Франческо Петрарка (1304-1374) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франческо Петрарка (1304-1374)



Больше известен как поэт. Философские трактаты: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистической философии. Акцент в философии ставит на познании человеком самого себя, всего многообразия всех своих чувств, а познанием Бога пусть занимаются небожители.

Николо Макиавелли (1469-1527)

Активно участвовал в политике, был секретарем правит-ва Флорентийской республики, Когда в 1512 г. республика пала, оказался в тюрьме, где был подвергнут пыткам. Последние годы жизни он провел в ссылке. Трактаты: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» (или «Монарх»).

Моральный плюрализм

Политика абсолютно автономна по отношению к морали.

Политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы.

От Макиавелли и ведет родословную знаменитая формула: «Цель оправдывает средства».

Государь должен сочетать в себе качества льва и лисицы.

Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели. Критерием оценки могут быть только польза и политический успех.

Мишель Монтень

Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

Николай Кузанский (1401—1464)

настоящее имя — Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле— теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в одинаковости.

Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения.

 

Английский эмпиризм XVII в.

Френсис Бэкон (1561-1626)

Произведения: «О достоинстве и приумножении наук»; «Новый органон»; «Новая Атлантида»

Новый Органон. Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа.

Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. Знание – сила. Эмпиризм. Человек не превосходит природу, а является ее частью и может быть лишь ее толкователем. Вся наука должна быть собственно экспериментальной, даже те науки, которые всегда строились на рассудочных началах. Среди последних Бэкон перечисляет психологию, историю, поэзию.

Понимание практико-экспериментальной обусловленности знания. Считал, что научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.

Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. Метод индукции – наведение: от частного к общему. Позволяет обнаружить экспериментальные зависимости

У этого метода есть свои ограничения. Человек обычно имеет дело с неполной индукцией. Когда мы делаем вывод о классе предметов мы редко имеем возможность экспериментировать со всеми представителями класса).

Но метод индукции бессилен в отношении идеализации.

О достоинстве и приумножении наук

Человечество накопило слишком много лишних знаний. Особенно преуспело в этом Средневековье (схоластика). Бэкон делит всю историю человечества на три этапа: молодость, зрелость и старость. Молодостью являлась античность, а старостью – время Бэкона, время подведения итогов и создания серьезных научных систем.

Античность он рассматривает в двух планах: досократовская и сократовская философия.

Досократовская философия была честным исследованием фактов, когда не было никаких школ, основанных на непроверенных гипотезах. Философы, были не философами, а честными исследователями природы.

Затем усилиями Сократа (а главным образом Платона и Аристотеля) философия начинает заниматься не тем, говорить не о фактах, не об опытах, а о системах и школах.

Томас Гоббс (1588-1679)

Работы: «Начала философии»; «Левиафан»

Социальная философия.Ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении различных его институтов – таких, как государство, законы, учреждения (полиция, армия и т.д.). Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению – из этого положения возникают все отношения между людьми.

Первоначально все люди находились в так называемом естественном состоянии, т.е. каждый человек обладал абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным правом.

Однако абсолютное право и абсолютная свобода сталкиваются с заложенным в человеке природой принципом самосохранения, вступают с ним в противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое абсолютное право, стремится к обладанию чем-то другим, что может потребовать убийства себе подобного.

Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу («Homo homini lupus est» – «Человек человеку волк»).

Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями.

Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, – монарху.

Впрочем, эта свобода может быть передана не одному человеку, а группе людей. Так возникает другие формы правления – демократическая или олигократическая.

Таким образом, по Гоббсу, государство, как и речь, возникает вследствие конвенции.

Джон Локк (1632-1704)

Работы: «Письма о веротерпимости»; «Разумность христианства»; «О государственном правлении» и «Некоторые мысли о воспитании» и др.

Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт.

Единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов – внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний – о нашем внутреннем мире. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску – «tabula rasa».

При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств. «Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах». Посредством чувств в нашу душу проникают идеи. Они входят простыми и несмешанными, хотя в вещах качества соединены.

Одни идеи приходят в душу посредством только одного чувства (идея света, звука, запаха, вкуса, плотности), другие – при помощи нескольких чувств (идеи пространства, формы, покоя и движения).

Теория естественных прав человека

Оказал большое влияние на становление либеральных взглядов, явившись одним из основоположников буржуазного либерализма.

Локк считал, что личность от рождения обладает правами на жизнь, свободу, собственность. Они взаимосвязана и взаимодополняют друг друга. Это норма: понятие «естественного права каждого человека». Основным принципом социального устройства должен стать принцип терпимости.

 

Рационализм Р. Декарта.

Рене Декарт (1596-1650)

«Правила для руководства ума»; «Рассуждения о методе»; «Размышления о первой философии»; «Метафизические размышления».

Философия Декарта

«Чем больше я читал, тем яснее мне становилось, что ни один из ученых истины не нашел. Я понял, что истины вообще нет нигде: когда я читал о разных нравах и религиях, я убеждался в том, что даже то, что кажется мне очевидным, для других таковым не является, ибо люди исповедуют другую мораль, других богов»

Главный вопрос философии – вопрос о познаваемости истины, о том, можно ли достичь абсолютно достоверного, точного научного знания, ибо главное – найти четкий метод достижения истины.

Новое направление - картезианство: философия – корневая система дерева науки, ствол – физика, ветви – прикладные науки.

Рационалист

Желая вывести абсолютно достоверные истины пришел к выводу, что на чувственный опыт нельзя полагаться, ведь окружающий мир может оказаться сном, иллюзией, галлюцинацией (Матрица).

Обоснование достоверности знания: методическое сомнение. Чувственные восприятия недостоверны (одному кажется еда пересоленной, другому недосоленной) ум, разум не подведет. Он пытается найти первое основание всякого познания, найти исходную точку для построения картины мира. Основание всякой достоверности суждений – наличие размышляющего субъекта. Это центр и исходная точка. «Я мыслю, следовательно, я существую». Даже скептик должен признать факт своего собственного бытия в качестве разумеющего человека. Эта истина извесна не из опыта, мы постигаем ее исключительно рациональным путем.

Метод Декарта:

Следует признанавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью;

Следует выделять максимально простые элементы знания;

Следует руководствоваться методом восхождения «от простого к сложному»; Теоретические идеи с точки зрения Декарта являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте, т.е. существует набор простых теоретических идей уже первоначально существующих в нашем разуме при рождении.

Вводит понятие «интеллектуальной интуиции» Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Это прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела.

 

Философия Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. В молодости учился в еврейском религиозном училище, после окончания некоторое время занимался торговлей, параллельно изучает латынь, входит в политическую жизнь, знакомится с республиканцами, проникается идеями либерализма. В 1656 г. его отлучают от общины, он уезжает из Амстердама занимается политикой и пишет трактаты. Ему оказывал покровительство глава правительства Амстердама Ян де Витт. После его убийства на Спинозу начинаются гонения, его трактаты запрещают. Он уезжает в провинцию, занимается писанием книг и шлифовкой линз, вследствие чего, как предполагают, он заболевает туберкулезом и умирает еще нестарым.

Работы Спинозы: «О Боге, человеке и его счастье»; «Богословско-политический трактат»; «Этика»; «Об усовершенствовании разума» и др.

Его работы имели этико-логический аспект. Интересен своими этическими изысканиями.

Цель философии, по Спинозе, – счастье. Вообще цель жизни – счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья. Поэтому этика является главным разделом в любой философии.

Для того чтобы определить, что такое счастье человека, нужно ответить на вопрос: что такое человек? Для этого надо ответить на вопрос, в чем сущность человека? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, что такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в вопрос о субстанции.

В отличии от Декарта утверждал, что не существует двух субстанций. Есть одна – Бог, которого он отождествлял с природой.

Бога-природу харектерезуют два атрибута: протяженность и мышление. Мышление – атрибут Бога, следовательно разум человека – модус мышления.

Весь мир – проявление божественной субстанции.

Мир познаваем, причем познаваться он может как при помощи чувственных способов, так и при помощи разума.

Выделяет три рода познания

1. мнение и воображение (недостоверное и неполное знание0

2. понятийное и рассудительное познание (достоверное знание)

3. интуитивное познание, в ходе которого мы познаем абсолютный субъект Бога.

Т.о. интуиция – познание высшего рода (хотя у Декарта с интуиции только начинается познание).

 

Философия Г. Лейбница

Лейбниц Готфрит Вильгельм (1646 – 1716). Немецкий философ, математик, юрист, историк, языковед.

«Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология»,

Ввел понятие «идеализм»

В качестве исходных принципов ф-фии Л служат основные законы логики. Все, что не противоречит этим законам, существует или может осуществиться, в том числе и в тех мирах, которые нам недоступны. То, что существует подлинно и чье существование оправданно, прочно и устойчиво, отвечает требованию оптимальности. Однако это требование не вполне выполнимо в мире чувственно-воспринимаемом. Оно реализуется в полной мере в мире «умопосгигаемом», т.е. в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами.

Мир состоит из мельчайших элементов, или монад (единое или единица с греч.), - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы.

Каждая дв. силы есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц “изъял” из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад есть результат Богом “предустановленной гармонии”. Так “низшим” монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.

Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой- защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Т.о. все в мире живое и одушевленное.

Монадология Лейбница обязана открытию микроскопа, которым он восхищался. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Свое учение о бытии Л рассматривал в качестве теодицеи, т.е. оправдания Бога. Несмотря на несовершенства, мир является рационально оправданным, стремящимся к оптимальности, лучшим из возможных (т.е. логически непротиворечивых). В теории познания Л выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» и к формуле сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» - добавлял: «кроме самого разума».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.029 с.)