Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая учебная программа и учебно - методическое пособие к курсу

Поиск

Ч. I

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

по дисциплине «Механизмы психологической защиты»

для студентов дневного отделения факультета клинической психологии

для специальности 030401.65 «Клиническая психология».

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Механизмы психологической защиты" является создание целостного представления о содержании и объеме понятия "психологическая защита" на основе рассмотрения эмпирических данных в контексте классических и современных теорий личности и формирование начального уровня компетентности будущего профессионала в вопросах дифференциации феноменов психики, подпадающими под указанное понятие, и определения возможных направлений работы с ними.

При этом задачами освоениядисциплины являются:

· приобретение студентами знаний в области психологии личности, связанной с понятием "психологическая защита";

· обучение студентов распознаванию проявлений активности защитных механизмов психики на примерах наблюдения за повседневной деятельностью выбранных индивидов;

· обучение студентов умению выделить сущностные признаки классификации феноменов;

· отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;

· отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;

· отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;

· формирование навыков принятия ответственности за качество результатов практической деятельности;

· формирование навыков совместной работы (работы в "команде") и общения с коллективом.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Механизмы психологической защиты" входит в число элективных курсов цикла С2. Естественно-научные и математические дисциплины. Изучается в IV семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских концепций;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.

- Логика

Знания: правила формальной логики и логики предикатов;

Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.

- Общая психология

Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Психология развития и возрастная психология

Знания: принципы и особенности онтогенеза человека по взглядам различных теоретиков;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Социальная психология

Знания: невербальное поведение человека, особенности социальной перцепции;

Умения: наблюдать проявления невербального поведения человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики;

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Механизмы психологической защиты»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.
  2. Психодиагностическая.
  3. Преподавательская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№№пп индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
             
1. ОК-2 понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения + + + Выступление на семинаре, коллоквиум,
2. ОК-3 владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, отчетная работа
3. ОК-4 использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности + + + Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи
4. ОК-7 развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности; + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
5. ОК-8 владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
6. ОК-11 принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях + + + Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе"
7. ПК-1 активная коммуникация и информационно - аналитическая деятельность + + + Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара
8. ПК-3 умение разрабатывать дизайн психологического исследования: + +   Отчетная работа
9. ПК-4 владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов; + + + Отчетная работа
10. ПК-19 владение навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций; + + + Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара
11. ПК-20 владение навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения. + + + Защита отчетных работ на "круглом столе"

 

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

- основные термины и определения, связанные с понятием «психологическая защита»;

- особенности использования понятия «психологическая защита» в классических и современных теориях личности;

- основные эмпирические исследования феноменов, интерпретируемых как «психологическая защита»;

- основные классификации защитных механизмов и их значение для практической деятельности психолога-профессионала.

б) уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;

- проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических подходов к исследованию феноменов психологической защиты;

- выделять в поведении выбранных для наблюдения индивидов структурные элементы, существенные в контексте специфики проявлений психологической защиты;

- излагать в форме письменного отчета основные результаты наблюдения за индивидами, проявляющими в повседневной деятельности защитное поведение, а также выводы как аргументированную интерпретацию полученных результатов;

- учитывать влияние психологической защиты в практике коммуникации;

в) владеть:

- приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;

- научным понятийным языком в контексте исследования феноменов психологической защиты;

- навыками распознавания различных форм проявления психологической защиты при наблюдении за поведением выбранных индивидов;

- практикой оформления отчетных работ согласно требованиям к научным текстам;

- навыками фиксации поведенческих феноменов в протоколе наблюдения за индивидами, проявляющими в повседневной деятельности защитное поведение;

г) иметь представление:

- об истории возникновения понятия «психологическая защита»;

- о различных концепциях соответствия определенных видов защит определенным типам характера;

- об универсальных проблемах адаптации живого организма;

- об основных дискуссионных вопросах по проблемам психологической защиты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
№ IV № __
часов часов
       
Аудиторные занятия (всего), в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ),      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР) - -  
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:      
Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)      
Реферат (Реф)(Монография - М)      
Расчетно-графические работы (РГР) - -  
Подготовка к занятиям(ПЗ)      
Подготовка к текущему контролю (ПТК))      
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)      
     
     
Вид промежуточной аттестации зачет (З) зачет    
экзамен (Э)      
ИТОГО: Общая трудоемкость час.      
ЗЕТ      

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп Компетенции Наименование раздела уч. дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
       
1. ОК-,3,4, 7,8,11; ПК- 1,3,4, 19,20 История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда. Психоанализ З.Фрейда. Теория развития личности: модель психосоциального конфликта. Психологическая защита как одно из необходимых средств частичного «урегулирования» конфликта. Роль защитных механизмов в формировании области бессознательного в топической модели психики (сознания). Природа тревоги. Типы тревоги. Структурная модель психики. Защитные механизмы Я. Торможение и симптом как методы защиты. В.Райх: «мышечный панцирь» как симптом.
2. ОК-,3,4, 7,8,11; ПК- 1,3,4, 19,20 Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии. Классификация защитных механизмов А.Фрейд в зависимости от источника неудовольствия. Механизмы защиты от «внешнего источника». Сравнительный анализ процессов вытеснения и отрицания, торможения и ограничения Я. Процессы замещения объекта влечения и отождествления с объектом влечения как защитные. Взгляды А.Фрейд и М. Кляйн на генез механизмов защиты. К.Хорни: базальный конфликт, межличностные защитные стратегии: «к людям», «от людей», «против людей». Интрапсихические защитные стратегии.
3. ОК-,3,4, 7,11; ПК- 1, Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода. Постулаты концепции личности К.Роджерса. Искажение восприятия, отрицание и отказ в осознавании реального опыта как защита от разрушения сформированной «Я-концепции» и препятствия на пути личностного роста в направлении «полноценно функционирующего человека». Ф.Перлз и гештальт-подход. Холизм. Континуум «человек-среда». Цикл взаимодействия. Понятие контактной границы. Искаженные представления о расположении контактной границы в континууме. Невротические механизмы. Роль защиты с точек зрения А.Адлера, Э.Фромма, А.Маслоу.
4. ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1, Современные концепции защитного поведения Ф.В.Бассин, Ю.С.Савенко. Компенсаторные психологические механизмы как регулятивная структура системы стабилизации личности. Н.Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика, учитывающая уровни зрелости защитных механизмов психики. Р.Лазарус. Концепция совладания со стрессом. Р.М.Грановская. Психологическая защита – система охраны Модели Мира. Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников. Попытка интегративного подхода к проблеме психологической защиты. Законы эволюции Ч.Дарвина. Теория базовых эмоций и универсальные проблемы адаптации живого организма по Р.Плутчику. Типология и генез защитных комплексов. Связь типа защиты с индивидуальными особенностями человека.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп № семестра Наименование раздела учебной дисциплины Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля
Л Сем ПЗ СРС всего
                 
1. IV История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда.     -     Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование
2. IV Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии.           Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
3. IV Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода.           Выступление на семинаре, коллоквиум
4. IV Современные концепции защитного поведения           Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи Защита отчетов на "круглом столе".
    ИТОГО:            

3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп Название тем лекций учебной дисциплины Семестры
IV  
       
1. Понятие о психологической защите как одно из базовых в психоанализе З.Фрейда.    
2. Теория В.Райха.    
3. Разработка теории защитных механизмов А.Фрейд.    
4. Взгляды М.Кляйн и К.Хорни.    
5. Роль защитных процессов в развитии личности с точек зрения К.Роджерса, А.Адлера, Э.Фромма, А.Маслоу.    
6. Невротические механизмы личности гештальт-подходе Ф.Перлза.    
7. Современные концепции защитного поведения. Н.Мак-Вильямс и Р.Лазарус.    
8. Взаимосвязь формы защитного процесса с проявлением базовых эмоций в эволюционном подходе.    
9. Взгляды отечественных психологов на феномен, обозначаемый термином «психологическая защита».    
  Итого    

3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№ Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля Объем по семестрам
IV  
       
1. Топическая и структурная модели психики З.Фрейда. Роль защитных механизмов в формировании области бессознательного и возникновении невротических расстройств. (ТК)    
2. Защитные механизмы Я (вытеснение, проекция, интроекция, регрессия, замещение, изоляция, формирование реакции, уничтожение ранее сделанного, сублимация). (ТК)    
3. Тревога и ее источники. Отрицание в фантазии, словах и действиях. (ТК)    
4. Идентификация с агрессором, формы альтруизма. (ТК)    
5. Взгляды А.Фрейд и М.Кляйн на генез защитных механизмов. (ТК)    
6. Торможение и ограничение Я. Аскетизм. Интеллектуализация и рационализация. Отрицание и вытеснение. (ТК)    
7. Отрицание и искажение реальности в теории К.Роджерса как причина инконгруэнтности Самости и Опыта. (ТК)    
8. Невротические механизмы искажения границы между организмом и средой в гештальт-подходе Ф.Перлза. (ТК)    
9. Коллоквиум (ТК)    
10. Современные исследования надежности понятия «защита». (ТК)    
11. «Позитивный образ Я» как объект защиты. Модель Мира как объект защиты (ТК)    
12. Совладание как активное изменение себя и среды. (ТК)    
13. Системный подход к проблеме функционирования защитных механизмов. Универсальные проблемы адаптации человека в филогенезе. (ТК)    
14. Круглый стол по защите отчетных работ (ПК)    
  Итого    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.178 (0.012 с.)