Философия неоплатонизма и стоицизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия неоплатонизма и стоицизма.



Неоплатонизм Плотин (204\205-270).

Стремились дать философскую картину всего сущего:

Мир устроен иерархически:

Единое-Благо, Ум, Душа, Материя.

Высшее место принадлежит Единому Благу (Бог) – оно подлинно первосущее. Все идущее от блага прекрасно…

Познать его можно не рациональным путем, а только в сверхразумном экстазе.

Единое Благо (Бог) «изливается» (эманация), образуя Мировой Ум. Единое существует по средством Ума.

Эманация ума приводит к Мировой душе, она производит все живые существа.

Материя – низшая форма бытия, она костна, все зло от материи.

Идеи - первообраз всех вещей.

Основная задача человека – прочувствовать свое место в космосе. Люди – актеры, сценарист – мировой ум.

Стоицизм С 3 в. до н.э. до 3 в.

Зенон Китийский (333-262 до н.э.), Клеанф (330-232 до н.э.), Хризипп (281-208 до н.э.) – ранние

Сенека (3\4 до н.э. – 64), Марк Аврелий (121-180) – поздние

Главный вопрос – место человека в мире. На первый план выдвигали идеи долга, благоразумия, справедливости

Стоическое понимание долга:

соответствие природе, бесстрастное повиновение судьбе.

необходимость культивировать добродетели

При невозможности жить разумно и морально считали оправданным самоубийство.

Человек подвластен року, судьбе. Фатализм.

Смысл жизни. Лектон (смысл) – осуществляется во внутренней жизни человека, создавая состояние душевного покоя и невозмутимости.

Страсти мешают счастливой жизни. Их надо контролировать с помощью добродетелей, которые вырабатывает разум.

Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия) и независимый от внешних обстоятельств.

 

Характерные черты античной философии:

Синкретична – слитность философских проблем (еще не разделена, не систематизированна)

Космоцентрична – охватывает весь космос, в том числе и мир человека

Пантеистична – Космос считает абсолютным божеством, ему – главное внимание.

Выработала понятийный аппарат, почти не выработала законов. В основном это логика общих имен.

Этика добродетелей, а не ценностей

Функциональна – стремление найти для человека путь к счастью.

 

Философия патристики

Патристика (2-6 вв.) – период создания христианской теологии. Важнейшие положения учения были разработаны «святыми Отцами и Учителями церкви»

Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Святой Иероним (переводчик Библии на латынь), Аврелий Августин (Блаженный)

На Никейском (325 г.) и на следующем — Константинопольском (381 г.) соборах разработана догматика христианства и Символ веры.

Важнейшие задачи: упорядочением различных сторон церковной жизни, углубленная разработкой вероучения и фи­лософии христианства.

Аврелий Августин (354-430).Создал образцовую теологическую теорию

Все символизирует Бога. Бог – подлинное бытие, он вечен. Остальной мир временен. Основной упор на свободу воли человека.

Ключевой идеей размышлений Августина можно считать: «Познай Бога и собственную душу»

Чем лучше познает человек самого себя, тем ближе он становится к Богу. Размышление над прожитым, словесное проговаривание своих ощущений и переживаний, хотя бы и мысленное, — таков основной путь самопознания. («Исповедь»)

О природе зла и свободе воли

Августин отрицает дуализм, т.е. признание добра и зла в качестве двух равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие.

Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический. С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе.

С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Отпадение от добра и есть коренной источник порочной воли. Добро есть «норма бытия», зло — изъян, нарушение нормы.

С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла вполне определенна — она в грехопадении первых людей.

О граде Божьем

Главная добродетель – любовь к богу.

Заслужившие спасения образуют Град божий (Истинная Церковь, сообщество праведных). Он противостоит Граду земному (граду диавола) - людям, живущим вне благодати, под воздействием страстей.

6 возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость.

Второе пришествие – конец Града Земного Эсхатология – учение о конце света

Историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, но в поступательном движении к максимальному нравственному совершенству, к эпохе, когда победит божественная благодать. Тогда люди обретут состояние «невозможности грешить».

Смысл истории — нравственный прогресс.

Схоластика как этап в средневековой философии

Схоластика (от греч. «схоле» — спокойное занятие, учеба) — средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII— IX вв. системой образования на Западе.

Схоластический метод – от лекции к вопросам, от вопросов к диспуту, от диспута к заключительному слову. Чрезмерная ориентация на богословие.

Периодизация:

I) от VI до IX в. — предварительный. Северин Боэций (перевел Аристотеля на латинский, написал учебники по предметам квадривия: арифметики, геометрии, астрономии, музыке) Скот Эриуген (попытался вывести из философии теологию).

II) от IX до XII в. — период интенсивного формирования. Ансельм Кентерберийский (автор доказательства бытия Бога) и Пьер Абеляр (лучший методолог 12 века. Выяснял значение слов. Развивал концептуализм).

III) XIII в. — «золотой век схоластики». Фома Аквинский (создал теологическую систему, опираясь на Аристотеля, Пять доказательств существования Бога).

IV) XIV—XV вв. — угасание схоластики. Уильям Оккам (Номиналист. Мысли – знаки, которыми человек замещает объекты. Естественное познание не идет дальше знаков. Теология иррациональна. Критиковал традиционные формы схоластики).

Теодицея – оправдание бога

Ансельм Кентерберийский (1033-1109)

Онтологическое доказательство Ансельма:

Идеи существуют реально. Если есть идея бога, то есть и сам бог.

Фома Аквинский (1225\1226-1274)
Доказательство Фомы Аквинского:

1. Бог- перводвигатель. Каждый предмет движим другим, кроме перводвигателя

2. Бог – первопричина. Мир должен иметь абсолютно необходимые причины существования.

3. Бог – исходная основа всего существующего, ее отсутствие бессмысленно.

4. Бог – вершина совершенства. Если есть вещи более или менее совершенные, значит должна быть и вершина совершенства.

5. Бог - последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы.

 

Характерные черты средневековой философии.

-развитие проблемы универсалий

-включение в познавательный процесс знаковых представлений

-развитие логики силлогизмов

-развитие метода истолкования текстов

-развитие схоластического метода

-первые обоснования тезиса о доброй и свободной воле

-выделение духовной составляющей человека

-развитие этических представлений

-осмысление истории человека в эволюционном плане.

 

Философия эпохи Возрождения.

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков.

Характерные черты философии Возрождения:
- антропоцентризм; -гуманизм; -постулирование творческой сущности человека; -личностно-материальное понимание мира; -доминирование эстетического понимания действит-сти;

-антисхоластика (Реформация);

-геометрически-структурное понимание мира; -пантеизм; -посюсторонность.

В западном Возрождении принято разделять три периода:

1.гуманистический, или антропоцентр-й): сер. XIV – сер. XV в.

2.неоплатонический: сер. XV – нач. XVI в.

3.натурфилософский: конец XVI – нач. XVII в.

Антропоцентризм – принципиальная установка Возрождения (в центре внимания – человек). Человек подобен богу, так как он может творить. Свои творения человек реализует в телесном. Отсюда возрождение идеи единства духовного и телесного. Творение должно быть максимально совершенным. Это и есть красота.

Человек есть творец + художник (в широком смысле этого слова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.01 с.)