Семинар 1. Предмет, структура и специфика философского знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Предмет, структура и специфика философского знания



Все книги есть в эл. виде.

Учебники и учебные пособия:

  1. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  2. Иконникова Г.И. Философия / Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, М.М. Сидоров. - М.: Юристъ, 1998.
  3. Канке В.А. Философия / В.А. Канке. - М.: Логос, 2001.
  4. Лазарев Ф.В. Философия / Ф.В. Лазарев, М.К. Трифонова. - Симферопль: СОНАТ, 1999.
  5. Философия в вопросах и ответах / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. - М.: Проспект, 2007.
  6. Ильин В.В.Философия в схемах и комментариях / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2005.
  7. Хрестоматия по философии / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2001.
  8. Мир философии. Ч. 1-2. М., 1991. – хорошая, подробная хрестоматия!!

 

Словари и справочники:

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. А.А. Грицанова. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001.
  2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2000 - 20001.
  3. Новейший философский словарь / Сост. В.Л. Абушенко, М.А. Можейко, Т.Г. Румянцева. - Мн., 1999, 2003
  4. Философская энциклопедия. В 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1960 - 1970.

 

Интернет-библиотеки по философии:

  1. Библиотека Философского факультета МГУ
  2. PSYLIB - Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. - Раздел: ФИЛОСОФИЯ
  3. Библиотека Елены Косиловой
  4. Библиотека Янко Славы
  5. Библиотека Ихтика

 

+ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (УЧЕБНИКИ)

  1. Алексеев П.В. История философии. - М.: Проспект, 2005.
  2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998. - рутрекер
  3. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугай. - М.: Академический проект, 2005. - рутрекер
  4. Лега В.П. Лекции по истории философии - рутрекер
  5. Рассел Б. История западной философии. – рутрекер
  6. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М.: Республика, 1998. -рутрекер
  7. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери.- СПб.: Петрополис, 1994 - 1996. – рутрекер

 

Рекомендую скачать несколько учебников и посмотреть их содержание, чтобы понять, какие вопросы там есть, а каких нет.

 


Некоторые общие моменты:

  1. Преподавателя зовут Мария Дмитриевна Юрлова, эл. адрес m.yurlova@narfu.ru
  2. Работа на семинарах будет организована с помощью балльно-рейтинговой системы, которая даст вам возможность получить оценку «автоматом»:

«отлично» – 90-100 баллов

«хорошо» - 80-90 баллов

«удовлетворительно» - 60-70 баллов.

Допуск к зачету/экзамену: 40 баллов (включая обязательный тест).

Предупреждаю заранее: получить «автомат» будет СЛОЖНО.

Баллы распределяются следующим образом:

· 5 баллов за ответ на семинаре. Как выглядит грамотный доклад – см. пункт 3.

· от 10 до 20 баллов за письменную работу. Таких работ в семестре предполагается три: по античной философии, но философии Нового времени и по современной философии. Подробнее – см. пункт 4.

· от 10 до 20 баллов за итоговое тестирование в конце семестра. Подробнее – см. пункт 5.

  1. Доклад на семинаре представляет собой:

· устное сообщение (зачитывать с бумажки НЕЛЬЗЯ. Читать, запинаясь на каждом слове и перевирая имена и названия – нельзя КАТЕГОРИЧЕСКИ)

· на 5-7 минут (не на две минуты и не на 15)

· представляющее из себя подробное освещение какой-либо проблемы. Ответ должен согласовываться с формулировкой вопроса, рассказывать нужно именно то, о чем вопрос, а не то, что вы нашли.

· если вы рассказываете о каком-либо персонаже, называйте полное имя, годы жизни, кем был и чем известен.

· вы должны понимать, о чем вы рассказываете. Это предполагает знание тех понятий и терминов, которые вам встречаются в тексте, а также то, что вы можете ответить на вопросы по теме выступления.

· в конце доклада должен быть краткий вывод – обобщение того, о чем вы рассказывали.

· список литературы дается для того, чтобы им пользоваться. При подготовке доклада студент должен указать, на какие источники он опирался. Если я слышу в ответ «какой-то книжкой», «нашел в интернете», «не знаю», доклад не засчитывается вне зависимости от его качества. Основные учебники представлены в общем списке, специальная литература будет указана после списка вопросов к каждому семинару.

· все учебники есть в читальном зале бывшего главного корпуса ПГУ, на учебном абонементе и в др. библиотеках города, не говоря уж о том, что в интернет-библиотеках они тоже есть.

  1. Письменная работа представляет собой:

· эссе или реферат на одну из предложенных тем (список тем будет чуть позднее).

· этот вид работы является добровольным и нужен только тем, кто претендует на получение оценки «автоматом».

· работа должна представлять собой письменное, самостоятельно выполненное освещение какой-либо философской проблемы с использованием не только учебной литературы, но и монографией, а также обращением к текстам (первоисточникам).

· объем – 10-15 страниц.

  1. Итоговое тестирование по пройденному материалу. Является условием допуска к зачету/экзамену и возможностью получить дополнительные баллы.

Семинар 1. Предмет, структура и специфика философского знания

 

1. Предмет и специфика философского знания. Философия в системе культуры. Ее отличие от науки, мифологии, религии.

2. Понятие мировоззрения. Мифологическое, религиозное, поэтическое и философское мировоззрения. Мировоззрение как ценностная система взглядов на мир и место в нем человека.

3. Структура научного знания и его основные элементы. Связь эмпирического и теоретического компонентов научного знания.

4. Специфика философского языка.

5. Традиционные разделы философского знания: онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философия, философия истории, философия культуры, философская антропология.

6. Основные направления и проблемы современной философии.

 

Внимание: первый семинар предполагает не выступления с докладами, а общую групповую работу. Готовиться к занятию и что-то читать должны все. Занятие будет проходить в форме дискуссии: я буду задавать вопросы группе и комментировать, отвечать и задавать встречные вопросы могут все желающие.

Литература:

1. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы. // Вопросы философии, 1999, № 11

2. «Предназначение и смысл философии, ее историческое развитие»// «Мир философии». М., 1991, ч. 1. С. 10 – 184.

3. Бибихин В. В. «Философия и религия»// Вопросы философии. 1992, № 7.

4. Библер В. С. «Что есть философия?»// Вопросы философии. 1995, №1. (1994, № 12)

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. М., 1980

6. Кессиди К. Х. «От мифа к логосу». М., 1972.

7. Лосев А. Ф. «Философия, мифология, культура». М., 1991.

8. Мамардашвили М. К. «Как я понимаю философию». М., 1990.

9. Мамардашвили М. К. О философии // Вопросы философии, 1991, № 5

10. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Философия XX века: основные направления и проблемы // Социально-политический журнал, 1996, № 3

11. Ойзерман Т. И. Основные вопросы философии. // Вопросы философии. 2005. № 11.

12. Рорти Р. Философия и будущее. // Вопросы философии, 1994, № 6

13. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии, 1992, № 4

14. Степин В.С. Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука 1994

15. Конш М. Какая философия нужна завтра? // Философия и общество, 2004, №2

 


Семинар 2-3. Досократики, софисты, Сократ

Семинар 9. Философия английского и немецкого Просвещения

1. Гуго Гроций о праве войны и мира. Концепция «справедливой войны».

2. Томас Гоббс «Левиафан». Основные идеи: происхождение государства, антропология.

3. Социальная теория Джона Локка: идея «общественного договора», происхождение государства, теория разделения властей. Концепция толерантности (веротерпимости).

4. Теория познания Джона Локка (tabula rasa).

5. Теории познания Лейбница, спор Лейбница с Локком о существовании

врожденных идей.

6. Сенсуализм Джорджа Беркли. Почему философию Беркли нельзя назвать субъективным идеализмом?

 

Литература:

1. Беркли Дж. «Трактат о началах человеческого знания».

2. Гоббс Томас «Левиафан».

3. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994

4. Лейбниц Г.В. «Монадология», «О приумножении наук».

5. Локк Дж. «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении».

+ учебники по истории философии.

 

 

Литература

1. Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Руссо// Руссо. Трактаты. М., 1969Аптекер Г. О природе демократии, свободы и революции. М., 1970

2. Вико Д. Основание новой науки об общей природе наций. М., 1994

3. Вольтер. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма: В 2 т. М., 1961

4. Занин С.В. Общественный идеал Ж.Ж. Руссо и французское просвещение 18 века. СПб., 2007

5. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Кант И. Сочинения в 8-и т. М., 1994. Т. 8

6. Момджян Х.Н. Французское просвещение 18 века. М., 1983

7. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999

8. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002

9. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. О происхождении неравенства. М., 1998

10. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997

11. Тьер А. История французской революции 1788-1789. СПб. 1874

+ учебники по истории философии.

 

 

 

Семинар 12. Марксизм

 

1. Теория общественно - экономических формаций К. Маркса.

2. К. Маркс: теория отчуждения, концепция универсального человека.

3. Философия Г.Маркузе. «Критическая теория общества»: концепции «одномерного человека», «аффирмативной культуры» и «тотального отказа».

4. Э. Фромм: две концепции человеческого бытия «иметь» или «быть».

5. Э. Фромм: «Искусство любить».

 

 

Литература:

 

1. Маркс К. «К критике политической экономии», «Экономико-философские

рукописи».

2. Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест коммунистической партии».

3. Маркузе Г. «Одномерный человек», «Эрос и цивилизация».

Фромм Э. «Концепция человека у Маркса», «Иметь или быть», «Искусство любить»

+ учебники по истории философии.

 

 

Все книги есть в эл. виде.

Учебники и учебные пособия:

  1. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  2. Иконникова Г.И. Философия / Г.И. Иконникова, В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, М.М. Сидоров. - М.: Юристъ, 1998.
  3. Канке В.А. Философия / В.А. Канке. - М.: Логос, 2001.
  4. Лазарев Ф.В. Философия / Ф.В. Лазарев, М.К. Трифонова. - Симферопль: СОНАТ, 1999.
  5. Философия в вопросах и ответах / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. - М.: Проспект, 2007.
  6. Ильин В.В.Философия в схемах и комментариях / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2005.
  7. Хрестоматия по философии / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2001.
  8. Мир философии. Ч. 1-2. М., 1991. – хорошая, подробная хрестоматия!!

 

Словари и справочники:

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. А.А. Грицанова. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001.
  2. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М.: Мысль, 2000 - 20001.
  3. Новейший философский словарь / Сост. В.Л. Абушенко, М.А. Можейко, Т.Г. Румянцева. - Мн., 1999, 2003
  4. Философская энциклопедия. В 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1960 - 1970.

 

Интернет-библиотеки по философии:

  1. Библиотека Философского факультета МГУ
  2. PSYLIB - Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. - Раздел: ФИЛОСОФИЯ
  3. Библиотека Елены Косиловой
  4. Библиотека Янко Славы
  5. Библиотека Ихтика

 

+ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (УЧЕБНИКИ)

  1. Алексеев П.В. История философии. - М.: Проспект, 2005.
  2. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1998. - рутрекер
  3. История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугай. - М.: Академический проект, 2005. - рутрекер
  4. Лега В.П. Лекции по истории философии - рутрекер
  5. Рассел Б. История западной философии. – рутрекер
  6. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. - М.: Республика, 1998. -рутрекер
  7. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери.- СПб.: Петрополис, 1994 - 1996. – рутрекер

 

Рекомендую скачать несколько учебников и посмотреть их содержание, чтобы понять, какие вопросы там есть, а каких нет.

 


Некоторые общие моменты:

  1. Преподавателя зовут Мария Дмитриевна Юрлова, эл. адрес m.yurlova@narfu.ru
  2. Работа на семинарах будет организована с помощью балльно-рейтинговой системы, которая даст вам возможность получить оценку «автоматом»:

«отлично» – 90-100 баллов

«хорошо» - 80-90 баллов

«удовлетворительно» - 60-70 баллов.

Допуск к зачету/экзамену: 40 баллов (включая обязательный тест).

Предупреждаю заранее: получить «автомат» будет СЛОЖНО.

Баллы распределяются следующим образом:

· 5 баллов за ответ на семинаре. Как выглядит грамотный доклад – см. пункт 3.

· от 10 до 20 баллов за письменную работу. Таких работ в семестре предполагается три: по античной философии, но философии Нового времени и по современной философии. Подробнее – см. пункт 4.

· от 10 до 20 баллов за итоговое тестирование в конце семестра. Подробнее – см. пункт 5.

  1. Доклад на семинаре представляет собой:

· устное сообщение (зачитывать с бумажки НЕЛЬЗЯ. Читать, запинаясь на каждом слове и перевирая имена и названия – нельзя КАТЕГОРИЧЕСКИ)

· на 5-7 минут (не на две минуты и не на 15)

· представляющее из себя подробное освещение какой-либо проблемы. Ответ должен согласовываться с формулировкой вопроса, рассказывать нужно именно то, о чем вопрос, а не то, что вы нашли.

· если вы рассказываете о каком-либо персонаже, называйте полное имя, годы жизни, кем был и чем известен.

· вы должны понимать, о чем вы рассказываете. Это предполагает знание тех понятий и терминов, которые вам встречаются в тексте, а также то, что вы можете ответить на вопросы по теме выступления.

· в конце доклада должен быть краткий вывод – обобщение того, о чем вы рассказывали.

· список литературы дается для того, чтобы им пользоваться. При подготовке доклада студент должен указать, на какие источники он опирался. Если я слышу в ответ «какой-то книжкой», «нашел в интернете», «не знаю», доклад не засчитывается вне зависимости от его качества. Основные учебники представлены в общем списке, специальная литература будет указана после списка вопросов к каждому семинару.

· все учебники есть в читальном зале бывшего главного корпуса ПГУ, на учебном абонементе и в др. библиотеках города, не говоря уж о том, что в интернет-библиотеках они тоже есть.

  1. Письменная работа представляет собой:

· эссе или реферат на одну из предложенных тем (список тем будет чуть позднее).

· этот вид работы является добровольным и нужен только тем, кто претендует на получение оценки «автоматом».

· работа должна представлять собой письменное, самостоятельно выполненное освещение какой-либо философской проблемы с использованием не только учебной литературы, но и монографией, а также обращением к текстам (первоисточникам).

· объем – 10-15 страниц.

  1. Итоговое тестирование по пройденному материалу. Является условием допуска к зачету/экзамену и возможностью получить дополнительные баллы.

Семинар 1. Предмет, структура и специфика философского знания

 

1. Предмет и специфика философского знания. Философия в системе культуры. Ее отличие от науки, мифологии, религии.

2. Понятие мировоззрения. Мифологическое, религиозное, поэтическое и философское мировоззрения. Мировоззрение как ценностная система взглядов на мир и место в нем человека.

3. Структура научного знания и его основные элементы. Связь эмпирического и теоретического компонентов научного знания.

4. Специфика философского языка.

5. Традиционные разделы философского знания: онтология, гносеология, этика, эстетика, социальная философия, философия истории, философия культуры, философская антропология.

6. Основные направления и проблемы современной философии.

 

Внимание: первый семинар предполагает не выступления с докладами, а общую групповую работу. Готовиться к занятию и что-то читать должны все. Занятие будет проходить в форме дискуссии: я буду задавать вопросы группе и комментировать, отвечать и задавать встречные вопросы могут все желающие.

Литература:

1. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы. // Вопросы философии, 1999, № 11

2. «Предназначение и смысл философии, ее историческое развитие»// «Мир философии». М., 1991, ч. 1. С. 10 – 184.

3. Бибихин В. В. «Философия и религия»// Вопросы философии. 1992, № 7.

4. Библер В. С. «Что есть философия?»// Вопросы философии. 1995, №1. (1994, № 12)

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. М., 1980

6. Кессиди К. Х. «От мифа к логосу». М., 1972.

7. Лосев А. Ф. «Философия, мифология, культура». М., 1991.

8. Мамардашвили М. К. «Как я понимаю философию». М., 1990.

9. Мамардашвили М. К. О философии // Вопросы философии, 1991, № 5

10. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Философия XX века: основные направления и проблемы // Социально-политический журнал, 1996, № 3

11. Ойзерман Т. И. Основные вопросы философии. // Вопросы философии. 2005. № 11.

12. Рорти Р. Философия и будущее. // Вопросы философии, 1994, № 6

13. Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии, 1992, № 4

14. Степин В.С. Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука 1994

15. Конш М. Какая философия нужна завтра? // Философия и общество, 2004, №2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.067 с.)