Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 1. История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда.

Поиск

Психоанализ З. Фрейда как термин принято употреблять в трех основных значениях:

1) теоретическое направление в психологии;

2) особый метод исследования психики;

3) метод психотерапии.

Сам Фрейд в энциклопедической статье 1922г. определял его так: "Психоанализом называются:

1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных;

2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании;

3) ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину." [1]

С.Цвейг, младший современник З.Фрейда, описывая условия рождения учения, послужившего причиной нравственной мировой революции, с присущим ему тонким психологическим чувствованием и блестящим литературным мастерством приобщает нас под эпиграфом из Ф.Ницше к пафосу вечного противостояния прогресса и реакции:

Какой объем правды способен вынести дух, на какую долю истины он осмеливается? Для меня этот критерий все чаще и чаще становится главным. Заблуждение или святая вера во что либо - не слепота, это - боязливость. Л юбой шаг на пути к истине, любой результат в постижении закономерности произрастают из мужества, из беспощадности и высокой нравственной требовательности к самому себе.

Ф.Ницше

"Наиболее надежный критерий любой силы - то сопротивление, которая эта сила способна преодолеть. В связи с этим работа Зигмунда Фрейда будет понятна лишь в том случае, если ее рассматривать на фоне предвоенного состояния в сфере психологии, в тесной взаимосвязи с тогдашними взглядами, а если быть более точным, то с отсутствием какого бы то ни было взгляда на весь спектр инстинктов человека. Сегодня мысли Фрейда, которые двадцать лет назад почитались крамольными и богохульными, свободно обращаются в крови эпохи и языка, его чеканные формулировки кажутся сами по себе понятными; иначе говоря, понадобится больше усилий, чтобы мыслить вне их, чем мыслить ими. Нужно объяснить взгляды людей прошлого столетия на вопросы психологии и потревожить останки довоенной нравственности еще и потому, что поколению ХХ столетия никак не понять, отчего же их отцы и деды так самозабвенно сопротивлялись давно ставшему неизбежным открытию движущих сил души.

Наш молодые люди слишком дорого заплатили за тогдашнюю мораль, чтобы не презирать ее, но это еще не означает, что они отрицают необходимость и понятие морали вообще. Любая общность людей, которых связывают гражданские либо религиозные узы, в целях самосохранения старается оградить себя от сексуальных, анархических или агрессивных порывов отдельных личностей, перекрыть им путь с помощью плотины из нравственных и моральных устоев. Со времен первобытной орды и до нынешнего века электричества каждая общность стремится подавить первобытные инстинкты с помощью своих особых методов, создает свои собственные законы. Беспощадные цивилизации прибегали к грубой силе: раскаленным железом пытались выжигать инстинкты сладострастия лакедемонская, древнеиудейская, пуританская и кальвиновская эпохи. Правда, будучи жестокими в своих запретах, эти законы, казалось, служили одной идее. При этом любая вера или идея благославляли насилие, которое творилось ради них. Только ради воспитания сильного и воинственного поколения Спарта требовала железной дисциплины; если рассматривать все с точки зрения ее совершенного общества, совершенного "города", то любое желание свободолюбия или проявления чувственности подрывало мощь государственной машины. В свою очередь, христианство ради спасения человеческой души и всего заблудшего человечества борется с плотскими стремлениями человека. Именно потому, что церковь психологически мудра и знает, насколько силен в человеке зов плоти, она противопоставляет плоти другой идеал - духовную страстность; чтобы душа нашла свою изначальную высшую родину, церковь рушит своеволие человеческой натуры, чему служат темницы и костры; такова ее логика, как она ни жестка. Из такого твердого взгляда на мир и проистекает практика морального законодательства. Таким образом, нравственность и есть та своеобразная форма, в которую облачается неосязаемая идея." Однако, ХIХ столетие "из-за головокружительных успехов науки... впало в некое помрачение." "...современное государство ничуть не заботится, как когда-то церковь, о подлинной нравственности своих граждан, его волнует только соблюдение внешних приличий... Словом, установка на то, чтобы отворачиваться и быстрее проходить мимо всего затруднительного для понимания, делать вид, якобы ничего нет, - вот и вся мораль ХIХ столетия." Но в общественной сфере "правила приличия" соблюдались свято, и всякий, "посягнувший на устои" должен быть готов к изгнанию из "приличного общества": "первое официальное выступление Зигмунда Фрейда в кругу товарищей по факультету было похоже на пушечный выстрел в церкви. И те из его коллег, кто относился к нему наиболее доброжелательно, сочли нужным напомнить молодому доценту, что с его стороны было бы намного осмотрительнее, если бы он впредь, дабы не ломать академическую карьеру, остерегался выступать на столь щекотливые темы, не говоря о том, что следует вообще избегать исследований подобного рода. Поскольку все равно это ни к чему не приведет, тем более ни к чему такому, что стало бы предметом широкого обсуждения." [18, с. 4-12].

Тем не менее, научный гений и научное мужество Фрейда, а также его феноменальная работоспособность и преданность клиническому опыту, позволили - сначала в одиночку, затем с появившимися единомышленниками - создать учение, которое перевернуло целый пласт устоявшихся взглядов человечества на себя в мире.

Тщательно просеивая крупицы клинического опыта работы с невротическими пациентами, Фрейд постепенно делал обобщающие метапсихологические выводы и строил здание психоанализа на прочном фундаменте, не стесняясь на ряде этапов "перестраивать" некоторые конструкции.

По его мнению, психическая жизнь человека определяется влечениями, источником которых являются его физиологические и метаболические процессы как биологического представителя рода Homo sapiens или жизненная функция как таковая. Первоначально главным из влечений считалось сексуальное. Оно заряжено энергией "либидо", существует уже у младенца и на протяжении детства проходит через ряд стадий. Ввиду множества социальных запретов представления, связанные с сексуальными переживаниями, вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не допускаются, так как на их пути возникает препятствие, называемое «цензура». Тем не менее, они время от времени прорываются в сознательную жизнь человека в искаженной или символической форме, например, в образах сновидений или в ошибочных действиях. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Процессы, происходящие в бессознательном, находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения (удовольствия). Здесь не имеет значения критерий реальности, не действуют законы формальной логики и, поэтому, отсутствуют противоречия.

Невротические симптомы – это проявления вытесненных травмирующих переживаний, которые образовали в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей основы.

Разработка понятия "бессознательного" привела к созданию "топической" модели психики (первой топики).

Говоря о вытеснении представлений, связанных с сексуальностью, необходимо иметь ввиду, что Фрейд предельно широко понимал термин «сексуальность», который во многих случаях можно было бы заменить понятием жизненность или стремление получать удовольствие от жизни. Об этом свидетельствует введение понятий «влечение к жизни» - Эрос, любовь, созидание - и «влечение к смерти» - Танатос, деструкция, а также разработка в 20-е годы «второй топики», которая известна как «структурная модель психики». Глобальность сексуального влечения определялось еще и тем, что ни одно из других глубинных проявлений человеческой натуры не было связано с таким огромным количеством коллизий, запечатленных в человеческой культуре и истории, от мифологии до реальных военных завоеваний.

В психоанализе принято рассматривать психические явления с нескольких точек зрения, основными из которых являются: динамическая, топическая и экономическая. В качестве дополнительных используются временная (генетическая) и формальная (структурная).

Топическая модель психики (первая топика).

Разрабатывалась З.Фрейдом начиная с 1895 года, окончательно сложилась к 1915 году. В психике человека предполагалось различать три области (системы): Сознание –Предсознание (Псз) – Бессознательное (Бсз).

Сознание (Восприятие – Сознание, Вс-Сз) – область (система), которая находится на периферии психического аппарата и служит для приема информации одновременно из внешнего и внутреннего мира, а это, в свою очередь, означает, что удовольствие - неудовольствие возникает одновременно с оживлением мнесических следов.

С точки зрения топики, система Вс-Сз противопоставлена Псз и Бсз как системам мнесических следов; в Вс-Сз следы возбуждений остаются ненадолго, так как она - "...чувственный орган восприятия психических качеств, а "Один и тот же орган не может выполнять взаимопротиворечивые функции", а именно быстро восстанавливать предыдущее состояние (statu ante), для того, чтобы можно было воспринимать новые впечатления, и накапливать впечатления для того, чтобы можно было воспроизводить их." [1, с. 487-488].

С точки зрения экономической, система Вс-Сз располагает свободно перемещающейся энергией и может нагружать ею то или иное содержание (механизм внимания).

В динамике конфликтов (сознательное избегание неприятного, более тонкое регулирование принципа удовольствия) и в динамике лечения (границы и функции осознания) играет важную роль, однако в динамике защитного конфликта не может считаться одним из его полюсов.

Предсознание (Псз): скрытые, латентные психические образования. Они потенциально доступны сознанию, но в данный момент в сознании не представлены.

С метапсихологической точки зрения Псз управляется вторичным процессом. Она отделена от Бсз цензурой, которая допускает содержания Бсз в Псз только в преобразованном виде. Доступ к сознанию и двигательным реакциям контролируется самим предсознанием.

З.Фрейд всегда объяснял различие между Псз и Бсз тем фактом, что предсознательные представления соотнесены с языком, со "словесными представлениями".

В Псз располагается совокупность следов воспоминаний ("мнесических следов"), доступных воспроизведению, т.е. то, что мы называем памятью в принятом смысле. "Мнесический след" образуется в результате "пролагания пути", который прокладывает возбуждение, перемещаясь по нейронному аппарату. Можно предположить, что прохождение импульса возбуждения по этому пути в дальнейшим, оказывается более легким, более выгодным с экономической точки зрения, и след закрепляется. Таким же образом формируются "мнесические следы" в Бсз, однако их воспроизведение затруднено с одной стороны "цензурой", а с другой - архаической (дословесной) формой представленности. С точки зрения Фрейда, большей части людей присуще затрудненное воспроизведение детских переживаний именно потому, что они представлены в архаической форме и находятся в Бсз.

Бессознательное (Бсз): область, образовавшаяся, в основном, как результат актов вытеснения, особо действенна, так как не подвержена прямому волевому контролю из-за неосознаваемости содержания. Фрейд пришел к такому мнению на основе анализа клинического опыта, который показал, что психическая жизнь индивида "...полна представлений, бессознательный характер которых не мешает их действенности; именно эти представления и порождают симптомы". [1, с. 72]

Основные черты Бсз как системы сводятся к следующим: [1, с. 71]

1) содержания бессознательного являются "репрезентаторами" влечений;

2) эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов, а именно сгущением и смещением;

3) содержания бессознательного, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявиться в поведении, однако реализация этих стремлений возможна лишь при достижении компромисса в результате их искажения цензурой;

4) чаще всего подвергаются фиксации в бессознательном детские желания.

При этом Фрейд отмечал, что кроме вытесненных содержаний, в бессознательном присутствуют врожденные филогенетически присущие индивиду содержания, являющиеся "ядром бессознательного". Вершиной развития этой мысли было понятие первофантазий (первофантазмов) как доиндивидуальных схем, присутствующих уже в детском сексуальном опыте субъекта.

Кроме того, в работе "По ту сторону принципа удовольствия" он делает еще одно важное замечание, которое, вытекая из особенностей функционирования Бсз, касается психической жизни человека в целом: "Тезис Канта, что время и пространство являются необходимыми формами нашего мышления, в настоящее время может подвергнуться дискуссии на основе известных психоаналитических познаний. Мы узнали, что бессознательные психические процессы сами по себе "безвременны". Это прежде всего означает, что они упорядочены не временно, что время в них ничего не меняет и что понятие времени не может к ним применяться. Это отрицательные [т.е. констатирующие отсутствие чего-либо, но не говорящие о наличии - НК ] характерные черты, которые можно ясно себе представить только путем сравнения с сознательными психическими процессами. Как кажется, наше абстрактное представление о времени безусловно произошло от метода работы системы В-Сз и соответствует самовосприятию последней." [10, с. 158-159].

Структурная модель психики (вторая топика).

В работе "Das Ich und das Es" (Я и Оно, 1923 г.) З.Фрейд предложил различать в психике три инстанции: Оно (Ид), Я(Эго) и Сверх-Я (Суперэго), и разъяснил преемственность двух моделей.

По Фрейду, ребенок рождается наполненный импульсами влечения, желаниями. Он – чисто органическое существо. Если влечения удовлетворяются, это доставляет ребенку наслаждение. Психика ребенка недифференцированна и представляет собой Оно, которое Фрейд метафорически назвал «бурный котел влечений». Содержания бессознательного Оно – исходный момент душевной жизни: фиксированные следы той ранней стадии развития человека, в которой они являлись единственной формой психических переживаний. Содержания Оно являются, с одной стороны, врожденными и наследуемыми, с другой вытесненными и приобретенными.

Само понятие Es Фрейд заимствовал у немецкого врача Г.Гроддека и ссылался на Ф.Ницше, который видел в Es "...все, что есть в человеческом существе безличного и, так сказать, природно необходимого". Это понятие привлекло внимание Фрейда как иллюстрация мысли Гроддека: "...то, что мы называем нашим Я, ведет себя в жизни совершенно пассивно, а зато внутри нас живут неизвестные и неподвластные нам силы"; это видно из обычных выражений пациентов: "это было сильнее меня" или "это внезапно пришло мне в голову" и пр. [1, с. 301].

Оно, как инстанция, представляет полюс влечений в личности. Оно - это хаос, Оно наполнено энергией влечений, но лишено организации. "Оно не может выразить, чего хочет; оно не выработало единой воли." [16, с. 392]. Это отсутствие организации выражается прежде всего в том, что противонаправленные влечения [Эрос и Танатос] существуют бок-о-бок в постоянной борьбе, не упраздняя и не ослабляя друг друга.

Постепенно под влиянием основного конфликта (между желаниями индивида и требованиями социума) от недифференцированного Оно начинает отделяться инстанция Я. Инстанция Я образуется как инстанция взаимодействия с внешним миром, функционирующая в соответствии с принципом реальности. Далее в Я выделяется инстанция Сверх-Я или Идеал-Я, которая "имеет самую обширную связь с филогенетическим приобретением - архаическим наследием отдельного человека. То, что было в отдельной психической жизни самым глубоким, становится путем создания идеала наивысшим в человеческой душе, соответственно нашей шкале оценок." [16, с. 372]. "Сверх-Я - репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя." [16, с. 371]. "В то время, как Я, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, - Сверх-Я противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и идеалом будут, в конечном итоге, отражать противоположность реального и психического, внешнего мира и мира внутреннего." [16, с.370]. Впоследствии Сверх-Я будет "царить над Я как совесть, может быть как бессознательное чувство вины". [16, с.370].

В "Я и Оно", где впервые появляется понятие Сверх-Я, оно выступает как синоним Идеал-Я. В 1932г. ("Новые лекции по введению в психоанализ") встает вопрос об их разграничении. При этом Сверх-Я выступает как объемлющая структура, призванная выполнять три функции: "самонаблюдения, нравственного сознания и идеала". Различие между двумя последними функциями можно пояснить фрейдовской трактовкой различий между чувством вины и чувством стыда. Оба эти чувства - результат напряженных отношений между Я и Сверх-Я, однако первое связано прежде всего с нравственным сознанием, а второе - с Идеал-Я, вызывающим скорее любовь (и желание "соответствовать ожиданиям"), чем страх (от угрозы наказания).

С постепенным переходом на "вторую топику" Фрейд практически не использует термин "бессознательное" как существительное (Бсз), обозначающее область (систему) психики в "первой топике", но только как прилагательное (бсз), обозначающее динамическую неосознаваемость определенных содержаний, присущих не только Оно, но также Я и Сверх-Я.

Соотношение между инстанциями в структуре психики рассматривается как динамическое противостояние «эгоизма» человеческой индивидуальности и его ограничениями со стороны социума, неизбежно приводящее к периодическим конфликтам между требованиями принципа удовольствия и принципа реальности, а становление личности в целом как результат компромиссных решений этих конфликтов.

Сознательное Я, считавшееся раньше истинным средоточием личности, теперь вынуждено признать, что его роль "всемогущего" монарха - всего лишь иллюзия, умело поддерживаемая силами, которым доступна вся информация о происходящем. Монарх снабжается информацией, в строго дозированных количествах, для принятия решения, которые логически однозначно вытекают из данной информации. Но теперь оно может отказаться от иллюзии руководства, и попробовать роль равноправного партнера. Другими словами, сознательное – не суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться к другим качествам - и тогда тенденция личности – развитие, или не присоединяться – и тогда тенденция личности – усиление внутриличностного конфликта, что чревато патологией.

Из этого следует задача психоаналитической терапии - перевести бессознательный конфликтный материал человеческой психики в область сознания.

По мысли Фрейда зрелая (генитальная) личность удовлетворяет абсолютное большинство всех возникающих у нее импульсов влечений либо прямым путем, либо окольным, через сублимацию или другие зрелые виды защит, незначительно трансформирующим буквальную изначальную идею импульса. Всю человеческую деятельность, культуру и общество как феномены можно рассматривать как формы удовлетворения и символического выражения человеческих влечений.

 

Основные понятия:

ВЛЕЧЕНИЕ (нем. – Trieb, в англоязычной лит-ре употребляется термин «инстинкт» (instinct), что в целом не соответствует немецкому, и, тем самым, в ряде случаев порождает затруднения в понимании).

Динамический процесс, постоянно протекающий в организме, при котором определенное напряжение (энергетический заряд) подталкивает организм к некоторой цели.

Влечение «происходит из источника раздражений, находящегося внутри организма, … является психическим представителем раздражений,… от его действия невозможно избавиться бегством… проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря ее связи с физическим». (Фрейд З. Интерес к психоанализу. Сборник/ Пер. с нем. – Мн., Попурри, 2009 – 592с. С.202-207).

По Фрейду, влечения проявляются в форме импульсов, энергетическая разрядка которых достигается посредством определенных действий с объектом или в объекте влечения.

Из определения следует, что любое влечение (импульс влечения) имеет четыре характеристики: источник, сила, цель и объект.

ИСТОЧНИК (влечения)

"Говоря об источнике влечения, мы имеем в виду объективный процесс в любом органе или любой части тела, раздражение которого в психической жизни проявляется во влечении. Неизвестно, каждый ли раз этот процесс имеет химическую основу или он отражает действие других сил, например, механических. Изучение источников влечения не является более прерогативой психологии;" (Фрейд З. Интерес к психоанализу. / Пер. с нем. – Мн., Попурри, 2009. – 592с. С.207-208).

 

СИЛА

Определенное количество психической энергии, которое подталкивает организм к некоторой цели и при фрустрации ее достижения переживается как определенный уровень напряжения.

 

ЦЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЯ (ИМПУЛЬСА ВЛЕЧЕНИЯ)

Действие (тип действий), к которому подталкивает влечение и которое должно привести к устранению внутреннего напряжения в результате преобразования внешней или внутренней «реальности», т.е. может быть как физическим, так и психическим. [1] "Введем два термина: назовем лицо, внушающее половое влечение, сексуальным объектом, а действие, на которое влечение толкает, сексуальной целью;..." [9, с.6].

 

ОБЪЕКТ

Понятие объекта рассматривается в психоанализе с трех основных точек зрения:

1. В связи с влечением (объект влечения): именно в объекте или посредством объекта влечение может достичь удовлетворения. Это может быть человек в целом или частичный объект, реальный или фантазматический.

2. В связи с любовью (или ненавистью) (объект любви): речь идет об отношении к личности в целом, к какой-то инстанции Я или же к объекту в целом (личность, сущность, идеал и пр.) (соответствующим прилагательным здесь будет «объектный»).

3. При традиционном использовании в философии или психологии познания – в связи с воспринимающим и познающим субъектом: объект есть то, что имеет устойчивые и постоянные признаки, которые в принципе могут быть восприняты всем сообществом субъектов независимо от их и индивидуальных желаний и мнений (соответствующее прилагательное «объективный»). [1]

 

ЛИБИДО (лат. libido - желание)

Энергия, которую Фрейд считал подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон). Поскольку сексуальное влечение есть психический аспект физиологического возбуждения, либидо есть не что иное, как сила его проявления или, иначе, " динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни".

"Слово "либидо" взято из теории аффектов. Оно обозначает количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению) сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом "любовь". Оно способно "...возрастать, уменьшаться, перемещаться, разряжаться; оно распространяется по следам мыслей и понятий, оставленных в нашей памяти, подобно тому, как электрический заряд распространяется по поверхности тела". После введения дихотомии "Эрос - Танатос" понятие использовалось для обозначения энергии, направляемой на любовь и созидание ("любить и трудиться"). [1]

 

ФИКСАЦИЯ

Рассматривается в двух смыслах:

· как задержка (приостановка) в развитии на той или иной прегенитальной стадии;

· устойчивая связь влечения с определенным представлением и "запись" (Niederschrift) этого представления в бессознательном: "У нас есть основания предполагать существование первовытеснения как первой стадии вытеснения, заключающейся в том, что психический репрезентатор (представление как репрезентатор влечения) не получает доступа в сознание. Это и порождает фиксацию: данный репрезентатор остается неизменным, а влечение сохраняет свою связь с ним". [1, с.561].

 

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ [1].

Два способа функционирования психического аппарата, выделенные З.Фрейдом. Главные их характеристики:

А) с точки зрения топики: первичный процесс – способ функционирования Бсз, вторичный процесс – системы «Предсознание – Сознание»;

Б) с точки зрения энергетики и динамики: в ходе первичного процесса психическая энергия течет свободно, переливаясь из представления в представление посредством механизмов смещения и сгущения; при этом она стремится нагрузить представления, связанные с тем опытом удовлетворения, который порождает желание как таковое (первичная галлюцинация). А в случае вторичного процесса энергия «связана» с самого начала, поток ее подконтролен, представления устойчиво нагружены, удовлетворение отложено, открывая дорогу мысленной проверке и сопоставлению различных способов удовлетворения.

Различия между первичным и вторичным процессами сопоставляются с различиями между принципом удовольствия и принципом реальности.

Исследование симптомообразования и анализ сновидений приводят Фрейда к признанию особого типа функционирования психики, управляемого законами, отличными от тех, что лежат в основе мыслительных процессов как традиционного психологического наблюдения. Для этого способа функционирования психики, особенно ярко проявляющегося в снах, характерно не отсутствие смысла, как утверждала традиционная психология, но скорее непрерывное его скольжение. При этом действуют механизмы "смещения", посредством которых представление, даже, казалось бы, несущественное, может приобрести большую психологическую ценность, значение и силу, изначально принадлежащие другому представлению, и механизмы "сгущения", посредством которых в одном-единственном представлении совпадают все значения (и концентрируется вся совокупная психическая энергия), образуемые пересекающимися ассоциативными цепочками. Еще одна особенность функционирования бессознательного связана со сверхдетерминацией симптома.

Особенности сновидения привели Фрейда к мысли о том, что цель первичного процесса - как можно скорее привести к тождеству восприятия путем галлюцинаторного воспроизводства тех представлений, особая значимость которых обусловлена первоначальным опытом удовлетворения.

Контрастны такого рода функционированию психики вторичные процессы или такие традиционно изучаемые психологией функции, как бодрствующая мысль, внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Вторичный процесс нацелен на обретение тождество мысли: "Мысль должна интересоваться связью между представлениями, не пасуя перед их силой." С этой точки зрения вторичный процесс представляет собой изменение первичного процесса. Его управляющая роль становится возможной благодаря возникновению Я, способного тормозить первичный процесс. Однако, не все процессы с участием Я можно описать как вторичные процессы. Фрейд сразу обратил внимание на то, что Я может оказаться во власти первичного процесса, особенно при патологических способах защиты. Связь защиты с первичным процессом клинически выражается в навязчивости, а экономически - в стремлении к полной, непосредственной и быстрейшей разрядке энергии: "Нагрузка желания вплоть до галлюцинаторного состояния, высокая степень неудовольствия и, стало быть, полнота обращаемых против этого защит - все это мы называем первичными психическими процессами; и, напротив, процессы, обеспечивающие должную нагрузку Я в более мягких формах, мы называем вторичными психическими процессами". [1, с.392]

 

СМЕЩЕНИЕ (нем. - Verschibung, англ. - displasement) – процесс, посредством которого ощущение значительности и важности какого-либо представления (связанного с каким-либо объектом) переходит на другие, изначально менее энергетически нагруженные представления (связанные с тем же или другим объектом), объединенные с первым цепью ассоциаций. Это явление наблюдается прежде всего в построении сновидений, однако оно лежит также в основе невротической симптоматики, а в более общем виде – любого бессознательного образования.

Психоаналитическая теория смещения опирается на экономическую гипотезу, согласно которой энергетическая нагрузка того или иного представления способна отделиться от него, перемещаясь по всей ассоциативной цепи.

Свободное течение энергии (смещение) – одна из главных характеристик первичного процесса, управляющего бессознательным функционированием психики. [1]

 

СГУЩЕНИЕ (нем. - Verdichtung, англ. - condensation).

Один из главных способов, обеспечивающих протекание первичного процесса: одно представление воссоединяет в себе несколько ассоциативных цепей, образуясь на месте их пересечения. С точки зрения экономики, сгущение предполагает нагрузку этого представления энергией, связанной с различными ассоциативными цепями, суммирование различных ее потоков в этом едином представлении.

Сгущение наблюдается в симптомах и - в более общем смысле - во различных образованиях бессознательного. Наиболее ярко оно проявляется в сновидении.

Фрейд показал, что сгущение - это один из главных механизмов, действие которого можно наблюдать в проявлениях остроумии, в ошибочных действиях, при забывании слов и формировании неологизмов.

В результате работы сгущения и смещения незначительное с точки зрения формальной логики представление, воспринятое в качестве внешнего стимула, может "запускать" неуправляемый аффективный процесс, который своих крайних проявлений достигает в маниях и паранойе. [1]

 

ЦЕНЗУРА (нем. - Zensur, англ. - censorship)

Функция запрета на прямое проникновение в систему Предсознание-Сознание психических содержаний, вытесненных в Бессознательное, а также возникших на их основе констелляций (сочетаний).

Понятие, связанное с разработкой "первой топики". В письме Флиссу от 22.12.1897, Фрейд, стремясь объяснить внешнюю абсурдность некоторых бредовых состояний, пишет: "Видели ли Вы когда-нибудь иностранную газету, подвергшуюся на границе русской цензуре? Слова, фразы, целые абзацы оказываются вымараны так, что понять оставшееся совершенно невозможно".

Во "второй топике" Фрейду приходилось с одной стороны, включать цензуру в более обширное поле защиты, а с другой - выяснять, с какой психической инстанцией она связана.

По мнению ряда авторов, понятие цензуры предвосхищает понятие Сверх-Я, чьи "антропоморфные признаки" сходны с некоторыми свойствами цензуры у Фрейда: между "прихожей", где толпятся бессознательные желания, и "гостиной", где пребывает сознание, стоит страж, более или менее бдительный, и этот страж - цензура: "Эта инстанция самонаблюдения известна нам как цензор Я, как моральное сознание; именно она ночью подвергает цензуре наши сны, именно она вытесняет недопустимые желания" [1, с.571].

 

ТОРМОЖЕНИЕ (нем. - Hemmung).

Понятие, описывающее затруднения при выполнении какой-либо психической функции. В работе «Торможение, симптом, тревога» (Hemmung, Symptom, Angst, 1926) Фрейд разбирает это на примерах сексуальной функции, еды, двигательной активности и профессиональной работы, Так, проявлениями торможения в профессиональной работе могут быть: "понижение потребности в работе или плохое выполнение ее... оно возможно как реактивное явление в форме усталости (головокружение, рвота, если обстоятельства вынуждают продолжать ее. Истерия приводит к прекращению работы из-за паралича органа или функции, отсутствие которых несовместимо с выполнением работы. Невроз навязчивости нарушает работу беспрерывным отвлечением внимания и потерей времени из-за остановок и повторений.... Торможение является проявлением ограничения функции Я... из осторожности или из-за уменьшения энергии". [14, с.235-236].

 

СИМПТОМ (нем. - Symptom)

Любое психическое или соматическое образование, которое является следствием и результатом защитного конфликта, доступно наблюдению и воспринимается индивидом как субъективно ненормальное, и, поэтому, способное привлечь к себе внимание. Может проявляться в самых различных формах: сновидения, ошибочные действия, отклоняющееся поведение, навязчивости, соматические жалобы и пр. Теоретически, с точки зрения динамики влечения и защиты, описывается в понятиях образования замещающего, образования реактивного, образования компромиссного. Через механизм конверсии (при психоневрозах) происходит "прыжок из психики в соматическую иннервацию" и образование телесного симптома. Вытесненные представления, с помощью механизмов смещения, сгущения и конверсии, символически выражаются через симптомы. По Фрейду, символическое отношение симптома к его значению таково, что один и тот же симптом может выражать множество значений не только одновременно, но и последовательно: "Со временем одно из значений симптома или даже его основное значение могут измениться..." [1, с. 441]..

Сверхдетерминация симптома: это с одной стороны - мультифакторность его возникновения, а с другой - многозначность его существования. Ж.Лакан подчеркивал, что сверхдетерминация - это общий признак всех образований бессознательного: "Для Фрейда наличие симптома (невротического или какого либо иного) в психоаналитической психопатологии необходимо предполагало сверхдетерминацию, обусловленную двойственностью значения: она призвана символизировать и сам давно угасший конфликт, и кроме того его роль в нынешнем, не менее символическом конфликте". [1, с.441], [14].

ЗАЩИТА (нем. - Abwehr, англ. - defence) – совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого влияния, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим персонажем в этих процессах.

В целом, речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих тогда как сигналы к защите.

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Я.

Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом. [1]

Термин «защита» впервые появился в 1894 году в статье З.Фрейда «Психоневрозы защиты». Возникновение собственно фрейдовской концепции психики, в отличие от взглядов его современников, было обусловлено выходом понятия защиты на первый план в истерии, а затем и в других видах психоневроза. В работе «Исследования истерии» (1895г.) описывается вся сложность отношений между защитой и осуществляющим ее Я. Фактически Я – это ли<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.014 с.)