Философия нового времени и ее роль в развитии европейской философской традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия нового времени и ее роль в развитии европейской философской традиции.



После Ренессанса в европейской культуре наступило Новое время и эта новизна сосредоточена в науке и в идеалах классической философии. В каждой из наук утвердились принципы классической механики, экспериментально математического естествознания. Ф. Нового времени потребовала оформление метода. В этом качестве выступила научная диалектика Гегеля. Основные черты классической философии: идеалы научной рациональности; системность; целостность; завершенность; логичность; оппозиция; материализм и идеализм; уважительное отношение к традициям; морализаторство; изучение истины как достоверности, общества как результата общественного договора и прав человека; критическое мышление.

Поиски метода открывает английский эмпиризм. И в дальнейшем в этом направлении рассуждают Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Ф. Бэкон. Автор метода индукции в познании, призывал к эмпирическим обобщениям и считал, что философия должна базироваться на конкретном опыте. Он настаивает на проверке выводов греческих философов, т.к. выводы их дедуктивны (от общего к частному). Его метод индукции обосновался не только в логике, но и в философии, и в науке. Т. Гоббс. Автор книги «Основы Философии», создал первую систему механистического материализма, а именно он сообщил, что в основе познания наши ощущения. Но эти ощущения могут быть даны не только буквально, но и в виде воспоминаний, знаков. Дж. Локк. Его философию называют сенсуализмом. Локк изучал первичные качества, данные в опыте и вторичные качества, данные в воспоминаниях.

Эмпиризму как поиску метода противостоит рационализм и самый крупный мыслитель в этой аппозиции Рене Декарт (фр. философ, математик, основоположник школы картезианства, кредо: мыслю, следовательно существую.) Философ-дуалист, различает две субстанции: мыслящую и протяженную (телесную). Он называет это психофизическим параллелизмом и считает, что все ясные идеи от бога, а запутанные и сложные заставляют сомневаться и требуют метода анализа. Рационалистический метод состоит из 4 частей: 1 истинно то, что ясно и очевидно; 2 сложные проблемы следует анализировать по частям; 3 необходима иерархия этих частей (методическая энумерация); 4 рассуждение должно быть последовательным, без пропусков и избытков. Рационализм Декарта поддерживают Спиноза и Лейбниц. Спиноза исповедует принцип монизма при взгляде на мир, что означает единство бога и природы. Лейбниц предлагает синтетический взгляд на строение бытия.

В 17 веке были четко зафиксированы два философских метода: эмпиризм и рационализм. В 18 веке выясняется, что наиболее эффективен другой метод – диалектика (Гегель).

Просвещение. Общие черты: демократизм, который предполагает приобщение широких слоев общества в культуре и образованию; вера в неограниченные возможности разума, в прогресс науки, в свободомыслие вплоть до радикального атеизма, антиклерикализма (отделение церкви от гос-ва), исторический оптимизм, политический радикализм, романтизм. В эпоху просвещения наиболее популярны две теории: 1 теория – естественное стремление человека к счастью, но нужна собственность, безопасность… 2 теория – приоритет закона. Классическую четкость Просвещение обрело во Франции благодаря Вольтеру, Дидро, Руссо.

Вольтер. «Философские письма Вольтера» содержат изложение принципов либерализма, деизма, сенсуализма.

Дидро. Глава энциклопедистов, автор нескольких томов философских мыслей и лидер большого количества мыслителей. Позиция материализма.

63: Основные положения философской системы Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Апогей мировой философской мысли. Вершина классики, целостная философская система, последняя в своем роде и новый метод «научная диалектика». Он, объективный идеалист, полагает, что первосубстанцией является абсолютная идея, абсолютный дух. Жизненный процесс – самопознание абсолютного духа. Абсолютный дух познает себя в логике, природе, в жизни человека.

Философская система Гегеля состоит из 3 частей:

1.Логика, учение о бытии: количество, качество, мера;

2.Учение о сущности: существование, явление, действительность;

3.Учение о понятиях: субъективные понятия (вся классическая логика), объективные понятия, идея.

Философия природы: механика (материя и движение, пространство и время); физика (индивидуальность, особенная индивидуальность, всеобщая индивидуальность, тотальная индивидуальность); органическая физика (геология, растительная природа, животная природа).

Философия духа: субъективный дух (психология, антропология, феноменология); объективный дух (право, мораль,нравственность); абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Гегелю принадлежит открытие научной диалектики, её 3-х законов и 7 парных категорий. В основании – принцип триады, согласно которому всякий предмет и явление в начале равен самому себе, потом проходит стадию изменений и в итоге синтез. Диалектика – теория противоречий, причинности, необходимости. Тезис – антитезис – синтез.

 

Критическая философия» Канта

Кант. (1724-1804) по философским убеждениям – рационалист, дуалист, умеренный агностик, субъективный идеалист, автор большого множества книг. Главное открытие в философии состоит в том, что не мышление согласуется с бытием, а бытие с мышлением.

Два периода творчества: 1 - докритический, научный (гипотеза о происхождении вселенной); 2 - критический (осмыслены все темы философии). Главная тема – границы человеческого познания (что я могу знать?). Эти границы человеку дают априорные формы: пространство, время, способность суждения. В процессе познания человек сталкивается с вещью в себе (поверхностные свойства предметов могут быть познаны человеком, но по сути своей, мир непознаваем). Причина – априорная форма. Он проводит революцию в области морали, рассматривает автономию морали, долженствование морали и серию императивов. Утверждает, что антропный мир управляется 3-мя идеями разума: бог, свобода воли, бессмертие души. В итоге теорию познания Канта называют наиболее совершенной философской теорией.

Аналитическая философия

Ан Ф (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах.Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечением результатов естественных наук.

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками. Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее:Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует и что задачей философии является логическое прояснение мыслей.Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа.Отрицание значимости всеобъемлющих философских систем в пользу более пристального внимания к деталям, здравому смыслу и обыденному языку.

 

Философия экзистенциализма.

Самаяпопулярная философия 20 века. В переводе «философия существования»,которая рассматривает экзистенцию как обозначение конкретной, частной, интимной жизни человека, без маски и роли, жизни идентичной, негарантированной, свободной, открытой, заброшенной. Это философия абсурда, в которой нет ценностей смысла жизни. Начинается в годы Первой Мировой войны. Основоположниками экзистенциализма являются русские философы Н.Бердяев, Лев Шестов. Во Франции: Сартр «Бытие и ничто», Коню «Бунтующий человек»,Габриель Марсель. В Германии: М.Хайдегер «Бытие и время», Леперс «Смысл и назначение истории». Среди этих авторов есть и атеисты (Сартр), и религиозные мыслители.

В целом аналитика человеч. бытия раскрывает модусы: свободу,на которую обречены люди, выбор(мы не можем не выбирать),страх,одиночество,лтчуждение,любовь,пограничная ситуация,абсурд. Экзистенциализм возник как философия интеллектуалов, в кот. есть напряжённость поиска самого себя, есть тонкая линия частной жизни, но нет пессимизма, отчаяния.

 

67.Феномелогия, герменевтика, структурализм: их роль как методы философ. рефлексии действительности. Ф еноменология - ф. сознания, которая возникает как критика натурализма и объективизма. Э.Гуссерль определяет жизнь как мир человеческих смыслов и развивает феноменологию как ф-ю сознания. Он рассматривает все структуры сознания, в которых есть идеальные значения, переживания и языковая форма. Он изучает интенциональность- совпадение субъекта и объекта, важность переживания в процессе познания и языковая форма. Герменевтика известна со времён греческой ф-и. Призвана переводить, трактовать вербальные и невербальные тексты. В 20 веке крупнейшим представителем являлся нем. философ Х.Г. Гадавер. В книге «Истина и метод» он утверждает:1)современная герменевтика рассматривает типы реконструкций, отношения текст-интерпретатор. Задача- восстановить смысл, понять и передать содержание. В то время как классическая герменевтика акцентировала тему автор-текст.

2) Гадавер особо рассматривал связь субъекта и объекта, что интерпретатор явл-ся частью того, что он интерпретирует. Это и есть герменевтический круг. «Понять что-либо можно тогда, когда заранее это понимаешь».

3) Герм-кий метод понимания использует слово, логос(особенности мышления) и поступок. При этом контекст оказывается зачастую важнее текста. Др. авторы,Поли Рикер, рассматр. конфликт интерпретаций, конгениальность(соучастие с текстом).

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр.Основные представители: Клод Леви-Строс (антропология), Роман Якобсон (лингвистика), Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Лакан (психоанализ), Жан Пиаже (психология), Николя Бурбаки (математика)

 

69. Русская философия как уникальная часть мирового философского процесса. Русская философия самобытна, несмотря на ряд заимствований(рецепций). Ключевые рецепции: византизма,европеизма(германское влияние),евразийство. Рус. Ф. отличается своим этизмом, эстетизмом, литературоцентризмом, патреотизмом, оригинальной формой выражения. Есть мнение, что рус. философия так и не достигла профессионального уровня, однако она всегда была «новомыслием»(термин Соловьёва). Периоды развития рус-й философии: 1 .филосовия русского среднековья от 988 г. до утверждения династии русск. царей Романовых в 1813. В этот период особое развитие получило византийское наследие и русский истихазм(«священное безмолвие»,философия монашества,которая призывала к молитве, прозрению духа).2. философия русского Просвещения: раннее Просвещение, представленное белоруск. авторами. 3.социальная философия 19 века, в кот. существенны радикализм Бакунина, консерватизм Леонтьева, а также взаимодействие славянофильства и западничества.4. философия русского духовного Ренессанса, в которой существенна метафизика всеединства Соловьёва. В ыступает за разные синтезы в философии:за синтез платонизма, нем. идеализма и научной философии; за синтез Ф., религии, науки и искус-ва, за синтез всех мировых церквей, за цельное знание, в котором есть опыт, разум и мистика, за синтез трёх начал в человеке: природного, разумного и абсолютного. Он утв., что понять человека можно из того, что ниже его,равно ему и выше. Это показывает первичные 5. Философия русского Зарубежья.

С 1922 г. Георгий Федотов, автор книг о русской интеллигенции.

6.Марксистко-ленинская философия. Эвальд Ильенков, Тугаринов, белорус. философ Михаил Бахтин(«Философия поступка»)

В итоге, русскоязычная философия самобытна, предметно оформлена и даёт осмысление архетипов восточнославянского мировоззрения.

 

22. Диалектический закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания по сущности своей показывает направленность развития, преемственность, наследие. Существует 4 тенденции развития: прогресс, регресс, одноуровневая, круговорот. Образом развития по этому закону выступает образ спирали.По структуре закон рассматривает виды отрицаний. Отрицание- переход в новое качество и зависит от сути явлений. Виды отрицаний: самоотрицание- результат внутреннего противоречия, уничтожение, возникновение, зарождение, разрушение, конструктивное и деструктивное отрицания, снятие(по Гегелю- первое отрицание, для которого характерно преодоление, сохранение лучшего из прежнего, подъем на новую ступень развития и предпосылка второго отрицания- как синтеза, как отрицание отрицания. Действие данного закона показывается формулой Гегеля: тезис(старое), антитезис(новое), синтез(двойное отрицание). Тезис показ. Тождество и меру. 1-ое отрицание маргинально, это трансформация; 2-ое закладывает новый цикл. Двойное отрицание- утверждение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.014 с.)