Рабочая учебная программа и учебно - методическое пособие к курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая учебная программа и учебно - методическое пособие к курсу



Ч. I

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

по дисциплине «Механизмы психологической защиты»

для студентов дневного отделения факультета клинической психологии

для специальности 030401.65 «Клиническая психология».

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Механизмы психологической защиты" является создание целостного представления о содержании и объеме понятия "психологическая защита" на основе рассмотрения эмпирических данных в контексте классических и современных теорий личности и формирование начального уровня компетентности будущего профессионала в вопросах дифференциации феноменов психики, подпадающими под указанное понятие, и определения возможных направлений работы с ними.

При этом задачами освоениядисциплины являются:

· приобретение студентами знаний в области психологии личности, связанной с понятием "психологическая защита";

· обучение студентов распознаванию проявлений активности защитных механизмов психики на примерах наблюдения за повседневной деятельностью выбранных индивидов;

· обучение студентов умению выделить сущностные признаки классификации феноменов;

· отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;

· отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;

· отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;

· формирование навыков принятия ответственности за качество результатов практической деятельности;

· формирование навыков совместной работы (работы в "команде") и общения с коллективом.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Механизмы психологической защиты" входит в число элективных курсов цикла С2. Естественно-научные и математические дисциплины. Изучается в IV семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских концепций;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.

- Логика

Знания: правила формальной логики и логики предикатов;

Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.

- Общая психология

Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Психология развития и возрастная психология

Знания: принципы и особенности онтогенеза человека по взглядам различных теоретиков;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Социальная психология

Знания: невербальное поведение человека, особенности социальной перцепции;

Умения: наблюдать проявления невербального поведения человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики;

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Механизмы психологической защиты»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.
  2. Психодиагностическая.
  3. Преподавательская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№№пп индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
             
1. ОК-2 понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения + + + Выступление на семинаре, коллоквиум,
2. ОК-3 владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, отчетная работа
3. ОК-4 использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности + + + Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи
4. ОК-7 развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности; + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
5. ОК-8 владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния + + + Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
6. ОК-11 принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях + + + Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе"
7. ПК-1 активная коммуникация и информационно - аналитическая деятельность + + + Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара
8. ПК-3 умение разрабатывать дизайн психологического исследования: + +   Отчетная работа
9. ПК-4 владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов; + + + Отчетная работа
10. ПК-19 владение навыками организации самостоятельной работы, консультирования и стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса, навыками организации научных дискуссий и конференций; + + + Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара
11. ПК-20 владение навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения. + + + Защита отчетных работ на "круглом столе"

 

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

- основные термины и определения, связанные с понятием «психологическая защита»;

- особенности использования понятия «психологическая защита» в классических и современных теориях личности;

- основные эмпирические исследования феноменов, интерпретируемых как «психологическая защита»;

- основные классификации защитных механизмов и их значение для практической деятельности психолога-профессионала.

б) уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;

- проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических подходов к исследованию феноменов психологической защиты;

- выделять в поведении выбранных для наблюдения индивидов структурные элементы, существенные в контексте специфики проявлений психологической защиты;

- излагать в форме письменного отчета основные результаты наблюдения за индивидами, проявляющими в повседневной деятельности защитное поведение, а также выводы как аргументированную интерпретацию полученных результатов;

- учитывать влияние психологической защиты в практике коммуникации;

в) владеть:

- приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;

- научным понятийным языком в контексте исследования феноменов психологической защиты;

- навыками распознавания различных форм проявления психологической защиты при наблюдении за поведением выбранных индивидов;

- практикой оформления отчетных работ согласно требованиям к научным текстам;

- навыками фиксации поведенческих феноменов в протоколе наблюдения за индивидами, проявляющими в повседневной деятельности защитное поведение;

г) иметь представление:

- об истории возникновения понятия «психологическая защита»;

- о различных концепциях соответствия определенных видов защит определенным типам характера;

- об универсальных проблемах адаптации живого организма;

- об основных дискуссионных вопросах по проблемам психологической защиты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
№ IV № __
часов часов
       
Аудиторные занятия (всего), в том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ),      
Семинары (С)      
Лабораторные работы (ЛР) - -  
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:      
Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)      
Реферат (Реф)(Монография - М)      
Расчетно-графические работы (РГР) - -  
Подготовка к занятиям(ПЗ)      
Подготовка к текущему контролю (ПТК))      
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)      
     
     
Вид промежуточной аттестации зачет (З) зачет    
экзамен (Э)      
ИТОГО: Общая трудоемкость час.      
ЗЕТ      

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп Компетенции Наименование раздела уч. дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
       
1. ОК-,3,4, 7,8,11; ПК- 1,3,4, 19,20 История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда. Психоанализ З.Фрейда. Теория развития личности: модель психосоциального конфликта. Психологическая защита как одно из необходимых средств частичного «урегулирования» конфликта. Роль защитных механизмов в формировании области бессознательного в топической модели психики (сознания). Природа тревоги. Типы тревоги. Структурная модель психики. Защитные механизмы Я. Торможение и симптом как методы защиты. В.Райх: «мышечный панцирь» как симптом.
2. ОК-,3,4, 7,8,11; ПК- 1,3,4, 19,20 Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии. Классификация защитных механизмов А.Фрейд в зависимости от источника неудовольствия. Механизмы защиты от «внешнего источника». Сравнительный анализ процессов вытеснения и отрицания, торможения и ограничения Я. Процессы замещения объекта влечения и отождествления с объектом влечения как защитные. Взгляды А.Фрейд и М. Кляйн на генез механизмов защиты. К.Хорни: базальный конфликт, межличностные защитные стратегии: «к людям», «от людей», «против людей». Интрапсихические защитные стратегии.
3. ОК-,3,4, 7,11; ПК- 1, Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода. Постулаты концепции личности К.Роджерса. Искажение восприятия, отрицание и отказ в осознавании реального опыта как защита от разрушения сформированной «Я-концепции» и препятствия на пути личностного роста в направлении «полноценно функционирующего человека». Ф.Перлз и гештальт-подход. Холизм. Континуум «человек-среда». Цикл взаимодействия. Понятие контактной границы. Искаженные представления о расположении контактной границы в континууме. Невротические механизмы. Роль защиты с точек зрения А.Адлера, Э.Фромма, А.Маслоу.
4. ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1, Современные концепции защитного поведения Ф.В.Бассин, Ю.С.Савенко. Компенсаторные психологические механизмы как регулятивная структура системы стабилизации личности. Н.Мак-Вильямс. Психоаналитическая диагностика, учитывающая уровни зрелости защитных механизмов психики. Р.Лазарус. Концепция совладания со стрессом. Р.М.Грановская. Психологическая защита – система охраны Модели Мира. Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников. Попытка интегративного подхода к проблеме психологической защиты. Законы эволюции Ч.Дарвина. Теория базовых эмоций и универсальные проблемы адаптации живого организма по Р.Плутчику. Типология и генез защитных комплексов. Связь типа защиты с индивидуальными особенностями человека.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп № семестра Наименование раздела учебной дисциплины Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля
Л Сем ПЗ СРС всего
                 
1. IV История вопроса. Понятие «психологическая защита» в психоанализе З.Фрейда.     -     Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование
2. IV Развитие концепции защитных механизмов в эго-психологии.           Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
3. IV Защитные процессы как препятствия в развитии с точки зрения гуманистического подхода.           Выступление на семинаре, коллоквиум
4. IV Современные концепции защитного поведения           Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи Защита отчетов на "круглом столе".
    ИТОГО:            

3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп Название тем лекций учебной дисциплины Семестры
IV  
       
1. Понятие о психологической защите как одно из базовых в психоанализе З.Фрейда.    
2. Теория В.Райха.    
3. Разработка теории защитных механизмов А.Фрейд.    
4. Взгляды М.Кляйн и К.Хорни.    
5. Роль защитных процессов в развитии личности с точек зрения К.Роджерса, А.Адлера, Э.Фромма, А.Маслоу.    
6. Невротические механизмы личности гештальт-подходе Ф.Перлза.    
7. Современные концепции защитного поведения. Н.Мак-Вильямс и Р.Лазарус.    
8. Взаимосвязь формы защитного процесса с проявлением базовых эмоций в эволюционном подходе.    
9. Взгляды отечественных психологов на феномен, обозначаемый термином «психологическая защита».    
  Итого    

3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.022 с.)