Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Философия Августина Блаженного
Похожие статьи вашей тематики
АВГУСТИН (АВРЕЛИЙ) БЛАЖЕННЫЙ (354-430) - христианский теолог, епископ гиппонский (Северная Африка, Римская империя). Основные работы: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».
| Общая характеристика философии Августина
| ▫ Основные философские идеи:
1) проблемы бытия и времени;
2) проблемы движения истории и исторического прогресса;
3) проблемы человека, его воли и разума перед лицом Бога
▫ Проблемы бытия и времени. Бог сотворил мир, создав материю, пространство и время. Сам Бог пребывает вне времени. Бог — высшее бытие. В Боге пребывают вечные и неизменные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок. Существует только одна вечность — для Бога, а для человека — только настоящее, которое посредством ума разлагается на «до», «сейчас» и «после». Время - продукт человеческого ума. Отсюда, времени до Бога и акта творения не было.
▫ Проблемы движения истории и концепция исторического прогресса. История определяется Божественным проявлением и выражается течением истории от «земного града» к «Граду Божьему», от языческих царств (Римская империя) к царству Христа (Церкви). Земное царство держится лишь на насилии и войнах. Высшее выражение небесного царства — Церковь, которая лишь отчасти совпадает с Божьим царством. Вся история есть противоречивый процесс борьбы «двух градов».
▫ Проблемы человека, его воли и разума перед лицом Бога. К Богу человек идет через познание разумом (Богопознание) при помощи теологии и философии или же через веру, проявляющуюся в воле. Вера и воля выше ума. Вера — высший источник Истины, которая есть благо, любовь к Богу. Истины разума неполны и ограниченны. Человек обладает свободной волей, которую может направить к добру или злу, к вере или безверию, ко спасению души или погибели, т.е. человек может сам определить степень своей ответственности перед людьми и Богом за свои поступки с позиции христианской морали.
|
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Схоластика (систематизация)
Схоластика (IХ-ХVвв.)
Главный вопрос - отношение знания к вере
| Основной тезис — вера выше разума
| Основной философский Вопрос - отношение общего к единичному
|
Реализм
«универсалии» (общие роды) существуют реально, независимо от человеческой мысли
|
| Три периода
|
| Номинализм
«универсалии» не существуют реально, независимо от человека. Они только общие имена
|
|
|
|
|
| Период ранней схоластики
(IX-XII в.)
Иоанн Скот (Эриугена)
(810-877)
Росцелин из Компьени
(1050-1125)
Ансельм Кентерберийский
(1033-1109)
Пьер Абеляр
(1079-1142)
|
| Период зрелости
(XIII в.)
Фома Аквинский
(1225-1274)
Дунc Скот (1265-1308)
|
| Период упадка
(XlV-XVe.)
Уильям Оккам
(ок. 1285-1349)
Жан Буридан (XIV в.) Никола Орем
(1320-1382)
|
Основные черты средневековой философии:
• теоцентризм
• креационизм
• теодицея
• эсхатология
• провиденциализм
• вера выше разума
6.2. Схоластика (общая характеристика)
СХОЛАСТИКА - религиозно-философские учения западно-европейского Средневековья и Нового времени, которые в противоположность мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве
| Общая характеристика схоластики
| ▫ Этап схоластики продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. В развитии различаются три периода:
1) период ранней схоластики (с IX—XII вв.);
2) период зрелости (XIII в.);
3) период упадка (XIV-V вв.).
▫ Теоретическими источниками схоластики были: прежде всего патристика, -особенно Августин и византийская теология; античная философия, прежде всего сочинения и идеи Платона, представителей платонизма и неоплатонизма.
▫ Схоластика в лице ее представителей: Эриугены (810—877), Ансельма Кентерберийского (1033-1109), Абеляра (1079—1142), Альберта Больштедтского (1193—1280), Фомы Аквинского (1225-1274) и многих других сохранила интерес к поднятым патристикой вопросам (проблеме сущности Бога, тайне спасения и т.д.). Однако на первый план выходят вопросы отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). В IX-XII вв. большинство схоластов были «реалистами»; крупнейшим из них в IX в. был Иоанн Скот (Эриугена).
▫ По учению Эриугены, между философией и религией нет противоречия. Критерий правильного толкования Священного писания - разум. Все, что в мире кажется вещественным, в действительности является проявлением духовной природы. Природа — последовательность ступеней явления Бога. Непостижимый и невыразимый никаким понятием и словом, Бог как бы изливается вовне.
▫ В целом схоластика ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии.
|
Номинализм и реализм
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм. В основе этих направлений лежит проблема, связанная с христианским догматом о троичной сущности Бога (Троицы, Тринитарности) и доказательствами бытия Бога. В философии эта проблема конкретизировалась в вопросе об отношениях общего к единичному, в вопросе об «универсалиях», т.е. о природе общих родов или понятий (universalia, или genera, — общие роды).
| | | | Реализм
| | Номинализм
| Учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не отдельные вещи, существующие в эмпирическом мире (реализм сближается с учением Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо сущность есть общее понятие, которое существует реально. Значит, если есть мысли о Боге, то и в реальности есть Бог. Представители: Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274), Альберт Великий (1033-1109) и др.
| | Учение, согласно которому общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо отдельных вещей. Реально существуют лишь вещи (номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» — определяемые материальные вещи). Общие понятия образуются умом человека посредством абстрагирования отдельных вещей и явлений. Универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Применительно к догмату о Троице номинализм исходит из того, что если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо речь идет о трех разных названиях одного реально существующего лица (ересь).
Представители: Росцелин из Компьени (1050-1125); Дунс Скот (1265-1308), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.
|
Философия Фомы Аквинского
ФОМА АКВИНСКИЙ (Томмазо Д'Аквино (1225-1274)) - доминиканский
монах. Крупный теологический философ, систематизатор схоластики. Автор
томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.
Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников»,
комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля
| Общая характеристика философии Фомы Аквинского
| ▫ Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но вместе с тем и образуют единство, гармонически согласуются между собой. Предметом философии являются «истины разума», предметом теологии — «истины откровения». Конечным объектом и источником истины является Бог. Значит, и нет противоречия между откровением и разумом, теологией и философией.
▫ Природа и естественный миропорядок — подножие и подготовка «царства благодати». Мир не вечен, а создан Богом «из ничего». Бог есть чистая, лишенная материи форма, чистая актуальность. Он — действующая и конечная причина мира. Материи как неопределенной и пассивной потенции придает действительное бытие форма. Идея (форма) вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Душа — субстанциональная форма, превращающая первичную материю в человеческое тело.
▫ В вопросе о природе универсалий Фома занял позицию умеренного реализма. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не виде «идей» Платона. «Общее» — в Боге. Бог есть общая полнота бытия — «общее в чистом виде». Проблема тринитарности тем самым решена. «Общее» — это бытие, созданное Богом. Другого «общего» кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять через Бога) нет. Эти рассуждения надолго сняли остроту противоборства номиналистов и реалистов. Пять доказательств существования Бога:
1) все движется, следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
2) все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего — Бог;
3) все вещи мира случайны; случайное зависит от необходимого; должно, следовательно, существовать абсолютно совершенное существо — Бог;
4) вещи обнаруживают различные степени совершенства, должно поэтому существоовать абсолютно совершенное существо — Бог;
5) целесообразность природы необъяснима естественными причинами, следовательно, необходимо принять сверхприродное разумное существо, упорядочивающее мир, — Бога.
▫ Государственная власть происходит от Бога. Власть государя должна быть подчинена духовной власти. Во главе ее на небе — Бог, а на земле — Папа Римский.
▫ В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
|
Теологическая философия
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление, распространенное в Европе в V—XVI вв., которое признавало Бога как высшее существующее начало, а весь окружающий мир в качестве его творения.
Представители: Тертуллиан Карфагенский (160—220), Августин Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (ок. 1285-1349) и др.
| Характерные черты теологической философии
| ▫ Теоцентризм (происходит смещение оси философского исследования с Космоса, Природы на божественное начало — Бога; основным предметом философских исследований является Бог как высшая реальность, главная причина всего сущего).
▫ Мир познается через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Единственный способ познания Бога и всего сущего -толкование Библии.
▫ В основе лежат догмы - положения (учения), принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры. Это догмат о творении (всего Богом), догмат откровения (Бога о самом себе — в Библии), догмат о спасении мира и человечества посредством воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества и т.д.
▫ Человек — творение Бога, т. е. подчеркивается божественная сущность человека. Провозглашается принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения. Последнее является источником двух противоположных царств: божьего и земного. Проводится идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении, т. е. в рамках христианской морали.
▫ Проблема добра и зла решается оптимистически. В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог Добрый, то добро в итоге одержит победу над злом, за которым стоит дьявол (сатана) — падший ангел, восставший против Бога.
▫ Основные черты:
- рефлексивность (осознание и осмысление собственных догм, идей и т.п.); традиционность;
- креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего); провиденциализм (понимание истории как проявления воли Бога); теодицея (учение, согласовывающее идею «разумного» божественного управления миром с наличием мирового зла); эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека); догматизм;
- оторванность от реального мира; назидательность и т.п.
|
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
|