей, а не ценностей Функциональна – стремление найти для человека путь к счастью.
Философия патристики Патристика (2-6 вв.) – период создания христианской теологии. Важнейшие положения учения были разработаны «святыми Отцами и Учителями церкви» Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Святой Иероним (переводчик Библии на латынь), Аврелий Августин (Блаженный) На Никейском (325 г.) и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах разработана догматика христианства и Символ веры. Важнейшие задачи: упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленная разработкой вероучения и философии христианства. Аврелий Августин (354-430).Создал образцовую теологическую теорию Все символизирует Бога. Бог – подлинное бытие, он вечен. Остальной мир временен. Основной упор на свободу воли человека. Ключевой идеей размышлений Августина можно считать: «Познай Бога и собственную душу» Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное, — таков основной путь самопознания. («Исповедь») О природе зла и свободе воли Августин отрицает дуализм, т.е. признание добра и зла в качестве двух равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие. Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Отпадение от добра и есть коренной источник порочной воли. Добро есть «норма бытия», зло — изъян, нарушение нормы. С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла вполне определенна — она в грехопадении первых людей. О граде Божьем Главная добродетель – любовь к богу. Заслужившие спасения образуют Град божий (Истинная Церковь, сообщество праведных). Он противостоит Граду земному (граду диавола) - людям, живущим вне благодати, под воздействием страстей. 6 возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Второе пришествие – конец Града Земного Эсхатология – учение о конце света Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить». Смысл истории — нравственный прогресс. Схоластика как этап в средневековой философии Схоластика (от греч. «схоле» — спокойное занятие, учеба) — средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII— IX вв. системой образования на Западе. Схоластический метод – от лекции к вопросам, от вопросов к диспуту, от диспута к заключительному слову. Чрезмерная ориентация на богословие. Периодизация: I) от VI до IX в. — предварительный. Северин Боэций (перевел Аристотеля на латинский, написал учебники по предметам квадривия: арифметики, геометрии, астрономии, музыке) Скот Эриуген (попытался вывести из философии теологию). II) от IX до XII в. — период интенсивного формирования. Ансельм Кентерберийский (автор доказательства бытия Бога) и Пьер Абеляр (лучший методолог 12 века. Выяснял значение слов. Развивал концептуализм). III) XIII в. — «золотой век схоластики». Фома Аквинский (создал теологическую систему, опираясь на Аристотеля, Пять доказательств существования Бога). IV) XIV—XV вв. — угасание схоластики. Уильям Оккам (Номиналист. Мысли – знаки, которыми человек замещает объекты. Естественное познание не идет дальше знаков. Теология иррациональна. Критиковал традиционные формы схоластики). Теодицея – оправдание бога Ансельм Кентерберийский (1033-1109) Онтологическое доказательство Ансельма: Идеи существуют реально. Если есть идея бога, то есть и сам бог. Фома Аквинский (1225\1226-1274) 1. Бог- перводвигатель. Каждый предмет движим другим, кроме перводвигателя 2. Бог – первопричина. Мир должен иметь абсолютно необходимые причины существования. 3. Бог – исходная основа всего существующего, ее отсутствие бессмысленно. 4. Бог – вершина совершенства. Если есть вещи более или менее совершенные, значит должна быть и вершина совершенства. 5. Бог - последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы.
Характерные черты средневековой философии. -развитие проблемы универсалий -включение в познавательный процесс знаковых представлений -развитие логики силлогизмов -развитие метода истолкования текстов -развитие схоластического метода -первые обоснования тезиса о доброй и свободной воле -выделение духовной составляющей человека -развитие этических представлений -осмысление истории человека в эволюционном плане.
Философия эпохи Возрождения. Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характерные черты философии Возрождения: -антисхоластика (Реформация); -геометрически-структурное понимание мира; -пантеизм; -посюсторонность. В западном Возрождении принято разделять три периода: 1.гуманистический, или антропоцентр-й): сер. XIV – сер. XV в. 2.неоплатонический: сер. XV – нач. XVI в. 3.натурфилософский: конец XVI – нач. XVII в. Антропоцентризм – принципиальная установка Возрождения (в центре внимания – человек). Человек подобен богу, так как он может творить. Свои творения человек реализует в телесном. Отсюда возрождение идеи единства духовного и телесного. Творение должно быть максимально совершенным. Это и есть красота. Человек есть творец + художник (в широком смысле этого слова)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.195.90 (0.007 с.) |